|
||||||||||||||
Виктор Власов. Звонарь – человек верующийЯ не думал, что звонари тоже сдают экзамен и получают соответствующее свидетельство, пока не пришёл в школу звонарей при Соборе Воздвижения Креста Господня. Пригласил меня протоиерей Олег Цветков – помощник по социальному служению и благотворительности Митрополита Омского и Таврического Владимира. Перед тем как сдать теоретическую и практическую часть выпускник посещает занятия, где преподаёт грамотный специалист и серьёзный человек – Сергей Юрьевич Беляков. Он – лауреат всероссийских фестивалей звонарей. Звонарное образование получал самостоятельно, обучаясь у многих опытных звонарей России. На сдаче выпускного экзамена я присутствую лично и волнуюсь за будущих церковных звонарей, уж больно крепко их спрашивают священнослужители, входящие в комиссию, вспоминаю свои выпускные экзамены в институте. О многих вещах не задумываешься – не сталкиваешься с этим. Что за экзамены у звонарей? Есть и такие, поверьте. Нужно регулярно посещать занятия, читать специальную литературу и… учить билеты. Никакого ЕГЭ, это радует! На экзамене у Сергея Юрьевича Белякова было 16 билетов, в каждом несколько вопросов. Сдавали экзамен в основном мужчины, хотя и женщина решилась. Занятия проходили два раза в неделю, а по желанию можно было ходить и чаще. Больше внимание уделялось практике, которой можно было заниматься ежедневно. Сюда приходят врачи, строители, учителя, дворники, школьники, даже дошколята – последние экзамен не сдают, но в колокол «отбивают» замечательно. Так мы приятно были удивлены, когда Сергей Юрьевич показал мастерство четырёхлетнего ребёнка – Гордея. Захожу в знакомое мне помещение при Соборе Воздвижения Креста Господня. Разговариваю с будущими выпускниками – это положительно настроенные люди, верующие. Вот Александр Молчанов говорит, что звон колоколов ему очень нравится, а экзамен он сдаёт для повышения своей религиозной грамотности. Ведь вопросы в билетах разные – от устройства колокола до исторических сведений. – Я люблю колокола и колокольный звон, - говорит Ксения Комова-Алова, кстати, единственная женщина на экзамене звонарей. – Отношение к ним особенное, как к музыкальному проводнику духовности, к участнику нашей жизни. Колокольный звон волнует душу до слёз, отзываясь ни с чем несравнимым трепетом. Он останавливает суету. Я никогда не планировала стать звонарём. Но поднимаясь по лестнице на колокольню, подумала, что сейчас я буду звонить музыку Бога, и люди вздрогнут, задумаются о своей жизни. Ксения увидела объявление и что-то в ней перевернулось. Ей захотелось быть ближе к храму, к Богослужению, но больше всего ей хотелось быть ближе к Богу, быть полезной для людей. Экзамен принимают настоятели омских храмов: протоиерей Олег Цветков (Собор Воздвижения Креста Господня), протоиерей Димитрий Олихов (храм в честь св. Иоанна Предтечи), протоиерей Игорь Скобеев (Свято-Никольский Казачий собор), Игумен Серафим (Военный Воскресенский собор). Послушать отвечающих приходит также настоятель собора Рождества Христова и Казанского собора протоиерей Михаил Вивчар и ключарь Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы, протоиерей Василий Вивчар, настоятель Николо-Игнатьевского храма. Солидная комиссия! Это очень компетентные люди. Запечатлевает для истории штатный фотограф Омской епархии – Игорь Смирнов. Присутствует модератор сайта Епархии – Владимир Масленников. Делает заметки в блокноте корреспондентка газеты «Благовещение» Елена Горбунова. На событие направлены объективы камер – снимают для разных ресурсов СМИ. Здорово, что экзамен открывается и для наблюдателей: прихожан и просто случайных прохожих. Где ещё можно услышать звон колоколов, сложенный в красивую мелодию? Чувствуешь себя здорово – как на концерте. Вот что значит – воодушевляющая музыка, пробуждающая возвышенные эмоции. Слушая мелодию колоколов, я общаюсь с батюшками и прихожанами, затем с выпускниками. Их лица светлые и радостные. Они улыбаются, делясь отличным настроением. Здесь от священнослужителей я узнаю, что колокол приходит к нам из Италии. Первые колокола на Руси появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть во времена Крещения Руси. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. В начале XII века русские литейщики имели свои мастерские в Киеве. Как правило, древнейшие русские колокола лились небольшими и совершенно гладкими. С принятием Руси христианства, колокол становится частью церковной архитектуры, богослужения и приживается на многие века, словно и не появлялся откуда-то, а был наш исконный. Однако литейные заводы появляются только в пятнадцатом веке. Мастера колокольных дел находились тогда в большом почёте, изготовление колокола было большим событием. Секреты производства хранились строго и передавались от отца к сыну, они знали, что нужно добавить в сплав, чтобы каждый колокол имел свой голос. – Искусство литья колоколов развивалось, пока не наступило время, когда мы все вдруг стали атеистами, – сетует одна из прихожанок. На экзамен она приходит поболеть за супруга. – Тянулось время бездуховности не очень долго, но этого хватило, чтобы способы изготовления колоколов стали забываться. Потом смутные времена прошли, и наступил период духовного возрождения, начали восстанавливаться храмы, стала возникать необходимость в колоколах. Я слышала от родственников, что на один литейный завод в Нововолынске, это на Западной Украине, приехали представители Русской Православной Церкви, с просьбой отлить им колокол. Но технологию изготовления нигде не могли найти, она была утеряна. – Батюшка, неужели нельзя бить в колокол, как вздумается? – спрашиваю у отца Олега. Улыбаясь, он говорит, что если речь не идёт о каких-то особых моментах жизни (пожаре или нападении), то мелодию нужно создавать красивую. И вправду: так легко и ясно, как всегда, отвечает настоятель Собора в честь Воздвижения Креста Господня. Красота – это то, к чему мы стремимся душой. Почему бы не реализовывать эти чувства и замыслы, благодаря колокольному звону и создаваемой с помощью него музыки? Колокола излучают спектр звучания – и тот, который не воспринимает человеческое ухо. Действие ультра и инфразвуков полностью не изучено, но описаны случаи, когда воздушные вибрации кардинально меняли людей. Учёные говорят, что организм человека – своеобразно настроенная антенна. Мужчины и женщины настроены в разных тональностях. А колокола, настроенные в этих тональностях, вызывают у человека положительные эмоции, влияя на его настроение. Воздух от колокольного звона заряжается, и его колебания влияют на все живые организмы. В прошлом веке, в семидесятых годах, было установлено, что колокольный звон лечит целый ряд нервных расстройств: беспокойство, страхи, нервозность, бессонницу. Прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает депрессию. Не зря, замечу, на территории Чернобыльской АЭС в четырёх километрах от блока стоит православная церковь. На территории церкви датчики, проверяющие радиацию, молчат, хотя рядом стрелки зашкаливают. Учёные провели исследования, и получилось, что самое благотворное место получилось под колоколом. Там вибрации получают максимальную силу. Благо, что секреты теперешнего производства колокола постигли на многих предприятиях. Звучат они таинственно и красиво, как говорит отец Олег, словно, унося в поднебесье какой-то сигнал. Разговаривал я на днях с одним мастеровым-реконструктором, он сказал, что литьё колоколов – не рутинное занятие, а праздник души, как, в общем, любимое дело, в которое окунаешься с душой и живёшь этим, процветая. Не случайно богослужение начинается с колокольного звона, сопровождает ход богослужения и заканчивает богослужение. И тем самым, подчёркивается вся важность колокольного звона. В колокольном звоне присутствует особое миссионерское значение, а звонари, которые и обучаются и которые звонят на колокольне, они являются участниками миссионерского служения нашей Церкви. Колокольный звон для поэтов и композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» — той музыкальной атмосферы, которая когда‐то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство». Колокольный звон — это буквально музыкальное оформление России. Колокола своим мелодичным звоном, переливанием призывают верующего к богослужению, к началу молитвы, они внутренне вдохновляют человека, потому что связывают его с небом, открывают ему многообразие христианской православной жизни.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1670 |