|
||||||||||||||
Иерей Александр Усатов. Оглашение на современном этапеОпубликовано 2-е издание пособия «Оглашение на современном этапе» иерея Александра Усатова. По словам отца Александра Усатова, отсутствие преемственности традиций оглашения на протяжении полуторатысячелетней истории Церкви указывает на актуальность распространения среди священнослужителей и катехизаторов методик по организации огласительных бесед.
Специалист сектора катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации Антон Ракушин, давая экспертную оценку пособию, отметил: «Автор постарался комплексно, многосторонне рассмотреть вопросы, связанные с проведением оглашения в нынешних условиях. И это ему удалось. Представлен как исторический экскурс, канонические основы, так и актуальные выдержки из общецерковных документов и авторитетных источников, позволяющие делать выводы о целях, задачах, принципах, об основном содержании, формах организации оглашения. Кроме этого отражен положительный опыт автора в данной области».
По мнению специалиста, во второй редакции пособия учтены замечания к первому изданию, что сделало книгу лаконичной, емкой и еще более полезной и актуальной.
СодержаниеПреамбула I. Крещение взрослых людей: подготовка и условия совершения 1.1 О необходимости приготовления взрослых людей к принятию Крещения 1.2 Предварительное наставление в вере 1.3 Цель и задачи оглашения 1.4 Кто может проводить оглашение 1.5 Распространенные ошибки катехизаторов 1.6 Организация оглашения 1.7 Общие принципы оглашения 1.8 Примерное содержание цикла огласительных бесед, рассчитанного на 1 месяц 1.9 Исповедально-покаянная беседа со священником 1.10 Аскетические элементы подготовки к Крещению 1.11 Восприемник для взрослого оглашенного 1.12 Условия допуска к Крещению 1.12.1 Взрослые допускаются к Таинству после огласительной подготовки 1.12.2 Исповедание основополагающих истин православной веры 1.12.3 Крещение предполагает дальнейшее участие новообращенных в церковной жизни 1.12.4 Принятие норм христианской нравственности 1.12.5 Осознание подлинного смысла Таинства Крещения II. О крещении детей 2.1 Крещение детей родителей-христиан 2.2 О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» 2.3 Восприемники младенцев 2.4 Организация катехизических бесед с родителями крещаемых младенцев и восприемниками III. Миссионерские и катехизические аспекты совершения Таинства Крещения IV. Наставление в вере после Крещения
«Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16)
ПреамбулаБог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает на Божий призыв через исповедание веры и покаяние, изменение образа жизни и соединение с Церковью в Таинстве Крещения. Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте. В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви отмечено, что
В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Богу и Церкви, переосмыслению жизни. Подводя уверовавшего человека к духовным вратам Церкви – Таинству Крещения, миссионер передает его на попечение катехизаторов и пастырей Церкви. Катехизация (от греч. katecheo – «оглашать, устно наставлять, учить»)–это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви[ii]. На этом этапе уверовавший во Христа человек обретает уверенность, что Церковь является хранительницей Божьего Откровения и принимает решениестать христианином. После восприятия свидетельств о Христе и Церкви (впечатлений о церковной жизни, знакомства с христианами и учением Церкви) новообращенный в определенный момент принимает решение стать учеником Христа и сделать опыт Церкви своим. В настоящее время оглашением принято называть начальный этап катехизации – подготовку к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь.Оглашение имеет целью не только научение основным истинам веры, но и выявление искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой. Участников подготовительных бесед перед Крещением принято называть оглашаемыми, оглашенными. Последующий за принятием Крещения этап катехизации именуется тайноводством (беседы о значении Таинств в церковной жизни). Далее за тайноводством следует систематическое наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки. Указанные этапы могут иметь различную продолжительность и должны вытекать один из другого, так как упущение любого из них ведет к негативным последствиям для духовного роста православного христианина. Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых – после подготовки к сознательному принятию Крещения. В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, человек попадал в христианское окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок. В советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься в начале XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста. Настоящий момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми. В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24–29 июня 2008 года указано, что
Изложенные в данной работе принципы организации огласительной практики на приходе основываются на изучении истории катехизации в Древней Церкви, наставлениях святых отцов и учителей Церкви, каноническом корпусе Православной Церкви, рекомендациях «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах этого Собора, рекомендациях, изложенных в докладах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рекомендациях общецерковных документов «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»[iv] и «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»»[v], рекомендациях Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, рекомендациях к деятельности штатного помощника благочинного и штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации, утвержденных Управлением делами Московской Патриархии, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров и катехизаторов. Надеемся, что сей скромный труд поможет священнослужителям и мирянам в их катехизаторской деятельности. I. Крещение взрослых людей: подготовка и условия совершения1.1 О необходимости приготовления взрослых людей к принятию КрещенияОглашение (подготовку уверовавших людей к Таинству Крещения) следует проводить со всеми взрослыми, желающими принять Крещение. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного)[vi]. В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя:
В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения:
В своем толковании на это место святитель Афанасий Великий отмечает, что
Подобным образом значимость подготовки к Крещению описывал и блаженный Иероним Стридонский:
Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению.
Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского собора). 45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение двух первых недель Великого поста (в древности Крещение совершалось в Великую Субботу). Предварительное наставление в православной вере (первый этап оглашения) в древности совершалось в течение двух-трех лет, а самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней. Оглашение совершалось и над отроками не менее семи лет от роду:
О негативных последствиях Крещения взрослых людей без какой-либо подготовки говорил известный миссионер-проповедник ХХ века митрополит Сурожский Антоний:
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви особо подчеркивает
Необходимость оглашения в настоящее время отмечается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом:
В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви сказано, что человека, не желающего
Стремление как можно быстрее крестить человека во многих случаях является проявлением магического миросозерцания, когда «полезность» участия в Таинстве оценивается без всякого учета свободной воли человека и его способности воспринять и сохранить благодатные дары. Таким образом, можно заключить, что стремление как можно скорее крестить обратившегося к вере взрослого человека без предварительной подготовки противоречит традициям и канонам Церкви. 1.2 Предварительное наставление в вереПодготовка к Таинству Крещения начинается задолго до оглашения. Предварительное наставление в вере – это первые шаги некрещеного человека к Церкви, время частных встреч с православными священниками, миссионерами и мирянами, посещения храма и чтения церковных книг. Именно в это время важно заметить в душе человека разгорающийся огонь веры и способствовать соединению будущего христианина с Богом и Его Церковью. В каждом храме следует размещать информацию, о том, где и когда в данном приходе (или в других храмах благочиния) проводятся подготовительные беседы перед Крещением, а также катехизические курсы. Кроме информационных стендов для этой цели можно использовать краткие памятки и пособия о значимости и правилах подготовки к Таинству Крещения[xiii], а также визитки, которые вручаются для напоминания о месте и времени проведения огласительных бесед.
1.3 Цель и задачи оглашенияГлавной целью оглашения является не «интеллектуальныйпроцесс передачи и усвоения знаний и информации, а благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью»[xiv], его сознательное приобщение к церковной жизни во всех ее проявлениях.Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). «Молитвы об оглашенных» и Чинопоследование Таинства Крещения содержат множество указаний на задачи оглашения. Они сводятся к тому, чтобы помочь человеку в: – формировании первоначальных основ христианского мировоззрения, базирующихся на евангельском благовестии[xv]; – исповедании православной веры, то есть открытом признании своих православных убеждений и прославлении Единого Бога в Трех Лицах[xvi]; – стремлении к духовному просвещению при соучастии своего восприемника[xvii]; – приобщении к евхаристической жизни общины[xviii]и создании живой связи со своим приходом[xix]; – осознании своей ответственности за состояние Церкви и содействии благосостоянию своего прихода[xx]; – принятии и воплощении в своей жизни норм христианской нравственности[xxi]; – отречении от суеверных, оккультных и иных учений, а также магических практик[xxii]; – совершении дел веры.
1.4 Кто может проводить оглашениеОбучение вере, согласно 10-му правилу VII Вселенского Собора, является прямой обязанностью православного священника:
Из молитвы, читаемой при хиротонии во священника, видно, какое значение придает Церковь его учительскому призванию:
Кроме священника огласительные беседы может проводить диакон или катехизатор – мирянин по поручению настоятеля храма и с благословения духовника. Для эффективного осуществления огласительного процесса настоятелям по возможности следует иметь помощника на должности катехизатора в штатном расписании прихода[xxiii]. Претендент на должность штатного помощника настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению получает образование или подтверждает квалификацию в образовательном учреждении по подготовке катехизаторов. Наличие документа об окончании образовательного учреждения по подготовке катехизаторов (или обучение в нем) или документа о прохожденииаттестации является необходимым условием для назначения на должность штатного помощника настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению[xxiv]. Катехизатору необходимо четко понимать смысл, цели своего служения, область и глубину своей компетенции – осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться, признавать свободу тех, к кому обращена проповедь. Возможны разные варианты участия клириков прихода и катехизаторов в проведении огласительных бесед: – все беседы проводит приходской священник; – после первоначальной беседы со священником оглашенные общаются с катехизатором (или с несколькими представителями катехизической службы прихода) и участвуют в исповедальной беседе со священником. При возникновении различного рода затруднений (личная неприязнь к катехизатору, отсутствие времени для прохождения оглашения или возможности посещать приход и т.д.) оглашенным необходимо предоставить возможность личной встречи с настоятелем прихода для поиска способов выхода из сложившейся ситуации[xxv].
1.5 Распространенные ошибки катехизаторовВо время проведения огласительных бесед катехизаторам необходимо стараться избегать следующих наиболее часто встречающихся ошибок: – превращение беседы в монолог катехизатора; – стремление катехизатора «привязать» оглашаемых к себе, а не указать им путь ко Христу; – подмена катехизации пастырством[xxvi] (попытка катехизатора-мирянина исполнять функции пастыря-священника); – стремление к «подстраиванию» катехизатора под слушателей[xxvii], заискивание, чрезмерное упрощение Православия и его редукция до уровня оглашенных; – подмена воцерковления внешней церковностью (исполнением церковных чинов и обрядов); – представление греха как набора поступков и обрядовых нарушений; – категоричность и чрезмерный либерализм; – формальный отказ допустить человека к Крещению без стремления помочь преодолеть сложившиеся препятствия к принятию этого Таинства.
1.6 Организация оглашенияВо время подготовки к Крещению оглашенным необходимо рекомендовать регулярно посещать специальные беседы для готовящихся принять Крещение, читать Евангелие и книги, разъясняющие основы христианской веры (например, Закон Божий), обретать опыт личной молитвы, посильно участвовать в богослужебной и церковно-общинной жизни прихода. Огласительные беседы могут проходить в форме групповых занятий или индивидуальных бесед. В первом случае оглашенные собираются в назначенное время в определенном для проведения бесед помещении и беседуют с клириком прихода или катехизатором. При этом возникает вероятность потери личностного измерения оглашения, когда собеседование с каждым участником встречи превращается в лекцию. Индивидуальный подход в оглашении возможен на приходах, где в оглашении участвует дежурный священник, функционирует полноценная катехизическая служба и духовно опытные прихожанеготовы лично курировать (сопровождать) вхождение человека в церковную жизнь. В таком случае после первоначальной встречи со священником оглашенный может общаться с представителем катехизаторской службы прихода в индивидуальном порядке (согласуя с ним время проведения бесед), а в конце подготовительного курса участвует в покаянно-исповедальной беседе со священником. Впоследствии указанный представитель катехизической службы сможет помогать христианину воцерковляться и после Крещения. Оптимальный режим встреч с оглашенными на групповых занятиях – одна беседа в неделю. Готовящийся ко Крещению человек должен иметь возможность и время усвоить услышанное, прочесть необходимую литературу и начать жить по Евангелию. Возможны несколько вариантов организации огласительных бесед: в будние дни и в выходные. Например, если огласительный цикл рассчитан на один месяц, первый вариант предусматривает проведение огласительных бесед в следующем порядке: первая беседа проходит в понедельник вечером, вторая – во вторник 2-й недели, третья – в среду 3-й недели, и последняя – в четверг 4-й недели. Такая организация бесед позволяет начинать новый курс оглашения каждую неделю (в понедельник). Второй вариант больше подходит для катехизаторов и оглашаемых, работающих в будние дни. Беседы в таком случае проводят по субботам или воскресеньям. Однако новый цикл бесед при такой схеме начинается один раз в месяц (при условии проведения катехизатором одного занятия в день). Продолжительность одной беседы не должна, по возможности, превышать 1–1,5 часа, так как усвоить большой объем новой информации для большинства слушателей будет проблематично. Количество огласительных бесед должно определяться настоятелем прихода «с любовью и рассудительностью»[xxviii], учитывать степень подготовленности оглашенного к вхождению в Церковь, а также территориальные и прочие особенности приходов. Для организации полноценной катехизации взрослых возможен вариант организации Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4–6 раз в год. При таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и проводить их основательную подготовку к Крещению и Причащению. В таком случае целесообразно совершать Крещальную литургию накануне великих праздников в торжественной обстановке: Восприятию Крещения как события, важнейшего в личной жизни человека и значимого для церковной общины, будет способствовать должная подготовка к принятию Таинства, возрождение древней практики его совершения в присутствии и при участии прихода в соединении со Святой Евхаристией в Великую Субботу, в навечерие Рождества и Богоявления[xxix]. При отсутствии выявленных препятствий к совершению Крещения после участия в подготовительных беседах оглашенным надлежит выдавать свидетельствующий об этом документ, за подписью катехизатора и (или) священника, для предъявления в день совершения Таинства Крещения. В тех случаях, когда готовящийся к принятию Таинства Крещения прошел оглашение в другом храме, приход должен предоставить соответствующий документ, заверенный печатью храма[xxx]. Оформляя этот документ, необходимо обратить внимание участников беседы на то, что перед Крещением оглашенному нарекается имя из православных святцев. Нареченное имя не следует менять по произволу. Давать несколько имен в Русской Православной Церкви не принято. Если при рождении младенцу было присвоено имя, содержащееся в православных святцах, не рекомендуется при наречении имени менять это имя на иное, т.к. в большинстве случаев просьбы о Крещении человека с иным именем связаны с оккультным стремлением избежать воздействия колдунов. В некоторых случаях отсутствующее в православном Месяцеслове имя человека можно перевести в церковнославянскую форму и крестить с этим именем[xxxi]. В том случае, когда не удается установить подобного соответствия, можно рекомендовать родителям или самому крещаемому выбрать имя из Месяцеслова (например, близкое по звучанию[xxxii]). 1.7 Общие принципы оглашенияОглашение может быть построено только на основании искренних и доверительных отношений с людьми. Ведь катехизация – это отклик Церкви на свободное произволение человека к спасению. Использование в катехизическом процессе любых средств и технологий, нарушающих свободу человека, недопустимо. Катехизация должна быть, в первую очередь, встречей и диалогом, а не монологом катехизатора. Подготовку оглашенных ко Крещению целесообразно проводить не в форме преподавания лекционного материала о христианстве и пассивного слушания, а в более эффективной с педагогической точки зрения живой беседе с постановкой вопросов и использованием примеров из повседневной жизни (притч) или исторических событий, поясняющих основные истины веры. Важно спрашивать, как человек осознает то или иное понятие (грех, зло, добро). В дальнейшем надо вести диалог, отталкиваясь от мнения оглашаемого. Если оно правильно, углубить его, если нет, то объяснить, почему нет, и, исходя из этого, показать церковный подход. Чтобы материал бесед лучше усваивался, основные события Священной истории следует иллюстрировать примерами икон и росписей храма. Желательно использование наглядных пособий (например, с текстом Символа веры) и современных средств обучения: видео-, аудио- и компьютерной техники. Хорошим подспорьем для катехизаторов может стать небольшая видеотека и библиотека. В книжной лавке каждого прихода следует иметь литературу, специально адресованную тем, кто пока только стучится в двери Церкви. Это должна быть литература, на разных уровнях – и общедоступном, и более углубленном – объясняющая основы Православия, а также открывающая мир Евангелия и богослужений. На информационном стенде прихода следует размещать просветительскую информацию[xxxiii], а также распространять среди приходящих в храм людей катехизические листки, посвященные праздникам, Таинствам, богослужению, а также отдельным вопросам церковной жизни. Уже на первой огласительной беседе оглашенным целесообразно вручать брошюру о Крещении (как минимум – текст Символа веры на церковно-славянском и русском языках) и Евангелие. Возможно распространение среди оглашаемых дисков с катехизическими фильмами[xxxiv] и текстами в электронном виде, а также с записью бесед в аудио формате[xxxv]. Необходимо, чтобы за время подготовки ко Крещению оглашенные самостоятельно познакомились с содержанием Евангелия. В качестве минимального требования можно предложить прочтение одного из синоптических Евангелий. В процессе бесед важно уточнить, как оглашенные усвоили прочитанное, и ответить на вопросы. Основной задачей катехизатора является свидетельство о Христе и жизни по вере. Во время подготовки человека ко Крещению необходимо обратить внимание на то, как оглашенный соотносит себя со Христом и Его Церковью: в сем умертвии греху через Крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека (свт. Феофан Затворник[xxxvi]). Содержание оглашения должно соответствовать категориям слушателей. Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а также нравственное и культурное развитие человека.
1.8 Примерное содержание цикла огласительных бесед, рассчитанного на 1 месяцПлан проведения бесед с готовящимися ко Крещению предполагает постепенный переход от одной темы к следующей, от простейших понятий до глубоких вероучительных истин. Приведенные здесь планы бесед являются лишь ориентиром для катехизатора, который в процессе общения с людьми некоторые темы может лишь затрагивать, а те, которые вызывают недоумение и смущение у оглашаемых, наоборот, рассматривать более тщательно. При подготовке бесед необходимо помнить, что приходящие люди в большинстве случаев не имеют никакого представления о православной вере, или же их представления искажены и подвержены ложным стереотипам. Поэтому задача катехизатора заключается в том, чтобы доходчивым и ясным языком показать желающему креститься человеку незамутненный образ православного вероучения и помочь в преодолении стереотипов. Если цикл огласительных бесед рассчитан на четыре встречи с оглашенными, то каждую из них можно посвятить рассмотрению важнейших огласительных тем. В первой беседе внимание может быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о Крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов Крещения, ответам на его вопросы. Огласительные беседы призваны помочь человеку обрести личную и живую веру в Бога, доверие Богу и верность Ему. Современный человек, желающий принять Крещение, как правило, не имеет точного представления о смысле жизни, вере и Боге. Поэтому катехизатор призван раскрыть перед ним евангельские основы веры, познакомить человека с тем, что Сам Бог открыл людям, а также с основами богословского осмысления этого Откровения. На этой беседе можно рассказать о Евангелии как Книге Жизни иБлагой Вести о спасении во Христе. Более продуктивно уже на первой беседе определиться с оглашаемыми в терминологии, чтобы говорить с ними на одном языке. Схема рассуждений: Бог – человек – вера (религия). Эти понятия нужно раскрыть в следующих аспектах: Бог – Кто? Или «что»? Безликая энергия или Личность? Молитва как общение с Богом. Бог как Творец и Промыслитель. Человек – состав природы человека, образ и подобие Божие, динамичность личности, присущее ей неотъемлемое религиозное чувство и духовная жажда. Вера как устремленность человека к Богу, как ответ человека на Откровение и призыв Божий, как доверие человека Богу и верность Ему. Религия как живой и личностный союз Бога и человека. Ее кардинальное отличие от магии, в основе которой лежит попытка механически овладеть духовной силой и заставить ее служить своим земным целям. Преодоление магических убеждений у новоначальных христиан является залогом построения их правильных отношений с Богом. На второй беседе возможно рассмотреть учение Церкви о спасении человека («от чего и с помощью чего мы хотим спастись?»), понимаемом, с одной стороны, как избавление человека от греха и его последствий: отчужденности от Бога, рабства диаволу и смерти, а с другой стороны – как исцеление человеческой природы во Христе, восстановление живительной связи с Богом и обожение. Во время этой беседы полезно рассмотреть взгляд Церкви на истинное зло – грех (отступление от Бога). Представление о грехе у людей бывает весьма искаженным или ограниченным списком смертных грехов и обрядовыми нарушениями. Без евангельского представления о грехе, о поврежденности человеческого естества, невозможно понимание спасения во Христе. Поэтому во время беседы необходимо заложить основы святоотеческого понимания как святости, так и греха и страстей. Сопутствующие понятия: покаяние, обеты Крещения, отречение от сатаны. В этом контексте следует раскрыть понимание члена Символа веры «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». Немаловажно и введение в христианскую нравственность, раскрываемую через рассмотрение трех евангельских притч: о блудном сыне, о самарянине и о талантах. Третья беседа с оглашенными предполагает обсуждение главных событий истории спасения в объеме Символа веры: творениемира и человека, человек до грехопадения, грехопадение, Промысл Божий в ветхозаветном мире, Боговоплощение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница, Церковь Христова. Важно показать оглашенному, что, принимая Таинство Крещения и приобщаясь к церковной жизни, он становится участником общечеловеческой истории спасения и лично воспринимает спасительные плоды искупительного подвига Христа. На заключительной четвертой беседе можно подробно рассказать о чинопоследовании Таинства Крещения и показать, как центральное событие истории спасения (смерть и Воскресение Спасителя) актуализируется в литургической жизни Церкви и соотносится с жизнью каждого христианина. Огласительные беседы призваны содействовать формированию у людей правильных понятий о Церкви: о ее устройстве, свойствах и Таинствах. Во время этих бесед необходимо рассмотреть следующие аспекты: – представления об абстрактной принадлежности к Церкви, существовании внецерковного христианства и веры в «Бога в душе» ошибочны; – церковность христианина выражается через участие в определенном Евхаристическом собрании. Желательно, чтобы заключительную беседу вел священник, которому оглашенные могут задать возникшие во время оглашения вопросы. При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования,принятые для приходов Русской Православной Церкви в 2011 году: необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке[xxxvii].
1.9 Исповедально-покаянная беседа со священникомВ своей проповеди в день Пятидесятницы апостол Петр указал, что покаяние должно предшествовать Крещению:
В Древней Церкви перед принятием Крещения оглашенным предписывалось исповедоваться:
В современных условиях
Во время покаянно-исповедальной беседы священнику необходимо раскрыть смысл обетов Крещения и выявить отношение к ним оглашаемого, искренне ли он желает принять православную веру и придерживаться ее неизменно до конца жизни или притворно, ради каких-либо выгод и пристрастий. Священнику также необходимо выяснять, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения. В случае выявления таковых совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого с предложением провести серию дополнительных встреч со священником для преодоления препятствий к принятию Таинства Крещения. Покаянно-исповедальная беседа помогает пастырю Церкви составить для себя представление о будущем члене приходской общины, а оглашенному дает возможность приобрести навык участия в Таинстве Покаяния. Проводить покаянно-исповедальную беседу имеет право только священник. В конце такой беседы не читается разрешительная молитва (прощение грехов происходит при совершении Таинства Крещения).
1.10 Аскетические элементы подготовки к КрещениюУже на начальном этапе оглашения очень важно помочь новообращенному человеку включить в свою личную жизнь следующее: – регулярное чтение Евангелия; – ежедневную молитву; – посильное участие в богослужениях и церковно-общинной жизни прихода; – стремление к нравственной жизни по Евангелию. Очень важно познакомить и приобщить человека к посильным делам милосердия. Оглашенным следует рекомендовать соблюдать пост перед Крещением в течение 2–3 дней, а живущим в браке – накануне принятия Крещения воздержаться от супружеского общения. Приступать к Таинству Крещения необходимо предельно чистыми и опрятными (женщинам – без косметики и украшений).
1.11 Восприемник для взрослого оглашенногоДля взрослого человека, желающего принять Крещение, наличие восприемника не обязательно. В то же время, по древней традиции, у взрослого оглашенного может быть опытный в церковной жизни восприемник («крестный родитель»), который принимает участие в обучении оглашенного и выступает как поручитель серьезности его намерений[xl]. Восприемник призван свидетельствовать перед Церковью о жизни новообращенного во время его оглашения. На основании этого свидетельства оглашенный объявляется достойным приема в Церковь. При Крещении оглашенного в бессознательном состоянии за него поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за него обеты и Символ веры:
Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) в том случае, если такой человек ранее твердо выражал намерение в ближайшем времени принять Крещение и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь.
1.12 Условия допуска к Крещению
К Крещению может быть допущен всякий человек, но при условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога — Творца мира и Небесного Отца, в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех верующих в Него людей и мира[xli], и в Духа Святого, исходящего от Отца и подаваемого верующим через Сына:
Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Не допускались к Крещению те, кого побуждала к его принятию корысть, кто не хотел оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще все те, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.
1.12.1 Взрослые допускаются к Таинству после огласительной подготовкиСогласно канонам Церкви оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора). Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления оглашенного приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви:
Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без длительного оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после выздоровления. Но при этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти:
1.12.2 Исповедание основополагающих истин православной верыСогласно 7-му правилу III Вселенского Собора мерой православной веры является Никео-Цареградский Символ веры:
Катехизаторы призваны развенчивать иллюзии и неправильное понимание богословских вопросов искренне заблуждающихся или непросвещенных людей. Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения не совместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви[xlv].
Оглашаемому, который сознательно держится за нецерковные мифологемы, не признает догматы Символа веры, следует предложить продолжить подготовку к принятию Таинства Крещения и помощь в уяснении истин православной веры.
1.12.3 Крещение предполагает дальнейшее участие новообращенных в церковной жизниКрещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом:
Катехизаторы призваны содействовать вхождению оглашаемого в молитвенную и богослужебную жизнь Церкви.
1.12.4 Принятие норм христианской нравственности
Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного свыше.Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. Василий Великий)[xlix]. Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями. Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия – «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский)[l], так какДух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека:
Блаженный Августин написал целый труд «О вере и делах», в котором осуждается практика Крещения отказывающихся жить по христианским заповедям:
К занятиям, от которых оглашенный должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина: – работа, связанная с совершением абортов, а также одобрение абортов; – проституция, содержание публичных домов; – блудное сожительство (без регистрации брака); – работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями; – все формы оккультизма: использование амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, «бабкам», целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы. Перед принятием Крещения оглашенный приносит покаяние (см. раздел «Исповедально-покаянная беседа со священником») и выражает желание бороться со своими грехами:
Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения:
Однако в случае совершения оглашенным во время оглашения тяжкого греха, его Крещение следует отсрочить на период исправления и принесения плодов покаяния[lv].
1.12.5 Осознание подлинного смысла Таинства КрещенияВ некоторых случаях Крещение понимается как магический обряд, т.е. как приносящее «пользу» само по себе – без необходимости внутреннего перерождения человека. Иногда человек стремится принять Крещение потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия, чтобы самому стать «крестным родителем» младенца или исключительно ради вступления в церковный брак. Несомненно, что Господь ограждает крещеногочеловека от различных бед, но это является, скорее, следствием Его милости, нежели целью Крещения. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить свою жизнь. К неверным мотивам относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда Крещение понимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу. Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу:
Поэтому Крещение лиц с неверными мотивами, имеющих лишь порыв «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» необходимо отсрочить:
Крещение человека, желающего креститься из корыстных или лукавых побуждений необходимо отсрочить:
Предложение отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства[lix] может быть объявлено только священником и лишь после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.
II. О крещении детей2.1 Крещение детей родителей-христиан
Оглашение должны проходить все дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения[lxi]. Для проведения подготовительных бесед с такими детьми желательно привлекать опытных педагогов воскресной школы прихода. Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием Крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием.
Младенцам благодать Божья дается в залог их будущей веры, как семя[lxii], которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды Духа Святого, требуются усилия как родителей и восприемников, так и самого крещаемого по мере его возрастания:
2.2 О крещении младенцев, родившихся при помощи«суррогатной матери»
2.3 Восприемники младенцевВ Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»). Основные критерии способности православного христианина стать восприемником: – желание и способность к воспитанию ребенка «в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности»[lxv]; – воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать духовным наставником:
Не могут быть восприемниками («крестными родителями»): – неверующие, некрещеные, иноверные, еретики[lxvii], инославные христиане(члены Римо-Калолической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.); – отступники, а также совершенно несведущие в православной вереи не желающие прилагать усилия к воцерковлению; – лица, не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка; – родители крещаемого младенца[lxviii]; – монашествующие[lxix]; – малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы[lxx]); – недееспособные лица (потерявшие рассудок), – лица с сомнительными нравственными качествами[lxxi]. Восприемник должен лично участвовать в совершении Таинства Крещения младенца или отрока и воспринимать его из купели. Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV веку. Из постановлений Святейшего Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при Крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и женщина – для женского пола). Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола[lxxii]. По установившейся в Русской Православной Церкви традиции не принято, чтобы восприемники были супругами. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) в исключительных случаях могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея[lxxiii]. 2.4 Организация катехизических бесед с родителями крещаемых младенцев и восприемниками С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить подготовительные беседы (как минимум – две беседы). Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения на безвомездной основе[lxxiv]. На приходе могут быть организованы несколько форм проведения таких подготовительных бесед пред крещением детей: – две беседы о смысле, значении и символизме чина Таинства Крещения, о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Присутствующим можно предложить для ознакомления памятки о Таинстве Крещения, катехизические фильмы о церковной жизни, предоставить список рекомендованной литературы о принципах религиозного воспитания детей и адреса Интернет-сайтов, содержащих катехизические материалы и основы православной педагогики; – курс тематических бесед; – после проведения с родителями ребенка и восприемниками обязательныхдвух бесед им предлагают свободное посещение тематических бесед, посвященных осмыслению основ православной веры, ознакомлению с учением Церкви о семье, обсуждению принципов воспитания и воцерковления детей. При проведении бесед необходимо кратко рассказать об истории спасения в рамках Символа веры, раскрыть богословское значение Таинства Крещения, а также помогать участникам бесед преодолевать суеверное и магическое восприятие Таинства Крещения.Некоторые мотивы для Крещения совершенно недопустимы для христиан (чтобы ребенка не сглазили, с целью дальнейшего лечения у целителей и «бабок» и т.д.). Иные мотивы сами по себе положительны, однако должны рассматриваться как второстепенные по отношению к центральной цели Крещения (Крещение ради здоровья младенца, чтобы был у него Ангел-Хранитель, чтобы был как все русские и т.д.). Во время бесед следует раскрыть значение термина «воспитание» в православной традиции как стремление родителей напитать личность ребенка, помогая ему обрести ощущение реальности присутствия Бога в жизни людей. Обращаясь к восприемникам, следует напомнить, чтоониявляются поручителями пред Богом о последующем воспитании ребенка в православной традиции, должны быть учителями, обладающими необходимыми знаниями о вере и опытом полноценной церковной жизни, призваны быть помощниками родителей, способными жертвовать своим временем, вниманием, книгами в процессе воспитания ребенка. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии[lxxv]. Следует напоминать им о недопустимости участия в Таинстве Крещения лиц без нательного креста, с языческими амулетами. Родителям и восприемникам детей старше 6 месяцев необходимо говорить о полезности неоднократного посещения храма вместе с ребенком, что может преодолеть страх ребенка перед незнакомым местом и людьми. Знакомя ребенка с Церковью, важно учить его правильно именовать священнослужителей и святыни. Во время бесед особо нужно указывать на необходимость регулярного причащенияребенка после Крещения: родители и восприемники младенцев должны слышать не только разъяснение Символа веры и Таинства Крещения, но и слова об ответственности, которую они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения, о важности Исповеди, Причащения, о жизни в приходской общине, о том, как можно в ней участвовать[lxxvi]. Восприемникам следует напомнить о необходимости приходить с ребенком в храм для молитвы (т.е. и во внебогослужебное время). Регулярное посещение храма позволяет ребенку прочувствовать его Домом Божьим, и вместе с тем родным домом, где ребенка ждет Господь и Его милость. Родители и восприемники призваны учить ребёнка основам православной веры, вместе с ним регулярно читать молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево», научить его правильно и благоговейно налагать на себя крестное знамение. Во время беседы с родителями и восприемниками младенца им необходимо напоминать о необходимости приобретения для ребенка иконы его Небесного покровителя, а также православной литературы: – Детский молитвослов; – Детская Библия; – Закон Божий; – Жития святых для детей. Пришедшим на беседу родителям и восприемникам необходимо рассказывать о деятельности приходской воскресной школы для детей. III. Миссионерские и катехизические аспекты совершения Таинства Крещения Если наречение имени и чин оглашения («во еже сотворити оглашeннаго») совершаются отдельно от Крещения, имена оглашенных целесообразно поминать на литургии на «Молитве об оглашенных» (на литургии Преждеосвященных Даров – на ектенье об оглашенных или о готовящихся к просвещению). Особой заботой священника должно быть достойное совершение Таинства Крещения. Крещение по сути является рождением человека в новую жизнь, поэтому оно должно стать праздником для всей общины и семьи крещаемого и совершаться в торжественной обстановке с участием прихожан храма. Крещение взрослых целесообразно совершать отдельно от крещения детей. Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане, желательно сопровождать своевременным катехизическим пояснением. IV. Наставление в вере после Крещения Со дня Крещения и причащения начинается заключительный этап катехизации – непосредственное вхождение в церковную жизнь. Этот этап предполагает более серьезное участие общины в жизни новокрещеного христианина. Его длительность и содержание следует определятьисходя из конкретной ситуации. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что просвещение прихожан, которое должно начинаться с катехизации перед Таинством Крещения, конечно же, не завершается ею. Следует пользоваться любой возможностью для научения людей, для сообщения им основ веры Христовой, евангельских истин[lxxvii]. Необходимо проводить внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов[lxxviii](тайноводство), посещая которые, новообращенные христиане смогут полнее приобщиться к богослужебной и таинственной жизни Церкви: Это категорическое требование Патриарха ко всей Церкви… В крупных приходах, особенно там, где есть молодежь, обязательно должна быть внебогослужебная деятельность[lxxix]. Подобные беседы следует предлагать и тем, кто, будучи крещен ранее, хочет возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью или получить наставление в вере: Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин[lxxx]. Клир прихода призван принимать самое непосредственное участие в процессе воцерковления новых членов общины, привлекая также активных мирян и катехизаторов. Осуществляющие оглашение катехизаторы должны помогать и дальнейшему воцерковлению их подопечных. При крупных приходах и в благочиниях необходима организация специализированных центров духовного развития детей и молодежи, которые принимали бы непосредственное участие в катехизаторской, просветительской работе, обладали возможностью правильно организовать процесс катехизации и содействовать духовному развитию верующих. При приходах желательно организовывать кружки и студии как для детей и молодежи, так и для взрослых или всей семьи в целом. По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы[lxxxi], во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении[lxxxii]. Катехизация может принимать самые различные формы: внебогослужебное общение священника с прихожанами (с чаепитием), просветительские беседы или занятия в воскресной школе для взрослых и детей, ненавязчивое распространение просветительских листков, предоставление молящимся отдельных текстов богослужения. [i]Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (П. 2.1. Цели и задачи современной миссии) [ii]«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [iii]Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24–29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» [iv]Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152) и постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [v] Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года (журнал № 158) [vi] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2010 года) [vii]Афанасий Великий, свт. Вторая речь против Ария, п. 42 // Афанасий Великий, свт. Творения. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, часть 2. с. 317 [viii] Иероним Стридонский, блаж. ТолкованиеЕвангелия. – Мн.: Лучи Софии, 2008. с. 318 [ix] Антоний, митрополит Сурожский. Труды. М.: Практика, 2007, кн. 2. с. 198–200 [x]Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (П. 2.2. Формы и методы современной миссионерской деятельности) [xi]Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Доклад на епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 г. [xii]Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.П. 2.2. Формы и методы современной миссионерской деятельности [xiii] В качестве такого пособия можно рекомендовать брошюру протоиерея Ильи Шугаева «Если Вы решили принять Крещение. Подготовительная беседа» (Издательство Московской Патриархии, 2006) [xiv] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [xv]«Отверзи его [или ея] очи мысленныя, во еже озаряти в нем просвещению Евангелия Твоего» (Молитвы о оглашенных // Требник. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006. с. 31) [xvi]«Да разумеет, яко Ты еси един Бог истинный, и единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух… и восхвалит Тя выну вся дни живота своего» (Там же. с. 24) [xvii]«Даждь им [вкупе с восприемником] поучатися в законе Твоем» (Измовение в 8-й день // Требник. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006. с. 63–64) [xviii]«Даруй тому… причащение Святаго Тела и Честныя Крове Христа Твоего» (Последование Святаго Миропомазания // Требник. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006. с. 4) [xix] Устав Русской Православной Церкви (Глава XVI. Приходы). URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html [xx]Там же [xxi]«Отрекаюсь сатаны и всех дел его». Каких дел? –Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия» (Ефрем Сирин, преп. Творения,ч. 2. М. 1881. с. 328) [xxii]«Изжени из него [или из нея]… духа прелести, духа лукавства, духа идолослужения» (Молитвы об оглашенных // Требник. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006. с. 31) [xxiii]Определение Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2004 г. «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8 [xxiv]«Рекомендации к деятельности штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации» (Циркуляр Управляющего делами Московской Патриархии № 01/3009 от 18.06.2012 г.) [xxv] В подобных случаях возможна организация огласительных бесед в виде дистанционного интернет-обучения или же предложен путь самостоятельного изучения соответствующей катехизической литературы [xxvi]Миссиология: Учебное пособие. Белгород: Изд-во Белгородской Православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью), 2009, с. 352 [xxvii]Там же. с. 348–350 [xxviii] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [xxix]Там же [xxx] Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла о подготовке к Таинству Крещения в г. Москве от 3 апреля 2013 г. [xxxi] Мужские имена: Богдан – Феодот, Денис – Дионисий, Егор и Юрий – Георгий, Жан, Ян и Янис – Иоанн. Женские имена: Алена – Елена, Алиса – Александра, Анжелика и Анжела – Ангелина, Виктория – Ника, Виолетта – Ия, Жанна и Яна – Иоанна, Кристина – Христина, Оксана и Аксинья – Ксения, Олеся – Александра, Марта – Марфа, Полина – Апполинария, Светлана – Фотиния, Ульяна – Иулиания, Юлия – Иулия. [xxxii] Например: Артур – Артемий, Руслан – Рустик, Станислав – Вячеслав или Святослав, Алина – Ангелина или Алефтина, Арина – Ариадна или Ирина, Карина – Екатерина, Лилия – Лия, Николь – Ника и т.д. [xxxiii]Информационно-просветительский стенд прихода //Практическое руководство катехизатора. – Вып. 1. М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2014 [xxxiv] Например, фильм, снятый при содействии архиепископа Егорьевского МАРКА (Головкова) «Азбука Православия» (2007 г.) или десять фильмов «Человек перед Богом», автор и ведущий – митрополит ИЛАРИОН(Алфеев) [xxxv] Например, аудио проектархиепископа ЕгорьевскогоМАРКА (Головкова) «Религиозная энциклопедия» [xxxvi]Феофан Затворник, свт. Толкование на Послание к Римлянам. М.: Сретенский монастырь, 1996,с. 332 [xxxvii]Там же [xxxviii]Кирилл Иерусалимский, свт.Поучения огласительные и тайноводственные. Огласительное поучение первое, 5. М.: Благовест, 2010, с 20 [xxxix] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [xl] Критерии способности православного христианина стать восприемником приведены в разделе «Восприемник младенца» [xli]В чине оглашения это выражается торжественным исповеданием оглашаемого: «Верую Ему [Христу], яко Царю и Богу» [xlii]«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [xliii] О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 г. [xliv]«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [xlv]Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» [xlvi] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [xlvii]«О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 г. [xlviii]«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [xlix]Василий Великий, свт. К Амфилохию, XV // Творения. – М.: СибирскаяБлагозвонница, 2008,т. 1. с. 80 [l]Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, гл, 40// Творения.М., 1862, Т. 4. с. 106-107 [li]Максим Исповедник, преп. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 6.М., 1994. с. 37 [lii]Цит. по: Хулап В. Катехуменат в истории Церкви. URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/982/ [liii]Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. Тверь: Герменевтика, 2006. с. 70 [liv] Там же, с. 153 [lv]Ср. «Относительно оглашенных и отпадших, угодно святому и великому Собору, чтобы они три года токмо были между слушающими Писания, а потом молились с оглашенными» (14-е правило I Вселенского Собора, и 5-е правило Неокесарийского Собора) [lvi] Марк Подвижник, преп. Слово 4. О крещении // Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника и Симеона Нового Богослова. М.: Паломник, 1995,с 92 [lvii] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) [lviii]Кирилл Иерусалимский, свт. Огласительное поучение семнадцатое // Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М: Благовест, 2010, с. 298–299 [lix]«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) [lx] О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 г. [lxi] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [lxii]«Бог Слово входит в крещеного… и пребывает в нем как семя» (преп. Симеон Новый Богослов. Цит. по: Журнал Московской Патриархии, 1980. № 3, с .67) [lxiii] Пространный катехизис, п. 289 [lxiv] О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 г. [lxv]«О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 г. [lxvi]Там же [lxvii] Восприемники // Православная энциклопедия. Под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. URL:http://www.pravenc.ru/text/155356.html [lxviii] Восприемники // Православная энциклопедия. Под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. URL:http://www.pravenc.ru/text/155356.html [lxix]«Ниже восприемник бывает монах детища» (Номоканон при Большом Требнике,ст. 209, 84) [lxx]Номоканон при Большом Требнике, ст. 84; Указ Св. Синода от 27 августа 1837 г. [lxxi]Восприемники // Православная энциклопедия. Под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. URL:http://www.pravenc.ru/text/155356.html [lxxii]Указ Святейшего Синода от 19 января 1810 г. [lxxiii] Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г. [lxxiv] Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла о подготовке к Таинству Крещения от 3 апреля 2013 г. [lxxv]«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [lxxvi] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2014 года) [lxxvii]Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Доклад на епархиальном собрании г. Москвы 20 декабря 2013 г. [lxxviii] Краткосрочный курс по изучению и подготовке к Божественной литургии // Практическое руководство катехизатора. – Вып. 1. М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2014 [lxxix] Встреча Святейшего Патриарха Кирилла со студентами высших учебных заведений Смоленской области. Ответы на вопросыhttp://www.patriarchia.ru/db/text/3200687.html [lxxx]«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) [lxxxi] Методика проведения подготовительных бесед с желающими вступить в церковный брак // Практическое руководство катехизатора. – Вып. 1. М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2014 [lxxxii]«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года)
Образование и Православие / Православное образование |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4611 |