– Виктор Витальевич, мы записали вас в жюри конкурса «Школьные навыки»! – торжественно возвещает заместитель директора. – Это муниципальный этап пятого областного чемпионата, который пройдёт в лицее № 74. Да, там, где ежегодно проводится фестиваль детских исследовательских работ «Держава» – из года в год оценивать работы приглашаются учёные, преподаватели ВУЗов, священнослужители, художники и писатели!
– О-о, конечно, Ирина Анатольевна, – радуюсь я. – Смена обстановки мне не помешает, буду рад!
У меня несколько уроков в субботу, но вместо них я тороплюсь на автобус. Еду с пересадкой. На Левый берег Иртыша, где находится знаменитый лицей – с его администрацией меня ещё знакомит замечательный специалист Омской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Светлана Петровна Баранцева.
На улице холод: минус двадцать градусов. Пилить от остановки прилично – сержусь, бывает. Лучше бы я провёл эти субботние уроки и попал бы скорей домой, чем долго топтать снег, переходя широкие дороги, и мёрзнуть при этом.
В лицее № 74 меня встречают радушно – как всегда. Сразу выдают красочный сертификат, чтобы не забыть позднее. Вводят в курс дела. Поток детей, оказывается, небольшой, однако принять необходимо каждого и профессионально выставить количество баллов.
– Записываете ребёнка здесь, подсчитываете количество баллов тут, отдаёте листы мне, расписываетесь! – чётко инструктирует Татьяна Викторовна, едва заметным кивком поправляя непокорную прядь золотистых волос. Татьяна Викторовна – прекрасный учитель, обаятельная женщина. Сначала я, признаться, думал, что она заместитель директора: настолько толково она помогала лично мне сориентироваться в документах на моём столе.
– У вас журналистский кружок, Виктор Витальевич? – уточняет она, улыбаясь. – Здорово, что кто-то говорит о коллегах-учителях доброе слово.
– Да, немногочисленный кружок определённо есть! – соглашаюсь. – О вашем мероприятии я собираюсь опубликовать материал на сайте нашей школы и на портале общероссийского глянцевого журнала «Наша молодёжь». Мои работы часто печатаются на портале «Литературная Россия» – главный редактор Вячеслав Огрызко и его помощник, публицист Иван Коротков – большие ценители качественной прозы и справедливой журналистики!
– Я очень рада за вас, Виктор Витальевич! Среди учителей мало авторов вашего уровня!
– Спасибо, Татьяна Викторовна, польщён!
Рядом со мной в оборудованном кабинете коллега и методист Наталья Вячеславовна, удивляется в добром смысле, насколько я известный учитель-автор в мажорном лицее, отдалённом от нашей родимой Московки. Вспыхнув чёрными, как уголь, глазами, она шепчет:
– Ну ты даёшь, писатель Виктор Власов!
Через минуту раздаётся звонок, будто на урок и в кабинете появляются дети. Ученики четвёртого класса; они робко продвигаются к нам по кабинету. Татьяна Викторовна приглашает их лёгким жестом руки – они занимают места напротив каждого учителя, испытующе глядят на нас некоторое время, как ниндзя из какого-нибудь аниме – на своего наставника. Я рассказываю ребёнку, что он должен сделать потом, минутку поглядев на текст. Паренёк справляется без лишних усилий, ему, похоже, нравится быть лучшим – он даже знает об этом, я готов поспорить. А вот следующий ученик, а точнее ученица… идёт ко мне и морщится, краснея в лице, начинает плакать. Присаживаясь на стул, она искренно объясняет, почему не любит конкурсы:
– Я ненавижу эти конкурсы, на них постоянно нужно переживать! Я говорила маме, что не хочу никуда ехать, меня устраивают оценки Виталины Степановны.
Я теряюсь, признаться, когда ребёнок плачет, причём столь искренно и горько.
– Как тебя зовут? – спрашиваю по-русски.
– Маргарита.
– Думаешь, я сюда хотел добираться по морозу!? – я деланно улыбаюсь и верчу головой, как бездельник. – Мне бы в субботу пиццы поесть да посидеть в кафе с друзьями!
Набирая в лёгкие воздуха, я представляюсь:
– Я – Виктор Витальевич – учитель английского и немецкого, сэнсэй, писатель, журналист, любитель аниме! Я покинул базу анимешника, чтобы послушать твоё чтение текста и поставить максимальное количество балов!
– Ого, Виктор Витальевич! – изумляется прелестная девочка, отирая слёзы тыльной стороной ладони. – А что это у вас за база такая?
– О-о, суперская ба-аза! – протягивая в полголоса, я взмахиваю руками подобно волшебнику. – Это однокомнатная квартира, где я готовлюсь к урокам, смотрю аниме, пишу рассказы и восстанавливаю силу духа, как мастер-бродяга из аниме «Манускрипт ниндзя»! Не смотрела ни «Атаку Титанов», ни «Человека-бензопилу», ни «Токийского гуля»?
– Начала смотреть «Человека-бензопилу» – прикольное аниме! – слёз как не бывало на худом лице Маргариты. – Про «Титанов» и «Гуля» слышала.
– Окей, летс ду ит, май диэ пьюпел: посмотри на текст и ответь на пару вопросов, иначе мне сделают выговор, что я слишком увлекаюсь не английским, а мультиками! – неслышно хохочу я, глядя на девочку. Она заметно веселеет и берёт в руки листок с текстом.
Отвечает Марго сносно: балов набирает средненько. Впрочем, это её не заботит. Из кабинета она уходит быстро, с гордо поднятой головой.
Закончив принимать детей, я выхожу в коридор вместе с другими учителями, с радостью разглядываю сертификат и представляю, что внесу его в послужной для аттестации список. Встречаю радостную Елену Свирскую – замечательную специалистку из Департамента образования Администрации города Омска. Она чётко следит за проведением конкурса. Я делаю с ней селфи и вручаю небольшой подарок (чай), переданный ей от мамы. На свою родимую окраину Московку я возвращаюсь не один – некоторое время меня сопровождает знакомая учительница, с которой мы принимали участие в организации Пункта Проведения Экзамена. Она делится впечатлениями от работы на конкурсе «Школьные навыки», ей понравилась площадка и радушие куратора.
Сертификаты, дипломы, прочие наградные листы – всё это лихо пригождается, когда вам срочно требуется аттестация, подтверждение категории. Аттестация на категорию раз в пять лет – процесс не быстрый, а скорее нудный. Долгий сбор документов, их тщательное заполнение в соответствии с образцом, предоставленным Институтом Развития Образования Омской Области – вовсе не сравнить с основной работой учителя, поверьте. Многие старые учителя отказываются от аттестации и прозябают на так называемом соответствии. Причём их не волнует потеря десяти процентов от учительского оклада – им лень тратить время, заполняя, а затем печатая и заверяя множество бумаг. Не секрет, что навык учителя складывается не из накопления бумажек с печатями, а из опыта работы с детьми. Красочные сертификаты и грамоты – это последнее, о чём я думаю, когда провожу урок или принимаю участие в конкурсе. Каждый учитель, прежде всего, отдаёт себя детям – увлекает их предметом, учит восприятию мира!