|
||||||||||||||
Знайте первого епископаМне импонируют люди, которые хотят знать больше, чем им даёт учитель или показано на поверхности. Оживает во мне невероятное уважение, когда человек стремится к доброму и светлому – к знаниям, к исследованиям, например, наших предков. Это какие необходимо иметь позывы, чтобы оглянуться и начать собирать информацию по крупицам – пусть для доклада на «Этических чтениях» или для собственного просвещения. В технологический век постоянных новшеств и отмирания бумажной литературы, дорогого стоит поиск правды именно в пожелтевших газетах или из уст старшего поколения. И я сам неравнодушен к познаниям прошлого, питаю иллюзию на то, что в один прекрасный момент народ встанет и скажет: - Мы чтим родные традиции и не равняемся на запад!Обнаружить юного и грамотного просветителя мне помогла Ирина Викторовна Солошенко – заместитель директора из БОУ г. Омска «Лицей № 74». - Виктор, я услышала замечательный доклад на «17 Городских Этических Чтениях», его читала Маргарита Степанова – учащаяся нашего учебного заведения. Она учится в десятом классе, ей – 16 лет. И вправду – когда я начал его читать, будучи уже дома, то не смог оторваться. Понял, что человек проникся темой православной направленности и захотел узнать, а кто же такой был на самом деле этот епископ Григорий (Полетаев). - Маргарита, зачем нам знать первого епископа? - О епископе Григории (Полетаеве), первом епископе Омска, информации в свободном доступе очень мало. Это православные энциклопедии и небольшая биография на сайтах Омской епархии. В то же время он внёс огромный вклад в нашу епархию. Например, про нашего покровителя Сильвестра написаны книги, статьи, его знают многие омичи, в отличие от Григория. Меня заинтересовала эта тема и, как человек, любящий историю, я решила провести исследование с целью изучить его роль в истории Омской Православной Церкви. - Откуда такой интерес? - Возрастающий интерес к изучению различных аспектов истории Русской Православной Церкви проявляют исследователи различных областей знания, - рассказывает Маргарита. – На фоне глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества, произошедших в нашей стране в последние два десятилетия, различные социальные и культурные силы России стали видеть именно в Русской Православной Церкви носительницу исконных национальных традиций, способную восполнить духовный вакуум, образовавшийся после падения социалистического режима, и стать гарантом сохранения русским народом своей самобытности. В то же время в ряде бывших советских республик идёт процесс формирования национального самосознания, это явление зачастую сопровождается переписыванием истории. Например, на территории современного Казахстана большинство поселений образовано переселенцами из России, Украины и Белоруссии, строившими с целью удовлетворения своих духовных потребностей на новых местах церкви, часовни и молитвенные дома, но об этом казахские националисты тщательно стараются забыть. Часть этой территории принадлежала Омской епархии. Правление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла характеризуется образованием значительного числа новых епархий, возникновением новых митрополий. В настоящее время вместо Омской и Тарской епархии создана митрополия, включающая в себя четыре новые епархии. При организации деятельности новых епархий на современном этапе развития Церкви и общества может оказаться полезным обращение к истории формирования Омской епархии в сложных условиях конца ХIХ-го века. Исследование данной темы представляет значительный интерес в общественно– политическом плане, что определяется востребованностью исторического опыта ненасильственных методов укоренения православия в Сибири, необходимостью дать отпор тоталитарным сектам различного толка, разработкой позитивных политических теорий, учитывающих исторические реалии, особенности общественного и религиозного сознания в историческом прошлом 2 сибирского региона. Всё это вместе взятое является показателем актуальности и значимости темы. Думаю, каждый интересующийся историей своего города должен изучить сначала историю становления родной епархии, узнать о первом епископе собственного города, как собирателе важной информации. Маргарита Степанова посвящает материал Омской епархии и общему её состоянию в годы предстоятельства Преосвященного Григория, епископа Омского и Семипалатинского. Разве мы не должны знать своих просветителей? Этим вопросом я задаюсь последнее время – не находя тем важнее. Чтобы провести исследование и рассказать Маргарита знакомится с работой Голубцова С. В. – с его диссертацией на соискание учёной степени кандидата богословия: «Образование Омской епархии. Деятельность Преосвященного епископа Григория (Полетаева) на Омской кафедре в 1895-1900 гг.», 2013. - Как образовалась наша Омская епархия? - Первое решение об открытии самостоятельной Омской епархии, путём выделения её из Тобольской, было вынесено на соборе Сибирских архипастырей, проходившем в Иркутске в 1885 году, - рассказывает Маргарита. – В конце января была образована в Омске особая комиссия из сведущих духовных, светских и военных лиц1. Преосвященный Авраамий, бывший в то время епископом Сибирским и Тобольским, получил обращение обер-прокурора Синода, К.П. Победоносцева, 30.10.1887 года, в котором говорилось про создание и состав новой Омской епархии. После кропотливой работы Омской комиссии и Тобольской консистории, вторая нашла достаточным, до времени, для ближайшего наблюдения за духовенством и православным населением и для руководства в деле проповеди среди инородцев-киргиз ограничится назначением викарного епископа на остающейся с 1872 г. праздную вакансию, с тем, чтобы викарный преосвященный жил в Омске. Тогда расходы, по мнению Консистории, не будут слишком значительны. Мнение Консистории было послано обер-прокурору Св. Синода при отношении от 14.01.1891. Священный Синод, рассмотрев суть дела в течении длительного времени, с этим мнением не согласился и в 1895 году представил на рассмотрение Его Императорского Величества Николая 2 доклад об учреждении самостоятельной Омской епархии. Доклад этот 18.02.1995 года был удостоен монаршего утверждения, и в Западной Сибири возникла новая Омско-Семипалатинская епархия, протяженностью более миллиона квадратных километров с небольшим количеством церквей по сравнению с занимаемой площадью и небольшим количеством православного населения, которое с каждым годом увеличивалось за счет переселенцев из-за Урала. Причины, повлиявшие на выделение Омской епархии из состава Тобольской: большая протяженность территории; Образование новой Епархии с кафедрой епископа население города встретило радостно и гадало, кто же будет назначен архиереем. - Что ты знаешь о первом епископе? - Первый предстоятель Омской епархии владыка Григорий (в миру – Лев Полетаев), родился в семье причетника Нижегородской губернии в 1831 году. Будучи от природы одаренным человеком, владыка успешно учился. Он закончил Нижегородскую Духовную семинарию, а в 1854 году – Казанскую Духовную академию со степенью магистра Богословия и был оставлен преподавателем этой же Академии. В этом же году 10 октября он принял монашество, а 21 октября этого же (1854) года рукоположен в иеромонаха. 27 октября его утвердили в звании бакалавра Академии. Он успешно выполнял свои обязанности и в 1857 году пятого июля назначен помощником инспектора Академии, затем 22.09.1864 года – экономом. - Какие способности у него были? - Григорий имел незаурядные преподавательские способности и 23.01.1865 года утверждён экстраординарным профессором Казанской Духовной Академии. В этой должности он успешно служит до 1867 года. 03.04.1867 года определён ректором Уфимской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита, где прослужил до 1869 года. 05.09.1869 года уволен от духовно-учебной службы, которой не занимался два с лишним года. Труды архимандрита Григория на ниве духовного образования не остались незамеченными. В 1884 году он награжден Орденом Святого Владимира 3 степени. 21.01.1888 года архимандрита Григория назначают старшим членом Санкт-Петербургского Духовного цензурного комитета. 26.01.1891 года Государь Император высочайше соизволил утвердить всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии архимандриту Григорию епископом Ковенским, первым викарием Литовской Епархии. Наречение архимандрита Григория в епископа происходило 01.02.1891 года в Святейшем Синоде. Интересна речь, произнесенная Григорием при наречении. Она ярко показывает духовные таланты будущего епископа Омского как яркого проповедника и богомудрого пастыря. 03.02.1891 года в воскресенье в Свято-Троицкой соборной церкви Александро-Невской лавры собором архипастырей, в предстоянии первенствующего члена Святейшего Синода Высокопреосвященного митрополита Исидора, была совершена хиротония архимандрита Григория во епископа. Больше года владыка Григорий был викарным епископом Литовском епархии. А 21.10.1892 года назначен епископом Туркестанским и Ташкентским. Труды владыки Григория на этой кафедре были отмечены, в 1893 году он награжден орденом св. Анны 1-ой степени. На Омскую кафедру преосвященный был назначен 18 февраля 1895 года с именованием епископом Омским и Семипалатинским. И уже 27 мая этого же года прибыл в Омск, где трудился до 1901 года. 17 декабря 1900 года он назначен сверхштатным членом Московской Синоидальной конторы с правом управления Московским Донским ставропигиальным монастырем с увольнением от управления Омской епархией. 24 декабря 1905 года он освобождается от обязанностей члена Синоидальной конторы, а 8 июня 1906 года – от управления Донским монастырем с назначением местопребывания в Московском Новоспасском монастыре. Признанием заслуг владыки Григория явилось избрание его в 1906 году почетным членом Казанской Духовной академии. 18 октября 1908 года с высочайшего соизволения ему назначается пенсия по 2000 рублей в год со дня освобождения от управления Донским монастырем. - Как Владыку встретили в Омске? - Преосвященный Григорий прибыл в Омск 27 мая 1895 года на пароходе из Павлодара. Звон церковных колоколов возвестил жителям г. Омска о прибытии первого архипастыря на Омскую кафедру7. На пристани Игнатово его встречали: военный губернатор Н.И. Санников, Акмолинский губернатор генерал Юнеев и другие начальствующие лица8, благочинный Омских церквей протоиерей С.Баженов и многочисленные жители г. Омска. В это же время все городское духовенство выстроилось в полном облачении перед дверьми крепостного собора – Воскресенского храма, ожидая прибытие архиерея, который в 11:30 подъехал к церкви в коляске вместе с его превосходительством начальником области. Выйдя из экипажа, Владыка благословил по обе стороны собравшихся у паперти и прошел внутрь церкви, где на входе облачился в мантию и приложился к святому кресту. Затем старейший представитель Омского духовенства протоиерей К.Л.Недосеков обратился к архипастырю с приветственной речью. В ответ на приветствие Его Преосвященство, стоявший у входных дверей, перед духовенством, произнес свою первую в Омске архипастырскую речь. В ней он поблагодарил священников и церковнослужителей за приветливую встречу, сказал, что не впервые видит Омск и что первый раз посетил город проездом, теперь вступает в него как пастыреначальник. По окончании речи началось краткое благодарственное молебствие, во время которого церковь наполнилась прихожанами, которые приложились к кресту своего архипастыря. Из церкви Его Преосвященство проследовал в приготовленную ему квартиру в церковном доме на площади, куда предварительно собрались городской голова с членами управы и все церковные старосты – они приветствовали Преосвященного поднесением хлеба и соли. Здесь же благочинный представил владыке Григорию всех священников и церковнослужителей. Свою первую литургию на новой кафедре владыка совершил в воскресенье 28 мая в крепостной Соборно-Воскресенской церкви. - Что епископ сделал для Омской епархии? - Сразу же после прибытия владыка Григорий активно занялся обустройством новой епархии. Формирование управленческой структуры – было одной из важнейших задач для владыки. Поэтому он в кратчайшие сроки создает Духовную консисторию. Необходимо было решить вопрос о размещении управления епархией, и в начале июля 1895 года Преосвященный внес в Думу предложение уступить для постройки архиерейского дома и духовной консистории всю главную управленческую площадь9. Епископ Григорий оформлял и воинские части. Из Омска в Забайкальскую области 2 и 4 июня выступали 2 батареи. Епископ Григорий сам отслужил молебен и, обходя ряды орудий, окроплял отъезжающих святой водой10. Заботясь об улучшении состояния омских церквей, Преосвященный Григорий посетил все церкви и поставил резолюцию о необходимости проведения ремонта Пророка-Ильинской церкви и ремонта войсковой казачьей Никольской церкви. Поскольку прихожанам приходилось преодолевать большие расстояния, чтобы добраться на богослужение, владыка Григорий старался ускорить строительство и освящение церквей, часовен и молитвенных домов. Он лично помогал в составлении планов новых церквей. Так, в июле 1895 года он одобрил план церкви во имя св. Александра Невского и в память умершего императора Александра 3 в поселке Князевском Лузинской волости Тюкалинского округа. За недостатком средств владыка благословил вести строительство церкви хозяйственным способом. При нем завершилось строительство Успенского кафедрального собора. Освящение было совершено 9.09.1898. Интересно отношение Григория к нуждам переселенцев в случае обращения к нему. Так, в деле о постройке 14 школ в переселенческих поселках учителями были назначены священники. Владыка был внимателен к жизни своей паствы, не забывал о ее нуждах, оказывал должное уважение начальствующим. Так, после литургии 10 августа 1895 года в день 50-летия главного начальника края, барона М.А. Таубе, владыка Григорий совершает молебен о здравии юбиляра с провозглашением многолетия. Он озабочен созданием в новоучрежденной епархии святоиноческих обителей. Он обращается к вышестоящему начальству за разрешением на сбор пожертвований на это богоугодное дело, предполагая основать и основав в дальнейшем неподалеку от Омска мужской монастырь. Трудно переоценить деятельность преосвященного по духовному устройству и налаживанию благолепных богослужений в нашем крае. Владыка Григорий использовал все возможные средства для строительства новых церквей, открытия новых приходов, налаживанию службы Богу везде, где это только было возможным. При нем начинаются службы на кладбищенских церквах. Так, построенная в 60-х годах стараниями купца Григория Васильевича Шкроева, церковь на Казачьем кладбище несколько десятилетий использовалась как часовня, и только в предстоятельстве епископа Григория в ней стали регулярно совершаться богослужения11. В престольные праздники владыка совершал богослужения не только в церквах, но и в часовнях12. Приведем несколько примеров деяний владыки Григория. Вот что сообщает газета «Степной край»: «В четверг, 20 июня, в лагерном помещении Омского резервного пехотного батальона состоялась закладка церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая, в память посещения лагеря 15 июня 1891 года наследником цесаревичем, ныне царствующим Государем Императором Николаем 2. Преосвященный Григорий сделал распоряжение выдавать на первое время из крепостного собора всю церковную утварь, и для совершения богослужений назначил иеромонаха Кирилла». Через год в августе владыка Григорий в сослужении с городским духовенством освятил церковь. Другой пример описан в «Прибавлении к Церковным Ведомостям»: «24 ноября 1891 года на станции Омск освящена преосвященным Григорием великолепная каменная церковь в честь Святыя Живоначальная Троицы, выстроенная на средства фонда имени императора Александра Третьего, благодаря крупным пожертвованиям в фонд, сделанным потомственными почетными гражданами Баевыми и Деровым, а также целым рядом лиц, пожелавших остаться неизвестными». Количество переселенцев в Сибири достигало огромных размеров. Так, за 1896 год было зарегистрировано более 200 тысяч человек13. Масса духовных и светских лиц Сибири оказывала помощь потоку переселенцев. Открывались переселенческие пункты. Специальным указанием владыки Григория была активизирована миссионерская деятельность среди переселенцев, так как среди них были различного толка сектанты, католики и лютеране. Владыка очень хорошо знал обстановку на сельских приходах, так как часто совершал объезды вверенной ему епархии. По окончании главы можно сделать вывод, что сразу же по приезде в епархию Григорий проявил себя как энергичный храмоздатель. К числу обществ, образованных в Омской епархии владыкой Григорием с целью распространения народного образования следует отнести открытое 16 августа 1898 года Омское епархиальное Братство ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения. В задачу его входило помимо других и забота о распространении церковно-приходских школ грамоты. Вне всякого сомнения – это детище Григория внесло огромную лепту в устроение новой епархии. Был составлен устав Омского Епархиального братства, а в самом названии и словах Святого Апостола Петра: «Бога бойтесь, царя чтите, братство любите», ставших девизом братства, была выражена основная цель и задача, а именно: насаждать, утверждать и охранять в жизни и деятельности меньшей во Христе братии любовь и преданность церкви, престолу и отечеству, «благоденствия и истинного счастья». Стараниями Владыки Григория была укреплена и расширена сеть церковно-приходских и народных школ, при его непосредственном участии были созданы Омский епархиальный училищный совет и Омское епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Стараниями Владыки Григория организованы религиозно-просветительские чтения. Было учреждено Омское епархиальное братство ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». - Можно уверенно утверждать, что в развитии православия в Сибири, организация новой епархии и созданию в ней структур, необходимых для ее жизнедеятельности огромную роль сыграл ее предстоятель Преосвященный Григорий, епископ Омский и Семипалатинский, - заключает Маргарита. Так вот запросто поинтересоваться историей родной епархии может каждый любознательный человек. Представляете, какой поднимается пласт знания, когда педагог вместе с учеником начинают исследовательскую работу. Маргарита провела немало времени в Омской государственной областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина и в Омской Духовной Семинарии, пользуясь различными источниками информации, такими как газеты, книги, диссертации, сайты в интернете; проводила опрос среди знакомых, который показал, что о Григории знают гораздо меньше людей, чем о Сильвестре, покровителе Омской области. Однако интереса от этого меньше не становится. Если бы все начали своё просвещение именно с исследования первооснов, то какой был бы уровень у этого грамотного и читающего народа? Над этим стоит подумать. 1 о. Климент Скальский. «Омская епархия. Омск», 1900. 2 ГАОО, ф.2200, оп.1, д.36, л.15 3 Ухтомский. «Путешествие на Восток». Т.4 4 Голубцов С.В. «Омский Кафедральный собор во имя Успения Божией Матери». 5 Голубцов С.В. «Мельничный приход в честь Архангела Михаила». – Омск, 2006. 6 «Церковные ведомости», 1895, №9, С.64-66. 7 «Акмолинские областные вести», 1895 г., №22, неофициальная часть, С.7. 8 «Степной край», 1895 г., №41, С.2. 9 «Степной край», 1895, №53, С.2. 10 «Акмолинские областные ведомости», 1895, №23, неофициальная часть, С.2. 11 «Степной край», 1895, №37, С.3. 12 «Степной край», 1896, №58, С.2. 13 «Степной край», 1897 г., №11, С.1.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1700 |