Опубликовано 21.01.2016 в рубрике  Азбука Православия
 

Когда и откуда возникли богословские идеи о причастии без поста и исповеди?


Интервью со священноэкономом Павлом Гырбовым
 

 

Когда и откуда возникли богословские идеи о причастии без поста и исповеди?Батюшка, в прошлый раз мы беседовали о том, можно ли православному христианину причащаться без поста и исповеди? Сегодня продолжим наш разговор в этом направлении и рассмотрим тему: когда и где возникли богословские идеи о принятия Св. Причастия, без необходимой для этого подготовки?

Если речь идет о Болгарии, то я думаю, что эти идеи проникли в нашу страну в конце 90-х годов ХХ века сначала через некоторых преподавателей по богословию, которые лично мне преподавали.

Скажите, пожалуйста, когда зародились упомянутые Вами богословские идеи, прежде чем они проникли в нашу страну?

Если говорить о мировом масштабе – то я не могу с абсолютной точностью сказать, когда они возникли. Насколько мне известно, эти идеи стали зарождаться на Западе после революции 1917 года среди русской интеллигенции. Об этом пишет и очевидец Святитель Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Франциский :„Значительная часть русских уехала за границу... принадлежа к числу чад Православной Церкви и называя себя православными... они сильно отклонились от Православия”.[1]

Далее святитель упоминает о„пренебрежительном отношении к постам” [2] и вообще стремлении этой части интеллигенции согласовать правила и учение Православной Церкви со своими привычками и желаниями”[3], вместо того, чтобы, наоборот, формировать свое христианское мировоззрение, согласно вековыми традициями Церкви. Св. Иоанн не забыл отметить и чуть более поздний духовный подъем, и возвращение к Церкви интеллигенции. Но многие первоначальные искажения не были ею преодолены по простой причине, что „горделивый ум не смог согласиться с тем, что она до сих пор была на ложном пути”.[4]

Где находится роддомэтих новых «православных» богословских идей?

Желая чтобы эти неоправославные стремления развились и получили больше авторитета, в 1923 году в Париже открывается богословский институт Св. Сергия Радонежского, где процветают «самые бесстрашные» богословские мнения..., рекомендованные в качестве последнего слова богословских «поисков» и «догматического» творчества”.[5] Там преподавали такие богословы, как протопресвитер Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Майендорф, протоиерей Николай Афанасьев и др., которые к сожалению на Западе воспринимаются какновые апостолыПравославия. Считаю, что они в своем стремлении дать Западуподлинное,святоотеческое,но более комфортное восприятие православного учения, вместо того, чтобынаписать брови – выкололи глаза.Однако, так как их книги издаются огромными тиражами, они быстро создаютмоду,даже сказал быидеологиюв современном православном богословии и среди некоторых верующих.

Батюшка, как бы Вы назвали сегодняшних богословов, которые поддерживают илипроповедуют” эти современные теологические идеи?

-Борьба против благочестивого обычая (завещанная нам Св. Отцами последних веков) о посте и исповеди перед Святым Причастием является одним из главных пунктов в так называемойевхаристической экклесиологии,которая по словам М. Ставру значится в числе открытий «православных» интеллектуаловсоставляющих неформальное движениеобновления ,названное им самим неоортодоксиейто есть неоправославием”.[6] Здесь следует отметить, что М. Ставру использует этот термин в положительном смысле слова, и чувствует себя одним из тех,чьи позиции и образ мышления существенно отличаются от традиционно настроенных христиан”.[7] Таким образом, без какого-либо угрызения совести использую этот термин как к богословам, так и ихоткрытиям;в отличие от других, при этом авторитетных и уважаемых мной авторов – иеромонаха Серафима Роуза и архимандрита Рафаила Карелина, которые используют в этих случаях словаобновленчество,„модернизм” и так далее, которые имеют тот же смысл.

 

Беседовал :магистр по богословие Виталий Чеботар.

Источник: 



[1] См.:„Слова иже Святых Отец нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского Чудотворца”, Москва, 1998, с. 252.

[2] Там же, с. 253.

[3] Там же, с. 253.

[4] Там же, с. 254.

[5] См.: Перепьолкина Л.. „Икуменизмът – път водещ към погибил”, София, 1993, с. 19.

[6] См.: Янарас Хр.,Вера Церкви,Москва, 1992, с. 7.

[7] Там же, с. 7.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие /

(Настоящее интервью было опубликовано

6 сентября 2012 года в сайте „Православный апологет”).

Читайте также:

22.11.2017 - Кто такие Ангелы? Православная ангелология

13.12.2016 - Может ли православный христианин работать в праздничные и воскресные дни?

26.03.2016 - Подготовка к исповеди: нужен ли список грехов из книг

20.03.2016 - По каким книгам готовиться к исповеди?

05.02.2016 - Можно ли православному христианину причащаться без поста и исповеди?

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2671

Ключевые слова: Таинство Причащения (Евхаристия), Священноэконом Павел Гырбов, Виталий Чеботар

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


С 12 по 18 марта
В Новосибирске пройдет выставка-ярмарка "Православная весна"...
27.12 2024
Приглашаем принять участие в XIV Всероссийских ежегодных историко-краеведческих Чтениях...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей

    Архив новостей:

Март 2025 (7)
Февраль 2025 (17)
Январь 2025 (9)
Декабрь 2024 (13)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)

«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31