Опубликовано 25.09.2018 в рубрике  Интернет-журнал
 

Виктор Власов. Школьный моделист-конструктор


"Пилите, Шура, пилите…"

("Золотой телёнок")


 
Есть на свете технический вид спорта – авиамоделирование, удовольствие затратное и дорогое. У кого мало наличных, тот расплачивается своим временем, которое, в конечном счёте, имеет тот же денежный эквивалент. Подсчитывая расходы, любящие родители, забывают, что «маленькие самолёты» прививают детям любовь к небу и науке. Но имея малый бюджет далеко в образовании не уйдешь, а желание неминуемого перехода от простого к сложному появится, как пасмурное небо осенью. Однако педагог дополнительного образования Антон Николаевич Лопаев имеет на это своё мнение:

– Двигаться вперёд нужно всегда, движение – жизнь, а на все возникающие трудности нужно искать простые решения…

В плане поддержки клуба технического творчества БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» повезло – в ней создаёт условия замечательный и деловой директор Валерий Владимирович Черняков. Пригласив из ДЮТа имени Ю. А. Гагарина удивительного и увлечённого моделиста-конструктора Антона Николаевича Лопаева, он продолжает интересоваться развитием данного направления в дополнительном образовании. Забегая дальше, стоит сказать, что педагог А. Н. Лопаев действительно большой приверженец технического творчества. Почему? Показывают мои наблюдения: парень часто и тепло сообщает о деле своей жизни, и видишь, как дети с удовольствием трудятся под его началом.

– Антон Николаевич любит детей и помогает им развиваться, передавая навык моделирования, – рассказывает директор школы Валерий Владимирович.

Я застаю начальника образовательного учреждения в столовой, и по тому, как добро и оживлённо он упоминает о специалисте, понимаю: написать о нём стоит незамедлительно.

Заходя в мастерскую, вижу детей собирающих удивительные поделки. Они захвачены оригинальным делом настолько, что порой не замечают меня. Вместе с Антоном Николаевичем ребята перекладывают и обрабатывают детали будущей поделки, производят чертежи, обсуждают и радуются успехам.

Я хожу вокруг детей разных возрастов, заворожёно рассматриваю на верстаках поделки: деревянные и металлические, пенопластовые или пластмассовые. А поодаль на самом длинном столе ждёт звёздного часа сборка радиоуправляемого самолёта. Мне представляется красивая модель. Эх, управлять бы ей!

– Это детали для воздушного боя, – комментирует Антон Николаевич, поднимая их и вертя в руках. – А самолёт будет «пяти минутка». Воздушные бои длятся примерно столько. Попадут – и вдребезги! Восстанавливай или проектируй новый.

Сконструировать модель самолёта из профессионально подобранных материалов не просто, также нелегко сделать работу из подручных средств. Глядя на занятых детей и стремительного педагога, я вспоминаю популярное аниме – «Цельнометаллический алхимик», где два брата создают шедевры практически из ничего, путём соединения материй, обмена и замещения энергии. Естественно Антон Николаевич никакой алхимии, а тем более магии не предлагает, и вовсе не похож на центрального персонажа манги Эдварда Элрика, зато мастер прекрасно справляется руками и школьников мотивирует основательно. Девиз кружка такой: «Минимум затрат, максимум увлечённости и пользы». Конечно, без вложений средств не пройдёт заметное производство, но это уже другой уровень сложности, как поясняет руководитель.

Мне хочется узнать, с чего возник интерес к авиамоделированию у молодого человека – трёхкратного чемпиона первенства России по авиамоделированию. Как он пришёл в школу и начал вести кружок технического творчества. Тридцати трёхлетний педагог дополнительного образования охотно отвечает на вопросы.

– Родился в 80-ые. Учился в школе № 99, в которой и преподаю, так сказать пришёл в родные пенаты. Высшее образование получил в ОмГТУ, специальность не связана с нынешней деятельностью, звучит она так: «Инженер по специальности техника и физика низких температур».

– Откуда тяга к творчеству, Антон Николаевич, к созданию и моделированию? – выясняю.

– С детства! Мама постоянно покупала различные конструкторы. Это было в девяностые годы, когда о компьютерах никто не знал и, слава Богу, как говорится. Работали своими руками, развивались технически. А творчество очень помогало реализоваться и не прожечь время, как грустно вышло у некоторых моих друзей… Помню, году в 1995 году кто-то выбросил грандиозно большую стопку журналов «Моделист-конструктор». Штук двести их было там, наверное. Читал их до дыр. Много нового узнал для себя, почерпнул, что позволяли мои способности. Мне было одиннадцать-двенадцать лет. Я даже конструировал кое-что по предлагавшимся схемам и чертежам.

– Как узнали о технических кружках в Доме Юных Техников имени Гагарина?

– Подсказал товарищ – одноклассник Максим Зорин. Никаких же реклам тогда не выходило – обо всём хорошем узнавали из журналов и газет, от друзей. А ДЮТ был в двадцати минутах от моего дома. Не попав сначала в авиамодельный кружок, мы пошли в судомодельный – и там не осталось места, пришлось ждать следующего года. Клубов технического творчества в советское время находилось в достатке – при каждом заводе существовали свои станции юных техников, во многих дворцах культуры и школах Омска их было пруд пруди. Так же свою большую лепту вносил ДОСААФ. Молодёжь тогда рвалась в кружки, любила творчество, не как сейчас – я наблюдаю губительную тенденцию. Полезное действие подменяется просиживанием в мобильном устройстве, бестолковой игрой и т.д. Если мы и дальше будем подкидывать детям картинки в телефоне, то они утратят способность к общению и к мышлению, к понятию элементарных законов, к науке. Я провожу параллель со школьниками моего времени. Да, учились и недобросовестные, но их было мало. Мы стремились поучаствовать где-то. Ездили на олимпиады по начертательной геометрии, скажем, интересовались успехами коллективов. Умели работать на токарном станке и фрезерном, и это уже в 14 лет. Был такой слёт юных техников и лагерь под названием «Смена» в деревне Красноярка. Сейчас это есть, но кто интересуется? Помню, как в 1998 году я выиграл первые свои соревнования по авиамодельному спорту, это была для меня словно олимпийская победа. Потому что были зажигательные руководители, которые завлекали и продвигали, сейчас я вижу холодность у людей и бездействие в эффективных направлениях.

– Какой возраст ребёнка оптимален для вступления в технический кружок, для развития конструкторского мышления? – уточняю – Я помню, что в классе шестом-седьмом мне было не совсем интересно подобное творчество.

– Все зависит от человека, бывает, что и взрослые люди начинают увлекаться. По своему опыту, я пришёл к выводу, что идеальный возраст начала обучения техническому моделированию – от 8 до 11 лет, то есть ребята из начальной школы, – объясняет Антон Николаевич. – После этого возраста дети кардинально меняются. Но снова-таки зависит от человека. Одному становится интересно немедленно, другому надо показывать видео и объяснять на пальцах.

– Каким образом вы увлекаете школьную аудиторию?

– Надо сразу сказать: здорово, что мой кружок работает именно в школе, сарафанное радио сразу передаёт, насколько это может быть интересно и полезно! Так же у нас создан отличный симбиоз дополнительного и общего образования. Педагог предмета технологии Дудкин Александр Александрович внедряет мои разработки в свою деятельность. Я же в свою очередь беру на вооружение его опыт преподавания и общения с детьми.

– Антон Николаевич, вы говорили, что движение – это жизнь, и не только ученик должен учиться, но и учитель. Что планируете и чем порадуете?

– Почти 10 лет я пытался нащупать ту образовательную идею, когда с малым бюджетом, или вообще без денег заниматься техническим развитием детей. Чтобы увлечённость детей постоянно сохранялась. С авиамоделизмом всё просто: резкий интерес, новые ощущения и знания, а через год-два восторг исчезает, и дети уходят, т.к. для дальнейшего развития нужно вливание финансов на дорогие материалы, двигатели, поездки на соревнования. Весной случайно наткнулся в интернете на видео изготовления экскаватора из картона и шприцов. Меня осенило, вот что я искал. Из обычного гофрокартона изготавливается игровая поделка, в которой скрыто несколько обучающих элементов, тут тебе и кинематика, и гидравлика, и аккуратность изготовления. Всё лето я разрабатывал уникальную программу, пользуясь своим девизов «Минимум затрат, максимум увлечённости и пользы». С простенькими моделями я проводил мастер-классы, и честно говоря, такого оживлённого интереса от детей и взрослых я не ожидал. Несколько новых детских поделок, манипулятора и экскаватора мы выставили на Областную и Городскую выставки технического творчества. Заняв первое место, они произвели настоящий фурор.

Собственно сама программа «Инженеры будущего» представляет собой 5 уровней сложности

1-ый уровень сложности – создание моделей из материалов шаговой доступности. Сколько мы потратим денег на картон, клей, пластмассовые пробки? Знаете, какие чудесные вещи можно сконструировать из шприцов, бумаги, пробок и т.д.? Посмотрите в интернете. Ребёнку в начальной школе хочется играть, поэтому делает он машинки, кораблики, настольные игры. Когда он приносит домой свои первые оригинальные поделки, то заинтересовываются и родители. Видя его восторг и вдохновение, они поддержат начинания. Конечно, тенденция у детей такая: они быстро зажигаются и также резко потухают. Что делать? Двигаться дальше – на уровень выше. Моя задача сохранить контингент, приумножить заинтересованных людей в кружке. Модели на первом уровне механические, без электроники, действуют на основе физических принципов.

На 2-ом уровнесложности происходит внедрение элементарных электрических элементов, это электродвигатель, батарейки, провода, выключатели. Ребёнок получает первейшие познания в области электротехники. На этом уровне мы конструируем автомобили, мотоциклы, корабли.

На 3-ем уровне сложности – углубление в электротехнические познания. Модели становятся более сложные, много составные, управляются с помощью проводного пульта.

4-ый уровень сложности включает в себя радиоуправляемые модели, причём пульт дистанционного управления дети будут изготавливать сами и это 12-14 летние дети . В этом году они познакомятся с основами микроэлектроники. А в дешевых комплектующих нам помогут наши китайские братья

5-ый уровень сложности подразумевает обучение основам программирования. Здесь мы соединяем радиоуправляемую машину, танк, корабль или самолёт с мобильным телефоном.

– С каждым уровнем сложности и на каждом году обучения, – комментирует руководитель кружка А.Н. Лопаев. – Ребёнок получает знания в области математики, физики, химии, черчения, технологии. Учится работать всеми ручными и электроинструментами. По окончанию программы , с 6 по 8 класс, у ребёнка развивается тяга к знаниям, он делается более аккуратным, вырастает творческий потенциал.

Слушая Антона Николаевича, я прихожу к выводу, что подобных клубов на базе школ создавать необходимо порядком. Поддерживая и обеспечивая деятельность в клубах, например, технического творчества, государство в итоге получит квалифицированных инженеров, конструкторов и других необходимых кадров с «прямыми руками», как шутит тот же педагог дополнительного образования.

Антон Николаевич Лопаев выражает благодарность директору школы Валерию Владимировичу Чернякову. Проникаясь идеей внешкольного технического моделирования, он всячески поддерживает и способствует продвижению этого творчества в массы. Ежегодно в школе проводятся до пяти соревнований по авиамодельному спорту городского уровня.

ЖДЁМ В НАШ КРУЖОК!

Список клубов технической направленности, в которых работают кружки:

Московка-2, в БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов», руководители: Лопаев А.Н., Дудкин А.А.

На улице Кирова, остановка 15-ая Рабочая – ДЮТ им. Ю.А. Гагарина на улице Харьковская 25/2.

В центре Омска – улица Почтовая 38 – Областная Станция Юных Техников.

На Левом берегу Иртыша: в БОУ г. Омска «СОШ № 28», на улице Фугенфирова 11Б

Район Нефтяников: в Центре технического творчества «Мечта», на улице Проспект Мира 169Г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Виктор Власов. Школьный моделист-конструктор Виктор Власов. Школьный моделист-конструктор Виктор Власов. Школьный моделист-конструктор Виктор Власов. Школьный моделист-конструктор
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 1771

Ключевые слова: Виктор Власов

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930