Опубликовано 13.02.2014 в рубрике  Интернет-журнал, Встречи
 

Диакон Антоний Данилов: Миссионерское богослужение


Мы представляем вниманию наших читателей статью диакона Антония Данилова об интересном и эффективном формате работы с молодежью — миссионерских богослужениях.


 

Диакон Антоний Данилов: Миссионерское богослужение

Истоки

В жизни есть очевидные вещи, в которых не сомневается никто вообще или никто из определенной группы – студенческой, профессиональной, неформальной. Уверен, что любой миссионер (и катехизатор) сегодня даже при самом невооруженном, упрощенном взгляде – из окна, при прогулке в своем районе, при общении с различными людьми или при просмотре новостного сайта – скажет, что кипящий, клокочущий калейдоскоп всевозможных событий вовне ему по-миссионерски, по-катехизаторски интересен. В этой веренице новостей есть над чем миссионеру и катехизатору поработать. Да и миссионерски-катехизаторских вопросов становится с каждым днем все больше: ОПК, миссионерские станы, миссионерские приходы... Один из них особый, не похожий на остальные, непривычный, порой вызывающий всеобщее молчание. Это несколько забытый, когда-то унесенный с ветром времени из повсеместного внимания вопрос приближения литургической культуры православной Церкви к пониманию наших нецерковных современников, вопрос о том, что нужно объяснять людям богослужение. Этот вопрос и положительный ответ на него были официальной повесткой дня, когда Миссионерским отделом Священного Синода 27 марта 2007 года обсуждался и принимался общецерковный документ под названием «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»[1]. В недрах этого церковно-правового документа миссионерские богослужения и родились (параграф 3.7). И что же скрывает таинственная формулировка «Концепции» о приближении литургической культуры к людям? В ней идёт речь о возможность совершения миссионерских богослужений[2], во время которых священноначалием благословляется объяснять людям смысл происходящего за этим богослужением – его истолковывать.

Нормы церковного права о миссионерском богослужении

Следует отметить, что такое богослужение обязано своим существованием не только «Концепции», но и канонам, а также церковным документам: 46 правилу Лаодикийского Собора, Определению Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. «О проповедничестве», Определению Архиерейского Собора 1994 года «О православной миссии в современном мире», «Итоговому документу IV (IX) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви», а также теоретико-практическим усилиям отечественных миссионеров.

Главный источник – информация в сети

Уже в 2010 году новости о совершающихся миссионерских богослужениях стали появляться на сайте Московской Патриархии.[3] Многие ресурсы в глобальной сети «Internet», публикующие материалы о миссионерском богослужении и его совершении по епархиям, стали с 2007 года ссылаться на «Концепцию» как на главное основание для таких богослужений. Сегодня информации еще больше: «Google» по запросу «миссионерское богослужение» выдает около 314 тысяч сайтов, «Яндекс» – около 749 тысяч[4]. Первая сотня-две вариантов достаточно валидны.

Это, конечно, не отменяет задачи написать одну-две хороших книги о миссионерских службах. К написанию такой литературы могут подключаться наши вдумчивые и грамотные читатели!

Может, ничего не объяснять?..

Сегодня мы, дорогие читатели, переживаем момент, когда с утверждения данной практики минуло 8 лет. Некоторые спрашивают: «Зачем эти объяснения во время службы? И без них хорошо». Но правильно ли будет отказаться от таких методов и успокоить людей, жаждущих просвещения, словами философа Сократа: «Ἓν οἶδα ὅτι οὐδὲν οἶδα»[5]? Уместна ли будет такая отговорка, когда об актуальности миссионерского богослужения замечательно высказываются авторитетные, опытные и знающие особенности литургической жизни пастыри и архипастыри? За миссионерской Литургией в Исаакиевском Соборе Санкт-Петербурга 14 июля 2012 года архиепископ Амвросий (Ермаков) сказал: «Мы живем в такое время, когда интерес к Церкви, к богослужению, к христианству проявляется у многих людей. Эти люди приходят в храм и ощущают там себя особым образом: они понимают, что это какое-то особенное место, но очень часто не понимают, что совершается в храме». Именно такое состояние людей, когда они, придя на службу, находятся в прострации, и побудило к утверждению нормы о миссионерском богослужении. Литургические пробелы в жизни и опыте людей и есть главное основание данной практики!

 

Но если потрудиться и поискать в церковной истории прецеденты объяснения богослужения во время его совершения, то найдется достаточное количество таких примеров. Подробно мы писали об этом в своей диссертации (Методология, практика и история миссионерского богослужения. – СПб.: Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2015), успешно защищенной 2 июня 2015 года в СПбДА, а вкратце изложили в статье «Википедии» под характерным для того названием – «Миссионерское богослужение»[6].

На вопрос «Актуально ли миссионерское богослужение сегодня?» отвечают сами люди – и церковные, и светские. Анкетирование, проведенное нами в 2013 г. среди преимущественно светских людей г. Сергиев Посад, указывает на актуальность литургических объяснений в наше время. В нем непредвзято выявлена явная литургическая неосведомленность современного жителя Подмосковья. Например, из 46 человек, назвавших себя православными (не говоря о всех 96 опрошенных!), только 5 ответили на вопрос «Знаете ли Вы, каково духовное значение Причащения?», при этом верно – только (!) в трех случаях. 31,92% респондентов желают больше узнать о богослужении в целом, 11,52% ощущают нужду в объяснении Таинств, 25,92% – порядка богослужения, 29,76% – в объяснении того, что они должны делать во время службы. 28,56% опрошенных желали бы слышать объяснения происходящего за богослужением (люди, входящие в одну процентную группу, могут входить и в другую, поскольку на некоторые вопросы анкеты мы предлагали различные варианты ответа, в т.ч. возможность ответить несколькими пунктами одновременно). Другие данные этого исследования также помогают понять актуальность миссионерского богослужения в наши дни.

Важный вопрос в этом деле – вопрос ответственности. Что есть наша миссионерская и катехизаторская ответственность за оставление без миссионерского просвещения некрещеных и без катехизации церковных, но не просвещенных людей (ср. Еф. 5. 26)? Эта ответственность наверняка еще выше, чем светская ответственность перед законом за оставление человека в опасности[7],[8]. «Сделать какой-либо вред ближнему или оскорбить его к ущербу веры, – говорит прп. Симеон Новый Богослов, – значит не иметь Христовой любви к ближнему»[9]. Нельзя миссионеру навредить людям тем, что он что-то важное мог и умел, но не осуществил, ведь это просто отсутствие любви! А без неё не может быть настоящего миссионерства, не может быть даже минимального христианского жития: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19. 18; Мф. 22. 39; Иак. 2. 8; Рим. 13. 9; Гал. 5. 14). Ведь если самим нравится, чтобы нам все объясняли и разжевывали, почему бы тогда не возродить древние традиции и не подарить ближним экзегетически (объяснительно) ориентированные миссионерские службы? Почему бы не поддержать эту идею, обсуждаемую сегодня в рамках Межсоборного присутствия?[10]

Главная задача миссионерского богослужения

Таковой «Концепция» называет заветное «приближение литургической культуры Православия к пониманию наших современников»[11]. Следовательно, совершается миссионерское богослужение, в первую очередь, для тех, кто далёк от этой культуры, далек от понимания церковной службы, т.е. для неверующих, сомневающихся, крещеных, но не изучивших основы своей веры и богослужения и т.п. групп людей. Последних в России как раз большинство. Вспомните период своей жизни, когда Вы были неофитом, когда стояли в храме и ничего не понимали и представьте, как рады будут люди тому, что им объясняют богослужение во время его совершения.

Методический абрис: как и когда совершать

Этот технический термин «миссионерское богослужение» не должен пугать церковного уставщика, – он только по форме своей технический[12], и не подразумевает нового уставного явления. «Литургия в Церкви – всегда Божественная, – говорится в Синодальном учебном пособии по миссиологии, – и на это должно обращать внимание всех участников богослужения»[13].

Как это выглядит? Это богослужения, которые отличаются от привычных нам лишь наличием в них элементов катехизации, помогающих людям лучше понять веками формировавшееся чинопоследование. Такие элементы суть:

- богословские комментарии[14] к богослужению, которые произносятся с целью разъяснить находящимся в храме его смысл и значение (в «Концепции» указывается: «подобная катехизация также необходима при совершении всякого Таинства и обряда»[15]);

- распространение брошюр с текстами чинопоследования и комментариями к нему (как дополнение, как аналог богословских комментариев или в иной форме)[16];

- экзегетическая проповедь после чтения Священного Писания (документ говорит, что «при необходимости Священное Писание может быть прочитано на национальном языке просвещаемого народа или на русском языке с богословскими комментариями»[17]);

- использование в качестве храма различных приспособительных помещений, в т. ч. палаток[18],[19];

- реализация программ литургического обучения[20] и некоторые другие.

И в «Концепции», и в современной практике совершения миссионерских богослужений по епархиям последние предстают перед нами во многом именно так, как видел их протод. Андрей Кураев еще в 2003 году: «<…> если уже есть согласие и прихода, и настоятеля, и епископа на то, чтобы и сама служба носила миссионерский характер, то тогда, мне кажется, можно было бы сделать следующее. В таком храме раз в месяц можно было бы служить всенощную с комментариями. Ведь многие священники совершают крещение с комментариями, то есть поясняют: «Вот сейчас мы отрежем вашему малышу волосики, и это будет означать то-то и то-то». А что мешает всенощное бдение совершать так же? Перед каждым действием за одну-две минуты объяснять, что сейчас будет сделано и почему»[21]. И если в 2003 году и ранее это было мечтой отечественной миссионерской школы, то сегодня это – реальность!

В группу служб, объединяемых этим термином, входят богослужебные чинопоследования суточного круга[22], все виды Литургии, все Таинства и все т.н. требные чины. Вместе с тем, в положениях «Концепции» нет и намека на повсеместный и обязательный переход на совершение всех служб и треб с объяснениями. Речь лишь о возможности: там, где тьма непонимания церковной службы застилает светлые, искренние очи нашего современника, и многие приходящие в храм многое в богослужении не могут уразуметь, можно раз в неделю, раз в месяц или с другой частотой совершить миссионерские службы, например, в день субботний. Или по схеме суббота-воскресенье по-очереди – вариантов много. Оптимальным дополнением Таинств и треб, я думаю, могут стать и более частые толкования. Не очень часто, не очень редко – совершает их в г. Губкине миссионер прот. Димитрий Карпенко.

«Концепция» дает все основания считать, что каждая конкретная епархия по благословению правящего архиерея имеет право избирать формы и содержание литургических объяснений, что делает миссионерскую и катехизаторскую богослужебную работу гибкой и индивидуальной в исполнении.

Главным элементом миссионерской службы многие миссионеры сегодня видят богословские комментарии, поэтому основная нагрузка литургической экзегезы ложится на них. Субъективный       интерес подогревается тем, что эти комментарии являются основным методом миссионерской службы и официально[23]. Богословские комментарии как элемент катехизации вызывает больше всего вопросов и привлекает наибольшее внимание блоггеров, клириков, критиков. Синтез соборной молитвы и гомилетического материала при грамотном методическом подходе не нарушает молитвенности службы, – церковная традиция хранит множество примеров совмещения молитвы и проповеди в разных частях богослужения. Вместе с тем, отделять библейскую и литургическую проповедь от богослужения в наши дни равносильно разговору о меде, в котором сам мед собеседникам вкусить не дано. Эту мысль ярко выражает русский гомилет Триодин И.П.: «<…> необходимо и проповедь рассматривать в связи с религиозной деятельностью человечества, в связи с богослужением, ибо несомненно, что от сущности последнего вполне зависит сущность духовного красноречия»[24].

Однако может посетить мысль, мол, молодо еще наше миссионерское богослужение… Но молода только практика богословских комментариев и некоторых других элементов катехизации, а сама служба – обычная и по чину. К тому же, уже началась теоретическая научно-богословская разработка вопросов миссионерского богослужения. Вслед за усилиями о. Андрея и других миссионеров состоялась успешная защита нашей дипломной работы в мае 2013 года по теме о проповеднической стороне миссионерских богослужений[25] (выложена в «Живой журнал»: http://chtets-antony.livejournal.com/), а также, как уже говорилось, была благополучно защищена наша магистерская диссертация в Духовной академии Петербурга. …..

И все же пояснения за службой – это проповедь или лекция по литургике из курса духовной семинарии? В процессе работы над темой удалось прояснить, что сопоставление по цели, актуальности, предмету, чертам и т. п. методологическим характеристикам показывает не только общность богословских комментариев и проповеди, но и их идентичность. Их нынешняя форма подходит под форму беседы (гомилии), причем беседы экзегетической, – формы, которая простым, отеческим языком изъясняет и Писание, и богослужение, и Таинство.

Конечно же, процесс обсуждения методических вопросов таких служб продолжается. Например, дискутируется вопрос количества комментариев за конкретной частью суточного круга. Иногда Литургия объясняется в 12 местах, иногда – в два раза реже, а иногда и трижды: перед Литургией, после Евангелия и по «запричастном» стихе. Официальные источники покрывают точное количество объяснений к богослужению молчанием, намекая примерными рекомендациями, что нам есть, над чем подумать, есть, о чем помолиться.

Другая проблема – это вопрос сопоставления комментариев к богослужению с практикой Уставных чтений в древней Церкви, ведь эти феномены (от греч. φαινόμενον – явление, постигаемое в чувственном опыте[26]) тесно связаны. Их роднит принадлежность к церковно-богослужебной гомилетической практике, катехизическая составляющая, богатое, разнообразное содержание и различное авторство текстов (не обязательно святоотеческое[27]), важность современных, злободневных текстов[28]. Нам думается, что с благословения священноначалия за миссионерским Всенощным бдением богословские комментарии могли бы занимать место таких поучений – поучений времён расцвета Студийской обители. На одних только кафизмах, в таком случае, богословские комментарии могут быть произнесены в качестве небольшой проповеди с истолковательным смыслом. Проповедь в этом месте богослужения предусмотрена сразу несколькими уставными сборниками: Υ̉ποτύπωσις»-ом, Уставом Афанасия Афонского («в Великий пост по Афанасиеву начертанию – три (кафизмы, - А. Д.), а по Студийскому – четыре (параграф 14). Между кафизмами полагаются чтения и седальны (καθίσματα)» [29]), «Διατύποσις»-ом («δύο μόνον ψά́́λμος, και β. α̉ναγνώσεις ποιόυμεν, και τα τρίφοια έ̉κτοτε δε τρία και α̉ναγνώσεις τρείσ», перевод по сноске[30]), Алексиевским Уставом (1034-1043) («Пение каждой кафизмы <…> соединяется со чтением»[31]) и некоторыми другими. И это только на одних кафизмах! Подобные указания можно дать и в отношении других сензитивных к катехизации мест богослужения: на благословении хлебов, по полиелее, на каноне по 3 и 6 песнях, по отпусте утрени и т.д.

Заключение

Возможно, именно законность и признание данного феномена церковными органами[32] стала причиной повышенного внимания СМИ к миссионерскому богослужению. В сети можно найти множество видеоматериалов по данной теме. С другой стороны – «сделал сам и понял»: высоко оценили как богословские комментарии, так и само миссионерское богослужение 17 участников паломнической поездки, совершенной 24 ноября 2012 г. на миссионерское богослужение в г. Электроугли (Московская епархия) по нашей инициативе[33]. Это был храм, в котором мы увидели миссионерские подходы к толкованию службы впервые, туда же привезли и группу. И церковные, и нецерковные люди, её составившие, были после той Литургии очень вдохновлены: много говорили о службе, многое услышанное от двух превосходных отцов-миссионеров вспоминали по дороге домой. Почти 4 часа пути мы обсуждали не голоса певчих, не качество облачений, не вкус просфор и запивки, а смысловые оттенки, украшающие наше богослужение и изменяющие нашу жизнь.

Давайте вместе подумаем над важностью миссионерских богослужений для Русской Православной Церкви ХХI века. Пусть нам не будет страшно исполнять нормы официальных документов, следуя практике совершения миссионерских богослужений миссионерами и катехизаторами более чем в 40 епархиях Русской Православной Церкви. И пусть сердце мирянина не смущается при умном желании сходить на миссионерскую службу. Церковь верит в Промысл Божий. Все мы должны верить в то, что Господь содействует нам на путях наших, на путях приближения церковной культуры к нашим братьям и сестрам и к себе самим. Ведь только с этой верой, подкрепленной реальными делами, мы сможем и миссионерствовать, и просвещаться per aspera ad astra.[34]

Примечания

[1] В записи журнала Священного Синода за №12 сообщение о «Концепции» высокопреосв. Иоанна, архиеп. Болгородского и Старососкольского, председателя.Миссионерского отдела Священного Синода, получило одобрение и следующую рецензию: «Рекомендовать епархиальным преосвященным и священнослужителям руководствоваться данной концепцией при организации епархиальной и приходской миссионерской работы. Учебному Комитету при.Священном Синоде Русской Православной Церкви поручить включение «Концепции миссионерской.деятельности Русской Православной Церкви» в учебный план духовных школ Московского Патриархата»[1].

[2] См.: Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]: Официальный сайт Миссионерского отдела Священного Синода РПЦ. URL: http://xn----7sbzamhkhkpaf1p.xn--p1ai/index.php/item/kontseptsiya-missionerskoj-deyatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi (дата обращения: 03.10.2015).

[3] Таковыми можно назвать новостное сообщение о совершении миссионерской Божественной литургии во время молодежного форума «Селигер-2010» в рамках православной смены, организованной Федеральным агентством по делам молодежи и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества (См.: В рамках «Православной смены» молодежного форума «Селигер-2010» совершена миссионерская Божественная Литургия / Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1230517.html); сообщение о совершении миссионерской Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста с комментариями 27 февраля, в день поминовения усопших в храме святителя Николая Чудотворца (В Никольском храме в Отрадном совершена Божественная Литургия с комментариями / Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1104914.html) и т. д.

[4] На май 2013 г.

[5] Знаю, что я ничего не знаю (др.-греч.).

[6] Миссионерское богослужение [Электронная энциклопедия]: Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Миссионерское_богослужение (дата обращения: 12.10.2015).

[7] 7 Кураев А., проф., протод. Миссионерский кризис Православия. – М.: Никея, 2010. С. 192

[8] Для сравнения: «<…> если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние» (ст. 125 УК РФ) / Глава 16. Преступления против жизни и здоровья / Раздел VII. Преступления против личности / Особенная часть / Уголовный кодекс (УК РФ) / Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/10108000/17/#block_700.

[9] Василий Великий, свт. О Святом Духе к Св. Амфилохию, епископу Иконийскому. Цит. по: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. – М.: Тип. Августа Семена, 1846. С. 367.

[10] Темы для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в 2015-2018 гг. [Электронный ресурс]: Сайт Межсоборного присутствия РПЦ. URL: http://msobor.ru/document/40 (дата обращения: 03.10.2015).

[11] Там же.

[12] Миссиология: учебное пособие / (по благословению и под общ. ред. Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви; отв. ред. священник, канд. богословия А. Гинкель). – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. С. 341.

[13] Там же, с. 341.

[14] См.: Концепция миссионерской деятельности… Указ. ресурс (дата обращения: 03.10.2015).

[15] Там же.

[16] См.: там же.

[17]  Там же.

[18] См.: там же.

[19] Этот элемент катехизации направлен на повсеместное совершение богослужения.

[20] См.: там же.

[21] Кураев А.В..Ответы молодым / Диак. Андрей Кураев..— Саратов: Изд-во Моск. Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. С. 23.

[22]  9 час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 часы и Литургия.

[23]  См.: там же.

[24] Триодин, И.П. Принципы красноречия и проповедническтва. – Екатеринослав, 1915. С. 149.

[25]  Данилов А. Гомилетическое расширение миссионерского богослужения. – Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2013.

[26] Большая Советская Энциклопедия. Т. 27. Ульяновск - Франкфорт / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: «Советская Энциклопедия», 1977. С. 280.

[27]  «<…> св. Феодор прямо противопоставляет (иногда, - А. Д.) чтениям из Свв. Отцов свои собственные оглашения, как необходимый дополнительный к ним момент поучения братии» // Виноградов В. П. Уставныя чтения. (Проповедь книги). Историко-гомилетическое исследование. Выпуск первый. Уставная регламентация чтений в Греческой Церкви. – Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1914. С. 3.

[28]  «Если бы вы», – говорил он в LXXX слове Малого Оглашения, – весьма много были утешаемы чтением божественных Отцов, однако вы нуждаетесь, во всяком случае, и в нашем смиренном наставлении и, осмеливаюсь сказать, более в этом, нежели в том, так как то читается в историческом порядке, это же говорится в лице вам и предлагается для обличения» // Виноградов В.П. Уставные чтения. (Проповедь книги). Историко-гомилетическое исследование. Выпуск первый. Уставная регламентация чтений в Греческой Церкви. – Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1914. С. 3. Возможно, сегодня о богословских комментариях можно выразиться также, как прп. Феодор говорит о своих огласительных трудах.

[29] Там же, с. 71.

[30] Дмитриевский А., проф. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1. Τυπίκα. – Киев: Типография Императорского Университета св. Владимира Н. Т. Корчак-Новицкого, 1901 г. С. 249-250.

[31] Там же, с. 68.

[32] См. парагр. II.2.

[33] Такая оценка была дана, например, миссионерскому богослужению, совершенному в Исаакиевском Соборе г. Санкт-Петербурга 14 июля 2012 г., авторами новостного видеосюжета на телеканале «Союз» («Это полезно для невоцерковленных прихожан, которые пока не понимают смысл обрядов и молитв»), жительницей Санкт-Петербурга М. П. Афанасенко («Мы увидели информацию в «Интернете» о службе миссионерской, а до этого мы видели просто миссионерскую службу Андрея Кураева, тоже в «Интернете». Когда только воцерковлялись, ничего же о Литургии не знаешь, мы эту Литургию вот так вот изучили. Когда увидели в «Интернете», очень захотелось придти»), Гостьей Санкт-Петербурга К. Фанни («Сегодня Литургию, я думаю, что нельзя было пропустить в этом знаменитом храме. И, конечно, хотелось бы поддерживать друзей, которые там внутри поют») и др. людьми (видео №3 Прил. 9).

[34] Через тернии – к звездам (лат.).

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 14    
  Версия для печати        Просмотров: 5957

Ключевые слова: Литургия, миссионерство, Диакон Антоний Данилов

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031