|
||||||||||||||
Оглашение и становление общин на приходах Ташкентской и Узбекистанской епархииПротоиерей Сергий Стаценко, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии, проректор по учебной части Ташкентской Духовной семинарии (г. Ташкент). «Оглашение и становление общин на приходах Ташкентской и Узбекистанской епархии». Отдельные аспекты организации огласительной практики В 2011 году единая Среднеазиатская епархия была разделена на три самостоятельных епархии, канонические границы которых были определены по политическими границами молодых государств региона.[1] Этот год для православных верующих Средней Азии стал некоей точкой перелома, поменявшей не только организационную структуру епархиальной жизни. С этого момента постепенно духовная жизнь православной паствы стала переходить в иную качественную ипостась. Почти сразу после прибытия на Ташкентскую кафедру, правящий архиерей циркулярным указом в Ташкентской епархии ввел обязательные предкрещальные Огласительные беседы. Настоятелям приходов было предписано ведение 12 бесед с лицами готовящимися ко Крещению или будущими восприемниками. Циркуляром также предписывалось священникам призывать к прохождению Огласительных бесед всех, кто уже прошел через Таинство Крещения, но мало просвещен в вопросах веры. Данная мера была направлена на то, чтобы православные верующие стали более осознано подходить к исповеданию собственной веры, делать свой нравственный выбор и строить свою духовную жизнь на твердых евангельских основах. Главной целью проведения ОБ является последовательное воцерковление слушателей, которые в последующем делают сознательный шаг ко Крещению или сознательно принимают его последствия. В циркуляре была отмечена еще одна искомая цель – познание и обретение человеком «живого Бога». Сразу же после введения обязательного оглашения настоятели приходов столкнулись с необходимостью решения ряда технических и организационных задач. В первую очередь необходимо было подобрать и соответствующим образом оборудовать аудитории для занятий. В минимальном исполнении в качестве аудитории во многих приходах стали служить трапезные. В приходах с более развитой инфраструктурой оглашение стало проводиться в классах воскресных школ. В некоторых храмах под занятия были приспособлены медийные помещения, оборудованные для просмотра аудио- и видеопродукции. В тех храмах, где отсутствуют вспомогательные помещения, занятия начинались проводиться либо в домах прихожан, либо в приходском доме, где проживает священник. При этом в минимальной комплектации аудитории могут быть оборудованы столом для ведущего беседы и стульями для аудитории. В максимальном виде оборудование аудиторий включает в себя место за столом для каждого слушателя, где помимо обычных тетрадей для записей находится чай и легкие закуски. К техническим средствам здесь относятся видеопроектор с большим экраном и воспроизводящей аппаратурой, звукоусиливающая аппаратура с микрофонами, доски для записей, флип-чарты, стенды с объявлениями и наглядными материалами; на столе у ведущего находится подборка литературы, связанной с Огласительными беседами, демонстрационный и раздаточный материал. К техническим вопросам ведения оглашения также относится методика набора слушателей, фиксация посещений, ведение дневниковых записей в ходе проведения бесед. Все эти задачи оказались решаемыми буквально на любом приходе. Слушатели оповещаются об Огласительных беседах через распечатанные и объявления и объявления во время богослужений. Учет посещения слушателей вылился в две формы. В одном случае, слушателям раздаются бланки сертификатов, с которыми они каждый раз подходят для того, чтобы ведущий беседы расписался в графе о присутствии. В другом случае на слушателей заводится бланк сертификата, через перекличку ведущий отмечает присутствие, а затем расписывается в бланке. По окончании цикла бесед сертификат выдается на руки. Встречались попытки обмана, когда вместо одного человека на беседы приходил другой; или же человек, прошедший беседы «на время передоверял» свой сертификат желающим креститься самим или крестить своих близких. Выход был найден в том, чтобы слушатели в начале бесед и перед крещением предъявляли свои паспорта. Особой заботой настоятелей стала проблема подбора кадров для ведения Огласительных бесед. В Ташкентской епархии на первых порах настоятелей обязали, чтобы они сами проводили беседы. В это же время, на приходах во исполнение решений Архиерейского собора 2011 года стали учреждаться штатные должности катехизаторов, которые со временем стали основными ведущими бесед. В циркуляре о введении Огласительных бесед отдельным образом было выделено, что для оглашения следует привлекать студентов и выпускников Ташкентской Духовной семинарии, что частично получило свое воплощение. В ходе наработки опыта при введении обязательного оглашения определились два основных методических направления. Первое направление было основано на методических указаниях разработанных в Екатеринбургской епархии. Особенностью этой методики является стремление дать человеку максимально возможную информацию об основах вероучения, вопросах нравственности, обговаривались вопросы жизни в Церкви. Видимым итогом этого обучения становятся несложные экзамены для слушателей, после чего им выдается сертификат. Другая методика оглашения основывается на задаче сделать Церковь, Евангелие и православное вероучение интересным для человека. Формально на каждой из 12 бесед рассматривается один из членов Символа Веры, где развернутому толкованию подвергается буквально каждое слово. К Символу Веры примыкает масса смежных тем, касающихся и вероучения, и нравственной жизни христианина. Например, если рассматривается 10 член Символа, то помимо темы Крещения, Таинств, может рассматриваться тема греха, личной ответственности человека и т.д. Большая же часть времени на беседах здесь уделяется диалогу со слушателями, которые задают вопросы докладчику. На беседах слушателям предписывается в течение недели прочитывать по одному из Евангелий и последующих книг Нового Завета. По непонятным местам прочитанного слушатели задают свои вопросы, на чем и строится диалог. Здесь не ставится задача внедрения в человека максимального объема информации. Задача видится в другом – максимально возможно приблизить человека ко Христу, открыть Его как реальную Личность, как Существо, обязательно присутствующее в жизни человека, и решающим образом влияющее на его участь в вечности. [2]
Методические особенности подачи информации В ходе освоения практических сторон оглашения и наблюдений за слушателями постепенно были определены несколько правил, которые учитывают и специфику аудитории и психологические особенности восприятия информации человеком. В идеале беседы должны проводиться на «одном дыхании» со стороны докладчика. При этом недопустимо простое зачитывание материала. Для того, чтобы аудитория не «засыпала» одна небольшая подтема из общей темы должна освещаться не более 5-7 минут, а затем должен быть произведен переход на что-то новое, или же должна вставляться пауза, позволяющая ненадолго отвлечься, разрядиться от процесса усвоения информации. Еще большим эффектом обладает лекторский прием, когда кому-либо отдельно из слушателей или всей аудитории дается возможность самостоятельно обсудить фрагмент темы или понятия, высказать свое мнение. После подобной разрядки аудитория с новыми силами будет готова к дальнейшему изложению. Для того, чтобы завязался диалог со слушателями в качестве одного из приемов ведущие бесед довольно часто стали использовать приемы провоцирования человека на вопросы. В качестве таковых может выступать некая недосказанность мысли, обострение значимости темы, выдвижение заранее спорного для большинства присутствующих тезиса и т.п. Неравнодушность аудитории является показателем высокого качества ведения оглашения. Начинающие ведущие на этапе первого контакта с аудиторией довольно часто впадают в ступор или же начинают прикрываться книгой, переходя на обычное зачитывание текста. В таких случаях священнослужитель или опытный ведущий какое-то время должен посвятить «обкатке» новичка, в своем присутствии давая ему возможность выступить сначала с короткой речью, а затем увеличивая время самостоятельных выступлений. В случае «ступорной паузы», опытный ведущий продолжает выступление, пока новичок не придет в себя. В ходе бесед, докладчик может забыть о том, что перед ним сидит совершенно неподготовленная аудитория, которая абсолютно не владеет ни церковной терминологией, ни минимальными познаниями из Священного Писания[3]. Эти люди с вежливым вниманием будут «отбывать заключение» на Огласительных беседах, не унося с собой ничего, а иногда даже с отрицательным настроем. В этом контексте недопустимо в речи выступающего обилие церковнославянизмов и специфической терминологии без предварительного толкования каждого термина, слова, понятия или без краткого рассказа о жизни и личности библейского персонажа.[4] Наблюдения показали еще одну важную закономерность – практически каждый слушатель в потоке информации желает услышать «рецепты», которые помогут ему улучшить жизнь в целом или найти выход в текущих трудностях. По этой причине докладчик в ходе подготовки должен продумывать, как в своем выступлении ту или иную тему соотнести с текущей действительностью – с духовными и культурными запросами, бытовыми нуждами и стремлениями человека. Это подход подобен подготовке пастыря к проповеди, когда Евангелие должно быть транслировано для прихожан в современность и обращено к личным потребностям верующего.
Проблемы и решения Как и ожидалось, очень быстро среди номинально православного населения в Узбекистане сложилось неоднозначное отношение к введению Огласительных бесед. Привычка тех, кто называет себя православными, к немедленному получению обрядовых «услуг» породила в большей части этой категории людей негативную реакцию к нововведению. Первоначально это начинание было воспринято как временная кампания с неясными целями, что привело к тому, что большинством людей крещение откладывалось до тех пор, пока не закончится «поповская блажь». Позже, когда люди поняли, что Церковь не отступит от задуманного, возникла реакция, которую, правда, нельзя было назвать организованной. В тот момент можно было наблюдать отдельные демарши в храмах, острожные попытки «договориться», позже пошли возмущенные письма в епархию, а затем в государственные структуры. Очень часто на самих Огласительных беседах возникали конфликты, где главным обвинением стало утверждение, что «людей отталкивают от Церкви». Для нейтрализации данной реакции по рекомендации митрополита Викентия настоятели храмов и приходские катехизаторы должны были уделять существенное время для индивидуальных разъяснений. Кроме этого польза оглашения должна была разъясняться на проповедях за богослужением. Автор был очевидцем, когда к самому владыке Викентию шел нескончаемый поток с жалобами на нововведение. И наш архипастырь несмотря на загруженность никому не отказывал в разговоре и в разъяснениях. Чуть позже для всех желающих стали устраиваться еженедельные встречи в конференц-зале епархии, где владыка отвечал на все вопросы аудитории. Предпринятые меры привели к тому, что в течение полугода негативное отношение со стороны православных к оглашению практически сошло на «нет». Существенную роль в этом сыграли те люди, кто уже прошел оглашение – как правило, они становились пропагандистами оглашения «в народе». Стали часто повторяться случаи, когда во время ведения Огласительных бесед слушатели сами осаживают людей, начинавших вступать в конфликт по поводу новых правил принятия Таинства Крещения. В циркуляре о введении оглашения было рекомендована еженедельная периодичность проведения бесед по цикличному принципу. Цикличность в 12 постоянно повторяющихся бесед позволила людям входить в оглашение на любом этапе. В процессе становления системы оглашения священники и катехизаторы столкнулись с тем, что у некоторых людей в силу занятости, по показаниям здоровья, по семейным обстоятельствам не всегда имеется возможность присутствовать на Огласительных беседах. В таких случаях людям дается возможность самостоятельного освоения материала по оглашению. При этом либо даются указания, где можно найти информацию, рекомендуются к приобретению соответствующая литература, распространяются видеодиски с огласительными лекциями. После того, как человек самостоятельно освоил материал, он в обязательном порядке сдает экзамен, после чего ему выписывается сертификат. Для другой категории людей неприемлем почти трехмесячный срок оглашения. Учитывая потребность ускоренного прохождения оглашения в ташкентском кафедральном соборе были учрежденные вечерние занятия с периодичностью 3 раза в неделю. Довольно оригинальным начинанием стало проведение оглашения для матерей с грудными детьми. Для этого была оборудована комната, куда женщины могут приходить со своими детьми и максимально комфортно там расположиться. В этой комнате у них есть возможность, накормить детей, перепеленать, уложить спать. Занятия проводит студентка Ташкентской семинарии, которая сама является молодой мамой. В настоящее время люди, нежелающие по тем или иным причинам проходить оглашение, уже не входят в открытый конфликт, но предпринимают обходные маневры, когда предлагают «договориться», «внести пожертвование», ищут «сговорчивых» священников и т.д. и т.п. Решение этой проблемы зависит от личной нравственности священника или катехизатора, поскольку в епархии имеют место случаи скрытого саботажа Огласительных бесед со стороны отдельных людей, ответственных за оглашение. Проблема реализации корыстных интересов решается установленными дисциплинарными процедурами. Существует еще одна психологическая проблема, связанная с тем, что многие люди отторгают себя от храма, чаще всего по причине неосознанной боязни. Небольшое опросное исследование помогло выяснить, что в сознании невоцерковленных людей храм увязывается в первую очередь с образом смерти. Часть людей отпугивает в храмах «господство старости». Еще одна часть людей испытывает суеверный ужас перед неясными мистическими силами, которые, по их мнению, особо сильно присутствуют в храмах. Эмоционально храм воспринимается как место уныния и печали, покаянных воспоминаний о прошлом. Для того, чтобы эти стереотипы были сломаны, помимо непосредственного оглашения, слушателям предписывается обязательное регулярное посещение воскресных богослужений. В сертификате даже имеется специальная графа с отметкой о их посещении. Но данное требование в разных случаях имеет не столь жесткую категоричность. Людям настоятельно рекомендуется присутствие в храме по воскресениям для того, чтобы над ними была прочитана особая молитва, где звучит прошение к Богу о благополучном прохождении оглашения и принятии Крещения. Для этого используется священническая молитва из служебника на первой ектении об оглашенных, которая произносится в соответствующий момент Литургии во всеуслышание. После прочтения молитвы оглашенные благословляются архиереем или священником, а затем некрещеным предписывается покинуть храм в соответствие с древней литургической традицией. Другим вариантом «привыкания» к храму стало введение практики экскурсий по храму, где катехизатор рассказывает об истории храма, архитектуре, богослужении, местных святынях.
Статистика За два года ведения Огласительных бесед можно говорить о существовании статистических закономерностей в плане воцерковления слушателей Огласительных бесед. Опыт Ташкентской и Узбекистанской епархии в этом отношении имеет неоднородную статистику: в столичных храмах 1-2% слушателей сразу после прохождения бесед становятся постоянными прихожанами храмов. Но при этом следует отметить, что 20-30% слушателей нерегулярно, но начинают появляться в храмах Ташкента через 4-6 месяцев после прохождения бесед. Большинство прошедших беседы стараются хотя бы раз в год принять Причастие. Другая картина складывается на периферийных приходах: при должном усердии при проведении катехизаторской работы 75-90% слушателей после прохождения бесед остаются в храмах. Это объясняется тем, что православные храмы в условиях немногочисленности православной диаспоры становятся главными или единственными культурными центрами для православных в данном населенном пункте. Визуально можно говорить о заметном наполнении многих храмов епархии и большем интересе к исповеданию православного христианства. Стал более заметен интерес к Церкви со стороны молодежи, что выразилось также в заметном увеличении числа поступающих в приходские воскресные школы. Здесь следует сказать, что двухгодичный срок наблюдения не может дать полной социологической картины, связанной с последствиями прохождения людей через оглашение. Памятуя, что процесс прорастания семени Благовестия для каждого сугубо индивидуален, автор надеется, что Огласительные беседы будут иметь гораздо более долгосрочные последствия, чем представляется на первый взгляд.
Вхождение в общину По определению оглашение должно иметь действие, простирающееся на всю оставшуюся жизнь человека. Первой составляющей оглашения является обретение человеком семени Благой Вести, как некоем потенциале, который должен раскрыться в человеке с течением времени, по мере осмысления принятой во время Огласительных бесед информации. В катехизаторской работе мы можем великолепно обрисовать идеальный образ пребывания человека в Церкви, но при этом мы можем забыть об элементарных вещах. Например, мы можем не рассказать человеку о том, как ему на практике, «технически» начать свою церковную жизнь, какими должны быть его первые шаги в Церкви. Об этом также должно говориться на Огласительных беседах, поскольку с этого начинаются его рождение во Христе. И именно на этом этапе человек начинает вливаться в уже сформированную или пока только формирующуюся приходскую общину. Здесь следует отметить одно интересное наблюдение, когда во время проведения Огласительных бесед в многочисленной аудитории начинаются спонтанные процессы формирование своего рода эрзац-общины со стороны слушателей. Во время посещения бесед люди знакомятся, обмениваются контактами, планируют общие мероприятия, сообща приходят в храм, планируют совместное принятие Крещения и т.п. Эти зачатки общинности находятся в крайне неустойчивом состоянии. В тот момент, когда «зачинщик общины» заканчивает свое пребывание на оглашении, выбывает группа «старослушающих», тогда все прекращается, затихает. Постоянно прибывающие новички, как правило, не воспринимают традицию, не составляют «преемство поколений». Тогда нужно ждать, когда вновь возникнет призрачная община и вновь с течением времени распадется. Данный феномен показывает, что Огласительные беседы могут стать стартовой площадкой для формирования полноценной приходской общины или же успешной интеграции новоначальных в уже существующие общины. В этот ответственный момент катехизатор или священник имеет возможность придать нарождающейся общине твердые формы. Практика показывает, что при добросовестном проведении оглашения 10-15% слушателей, как правило, самых активных, выражают желание продолжить посещение занятий. Здесь катехизатору не следует отказывать, но при этом можно ненавязчиво пригласить человека на постоянные занятия во взрослую группу приходской воскресной школы, где проводится более интенсивное изучение Евангелия. А воскресная школа в свою очередь является самой удобной формой создания и деятельности приходской общины. Помимо взрослых групп воскресных школ по благословению правящего архиерея в Ташкентской епархии по окончании цикла Огласительных бесед людям предлагаются и другие формы общения и получения знаний. Так на приходах Ташкентской епархии было рекомендовано создавать группы по изучению Евангелия. Были учреждены т.н. Школы благочестия, где изучаются основы христианской нравственности и элементарные правила христианского поведения в быту и в храме. Учитывая разнообразие интересов начинающих христиан при ташкентском кафедральном соборе были учреждены занятия по изучению церковного устава и т.п. Все эти меры в той или иной степени помогают человеку «закрепиться» сознанием в Церкви, а также привыкнуть к храму. Другая категория людей, прошедших оглашение, в силу внутренних качеств, занятости и образа жизни не слишком сориентирована на постоянное получение духовного образования. Наблюдения показали, что для них более приемлемы формы работы «руками». Такие слушатели с удовольствием принимают участие в приходской социальной работе и в катехизаторском служении. Так в рекомендациях епархиального Отдела по религиозному образованию и катехизации настоятелям давался совет в ходе проведения Огласительных бесед приглашать слушателей к вступлению в специализированные общества. Так, например, очень быстро формируется общество «Автомобилист», участники которого приблизительно один-два раза в месяц привлекаются в порядке благотворительности к различным социальным акциям. Так, владельцы автомобилей привлекались к развозу продуктовых наборов ветеранам Великой Отечественной войны; участники общества развозят членов социальных служб по социальным приютам и больницам Ташкента; водители грузовых машин развозят собранные приходе б/у вещи по домам инвалидов и домам престарелых. По такому же принципу строится работа и других обществ: «Медик», «Компьютерщик», «Юрист», «Волонтер» и др. Опыт показал, что современный человек очень остро испытывает проблему внутреннего одиночества, потребность реализовать себя в большем. Поэтому, когда человек ощущает свою востребованность, «нужность» в помощи ближним, он не считается ни со временем, ни с материальными издержками, для того чтобы принять активное участие в жизни Церкви. При этом важно, чтобы человек видел искренность и честность в служении со стороны представителей Церкви. Особым образом необходимо сказать о такой психологической особенности коллективов, как необходимость действия. Любой коллектив может стабильно существовать не только когда он объединен какой-либо идеей, но и активно, в действии воплощает эту идею в жизнь. Этот принцип автор считает удобным обозначить английским словом «action», которое не только воплощает в себе значение конкретного действия, но и принцип постоянной, наступательной активности.[5] Это утверждение напрямую относится и к христианским общинам. Если, например, объединенные в приходской воскресной школе христиане формируют общину, она не сможет стабильно существовать, если будет ограничиваться только занятиями в школе. Необходима задействованность каждого члена общины в «осязаемой» работе, приносящей видимые плоды. Активность общины может проявляться в разных формах: члены общины могут начинать совместную работу, например, уборкой храма к празднику. Действие общины может выражаться в социальной работе, в участии общины в совместных образовательных, культурных, благотворительных мероприятиях. Особой формой деятельности общины может стать катехизаторская проповедь среди ближних, а также привлечение новых членов. На собственном опыте автор, будучи настоятелем ташкентского храма, нашел возможным воплотить принцип action в привлечении членов общины к социальной работе, к выпуску приходской газеты. Чтобы члены общины стали более близки к богослужебной традиции, в рамках занятия в воскресной школе регулярно проводится изучение богослужебных песнопений, а затем каждую субботу члены общины участвуют в пении Божественной Литургии.
Приходские братства Специального разговора требует таких форм общиной жизни как братства. Форма братского общения тех, кто входит в него предполагает более тесное и более частое общение. По большому счету братства являются общиной более приближенной к апостольским идеалам. Православное приходское братство как правило формируется по «тематическому» признаку. Так братство может формироваться по принципу активной евхаристической жизни. Другой «темой» работы братства может быть особо интенсивная социальная работа, где рабочей группой может быть небольшая часть общины, а остальные члены поддерживают их работу технически и материально. Братство может быть сформировано с целью распространения Евангелия или преодоления социальных недугов. Автор имеет опыт формирования и работы первого в епархии Братства трезвости, где работа построена не только на помощи в избавления от алкоголя, наркотиков, но и в полноценном воцерковлении исцелившихся людей и членов их семей. Работа этого братства методически основана на регулярных встречах, молитвенных собраниях в храме, психологической работе, постоянном контакте и взаимной поддержке членов друг другом. Режим привязки человека к братству устраивает не каждого приходящего, поэтому в братстве остаются около половины пришедших. Но имеющийся опыт показывает, что те, кто остался в братстве, где-то в 90% случаев становятся действительно воцерковленными христианами.
Заключение Приход как первичная структурная единица Церкви предоставляет огромные возможности ведения катехизаторской работы, помогающей человеку придти и остаться в Церкви. Среди методов, помимо сугубо образовательных, можно указать на такие как миссионерские Литургии, «приходское поминовение», народные литургии с участием в пении прихожан, различные виды социальной работы, создание различных обществ, создание приходских братств и на многое другое. В ходе ведения катехизаторской работы есть необходимость придерживаться некоторых принципов, которые позволили бы сделать работу более эффективной, а самое главное, наполненной подлинным духом Евангелия: принцип любви, необходимость молитвы, принцип внимания, сознательный выбор слушателя, принцип правдивости, принцип приоритета качества воцерковления над количеством. [1] Ранее, в 2007 году из епархии было выделено самостоятельное Патриаршее благочиние приходов в Туркменистане, которое в 2011 году также вошло в Среднеазиатский митрополичий округ. [2] См. Стаценко Сергий, протоиерей. Методы катехизации на приходе. П. «Оглашение» // Интернет-портал «Богослов. Ru». [3] Интересной особенностью современной аудитории Огласительных бесед является то, что старшее поколение, встретившее «перестройку» в сознательном возрасте имеет представление о Библии и о ее основных персонажах. Поколение, родившееся в 90-х годах XX века уже не имеет о Библии вообще никакого представления. В ходе опросов выяснилось, что на фоне открывшейся свободы «люди Перестройки» сумели прочитать всю или освоить значительную часть Священного Писания, которое вдруг из статуса запретного перешло в доступный. Кроме этого, значительную долю познаний людям дали… протестантские мультфильмы по сюжетам Библии, которые в 80-х XX в. годах демонстрировали по Центральному телевидению СССР. Молодое же поколение, не знавшее запретов советского времени не особо заостряло свое внимание на Библии в частности и на религиозной литературе в целом. [4] Автору приходилось столкнуться с курьезным случаем, когда слушатели, которым не удосужились дать библейский контекст событий и персонажей воспринимали Авраама и Сару как… героев популярных современных анекдотов. [5] Рассуждения автора о психологии коллективов см. Стаценко Сергий, протоиерей. Методы катехизации на приходе. П. «Особенности жизни в коллективе» // Интернет-портал «Богослов. Ru».
Официальный сайт Международных Рождественских образовательных чтений |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2861 |