|
||||||||||||||
Владимир БУДАНОВ, академик РАЕН. ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ КРЫМАВновь звучат колокола в забытых людьми, но не Богом, Святых уголках Горного Крыма. И вновь тянутся к духовности люди. Стар и млад. Просвещенный и малограмотный, ибо свет Христов просвещает всех. Пусть на этом пути и вас ожидает радость и познание Истины, которые принес в этот мир Господь и которыми изобильно наполнены православные святыни Крыма. Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский Фото: Нина ВОЛКОВА, старший научный сотрудник Института минералогии и петрографии СО РАН. Несмотря на то, что православная жизнь в крымских епархиях Московского Патриархата в последние годы активно продолжалась, согласитесь, что конкретные сведения об этой жизни и крымских ее святынях не были всеобщим достоянием православных верующих России. Естественно, что сведения об этом можно получить в сетях, но это не вполне достаточно по сравнению с тем живым взглядом и духовным контактом, которых заслуживает Крым - эта давняя колыбель русского православия. Сейчас нарастает поток туристов и паломников в Крым. А в республике масса необыкновенных крымских достопримечательностей, 373 православных храма, один другого краше, несколько древнейших монастырей, а также святые руины и вечные святые источники. Наше знакомство с этим духовным богатством началось в одном из самых замечательных мест Крыма, в Алуште, в необыкновенно интересной части крымского побережья с его несколькими десятками отелей, построенных на основаниях эллингов с живописным названием Santa Barbara. После заселения в отель и в первый же день пребывания здесь мы записались на экскурсию под названием «Золотое кольцо». Это поездка на целый день по Южному берегу от Алушты до Фороса, дальше через Байдарские ворота в Инкерман, Бахчисарай, Симферополь с последующим возвращением в Алушту и Санта Барбару. В перечне посещаемых мест оказались только специально избранные и в самом деле очень важные в духовном смысле, но не все, имеющиеся на пути, некоторые из них в этом кратком сообщении заслуживают хотя бы беглого упоминания. Ведь Южный берег здесь - это просто настоящее сверкающее ожерелье православных храмов, да и дальнейший путь в глубине полуострова тоже проходит по населенным пунктам с замечательными духовными святынями. Мы поднимаемся по крутым серпантинам к Крымскому шоссе, слева в парке появляется яркая кровля замка князей Гагариных, рядом находятся домовая церковь и родовая усыпальница. Они не входят в число объектов экскурсии, но мы уже посетили их ранее самостоятельно. Замок занят официальными учреждениями поселка Утес, поэтому мы сразу идем в церковь. Она небольшая, скорее это часовня, но все же с иконостасом и отдельной звонницей. В храме - никого из причта, ящик для пожертвований забит, пожертвования и плата за свечи, литературу просто лежат горой на столе, посетители идут один за другим, здесь пока нет суеты больших групповых посещений. Тишина и покой... Переходим на мыс Плака, здесь расположен родовой склеп, крест с него был в свое время варварски снесен. Это сооружение достаточно скромное, но на каком месте расположено! С мыса открывается чудесный вид на Аю-Даг (Медведь-Гора), правее видны строения курорта Партенит, слева безбрежное море... Вернемся к нашей поездке. Заезжаем в Партенит, и наш микроавтобус заполняется целиком, знакомимся с нашим экскурсоводом, теперь мы на всю поездку обеспечены непрерывным и очень интересным рассказом обо всем, что мы увидим на «Золотом кольце Крыма». Партенит - это родина, место духовного подвига и упокоения святого Иоанна Готского. В VIII веке он участвовал в борьбе против иконоборцев, посетил с пастырскими визитами Иерусалим, Константинополь, Грузию, некоторое время претерпел хазарский плен, но все же вернулся на свою родину. Поднимаемся на Крымское шоссе. Минуем седловину между Аю-Дагом и Бабуган-Яйлой. Сама гора Аю-Даг замечательна своими разновременными православными памятниками, недаром возникли предположения о том, что первоначальное название горы звучало, как «Ай-Даг» (по аналогии с похожими названиями Ай-Петри, Ай-Тодор, Ай-Даниль и др.), что означает «Святая гора». Здесь имеются руины храмов и монастырей, настоятелем которых был Иоанн Готский. Эта гора - целая история, но мы ее проезжаем. Слева внизу Гурзуф, на побережье знаменитый лагерь «Артек» и православные святыни, многие из них разрушены и ныне восстанавливаются. А выше к яйле - небольшой, но известный на весь мир виноградник, из винограда которого десятками лет изготовляется золотомедальное вино «Белый мускат Красного камня». Ниже шоссе раньше располагалась база студентов-геологов МГУ, с которой мы после практики в горах, долинах и на берегах Крыма возвращались в Москву. Дальше мы мчимся без остановки. Слушаем только рассказ экскурсовода, а слева внизу у моря проплывают знакомые города и поселения: Ялта, Ливадия, Ореанда, Гаспра, Алупка, Симеиз... Все поименованные города и поселения имеют замечательные храмы: это и церкви Массандры, Никитского Ботанического сада и Гурзуфа, божественно нарядные соборы Ялты, Крестовоздвиженская церковь в Ливадии, храмы Архистратига Михаила в Ореанде и Алупке, церковь Св. Нины в Гаспре. Эти же места сохраняют память о наших знаменитых писателях, подолгу живших и творивших здесь: Пушкине, Толстом, Чехове, Горьком и многих других. Ай-Петринская яйла прижимает шоссе ближе к морю, но потом дорога снова поднимается в гору, и мы подъезжаем к Форосскому храму. Умели наши предки выбрать здесь, в Крыму, места для сооружения храмов! Форосская церковь стоит над побережьем на почти полукилометровой скале. А к северу вздымаются крутые кудрявые холмы, куда сворачивает по крутизне шоссе, и где наверху располагается знаменитый перевал Байдарские ворота. С трудом можно вообразить себе, что дорогу здесь в короткое время соорудили в середине позапрошлого века солдаты русской армии, естественно, с самыми примитивными орудиями труда. Девятикупольный храм в русском стиле возведен по проекту (1888 г.) академика Н.М. Чагина на средства купца А.Г. Кузнецова в память спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе и посвящен в 1892 году Воскресению Христову. В следующем веке храм был неоднократно разрушен и стоял в запустении до конца века, но был восстановлен, и теперь это чудо православной архитектуры возвращено народу. Все свободные места около храма заставлены транспортом, в церкви и вокруг нее масса народа, здесь и туристы, и паломники, многие усердно молятся, здесь и русские цари молились.Украшением внутреннего убранства является замечательный дубовый иконостас (часть прошлого наследия, к сожалению, утрачена). Покидаем этот чудесный храм, садимся в наш микробас, поднимаемся по живописной дороге к Бай- дарским воротам и въезжаем в Байдарскую долину, которую еще ласково называют Крымской Швейцарией. Она неширокая, окружена главным образом залесенными холмами, иногда со скалистым рельефом. Долина расчерчена правильными полями, садами и виноградниками, и здесь же простые луговины, на которых, как в старину, пасутся лошади. Вниз течет голубовато-зеленая Черная речка, ниже большую часть долины занимают пруды и водоемы и большое Чернореченское водохранилище, из которого пьет город-герой Севастополь. Подъезжаем к Инкерману, который в сущности является пригородом Севастополя. Здесь на плоской поверхности и в обрывах куэсты расположен Свято-Климентовский монастырь. Взгляд с высоты показывает, что монастырь окружен каменоломнями знаменитого инкерманского камня - это светлый известняк - и водоемами в выработанных карьерах. Перед входом предупреждают о тишине, которую иногда трудно соблюдать в больших туристических группах. Женщины повязываются платками и опоясываются длинными юбками, которые здесь заботливо приготовлены. Монастырь назван в честь Св. Климента, крещенного апостолом Петром, позже римского епископа, сосланного сюда за непризнание римских богов, за исповедание Истинного Бога, и по распоряжению херсонесских правителей утопленного в Казачьей бухте в 101 году. Части его мощей через сотни лет перенесены славянскими просветителями Кириллом и Мефодием в Рим и князем Владимиром в Киев. Главные храмы обители и приделы освящены в память Климента, Андрея Первозванного, Пантелеимона, Мартиниана и Николая Мирликийского. Обычно алтарные части этих храмов скрыты в отвесных стенах куэсты. Пещерную церковь, по преданию, высек сам Св. Климент. Церковь римского епископа Мартиниана уже выступала из скалы и была перекрыта куполом. Престол в приделе апостола Андрея Первозванного находится в пещере, царские врата сделаны в сплошной скальной алтарной перегородке. Высеченные в горе помещения, конечно, тесны, но украшены русскими иконами, некоторые из них достаточно древнего письма. Таинственный полумрак иногда просветляется лучом внешнего света. Византийский стиль храма Пантелеимона вовсе не придает ему тяжеловесности, главные нефы и притворы расположены уже в примыкающих к скалам частях здания. Здесь же хранятся частицы святых мощей юного великомученика и целителя. Церковь Николая Мирликийского была сооружена на Каламит- ском плато в форме крестообразного здания. Здесь останавливалась Екатерина II во время своего путешествия по Новороссии и Крыму в 1787 году, и после этого царственная семья всегда уделяла древнему монастырю свое внимание. Храмы монастыря были самым позорным образом разграблены французами и англичанами, восстановлением древних храмов после Крымской войны занимался археолог и художник Д. М. Струков. А в наше время восстановлением многих церквей занимался архимандрит Августин, он сам расписал иконостас Свято-Троицкой церкви. К несчастью, священник погиб в автомобильной катастрофе. Он похоронен в монастыре. После Инкермана поворачиваем к северу в сторону Бахчисарая, а слева за холмами остается Севастополь с его храмами, многие из которых сооружены в память русских флотоводцев и воинов, павших в двух войнах. Здесь похоронены адмиралы Корнилов, Нахимов и Истомин, лейтенант Шмидт, а часовни стоят над захоронениями простых, зачастую безымянных русских солдат и матросов, которые в конце концов так и не отдали город русской славы Севастополь врагам из «просвещенной» Европы. Но в первую очередь вспомним Херсонес Таврический, где крестился равноапостольный князь Владимир, здесь же в память посещения Крыма Андреем Первозванным стоит скульптурное изображение апостола, а рядом возвышается величественный собор, освященный во имя князя Владимира. Пятнадцать лет тому назад, во время одного из наших посещений Крыма собор еще находился в лесах восстановления после всех разрушений. Въезжаем в Бахчисарай, нам рекомендуют пообедать в татарском ресторане, в котором всем приветливо подают кушанья национальной кухни. Бахчисарай имеет христианские, исламские, караимские и другие святыни, но он также интересен и дорог нам, как город, в окрестностях которого и даже в самом городе проходила в давние годы наша студенческая геологическая практика. А вспомните еще и «Бахчисарайский фонтан» Пушкина!.. Главная православная святыня Бахчисарая - Свято-Успенский монастырь. Он расположен в каньоне Мариам-Дере, на дне и склонах этой живописной долины, а также в отвесных скалах крымской яйлы. К монастырю пришлось метров 300 подниматься пешком по довольно крутой дороге, так как автомобильное движение здесь, на территории монастыря, в этой экологически весьма хрупкой природной обстановке, нежелательно. Монастырь укрыт в обрывах куэсты, к часовне у входа возвышается монументальная лестница. Часть помещений монастыря расположена в отвесных стенах куэсты. А на дне долины ведется строительство новых храмов и других зданий. Стены куэсты расписаны фресками, в них вмонтированы живописные и мозаичные иконы. Поток посетителей растекается по территории монастыря. Он основан иконопочитателями VIII века, покинувшими Византию в знак протеста против иконоборческой церкви и поддержавшего ее императора. Далее последовала сложная история завоеваний, разрушений и окончательного периода восстановления древней православной святыни. Многое здесь интересно, но время посещения ограничено, мы покидаем монастырь и направляемся к Симферополю. В наши студенческие времена холмы вокруг Бахчисарая были обнаженными, мы на них изучали крымские известняки с множеством симпатичных раковин, по которым определялся их геологический возраст. Теперь эти холмы освоены и заняты сплошными садами... Живописная дорога вливается в город - столицу Крыма - Симферополь. По количеству православных ценностей город, конечно, заслуживает самостоятельной экскурсии, но у нас время ограничено, поэтому мы сразу высаживаемся в центре и идем в Петропавловский кафедральный собор. Одноименная деревянная церковь была построена и освящена здесь в начале XIX века, в конце века по проекту архитектора К. Лазарева на средства, пожертвованные и собранные купцом Афанасием Тисовым, был возведен каменный храм. В прошлом веке он претерпел массу трудностей и разрушений и только в нашем веке полностью восстановлен в статусе кафедрального собора. Храм соединяет признаки русской древности и классицизма. Соборный неф находится под световым барабаном с куполом. Правда, со стороны главного входа он загорожен замечательной колокольней, зато стены над папертью украшены мозаичными изображениями, напоминающими витающий над Крымом византийский дух. Внутреннее убранство собора, конечно, замечательное, но, к сожалению, утрачены некоторые старинные иконы византийского типа (среди них знаменитая Свято-Троицкая) и другие священные древности. Неф заполнен народом, здесь еще сохранилось и временное рождественское убранство. После этого мы переходим в расположенный невдалеке Свято-Троицкий женский монастырь. Одноименный собор возведен в виде крестообразного здания с восьмигранным световым барабаном под куполом. Колокольня умеренной высоты не подавляет всего сооружения. Главной святой всекрымской ценностью является самообновляющаяся и миро- точащая икона Пресвятой Богородицы Скорбящая. Раньше здесь были и другие чудотворные иконы, но они увезены во время переселения понтийских греков в Мариуполь и другие поселения Приазовья. Зато сюда перенесены мощи Святителя Луки Войно-Ясенецкого, о котором мы уже писали в нашем журнале. Я подумал о том, как близка нам эта святость, ведь Лука был архиепископом Симферопольским и Крымским в послевоенное время, когда мы были студентами и проходили в Крыму геологическую практику. Сейчас его святые мощи покоятся в серебряной раке, подаренной храму православными греками, а почитание владыки в мире еще шире, так как он известен, как выдающийся хирург и исповедник, а нам в Сибири - еще и мученичеством, и служением Родине во время Отечественной войны в многочисленных госпиталях. В честь Св. Луки также возведена невдалеке часовня. Вспомним еще, что Лука был автором множества блистательных проповедей, которые хранились в Крыму, а теперь опубликованы в виде огромного тома, столь же замечательны и его православные мемуары. Близок уже конец дня, группа собирается в микробасе, и мы едем по шоссе к Южному берегу. Немногие церкви удалены от дороги. Главные достопримечательности здесь - горы.
Справа все время выступает Чатыр-Даг, а после перевала слева вырисовывается красивейшая гора Крыма - Демерджи. Если бы можно было перелететь через нее на побережье, можно было бы помолиться в чудесном храме Покрова Пресвятой Богородицы и Николая, чудотворца Мир Ликийских: он построен в виде гигантской башни с маяком наверху во имя святого покровителя моряков и всех путешествующих. Но мы спускаемся к Алуште. И вдруг на подъезде к автовокзалу открываются разноцветные сверкающие главы храма, но мы торопимся в Санта Барбару, доезжаем до Кипарисного и по крутым серпантинам спускаемся прямо к нашему отелю. Замечательная поездка окончена... Чтобы достойно замкнуть Золотое кольцо, мы еще раз специально съездили в Алушту, где посетили этот увиденный мельком храм. Это строящийся храм во имя святых Царственных страстотерпцев. Строительство на прежде заброшенной вертолетной площадке движется к завершению, храм уже увенчан разноцветными куполами, это они так радужно сияют на фоне крымского неба, но некоторые из них еще стоят на земле. Близко от стройки также остался штабель желтого крымского камня, ракушечника, из которого сложен храм. Его нижний ярус освящен в честь чудотворца Серафима Саровского. Вход узкий, потолок в цокольном помещении низкий, но все это компенсируется замечательным внутренним убранством церкви. Строгие матушки не разрешают фотографировать. Мы подождали отца Виктора, настоятеля церкви, и попросили у него благословения сделать несколько снимков для православного журнала. Он поинтересовался, какой журнал и откуда мы, и очень любезно разрешил сделать необходимые нам снимки. А они стоили того. Отец Виктор является митрофорным протоиереем, он тесно связан с Афоном. Вывез со Святой горы несколько списков с чудотворных афонских икон, и они теперь так чудесно украшают храм. В церкви возведен замечательный иконостас, на стенах отменные иконы, в нише - выполненный в высокой иконной технике Крест с Распятием и предстоящими. Итак, мы поклонились Золотому кольцу и его прекрасным храмам. Может быть, они только здесь и концентрируются? Нет! Мы уже бывали раньше в Севастополе, с его святынями. Раньше были также и в Алуште, Судаке, Коктебеле, Феодосии (к сожалению, не удалось только посетить Керчь), эти города имеют православные и другие святыни греческого, римского, византийского времен, а также сооружения веков первоначального ортодоксального христианства и русского православия. А может быть, наших храмов меньше в северной части полуострова? Но нет! Мы съездили в Евпаторию к нашим давнишним друзьям, в этом прекрасном городе мирно соседствуют величественный православный собор и исламская мечеть. В этом же городе стоит несколько тяжеловесный, зато напоминающий нам наше православное византийское родство Ильинский храм. После его осмотра мы попрощались с друзьями, доехали до автовокзала и отправились автобусом в Алушту. Церковь в Саках по дороге к Алуште сияет на фоне голубого неба. Все многочисленные церкви севера Крыма объединены в самостоятельную епархию. Даст Бог, мы посетим их позже, возможно, к тому времени уже будет построено Кольцевое шоссе вокруг всего Крыма... Основатель крымского мессионерства архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) еще в XIX веке сказал: «Крым как будто создан для того, чтобы быть нашим русским Афоном». Сколько раз мы уже убеждались в том, что Крым прекрасен и географически, населен дружелюбным народом разных национальностей и конфессий. Он является чудесной землей, из которой произросло столь же чудесное древо русского православия! Живоносный Источник №1 (12) 2017 год
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1646 |