|
||||||||||||||
Виктор Власов. Будние дни больничного батюшкиЗамечаю и общаюсь с множеством людей, которые не знают, как живут и служат священники вообще, а чего стоят регулярные службы – так и подавно. Жизнь и обязанности священнослужителей остаются будто бы за кадром. Поинтересуйтесь, родные, как служит иерей в больнице. Понаблюдать и послушать священника, не вставая с больничного ложа – это, к сожалению, одно, а вот пообщаться с ним в храме – другое, намного легче. За тем и прихожу в храм святого великомученика Пантелеимона при ОГКБ им. Кабанова, на омскую улицу Перелёта (на территорию огромной многокорпусной больницы на Левом берегу Иртыша), чтобы поговорить именно с больничным батюшкой. Авось расскажет про жизнь и людей такое, что я не знаю. Иерей Александр Добровольский 1977 года рождения. Был рукоположен владыкой Феодосием 4 ноября 1999 года. Окончил Одесскую духовную семинарию и Киевскую академию. Родом из города Орехова, ещё из запорожской УССР. Общительный батюшка – благочинный Рождественского округа, старший, по сути, над всеми храмами на Левом берегу, чтобы выразиться понятней. У него восемь детей (один ребёнок приёмный). Находится, если можно так сказать, на трёх работах: преподаёт в семинарии священное писание Ветхого Завета, заведует сектором заочного отделения (проректор), настоятель храма святого великомученика Пантелеимона. Батюшка Александр часто видит умирающих людей и молится за их души. Лично я бы не смог каждый раз быть возле людей, которым остаётся немного побыть на земле. Быть может, образование не подходит или настрой не соответствующий. Однако как подумаю о том, что буду смотреть на умирающего человека, так бегут мурашки по коже. У меня не получится утешить или разделить горе. Не выйдет и помолиться, не глядя, так сказать, я попросту не знаю ни одной молитвы. – Расскажите, батюшка, как проходят ваши дни с больными людьми? Что нужно для того, чтобы провожать человека в последний путь всея земли? – Каждое утро у меня начинается с реанимации в разных отделениях. В больнице имени А.Н. Кабанова и в больнице скорой помощи. Прихожу исповедовать, причащать, соборовать, кому-то объяснять причины, почему тут находятся. У людей осознавших принимаю покаяние в грехах, которые привели к больничному ложу. Кто в бессознательном состоянии – молюсь, чтобы человек пришёл в сознание и принёс Богу покаяние. Это самая благодатная почва, когда человек болеет, находясь в здешних стенах, многие моменты в жизни может пересмотреть. Наконец-то находится время обратить внимание на состояние своей души, поразмышлять о правильности или неправильности ведения жизни. Зачем-то гонимся, куда-то бежим, а вспомнить о Боге и исполнении Его заповедей времени нет. – Как служите вне стен больницы? – У кого-то серьёзная операция, диализ или роды – приходят родственники больных с просьбами помолиться. В храме мы занимаемся практически тем же – стоим и ежедневно молимся о болящих людях. Не представляю, признаться, сколько людей пребывает в сознании или без в этой крупнейшей омской больнице. Кого-то сбивает машина, кто-то страдает из-за драки, остальные – по другим поводам. Болят органы или кости. Инфекция или также непростой недуг. Я боюсь обыкновенного дантиста, который обезболит, прежде чем включит «сверлилку», а речь идёт о более тяжёлых состояниях. Могу представить, что приходит на ум человеку, чувствующему потерю силы, осознающему смерть. – Как создавался приход? Какие могут быть прихожане на территории больничного комплекса, это ведь не спальный район? – В 2007 году трудами главного врача Мамонтова Василия Васильевича была построена часовня на территории больницы. Через 2 года поставили иконостас, отделив алтарную часть. Часовня была приписана к собору Рождества Христова. Оттуда священники приходили каждую среду и служили Акафист Целителю Пантелеимону, каждую субботу совершалась Божественная литургия. Но своего священника храм не имел. В 2013 году 15 марта митрополит Омский и Таврический Владимир назначает настоятелем иерея Александра Добровольского. Когда он принимает приход, прихожан в нём человек 5, но служатся Божественные литургии, остальные Таинства и требные богослужения. Вскоре приход увеличивается до 50 человек. В стенах часовни становится тесно, поэтому отец Александр работает над новым проектом храма и в 2014 году из часовни происходит генеральная реконструкция, пристраиваются боковые пределы, храм расширяется вперёд, теперь вместимость составляет около 120 человек. Открывается воскресная школа для детей и взрослых, начинается благоустройство прилегающей территории, в храме расписываются стены. – Летом планируем пристроить ещё крестильню и воскресную школу, надеемся, что народа будет больше, – добавляет батюшка. – Пытался вас найти в интернете, в социальной сети «Вконтакте» или на «Фейсбуке», не нашёл в коллегах у Светланы Петровны Баранцевой, хотя она ваша помощница. – В социальных сетях не зарегистрирован. Во-первых, некогда, потому что служу с 8 утра до 11 вечера. Во-вторых, неинтересно. У меня дома есть компьютер, вай-фай, у детей – ноутбуки. Соглашусь: для современной учёбы без этого невозможно. Но лично у меня нет времени, нет интереса. Мне проще взять книгу и читать, у меня большая библиотека. Порекомендую почитать Николая Пестова – двухтомник «Современная практика православного благочестия», написал мирской человек, понятный для обывателя, кстати, там написано простым языком и даются ответы на любые вопросы, связанные с любой стороной нашей жизни. Может и мне стоит удалить профиль из социальных сетей? Больше читать и видеться с настоящими людьми? Задаюсь. Всё-таки нет – боюсь удаляться, там у меня столько товарищей по творческому цеху и так – привыкшие по обыкновению видеть меня «онлайн». Не поймут, наверное, знакомые, осудят друзья. Не модно становиться «оффлайн» в нашем стремительном веке технологий. Я получаю порой столько адреналина, когда вступаю в спор на страницах «Вконтакте». Но отрицательного заряда, признаю, в социальных сетях не скрыть. Иногда встаёшь из-за компьютера сердитый, обиженный на людей, прячущихся под разными «аватарками» – из-за «троллинга» или целенаправленных оскорблений. Смотрю на батюшку Александра. Это крепкий и здравый мужчина, которого заботит настоящая жизнь и страждущие люди. У него ясный взгляд и сильные руки. – Есть ли в приходе молодёжь? – Молодёжи в приходе достаточно, сегодня причащалось детей человек 25. Только в воскресной школе 12 человек. У них – молодые родители, они также приходят. – Что или кто вам даёт силу, батюшка? Действительно. В интернете не развлекается иерей Александр Добровольский, часто смотрит на больных, разделяя горе, молится за души. Я бы так не смог, даже пробовать не хочу, поверьте. Ну, может немного, проверки ради. – Силу даёт Бог. Священники – обычные люди, живут по Закону Божьему. Православному человеку в жизни легче. Почему? Потому что мы всё упование возлагаем на Бога, мы верим и знаем, что не даст нам непосильного креста. Если даёт, значит нам по силам, можем унести. При этом, конечно, не ждём, что с неба упадёт чемодан с деньгами. 85 процентов населения, Виктор, себя относят к Православию, но при этом в церковь ходят и причащаются примерно 7. Остальные – живут, как хотят. Своё православие сводят к ношению креста, 2-3 раза в год приходят в храм. А между тем в день у человека очень много грехов… – Ого-го! – не удерживаюсь, подскакивая на стуле. – Почти сержусь на священника. – Я ни с кем не дерусь просто так, не ворую, может, переедаю только. – Не обязательно воровать и убивать, чтобы копить грехи, – грозит отец Александр указательным пальцем. – Сколько раз в день переедаешь? Я гляжу на свой живот и думаю, что есть люди, у которых живот выпирает сильней. – Сколько раз в день думаешь о человеке плохо? А желаешь супругу ближнего своего, глазеешь на женщин с плаката? Сквернословишь… – О-о, – только и протягиваю с расширенными от удивления глазами. – Если так судить, то добрых дел я почти не делаю. Бабушку переведу через дорогу, найду деду его очки или рассыпанную мелочь, добро напишу про интересного человека, священника или учителя, но этого мало, понимаю!.. Батюшка Александр вгоняет меня в стопор. Покидая храм, я много думаю, размышляю. Удивительно, но кое-какие вопросы я задать забываю, хотя держу их в голове, что называется, до последнего. Вдруг вспоминаю интервью с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, где он говорит о больничном служении… «Болезнь – время особое, и рядом нужен священник»: «Человек, который попал в больницу, вырван из привычного круга жизни. Он окружен теперь не родными и близкими, а медперсоналом, незнакомыми соседями по палате. Он видит рядом с собой страдания и смерть и не знает, насколько скоро выйдет из больницы, чем кончится его болезнь. У человека в больнице появляется свободное время – время подумать. Господь дает человеку в этот момент возможность изменить свое мировоззрение, задуматься о смысле жизни, страданий, смерти. Перед ним приоткрывается то, что было скрыто за рутиной и ежедневной суетой. Болезнь – время особое. И если рядом с больными не будет священника, который поможет правильно отнестись к открывшейся реальности страдания в человеческой жизни, то перенести болезнь будет трудно. Врачи могут исцелить тело, но вряд ли смысл болезни станет понятнее. Присутствие священника помогает найти выход, встретить болезнь так, как ее должно встречать. Болезнь может сделать человека лучше, внимательнее к другим. Преодолевая болезнь, человек может стать сильнее духом и совершеннее». Вот и отец Александр помогает людям становиться сильнее, совершеннее. И храни его, Господь! Дай сил на добрые дела!
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1440 |