|
||||||||||||||
Как выглядеть благочестиво?У людей, далеких от Церкви, давно сформировался стереотип: православные люди непременно должны и выглядеть и вести себя по-особенному: например, женщины - носить длинные темные одежды, мужчины - бороду. И те и другие - с обязательно намотанными на руку четками (тут отметим, что открыто носить четки полагается только монахам), а общий вид -нарочито непривлекательный. Но, что интересно, и сами православные, бывает, попадают под власть этого стереотипа, и спешат облачиться в такую вот "униформу", одежду зримого благочестия, чтобы быть опознанными людьми своего круга.
При этом мало кто задумывается, что несоответствие такого внешнего вида внутреннему настрою есть явление, далекое от Православия.
Игумения одного из российских монастырей, пишущая под псевдонимом "Монахиня N", подмечает в своих злободневных книгах такие реалии нашей церковной жизни: "…Все святые отцы в тех или иных выражениях советуют: живи по Евангелию и тем познавай себя; день за днем будет открываться горькая правда, постепенно дойдешь до полного нуля, и тогда проси Бога наполнить эту пустоту Своим содержанием. Кажется, как ясно и как просто! Но не многие идут этим путем, мучительным для нашей самости и гармонии. Как людоедка Эллочка, мы хотим мигом перекрасить облезлого кролика и выдать его за (модную нынче) шиншиллу: четки до полу, потупленные глазки – вот и смирение, три канона да еще с акафистом – вот и молитва, лужа слез на исповеди – вот и покаяние. Ищем не чистоты сердца и послушания воле Божией, а показной праведности, почитаемой у людей, сочиняем фальшивые чувства… прикидываемся жалостливыми, добрыми, щедрыми, словно такими родились. Но все это лишь прекрасные порывы, кратковременные и бессильные, поскольку питаются исключительно фантазиями, тщеславием и амбициями…" (Монахиня N, "Дерзай, дщерь!").
В самом деле, делают ли нас православными четки, борода или юбка в пол? Старинная латинская поговорка гласит: "cucullus non facit monachum" - "клобук не делает монахом". Можно ходить хоть и в монашеском одеянии, но по духу оставаться вполне мирским, страстным человеком. А можно, наоборот, и в самой обычной одежде соблюдать евангельские заповеди, быть подвижником-христианином. Есть в святоотеческой литературе такой пример: монаха и мирянина похоронили рядом. Через некоторое время их гробницы раскрыли - и увидели на монахе мирское одеяние, а на мирянине – монашеское…
Строгая полумонашеская одежда на мирянах ко многому обязывает. И если она является внешним выражением высокой ступени внутреннего развития - она прекрасна. А если не является, если не соответствует духовному устроению своего носителя, то смотрится такой наряд сектантской униформой. И вызывает оправданное раздражение как нецерковных, так и церковных людей, которые такой вот странной "моде" не следуют.
Рассказывают, как один епископ, будучи в Троице-Сергиевой Лавре, увидел женщин-паломниц, одетых во все черное, хотя в то время не было поста. И сказал им: "Почему, вы, православные мои, так мрачно одеты, стоите с такими понурыми лицами? Найдите золотую середину, чтобы выглядеть и благочестиво, и празднично, радостно, опрятно. Потому что вера православная – это радость, надежда на милосердие Божие, отсутствие уныния".
Так как, все-таки, одеваться современным православным?
На одном из православных форумов участница высказалась так: "Девочки, юбки в пол, рубаха и тапочки поверх носков - это пока замуж не вышла. А после замужества, если девушка не прекратит "выпендриваться" и прикидываться "монахиней в миру" - можно и до развода довести мужчину. Есть у меня подруга такая, муж у нее "загулял". Потому что женщина на женщину должна быть похожа ВСЕГДА, а не на бесполое существо. Пусть будет скромно, но женщина должна "узнаваться" в любом случае".
Ей вторила другая: "Много лет назад, на вопрос: "Как выглядеть православной благочестивой девице?", мой духовник ответил: "Выглядеть нужно так, чтобы твое благочестие не резало людям глаза".
И третья: ".. Ко Господу надо идти, как на праздник - в хорошем платье, а не в балахоне...".
Судя по всему, с их высказываниями согласился бы и святитель Игнатий (Брянчанинов), живи он в наше время. Известен случай, как святителя Игнатия посетили две его племянницы - молодые благочестивые девушки. Монах и великий подвижник заметил им, что шляпки у них - устаревшего фасона.
Вот и получается, что в вопросе одежды, как и во всей жизни, православному христианину желательно соблюдать золотую середину - то есть не вдаваться в крайности. Все, как и в Храме, должно быть благообразно и по чину. Пусть монахи и монахини выглядят сообразно со своим званием и предназначением, а мирские люди - сообразно со своим.
Даже если мирской человек внутренне готовится к монашеству, совсем не нужно нарочито подчеркивать это внешними атрибутами. Будущий оптинский новомученик иеромонах Василий, в ту пору просто Игорь Росляков, молясь до монастыря в приходском храме, не носил бороду и не помахивал четками. Но, глядя на него, прихожане говорили: "Монах молится".
Православие - религия радостная, и нам, православным, нужно забыть навсегда принцип "чем хуже - тем лучше". Нам нужно одеваться так, чтобы донести эту радость Православия до окружающих. Конечно, при этом одежда не должна быть "радостно кричащая", привлекающая к себе чрезмерное внимание. Зато должна быть такой, чтобы всегда позволила нам зайти в храм Божий, даже если мы случайно проходили мимо, а не готовились специально пойти в церковь.
Кстати, все вышесказанное относится и к мужчинам. Почему-то многие из них считают, что все споры относительно благочестивого вида к ним не относятся, это все женские дела. А ведь вид некоторых из них, стоящих в храме в шлепанцах и брюках от спортивного костюма - очень далек от благообразности.
И как сказал когда-то святейший Патриарх Кирилл, будучи в то время еще митрополитом: "Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие - это не убожество, это - красота жизни!".
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2842 |