|
||||||||||||||
Когда и откуда возникли богословские идеи о причастии без поста и исповеди?Интервью со священноэкономом Павлом Гырбовым
- Батюшка, в прошлый раз мы беседовали о том, можно ли православному христианину причащаться без поста и исповеди? Сегодня продолжим наш разговор в этом направлении и рассмотрим тему: когда и где возникли богословские идеи о принятия Св. Причастия, без необходимой для этого подготовки? - Если речь идет о Болгарии, то я думаю, что эти идеи проникли в нашу страну в конце 90-х годов ХХ века сначала через некоторых преподавателей по богословию, которые лично мне преподавали. - Скажите, пожалуйста, когда зародились упомянутые Вами богословские идеи, прежде чем они проникли в нашу страну? - Если говорить о мировом масштабе – то я не могу с абсолютной точностью сказать, когда они возникли. Насколько мне известно, эти идеи стали зарождаться на Западе после революции 1917 года среди русской интеллигенции. Об этом пишет и очевидец Святитель Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Франциский :„Значительная часть русских уехала за границу... принадлежа к числу чад Православной Церкви и называя себя православными... они сильно отклонились от Православия”.[1] Далее святитель упоминает о„пренебрежительном отношении к постам” [2] и вообще стремлении этой части интеллигенции согласовать „правила и учение Православной Церкви со своими привычками и желаниями”[3], вместо того, чтобы, наоборот, формировать свое христианское мировоззрение, согласно вековыми традициями Церкви. Св. Иоанн не забыл отметить и чуть более поздний духовный подъем, и возвращение к Церкви интеллигенции. Но многие первоначальные искажения не были ею преодолены по простой причине, что „горделивый ум не смог согласиться с тем, что она до сих пор была на ложном пути”.[4] - Где находится „роддом” этих новых «православных» богословских идей? - Желая чтобы эти неоправославные стремления развились и получили больше авторитета, в 1923 году в Париже открывается богословский институт „Св. Сергия Радонежского”, где „процветают «самые бесстрашные» богословские мнения..., рекомендованные в качестве последнего слова богословских «поисков» и «догматического» творчества”.[5] Там преподавали такие богословы, как протопресвитер Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Майендорф, протоиерей Николай Афанасьев и др., которые к сожалению на Западе воспринимаются как„новые апостолы” Православия. Считаю, что они в своем стремлении дать Западу„подлинное”, ”святоотеческое”,но более комфортное восприятие православного учения, вместо того, чтобы„написать брови – выкололи глаза”.Однако, так как их книги издаются огромными тиражами, они быстро создают„моду”,даже сказал бы„идеологию”в современном православном богословии и среди некоторых верующих. - Батюшка, как бы Вы назвали сегодняшних богословов, которые поддерживают или „проповедуют” эти современные теологические идеи? -Борьба против благочестивого обычая (завещанная нам Св. Отцами последних веков) о посте и исповеди перед Святым Причастием является одним из главных пунктов в так называемой„евхаристической экклесиологии”,которая по словам М. Ставру значится в числе „открытий «православных» интеллектуалов”, составляющих неформальное движение„обновления” ,названное им самим „неоортодоксией”, то есть „неоправославием”.[6] Здесь следует отметить, что М. Ставру использует этот термин в положительном смысле слова, и чувствует себя одним из тех,„чьи позиции и образ мышления существенно отличаются от традиционно настроенных христиан”.[7] Таким образом, без какого-либо угрызения совести использую этот термин как к богословам, так и их„открытиям”;в отличие от других, при этом авторитетных и уважаемых мной авторов – иеромонаха Серафима Роуза и архимандрита Рафаила Карелина, которые используют в этих случаях слова„обновленчество”,„модернизм” и так далее, которые имеют тот же смысл.
Беседовал :магистр по богословие Виталий Чеботар.
[1] См.:„Слова иже Святых Отец нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского Чудотворца”, Москва, 1998, с. 252. [2] Там же, с. 253. [3] Там же, с. 253. [4] Там же, с. 254. [5] См.: Перепьолкина Л.. „Икуменизмът – път водещ към погибил”, София, 1993, с. 19. [6] См.: Янарас Хр.,„Вера Церкви”,Москва, 1992, с. 7. [7] Там же, с. 7.
(Настоящее интервью было опубликовано 6 сентября 2012 года в сайте „Православный апологет”). |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2648 |