|
||||||||||||||
Виктор Власов. У каждого народа свой культурный код или Равняйся на фольклорПример для ребёнка – родители. И здорово, если чадо воспитывается в благополучной и полной семье. Тогда многие вопросы отпадают сами собой. Конечно, родители не могут учить ребёнка всё время – они работают и обеспечивают достойную жизнь, без лишней нужды. На помощь включаются педагоги: сначала в детском саду, затем в школе. Дальше – личность сформирована и говорят: «Большому кораблю – большое плавание»! Воспитание человека вообще, не только ребёнка – это сложный и долгий процесс. Эмоции, методика, пристальное внимание, забота. Целая система. Уйма приложенных качеств во время работы, как в детском саду, так и в армии. Надо сказать «спасибо» опытным педагогам-воспитателям и заведующим детских садов, которые десятилетия отдают воспитанию детей. В помощь им терпения и, по-прежнему, ответственности, внимания и любви к детям. Специалисты различных уровней – в данном случае я говорю о дошкольном образовании – организуют площадки, на которых педагоги свободно делятся опытом, читая интереснейшие доклады, сопровождающиеся мультимедийными презентациями для наглядности. На днях я выхожу на образовательную площадку IX Международных Аксиологических чтений в «Многопрофильной Академии Непрерывного Образования». Слушаю доклад аспирантки кафедры философии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Елизаветы Викторовны Дмитриевой и старшего воспитателя БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 345» Марины Владимировны Старостиной. Доклад они готовят «онлайн» вместе с диаконом Вадимом Петровым, руководителем Отдела религиозного образования и катехизации Лысковской епархии Нижегородской области РПЦ. Их общая тема: «Средства фольклора в процессе духовно-нравственного воспитания». – Елизавета Викторовна, что значит духовно-нравственное воспитание? Что содержит это понятие? – спрашиваю. – Об этом нужно говорить неоднократно. – Духовно-нравственное воспитание ‒ целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, ориентированный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей. Оно содержит два компонента: духовность и нравственность. Духовность ‒ в самом общем смысле ‒ совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций. Его источником является внутренний опыт человека. А нравственность – моральное качество человека, некие правила, которыми он руководствуется в своём выборе. – На мероприятии вы говорили о воспитании, о методах – как они должны сочетаться? – Воспитание ‒ комплекс технологий, направленных на формирование личности ребенка. По определению академика Павлова, воспитание ‒ это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. А методы воспитания ‒ это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Достаточно распространенной является классификация, предложенная Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным, Г.И. Щукиной, согласно которой методы воспитания объединяются в следующие группы: методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование);
методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).
– Как воспитывает человека фольклор? – уточняю у Марины Владимировны. – На примере каких персонажей лучше воспитывать ребёнка, и какие методы здесь? – Фольклор ‒ народное творчество, зародившееся в глубокой древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания. Имеет множество жанров, перечислим лишь некоторые из них: анекдот, байка, быличка, календарно-обрядовые и народные песни, легенда, сказка, скоморошины и др. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождающие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребьёвки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, частушки, приговорки, потешки, считалки. Основные фольклорные персонажи: Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Баба (бабка, старуха), Баба Яга, а также Водяной, Леший, Избушка на курьих ножках и другие. Говоря о методах воспитания в фольклоре, вернёмся к той классификации, которая была обозначена выше, и найдём примеры непосредственно в нём: методы формирования сознания представлены следующими жанрами: легенды, сказки, былины, анекдоты;
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – это жеребьёвка, потешки и даже дразнилки;
методы стимулирования деятельности и поведения – дразнилки, жеребьёвки, байки и легенды, различные песни.
Фольклор в воспитательном процессе имеет обоснование, так как включает простую и интересную форму, легко воспринимается и запоминается, имеет возможность к трансформации, выражает близость к традиции, чем и объясняется его «живучесть».
– Как именно фольклор относится к культуре?– выясняю уже у диакона Вадима Петрова. Его, понятное дело, в Омске нет, он присылает свой ответ в социальной сети «Вконтакте»: – Культура – всё, что создано человеком; она располагается вне природы, однако её истоки лежат в плоскости природы и русская культура не исключение. Множество мотивов русского фольклора изображают именно связь человека с природой. Знакомясь с культурой, мы сталкиваемся с различными образами, символами, которые не всегда понятны. Для их понимания требуется более тесное знакомство с культурой. Мотивы фольклора отражают и объясняют то, что важно. Этим объясняется разнообразие фольклорных жанров и то, что они затрагивают все стороны жизни народа: воспитание детей, отдых, работу, устройство государства, войну, потерю близких и т.д. Символичность позволяет варьировать содержание при сохранении общей идеи, символ легче запоминается и более информативен. Например, Баба Яга как символ злой ведьмы, а остальные качества и дополнительные нюансы её злой личности возможно дополнять от лица любого автора. При этом основной информационный посыл ‒ она есть зло ‒ сохраняется. – Какие качества присущи русскому человеку? – К основным качествам русского народа относят: миролюбие и терпимость к чужой вере и традициям (несмотря на присоединение сторонних земель в процессе экспансии, традиции и культурные истоки этих народов не уничтожались), доброта и отзывчивость, скромность, отсутствие желания наживы любым способом, предприимчивость, смекалка и многие другие. – Какие факторы оказали влияние на русскую культуру и русский характер? – Природные факторы – это ширина размаха русских земель, многонациональность (по мнению исследователей русского характера, русский народ это суперэтнос, который сформировался на полиэтнической основе (славяне, финно-угорские племена, тюрки)). Далее – особое расположение на территории континента (Россия лежит на стыке Европы и Азии). Принимаем социальные факторы. И, конечно, Православие, которое стало духовной доминантой русского национального характера. У русского народа свой культурный код! – Что это? – Культурный код – ключ к пониманию типа культуры, это уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков, закодированная информация, позволяющая идентифицировать культуру. Говоря не проще, но по-другому, культурный код ‒ это культурное бессознательное, не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию. – Где проявляется культурный код? – Его находят в языке, социальном устройстве, отношении к близким и врагам и, конечно, в творчестве народа. Фольклор, являясь наиболее древней формой народного творчества, дошедшего до нас, сохранил мудрость веков, колорит прошлых поколений, отражает наиболее значимые моменты в жизни народа, содержит расшифровку тех символов, которые могут быть непонятны взгляду со стороны. Безусловно, русский фольклор выступает носителем русского культурного кода, который позволяет более точно понять специфику национального характера и всей русской культуры, – подытоживает диакон. Мне нечего добавить никому из них, подмечаю уже я, учитель общеобразовательной школы и журналист. Разве что предложить список полезной литературы, который я видел и уважаю. С помощью него Елизавета Дмитриева, Марина Старостина и дорогой диакон Лысковской епархии Вадим Петров приготовили замечательный доклад на Аксиологических чтениях.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1704 |