|
||||||||||||||
Говоря словами из доклада Ольги Владимировны Кораблёвой, учителя русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ № 104», не остается сомнений, что православная книга – это средство оздоровления общества на фоне духовного обнищания современного мира с его ложными сиюминутными ценностями и бездуховными гедонистическими (удовольствие является смыслом жизни) жизненными ориентирами и предпосылками. А говоря проще, православная книга – верный ценностный ориентир по жизни. Слушая выступление Митрополита Омского и Таврического Владимира о желательности введения в школах понятия о старославянском, церковнославянском языках, Ольга Владимировна находит возможным говорить на уроках в ознакомительной форме об основах церковнославянского языка, о звательном падеже, о контрактурах (лат. contractura — стягивание) — сокращённое написание слова с помощью начальной и конечной букв, о титло… (Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло ). Это вызывает интерес у обучающихся: оживляет работу, например, с фразеологизмами, поэтическими текстами 18 века. Посещая храмы, дети начинают «читать» иконы, узнавать лики Святых, в них зарождается интерес к жизнеописанию Святых. Слушать выступления священнослужителей полезно, замечаю я, учитель БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов». Наблюдая за тем, сколько в аудитории, скажем, на площадке Кирилло-Мефодиевских чтений присутствует педагогов, я, прежде всего, смотрю на их одухотворённые лица. Они внимательно слушают, и конспектируют в блокнотах. Вращаясь в рабочем круге одного места, педагоги не получают и не обмениваются должным опытом. Поэтому нужно сказать большое спасибо тем специалистам Омской епархии, которые занимаются организацией подобных мероприятий. Это Светлана Петровна Баранцева, Тамара Викторовна Похитайло, Юлия Александровна Селионова и другие. Стараются также педагоги воскресных школ, приглашая на образовательные площадки родителей. Перед входом в зал Омской Духовной семинарии всегда выставка книг православной литературы. Журналов, сборников, изданных по итогам работы различных площадок, организованных Омской епархией и Департаментом образования Администрации города Омска. Душеполезную литературу, кстати, могут и посоветовать в самих храмах, стоит обратиться к священнослужителю. Говоря с детьми, дошколятами или школьниками, стоит им чаще напоминать о том, что «Книга – великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодёжи, а значит – зависит наше будущее». Слова Митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя издательского совета Русской Православной Церкви, Ольга Владимировна передаёт дословно. Где как не на площадке Кирилло-Мефодиевских чтений нужно говорить о том, как сформировать духовно-нравственные ценности у личности в системе школьного образования. Здесь присутствуют педагоги из разных школ города и области. Своё выступление Ольга Владимировна начинает словами академика Д.С.Лихачёва: – «Литература даёт вам колоссальный, обширнейший и глубокий опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрым». Как понимает необходимость православной литературы собственно Ольга Владимировна Кораблёва? – Православная литература настраивает человека на духовное, на спасение души и показывает пути духовного совершенствования, – рассказывает учитель. – Что мы понимаем под термином «православная литература»? В первую очередь, он обозначает конфессиональную принадлежность определённого литературного течения, указывает на его источник, на соотнесённость его духовного содержания с ценностями православия, его веро- и нравоучением. Этим отличается литература православная от литературы о православии и литературы православных писателей и мыслителей. Какие виды православной литературы бывают? – Во-первых, это богослужебная литература, она предназначена для совершения служб. Второй вид – литература святоотеческая, которая включает в себя творения святых отцов, их письма. Художественное направление сегодня имеет большую долю в православной литературе. Затем мы можем говорить об агиографии – жития святых, сюда же можно классифицировать огромный пласт литературы о нравственности: различные поучения, прологи, всё, что издревле составляло атрибутику православного человека. Детская православная литература. Проанализировав программу по литературе для школы, Ольга Владимировна видит, что православная литература почти исключена из программы. – Так в 5-6 классе идёт знакомство с древнерусской литературой, развитие представлений о русских летописях, отражение народных идеалов в летописях. Это произведения «Подвиг отрока киевлянина…», «Сказание о Белогорском киселе», я предлагаю детям познакомиться со святочным рассказом: Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», А. И. Куприн «Чудесный доктор», Г-Х. Андерсен «Девочка со спичками». 7 класс – более детальное изучение «Повести временных лет»: «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Данные произведения помогают понять нравственные заветы Древней Руси, соотнести их с современными этическими нормами. 8 класс – Житие как жанр древнерусской литературы. Знакомство с жизнью святых (Александр Невский, Сергий Радонежский). Основная задача – показать, что Святые – это не вымысел и не фантазия, а реально жившие люди, показать ученикам образ их жизни, наполненный принципами нравственности. 9 класс – «Слово о полку Игореве». Основное направление при изучении – это историческая основа повести, богатство жанров, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, «Золотое слово Святослава» – идея объединения русских земель. 10-11 класс – это темы, образы религиозной литературы в произведениях русских и зарубежных писателей. С чего же нужно начинать православное чтение человеку вообще? – Необходимо читать Евангелие, можно посоветовать читать книги современных православных пастырей, о том, как они открыли для себя Бога, – говорит Ольга Владимировна. – К ним можно отнести митрополита Антония Сурожского, архимандрита Тихона (Шевкунова). Но прежде всего, нужно обратить внимание на Священное Писание, многие знают о нём, но мало кто занимается его чтением, а ведь это — основа христианства. «Толкование Евангелие» Бориса Гладкова, одобренное Иоаном Кронштадским. Для детей – Журнал «Божий лучик», для взрослых журнал «Душа», «Омские Епархиальные ведомости». Так после прочтения статьи в Омских епархиальных ведомостях об иерее Воскресенского военного собора отце Анатолии (Анатолии Васильевиче Добровольском) «От службы к служению…», автор Тамара Путинцева, ученики школы № 104 захотели лично познакомиться с батюшкой, поздравить с днём вывода войск из Афганистана, с днём защитника Отечества, рассказать о движении Юнармии, в котором принимают участие, задать вопросы, стать ближе к основам православия. Чтение детских журналов подталкивает учеников школы 104 принять участие в литературном конкурсе «Милосердное лето», организованным Донским ставропигиальным монастырем, также становится традицией ежегодное участие педагогов в Этических, Ефремовских чтениях, участие школы в проекте «Святыни и святые земли Омской». Ольга Владимировна напоминает слушателям духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2089 |