|
||||||||||||||
Что такое антиминс и почему без него нельзя служить Литургию?Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше, Тело Христово, положенное во гроб. Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства. Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений. Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых. В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так… С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов. Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас! Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию. Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных. Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7). В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин». В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно. Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии. Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии. Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле. Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). Отсюда и происходит почитание святых
мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и
телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал
о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет
совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению
тела: Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет. Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия. Иерей Андрей Чиженко
Образование и Православие / pravlife.org |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3412 |