|
||||||||||||||
Мариян Стоядинов. Грехопадение – причины - генезис злаТема о грехопадении является вопросом появления зла в жизни человека и вообще в жизни мира. Православное богословие, основано на онтологическом критерии самобытности Господа не рассматривает зло как самобытное и совечное бытие Бога. В борьбе с манихейским дуализмом[I] Св. Отцы Церкви всегда подчеркивают не самобытность зла[1]. Самобытный только Бог,Троица в единосущных и единодейственных Лицах, тогда как, все то что существует вне Бога выведенное из небытия в бытие, то есть, в плане творения. Говоря о самобытном начале вне Бога, это значит говорить о двоебожии или многобожии. А это означает, отступить от богооткровенного монотеизма (см.: Исх. 20:3; Втор. 6: 4; Марк. 12:29 и т. д.). Для православного богословия зло не только является самобытным. Но оно и небытие. Зло является бытностью в небытие, и как бы „удивительно не звучало”, согласно словам Св. патриарха Евфимия, „что не существует в бытие, то оно всячески естьв небытие”.[2] Небитийность зла не означает, что оно не существует как явление. Однако, его существование, можно наблюдать „только в тварном мире, и то не в его первозданной сущностью: первоначально как свободный акт воли субстанциальных деятелей, и производно как следствие этого акта”.[3] Зло небытийное и несубстанциональное,[4] но проявляется неправильным образом, согласно формулировки Св. Мефодия Олимпийский.[5]Его не стоит искать в природе творений, „а в ошибочном и неразумном их движении”.[6] Говоря иными словами, как в отношении Вечносуществующего, так и в отношении творения, зло не имеет свою „онтологическую сущность”[7] и ипостась, и может быть идентифицировано только в энергийном, и действенном уровне.[8]Но зло не является и энергией, так как энергия, обычно, включает в себя сущность. В этом смысле, когда Св. Отцы говорят о „начале зла”, то они не имеют ввиду начало бытия с присущем ему действием. Зло таково только по отношению к Богу и как нечто хорошее. От небытийности и соответственно неэнергийности зла следует, что о нем можно говорить только как об оценочной, а не как об онтологической категории. Таким образом, о зле обычно говорят, как о „нерадении” зла,[9] „недостаткедобра[10]”. Любая подобная оценка исходит из богоцентричной ценностной перспективы и в этом смысле отдаление от Бога само по себе является злом[11], „так как темнота возникаетс отдалением света”.[12] Отрицая самобытность зла, отнимая его „статус” равенства с Богом, Церковь не принимает твердение, что Бог, Который „сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1:1), является причиной зла как явление. Напротив, „Бог не является ни виновником, ни творцом зла”.[13] Твердения что „Бог является создателем зла” и что „Бог не есть Творец мира”, согласнословам Св. Афанасия Александрийского, в равной степени „нелепы и невозможны, потому что зло не исходит из добра, ни находится в нем и ни исходит из него. Потому что добро не было бы добром, если бы имелосмешанную природу или стало причиной зла”.[14] Также и Св. Василий Великий говорит, твердение, что Бог виновник зла, такоебезумное,все равно, что твердить, что нет Бога. Если последнее твердение отрицает существование Бога, то первое твердение отрицает, что Бог является Тем, Кто Он есть, то есть, что он Благ.[15] А Бог, „не только Благ, но и Источник благости”,[16]Источник и Податель благости. Все сотворенное Им „весьма хорошо” (Быт 1:31). Это относится и к человеку, у которого „по природе нет зла и страстей..., потому что, Бог не является Творцом страстей”.[17] Он „сотворил тело, а не болезнь...”, „сотворил душу, а не грех...”, „сотворено око, а слепота наступила из-за потери глаза”. В этом смысле, зло не является природой, а „состоянием природы”. Оно не является бытностью, а неестественным, неблагодатным состоянием бытия. В то же время зло не только является „недостатком добра” или „нерадением добра”, но и субъективной активностью.[18] Зло - это не природный, а личностный феномен и поэтому его тайна является частью тайны его свободы.
[I] Подробнее о манихействе и о манихейском дуализме читай статью „Манихейство. Сущность и особенности вероучения” в сайте: http://www.mudriyfilosof.ru/2014/08/maniheystvo-sushnost-i-osobennosti-veroucheniya.html. - Справка переводчика.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1964 |