|
||||||||||||||
Не поверите! Это нужно видеть, как моя бабушка спешит работать летом на дачном участке. Огород для неё – словно рай. Она преображается и не выглядит на свои семьдесят семь лет. И мало того – несёт два огромных пакета, чтобы кормить бродячих собак на территории кооператива. Но материал этот не о моей бабушке – о пришкольном участке и детях, которые, похоже, работают на нём с удовольствием. Написать эту статью меня побуждает директор БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» Валерий Владимирович Черняков. Есть люди, которые жалуются, мол, работать на участке сложно, скучно, нестерильно и т.д. Многим работа на земле не нравится в принципе. А разновозрастные дети и педагоги, появляясь на пришкольном участке, не жалуются. Если не тащить из дома на пришкольный участок свои дорогие гаджеты и зашкаливающие порой амбиции, то это место станет Новой Землёй. «– Чем ближе мы к природе во внешней среде, тем крепче тело и дух.» – сказал это не я, а один старый садовод, о котором я прочитал в омской газете. Это выражение он тоже где-то увидел, наверное. А знаете, что передавать в наследство можно не только деньги, компании и недвижимость, но ещё и кусочек рая на Земле , ваш личный Эдем, что в переводе означает — райский сад и не только это. Но что-то я увлёкся, простите. Человек создан для творчества и созидания, это понятно как дым от костра или популярная картинка в нескольких огромных группах социальной сети. Поэтому, если человек трудится на каком-то отдельном участке ради общего процесса, он должен видеть конечный результат своей работы, ощущать себя целостным и счастливым. Неудовлетворённость души и внутреннего истинного Я никуда не девается, если человек долгое время является только винтиком в чуждом ему механизме. Как объясняет малоизвестный омский учёный, почти вся работа большинства людей принадлежит к индустриальному типу. Даже если человек работает в сельском хозяйстве, он обычно делает только узкую часть. Он может быть комбайнёром и убирать пшеницу и рожь. Но разве он готовил поле и сеял её? Разве он потом будет молоть зерно и печь хлеб? Нет, он выполняет только малую часть большой работы. Пришкольный участок – это не только цветочки и лепесточки, деревца и т.д. В работе на нём заложен глубокий концептуальный смысл. На даче человек реализует истинную потребность в том, чтобы постоянно видеть плоды своих трудов, а на пришкольном участке – ещё и воспитывается духовно. Под присмотром учителей дети не забывают о выходе на учёбу в сентябре и дальнейшей ответственности перед новой деятельностью на ступень выше. Дети и взрослые – работают на участке одинаково плодотворно, имея цель и время на исполнение задания. Прополоть, вскопать, посадить, перенести и т.д. Ещё могут заняться «налаживанием» чего-либо в самой школе. Идёшь в школу, замечаешь учителя физики Татьяну Александровну – в положении «зю» она обрабатывает землю и при этом руководит ребятами. Нравится человеку неустанно исследовать почву. Всходы у неё политы, клумбы оформлены, сорняки выдерганы, коровы подоены, телята накормлены… Здорово за ней наблюдать. Бывает, подойдёшь к окну в своём любимом кабинете № 202 и взглянешь на улицу, попивая кофе «Бариста» и кушая самсу, а Татьяна Александровна, «вкалывает», не разгибаясь. Вот «Матушка-земля», по-другому и не назовёшь учителя физики во время работ на участке. Воюют с вредной травой, облагораживая участок, Анна Павловна, Лариса Викторовна, Нина Михайловна – неотступно педагоги выходят на улицу, с тяпками, лопатами, лейками, хорошим настроением. Они запросто дадут фору любому отрабатывающему – семи иди десятикласснику. – Вот это учителя! – восхищается Кирилл, ученик десятого класса «А». – Кажется, что должны работать на школьном участке только дети. Работая на платной основе, в группе, называемой «Зеленстрой», Кирилл мечтает поехать в Санкт-Петербург и увидеть памятные места. Соборы и музеи. Зарабатывая карманные деньги, парень намерен покинуть Омск в начале августа. Трудится альтруист, будущий семиклассник Роман, серьёзный и рассудительный ученик. Молча он выполняет возложенную на него миссию под присмотром улыбчивой Людмилы Владимировны. Яна, Володя, Светлана, Давид, Катя – и другие ребята стремятся облагородить пришкольный участок, каждый работает на нём, как говорится, со своим запалом. Не покидает пост, корпит, как муравей. Косит траву с помощью электрической косилки учитель физической культуры Юрий Леонидович. Надевая защитные очки, подливая бензин в бак, Юрий Леонидович работает неустанно. Слышится неустрашимый и раздражающий звук косилки, Юра – «Газонокосильщик 3». Боюсь его, вдруг воспользуется психокинезом? – Юра, нравится косить? – спрашиваю шутливо. – Ты – прирождённый косарь! – Главное, что никто не мешает, – пожимает он плечами. – Обходят меня стороной – я никого не слышу. А вообще – косить здорово, трава валится как подкошенная. Выкосил и пошёл. Результат труда виден сразу! А что я преследую на пришкольном участке? Работу, а что ещё можно ожидать? Юрий Леонидович – прямолинейный как сюжет игры «Final Fantasy 11» или «Metal Gear Solid». Пройдёт и быстро проверит «успеваемость» «дачников» завхоз Екатерина Александровна, выйдет к ребятам и учителям директор школы Валерий Владимирович. Как-то смотрю видеоизображение пришкольного участка с жёсткого диска летающего дрона – он походит на остров, где земля возделывается проворными подростками. Я вспоминаю себя, когда также отрабатывал «повинность» в школе. Ни дискомфорта, ни раздражения я не испытывал – лишь здоровое соревнование: кто быстрее польёт, вскопает, перетащит, выполнит работу. Но здоровье – прежде всего. Для здоровья необходимо движение, а на пришкольном участке любое движение становится полезным не только для тела и души, но и для жизни в целом — это не изымаемая часть труда на земле. Не просто бег на стадионе ради бега или качание пресса ради плоского живота. Здесь, если физически не потрудишься, ничего не добьёшься. Это не офис, где можно весь день сидеть, пялясь в монитор. На участке всегда надо физически трудиться . Пугаться этого не стоит. Если всё делать по уму, то подвиги не потребуются. Умеренность и гармония, как учит, например, мастер ниндзя в кино, должны быть во всём и в физических нагрузках тоже. Не превращайте полезную пришкольную физкультуру в спортивную гонку за урожаем! Человек должен трудиться: подросток или взрослый. В корнях народа истоки земледельца и селянина. Изначально любой человек не мыслит жизнь без своей земли. Это у нас в генах. Большинство людей горожане лишь в первом или втором поколении, поэтому всех нас так тянет к своей земельке, подальше от города с его законами и правилами. Имея свой участок можно и нужно приучать сыновей и дочерей к труду на земле , как объясняет моя бабушка в период философского настроения. А если не знаете: она – учитель биологии и географии, почти всю жизнь преподавала в Морозовской воспитательной колонии. – Пусть ребята с детства знают и понимают что такое семечко, как оно прорастает и как потом расцветает и плодоносит, – говорит бабушка, работая в знаменитой позиции «зю». – Пусть они ещё в юном возрасте почувствуют свою пользу и нужность миру. Пусть попробуют на вкус результаты своих трудов. Сажайте вместе с ними овощи и деревья, зелень и цветы, кустарники и корнеплоды. Помогайте им познавать азы природного земледелия и учите любить природу. Люди, получайте удовольствие от жизни на нашей прекрасной планете Земля. Растите свои сады и будьте счастливы!
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1563 |