Виктор Власов. Работать в школу идут осознанно
Нельзя думать, что молодёжь не идёт работать в школу. Это утверждение верно настолько, пока мы сами не заглянем в учебное заведение и не расскажем обществу. В нашей БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» молодых учителей хватает – об этом стоит сделать отдельный материал, расспросить, чем их привлекает работа учителя. Недавно к нам в коллектив приходит молодая девушка – учитель русского языка и литературы. Глядя на неё, я вспоминаю, как сам первый раз устраивался на работу в школу. Меня, кстати, приняли тогда за ученика одиннадцатого класса.
Выходя из кабинета английского языка, я наблюдаю за новым человеком в педагогическом коллективе нашей школы. Быстро двигается Оксана Евгеньевна по коридорам, делает на ходу заметки в блокнот. Внимательно глядит на собеседника и даёт понять, что ей не всё равно. Расспрашивает руководителя методического объединения о том, как ей нужно работать и какой подготовить материал для уроков. Это серьёзный человек, принимающий советы к сведению.
– Меня зовут Оксана Евгеньевна Пономарева, – рассказывает она. – Я недавно окончила Омский государственный педагогический университет по направлению: филологическое образование. В стенах ОмГПУ я провела несколько незабываемых лет. Эти годы запомнились самыми разнообразными событиями, как светлыми и радостными, так и чуть грустными и сложными. Но, несомненно, каждое занятие и каждая изучаемая дисциплина способствовали накоплению опыта, знаний и оптимальному их применению в будущем. В университете наибольший интерес у меня вызвали такие дисциплины, как: фонетика, лексикология, старославянский язык, зарубежная литература.
– Оксана Евгеньевна, почему предпочла русский язык и литературу? – узнаю.
– Область лингвистики привлекает меня давно, ещё со времён средней школы, уроки русского и английского языков я уважала более остальных. Думаю, что интерес этот возник в результате слияния нескольких «источников». Первым и самым важным источником-вдохновителем является моя семья. Грузные, массивные деревянные полки с книгами в доме прародителей были для меня важным и полезным этапом в освоении языка и литературы. К слову, мой дедушка и по сей день советует мне прочесть тот или иной занятный том. Следующим наставником я бы назвала учительницу русского языка и литературы, которая преподавала мне эти предметы с шестого класса, именно она помогла мне несколько структурировать свои знания и определиться с интересами. Если говорить о других источниках вдохновения и направлениях жизненного пути, то я искренне думаю, что каждому стоит хотя бы иногда заглядывать в свою душу и черпать их там.
Признаюсь, а ведь учитель русского языка и литературы повлияла также на моё мировоззрение. Это одно – когда вам советуют прочитать на уроке то или иное содержание, а второе – когда тихо подзывают к себе и говорят о том, что действительно интересно и меняет восприятие мира в целом. Так Наталья Павловна Лисина рекомендовала мне прочитать несколько произведений Бунина, Гюго, Сэлинджера, Мураками, Ахматовой, Казаковой и т.д. Я очень благодарен ей. Потом она познакомила меня с членом Союза писателей России – Николаем Михайловичем Трегубовым и с членом Союза журналистов – Николаем Васильевичем Березовским. Общение с учителями, думаю, много значит в жизни каждого человека. Благодаря учителям человек открывает новое, переосмысляет прежнее. Не боится экспериментировать и отстаивать свою точку зрения, как современные деятели культуры и науки, например, которых приглашают на различные шоу политической направленности.
– Оксана Евгеньевна, когда-нибудь планировала стать учителем?
– Нет, честно говоря. Но решила, что стоит попробовать – в процессе обучения.
– Как представляешь себе процесс обучения в школе?
– Учебный процесс ещё идеализирую, так как проработала в школе совсем не долго. К настоящему времени я поняла, что мне нравится работать с детьми. Многие ребята очень активны, они буквально «охотятся» за знаниями, им интересно всё! Если будем думать, что всё идёт плохо и никто ничего не постигнет, так и будет. Суть обучения в чём, чтобы преподать знания так, чтобы было увлекательно, чтобы ученик стал добытчиком знаний сам. О том, как на уроке интересно – должны сказать глаза учеников. Думаете, я зря прочитала столько книг, зря учила правила русского языка? Нет. И ещё старания никто не отменял. Какая работа без старания?
– Что ожидаешь от образовательного процесса?
– Чего я жду от образовательного процесса? Очень жду момента, когда обучающиеся отодвинут на второй или какой-нибудь последний план технические средства и заинтересуются многообразием мира. Сейчас у нас всех есть шанс этому поспособствовать. Технические средства заменяют живое общение. Ладно, если вы переписываетесь с человеком, который живёт далеко, а если с соседом по парте? Странно, да?!
Серьёзная проблема, подмечаю я. Пересматривая давнишний голливудский фильм «Газонокосильщик» или не очень давний – «Терминатор: Генезис», представляю, что нас ожидает, если мы целиком доверимся виртуальности, искусственному интеллекту. Благо, если начнём использовать технологии, описанные в кинокартине со Скарлетт Йоханссон и Такеши Китано в главной роли «Призрак в доспехах».
– Как относишься к современной литературе, стоит ли её читать нынешнему поколению молодёжи? Или же лучше читать классику?
– Классика она и названа так, потому что заслужила авторитет читателя невероятно давно. Что касается молодёжи – пусть читает всё, что интересно и полезно. Как можно заставить читать то, что интересно мало? Конечно, в приказном порядке, чтобы не получить «двойку», но ведь человеку надо объяснить, почему это нужно прочитать сейчас или через пять лет. Для некоторых произведений человек и вправду должен созреть. Тяжело для многих школьников читать «Войну и мир», согласитесь?
– Почему молодёжь не работает в школах?
– Разве, Виктор Витальевич? В этой школе работает немалое количество молодых учителей. Это чьё-то неверное представление. Кто-то сказал – и разлетелось. Обыватель думает так, как ему удобно. Образование слабое в России, технологий нет и т.д. На самом деле, дела идут совсем по-другому. Школе нужны юные кадры и это правда. Откуда мы знаем, хорошо ли там работать или плохо. Поработаем и узнаем! В школу идут работать осознанно. Ведь когда-то эти педагоги были молодыми также. Может, пришло наше время? Глядишь, и про нас подумают, вот, мол, костяк остался…
P.S.: Оксану Евгеньевну я обещаю вам показать через год. На том же месте в тот же час. Правильно она говорит, что лучше о нас скажут лишь дети.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|