|
||||||||||||||
Виктор Власов. Спасаться нужно всемНе думал, что о Рождестве Христа обыватель знает немного – Иисус Христос родился и кто-то там пришёл и подарил дары… Как возник этот великий праздник и что является его атрибутами – рассказать об этом сможет разве что священнослужитель или педагог воскресной школы. Душеполезные знания поможет приобрести интернет – если ввести соответствующие запросы, конечно. Читая православную литературу и посещая организованные Омской епархией мероприятия духовно-нравственной направленности, прихожу к выводу, что знать библейские реалии необходимо на порядок лучше. – Я не против православия, – вкрадчиво говорит мне Владислав Скуповский, буддист и тренер по бодибилдингу из Ледового дворца спорта им. Александра Кожевникова. – Если христианство помогает людям совершенствоваться, то почему бы не следовать ему? Одно дело, что нужно много читать и постигать, а второе – посещать храм. Соглашаюсь с коллегой по спортивному цеху. Лично для меня христианство – внутренний стержень и определённый двигатель прогресса. Окунаясь в религиозную сферу, складывавшуюся на Руси веками, ловлю себя на мысли, что просвещаюсь. Неустанный обмен опытом среди педагогов на различных площадках, частое общение с православным священнослужителем – помогают запастись как минимум нужным объём полезной информации, чаще анализировать ситуации, стараться жить правильно, исполняя заветы старцев и Евангелия. Судьба или Божий Промысл – сводят меня с игуменом Серафимом (Николиным). Я мало знаю этого бодрого и высокого монаха, настоятеля Воскресенского военного собора, однако это не мешает прийти на вечернее богослужение 7 января и по возможности встретиться с множеством священнослужителей. Людей в Воскресенском соборе в этот день достаточно – прихожане ещё предпочитают храм вместительней – Успенский кафедральный собор, например, находящийся неподалёку. Зато я встречаю трёх помощников Митрополита Омского и Таврического Владимира: протоиерея Димитрия Олихова, протоиерея Олега Цветкова и протоиерея Михаила Вивчара. Встречаю знакомых мне диаконов. Штатного епархиального фотографа Игоря Смирнова – он устал заметно, это третье мероприятие, на котором он неустанно фотографирует, затем неожиданно для себя знакомлюсь с директором Омского Музея просвещения. Обо всём по мере широты мыслей. Их в храме много рождается невольно. Откладывая мирские дела, я снова и снова прихожу в церковь, чтобы не забыть для чего нас создал Господь. Для чего Он создал меня. – Не люблю большие храмы, – как-то освобождено произносит одна низенькая и старенькая прихожанка в светло-коричневом платочке. – Здесь нет толкотни, все люди знакомые и вставай, куда душе угодно! А ведь правда. И мне нравится, что людей не тысяча, а чуть больше сотни. Слава Богу, что народ тоже получает благодать в Успенском кафедральном, иначе здесь, на территории отреставрированной Омской крепости, было бы не протолкнуться. Служба ещё не началась, а батюшки ожидают архиерея. Отец Серафим держит поднос, покрытый белой материей, а на нем лежит золотистый крест. Игумен смотрит к выходу, где по ковровой дорожке к нему пройдёт Владыка. До чего потрясающе наблюдать за священниками в эти минуты. Они совещаются чуть слышно, глядят по сторонам, имеют возможность ответить на вопросы страждущих. За моей спиной едва уловимое движение. Медленно продвигается очередь. В полголоса разговаривает с прихожанами свещница из церковной лавки. Слышно: человек она сведущий в душеполезной литературе, знает, что благословлено для чтения, а что нет. – Ищу Дворкина, – обращаюсь к ней скорее из спортивного интереса. – Хочу почитать про секты! Она молча качает головой. Возвращаюсь на привычное место, откуда видно священников, а если поднять голову, то и клирос на втором этаже. Знаете, дорогие читатели, замечательно, что можно прийти в храм, послушать, посмотреть, помолиться, подумать о грядущем. Оценить себя, свои поступки. Где ещё вы остановитесь, сделав этакую паузу во времени, задумаетесь о жизни, о людях, о вещах нематериальных? Почему бы не переосмыслить ценности – не повернуться к Богу именно в Рождество Христово? Кстати, что я знаю о Рождестве? В Евангелии от Луки и Матфея есть рассказ о рождении Иисуса Христа. Вот что там сказано: – «Во время царствования Ирода в Иудее, находящейся под властью Рима, император Октавиан Август издал повеление провести всенародную перепись. Иудеев записывали по коленам и родам; у каждого рода были свои места праотцев. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, вели род из Вифлеема, их должны были записать только там, туда они и направились из Назарета. Согласно Евангелию, в Вифлееме они не смогли найти себе места в доме или на постоялом дворе, отчего были вынуждены остановиться за городом, в пещере, где пастухи укрывали скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии и родился Младенец – Сын Божий, Христос. Первыми Рождеству Иисуса пришли поклониться пастухи, извещённые об этом чудесном событии явлением Ангела. А на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Волхвы преподнесли Христу дары – золото, ладан и смирну. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно закону, ему дали имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.» – Извините, пожалуйста! – как бы виновато зову прихожанку, тоже немолодую. Я думаю, что она мне доходчиво расскажет – замечаю: в течении службы она шевелит губами, повторяя то за священником, то напевая вместе с клиросом. Похоже она невероятно компетентна! – Что такое символы Рождества Христова? – Пойдёмте, – шепчет. Мы отходим за жидкую стену народа, и прихожанка повествует. Её радует рассказ, она оживляется, жестикулируя, и всё время глядит на меня. – Символы Рождества: наряженная ёлка, подарки, Вифлеемская звезда, вертеп, пастухи и ангелы. В некоторых воскресных школах должны давать представление на эту тему. – Ель, может, а не ёлка? – уточняю. Так вот интересно переспросить и проследить реакцию человека. – Ель взята от западной традиции, да и мороки с ней меньше, вы понимаете. Подарки принесли младенцу Христу персидские знахари. Я слышала от батюшки Серафима, что они занимались астрологией и высчитали рождение Мессии, это было предсказано в их религии. Что они принесли? Атрибуты, символизирующие три важных качества, которыми Он обладал. Золото – это Царю, Ладан – Богу, смирну – Человеку, который должен умереть за род людской. – Что такое смирна? Для чего она? – Ароматная смола, которая применялась для молитвы над умершими людьми и являлась символом погребения. После возвращения на родину волхвы проповедовали рождение Спасителя. Церковь почитает их как «трёх святых царей». В память об этих дарах в Рождество принято дарить подарки – не потому, что человек себя хорошо вёл, а по любви, ради Христа. – Вифлеемская звезда – такая существует? – Это загадка; она привела волхвов к Христу. По одной из версий, вычитал я, необычное небесное явление случилось, когда в одной точке сошлись Юпитер и Сатурн. По вычислениям астронома Иоганна Кеплера, жившего в XVII веке, такое явление могло быть возможным во время евангельских событий. Существует разная традиция в изображении Вифлеемской звезды – известна 5-конечная звезда, характерная для арабской церкви, 8-конечная считается символом Богородицы и изображается в православной традиции. Также существуют 6-конечные и другие виды Вифлеемской звезды. – Вертеп? – Это пещера, где в яслях спеленали Христа. Благочестивые христиане ставят под рождественскую ёлку фигурку вертепа с Младенцем и Святым семейством – в память о великом событии. Удивительно – стоит оказаться в храме, как любой, наверное, регулярный посетитель, прихожанин, увлекательно поведает о празднике и его составляющих. Сколько прогуливающихся по улице людей или спешащих на работу коллег, способно исчерпывающе вам истолковать? По-моему, для любого толкования библейских реалий стоит обращаться к священнослужителю. К отцу Серафиму – настоятелю Воскресенского военного собора или к другому добродушному батюшке. Служба заканчивается. Я вижу Игоря Евгеньевича Скандакова – директора Омского Музея просвещения. Он охотно рассказывает мне об экспонатах в цокольном этаже собора. Постоять в сторонке и послушать его лекцию (по-другому не назовёшь) выходит из раздевалки работница. Ей интересно не меньше, чем мне. Я долго записываю Игоря Евгеньевича на диктофон, он рассказывает о священномученике Сильвестре Омском. Столько приводит фактов и своих размышлений, что невольно понимаешь: человек живёт просвещением и радеет за родную историю. Показывая орлец, не характерный для простого священника, крест необычной формы и надгробие, директор музея говорит о раскопках, которые проводились на месте Успенского кафедрального собора, когда и были обретены чудотворные мощи. – Учредить музей помог я! Одна его сторона рассказывает о священномученике Сильвестре Омском, а вторая – об Успенском кафедральном соборе. – «экскурсовод» очень рад, что может быть частью благого и вечного. Заниматься музеем, посвящённым святым людям его благословил сначала Владыка Феодосий, потом и Владимир. – Как музей связан с Церковью? – задавался вопросом Игорь Евгеньевич. – Церковь – это и есть музей! – сказал ему однажды Митрополит Омский и Таврический Владимир, благословив. Какое потрясающее соработничество Русской Православной Церкви и Омского Музея просвещения в лице архиерея и директора. Как будто запросто, но со временем, вымощена благими намерениями дорога к плодотворному сотрудничеству научного коллектива мирян и духовенства. Есть чему поучиться и о чём рассказать. Переслушиваю запись на цифровом «рекордере» и вспоминаю миловидное лицо прихожанки и эти эмоции, передающие волнение и потом радость. По окончании богослужения Его Высокопреосвященство поздравил прихожан собора с Рождеством Христовым и по сложившейся традиции раздал детям Рождественские подарки. Действительно, количество народа в храме важно в любой день. Спасаться нужно всем. Спаси нас, Господи!
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1436 |