|
||||||||||||||
Архимандрит Андрей (Конанос). Самопознание приводит к смирениюКакими бы мы были, если бы мы не верили во Христа! Какими бы мы были, если даже сейчас, когда мы в Церкви, переживаем столько неприятностей, несем такой крест, переживаем трудности, но тем не менее, отвлекаемся и забываем о Божьем промысле, о Христовой любви, забываем, что все это нас к чему-то, подготавливает нас к Его Царству, что все это очищает наше сердце, что существует Тот, Кто направляет нашу жизнь, что все находится под контролем, что все регулирует Бог, и что существует Его промысел. Можете ли вы представить себе, если бы мы не были рядом с Богом, что бы мы делали? Что? Не сошли бы мы с ума? Поэтому, большинство людей, те, которые не верят во Христа и не находят утешения в Церкви Христовой, оправданы, потому что, то что они делают – безумства, светская и распущенная жизнь, греховность является, поисками пути облегчить свою жизнь, в противном случае они сойдут с ума. Но они вращаются в порочным кругу. И вместо того, чтобы выйти из безвыходного положения, они еще больше тонут в своих перипетиях и муках. поэтому, давайте никого не будем судить. И мы из-за давления и боли в жизни обращаются к Богу, и молимся, испытываем боль, и горести, и это заставляют нас быть ближе к Церкви. Другие, которые грешат, те же житейские скорби подталкивают их к совершению новых грехов. Это то, о чем говорит преподобный старец Порфирий: - Вопрос в том, куда поворачиваешь руль в своей жизни. Все люди были бы очень хорошими, если бы они знали, в какую сторону повернуть руль в своей жизни. - Поэтому, - говорит он, - те, которые идут по дороге ведущая вниз, они идут в неправильном направлении. Не обвиняй их, они не знают, куда идти, не видели вершины, из которых исходит свет, не умилились, не насладились, нечего не привлекло их внимание. И знаете ли вы, что бы привлекло их внимание? Не Бог. Не привлекательный Бог! К сожалению, они не были привлечены нами, христианами, не увидели нас здоровыми, сбалансированными, потому что мы не нашли свой баланс. Мы не встали на свои собственные ноги и испытываем свои собственные терзания. И когда ты испытываешь терзания, то ты говоришь себе: „Я постараюсь найти наилучший баланс, я болен, но я в Церкви. А другие смотрят на меня со стороны и ждут от меня утешения, хотят видеть меня, что я являюсь для них образцом. Они хотят видеть меня городом, стоящем на горе. Господь говорит: „Ты - свет мира”.[1]Кому Он это говорит? Возрожденным сердцам, которые преодолели первый этап борьбы и начали излучать свет; люди, которые сияют дарами Святого Духа, дарами Христа, добродетелями. Большинство из нас не являются таковыми. Люди смотрят на нас и говорят: - Посмотри, что это за Церковь! Посмотри, какие они пришли в Церковь! Это не является проблемой. И мы, воцерковленные люди – неуспешные, грешные, проблемные. Однажды, один человек сказал мне: - Я пришел в церковь, и увидел людей, мужчин, женщин, какие у них только характеры! И я сказал ему: - Послушай, но они в Церкви. Если они в Церкви и такие плохие, как ты описываешь их, подумай, какими бы они были, если бы они были Церкви. Они бы стали еще хуже. Это не является проблемой. Человек ведет свою борьбу. Он стал членом Церкви, прилагает усилия и бороться. Если вы приходишь в больницу, и видишь там людей, испытывающих боль, ты не удивляешься. Больница – это место, где ты выздоравливаешь. Да, но там здоровье является целью, а не то, что все видят. Когда ты заглянешь внутрь, то увидишь, что даже врачи могут быть больными, и они могут чем-то болеть, ты не удивляешься этому, а приходишь и просишь у них помощи. И когда видишь кого-то стонущего от боли человека, потому что у него болит зуб, кричит от боли, потому что упал, ушибся или получил травму в результате несчастного случая, ты не удивляешься, а говоришь: - Это больница, это лечебница, они сюда приходят, и больные люди нуждаются в лечении. В больнице есть место для всех. Поэтому, когда многие святые называют Церковь - больницей, лечебницей, и поэтому мы должны относиться к ней, со состраданием к другим, потому что все мы грешны. Поэтому, наши примеры, идеалы, идеальные люди, которых мы их представляем в качестве образцов для подражания в нашей жизни, в качестве сравнения, не я, наверное, и не ты, а некоторые люди, которые преодолели свое состояние грехопадения и из противоестественного состояния пришли к естественному, а затем к сверхъестественному состоянию. Это шаги к духовному развитию. Мы еще находимся в начале пути. Противоестественное состояние означает жить против своей природы. Например, когда моя природа говорит мне любить себе подобных парней, и я их ненавижу, это не естественное, и противоестественно состояние. Когда я это преодолею, начну любить того, кто любит меня. Это естественное состояние, такова природа. Все существа, все люди любят себе подобных. Это закон равновесия, закон выживания, ты не делаешь мне зла, и не делай его, чтобы иметь баланс, чтобы жить. Чтобы не смотреть на тебя как на угрозу, чтобы не смотреть на меня как угрозу. Однако когда благодать Божия приходит в твое сердце, и ты очищаешься, облагораживаешься и становишься святым, и начнешь любить и своих врагов. Это сверхъестественное состояние. Нам предстоит пройти долгий путь. А ну-ка покопайся в себе, чтобы увидеть, какую жизнь ты ведешь – неестественную, естественную или сверхъестественную? Есть много уровней, которые должны пройти и, несомненно, мы еще в самом начале пути, находимся в Церкви, где Бог обнимает и всех принимает. Подожди, куда пойдет этот грешный человек? Видишь в храме какого-то грешника, обвиняешь его и говоришь: - Я вошел в церковь и смутился от него! Куда пойти? Куда пойти исцелиться? Не исцелюсь ли я здесь? Неужели, рядом с тобой я не исцелюсь? Неужели его характер не „пришелся по вкусу” с твоим характером, возьму что-то хорошее от тебя, и ты возьмешь что-то хорошее от меня, и от этого наши „вкусы”, как камушки на берегу трутся друг с другом. И, спустя время, они становятся настолько блестящими и яркими, и когда малыш бросает их в воду, и они делают круги на воде. Камушек был твердым, грубым камнем, с острыми гранями. Но волны, которые постоянно ударяют его, смягчают его, заглаживают его грани, получаем этот хороший результат, и теперь камушек блестит. Так происходит и с душой. Мы многое проживаем. Давайте не будем смущаться, и будем смотреть на него со состраданием, объективно, трезво, естественно, увидим реальность жизни и Церкви. Глава Церкви - это Господь Безгрешный. Церковь - едина, святая, соборная, апостольская. Церковь - святая, потому что Бог свят. Один святой, один Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Один свят - Господь Иисус Христос. Все мы, которые являемся Его чадами, все мы пытаемся войти в Его жизнь, отождествиться с Ним, соединиться с Ним, но противимся и сопротивляемся в себе. У нас есть кровь, загрязненная грехом кровь Адама, но у нас есть и кровь Нового Адама, Господа в Св. Причастии, и пытаются возродиться. Это не так просто сделать. И я отвечаю, потому что кто-то спросил меня: „Как победить наши страсти?” тебя страсти беспокоят. Ты борешься, трудишься, прилагаешь усилия, устаешь, так сказать, харкаешь кровью. Пусти себе кровь, чтобы принять Св. Духа! Сделай все, чтобы измениться. Нелегко измениться. Человек не меняется так легко. Ты чувствуешь себя уставшим, испытываешь боль и постепенно что-то произойдет и что ты поймешь, что приходит Божия благодать; приходит благодать и проходит спокойствие в твоей душе. От тебя уйдет мирской дух, и что значит мирское? Обман. Обман глаз, помыслов, желаний; эти условия, которые сдерживают нас на земле и заставляют нас быть как пыль, как грязь, наш ум становится жидкой грязью. Это не исчезнет легко; „ибо тленному сему надлежит облечься в нетление”.[2]Должны произойти эти перемена, преображение, возрождение, наше бренное тело должно облачиться в нетление. Это не так просто. Св. Ап. Павел сказал, что сам находился в огне, в печи Святого Духа, и в печи искушений. Он сильно пострадал, пережил многое, чтобы достичь этого возрождения, чтобы стать новым человеком. Он боролся, все боролись, все борется. Все проходят по этому пути. И ты, и я, и те, на которых смотришь и им удивляешься, в тайном саду своего сердца, в таинственном пространстве своей души, каждый внутренне носит свой крест, борется с собой, наблюдает за волнениями своего сердца, наблюдает за своей жизнью. Мы нечего не говорим людям, когда выходим на улицу, одеваемся, приветствуем соседей, и все говорим: - Как дела? Хорошо! Вы? Что нового? Как дети? Все хорошо у вас? В ход идут общие вопросы и более обобщенные ответы. Что значит, я в порядке? Что значит, хорошо! Если вы покопаемся в своем внутреннем мире, то увидишь, что все люди борются со своими слабостями и проблемами, но мы, то есть кто мы? Ты, который сейчас меня слушаешь, и я, который сейчас говорю, мы очень привилегированные, потому что мы преимущественно больны, мы больны, но мы привилегированно больны, потому что мы находимся в теплых объятиях Врача, в теплой больнице в этой Лечебнице, в Церкви. Я грешный, я больной я этим не хвастаюсь, но моя единственная радость, моя единственная похвала, надежда и утешение, что я близок к Господу, и это вселяет мне надежду на то, чтобы продолжить жизнь и сказать: - Бог не оставит меня! Сам по себе я являюсь разочарованием. Если я увижу себя оторванный от Господа, меня следует уже оплакивать. И это правда. Но я являюсь членом Церкви и надеюсь, я очень надеюсь на то, и Бог никогда не разочарует человека, который надеется на Него. Итак, давайте мириться, давайте „спустимся” на землю, мне нравится это Христианство, эта вера, эта земная вера. Это вера, что человек призван жить как земной Ангел, но, в то же время не стоит забывать, что быть этим земным Ангелом - это наша цель, что реальность совершенно иная, и что мы такие, кто мы есть. Естественное христианство, которое смотрит реально на вещи, такие, какие они есть, и относиться к другим подобающим образом. Для того чтобы чувствовать примирение в себе, а затем с вершины тебя призывают постичь Христа и вести свою борьбу, т.е. подвизаться, ты должен начать с того, чем ты распологаешь, и познать то, что у тебя есть. Великая вещь – самопознание, это признание того, какие мы есть, это смиренное понимание, благодаря которому ты должен спросить себя: - Кто я? Какой я? Не такой, что говорят обо мне люди, не такой, что думают обо мне люди, а такой, что думает обо мне мой духовник, который меня знает, но он обо мне все знает. Соседи считают меня святым. Ты ходишь на беседы, в храм, читаешь Свещ. Писание, люди видят твой внешний профиль, поэтому так говорят люди о тебе, но кто знает твое сердце? Твой духовник, конечно, в той степени, в которой ты раскрываешь ему свое сердце и искренне все ему рассказываешь правду о себе, о своей истинной сущности, а не то, что видно снаружи, а то, чем ты являешься на самом деле. Однажды я сказал одному духовнику: - Батюшка, Отец, я посещал, разные детские лагеря и везде дети были разные. А он ответил мне: - Сколько бы они не были разными, они отличаются тем, что ты говоришь мне, когда они приходят исповедоваться, все эти дети из всех лагерей, откуда бы они ни пришли, говорят одно и то же. У нас одна общая точка соприкосновения – наша греховность. Это наше падение. Мы дети Адама. Какими бы не были разные способы, по которым мы живем, у нас есть общие моменты, которые объединяют нас. Они должны соединять нас, примирять, делать нас земными людьми, а не лицемерами, не фарисеями, не говорить: „Я лучше, чем ты!” Как-то, в девяностых годах прошлого столетия я спросил старца Паисия: - Как можно смиренится? Он ответил мне: - Через самопознание. Когда ты садишься и подумаешь о себе, и начнешь искать в себе свои ошибки. Когда однажды, сядешь и проанализируешь, как прошел твой день - с утра до ночи, что ты сделал, как относился к людям, что говорил, что думал, как тебе было трудно проявить любовь к людям, как ты презирал другого, как постоянно вращался вокруг своего эго и индивидуализма. Что ты сделал, чтобы другие обратили на тебя значение, чтобы посмотрел со стороны немного на себя, хладнокровно, не искусственно, а по-настоящему, разумеется, если ты сделал хорошего, расскажи про это. Например, я раздавал милостыню, но почему ее раздавал, что я хотел этим показать? И почему я рассердился, оттого что, никто не обратил на меня внимания, когда я раздавал милостыню? И почему я обидился и возгордился, оттого что раздавал милостыню? Даже добрые дела, если подумаешь, то увидишь, что они не настолько хорошие, не прозрачны перед Богом, твои побуждения не чисты, и грехи твои мучают тебя, и если все это ты увидишь, то естественно, без принуждения и давления, это приведет тебя к смирению. Старец Паисий сказал мне в шутку, но это прозвучало очень красиво. Он сказал мне: „Послушай, дитя мое!” А точнее: „Послушай, дитя!”- Это он сказал, очень непорочным и чистым голосом. Потому что, в конце концов, имеет значение, это не только то, как ты говоришь, а чем заряжены слова, которые произносишь. И так он сказал: - Ну, дитя, чтобы приобрести смирение, мы должны поехать на Синтагму[3] Поездка на Синтагму? Мне тогда было 20 лет, и я сказал: - Я не понимаю Вас. Что Вы имеете в виду? Можете ли Вы объяснить об этом подробнее? - Давай поедим на Синтагму и будем держать в руках плакат, на котором будет написано „Долой грамматику!” Я рассмеялся. - Почему ты смеешься? Разве ты не учил грамматику? - Учил. - Да, долой грамматику! У нас не правильная грамматика! - Почему батюшка? Что Вы имеете в виду? - Знаешь ли ты, дитя мое, личные местоимения? - Да, знаю. - А ну-ка, перечисли мне их! - Я, ты... - Послушай себя, что ты сказал? Повтори еще раз! - Я, ты, он, мы, вы, они! - Видишь? Вот оно эго.[4] Ты поставил местоимение „я” на первом месте. Неужели, у нас такая грамматика? Чтобы эго, было на первом месте? Необходимо эго убрать оттуда! Долой грамматику! И что должно произойти? Взять эго оттуда и поставить его на последнее место и сказать - ты, он, мы, вы, они, я. „Я” должно быть на последнем месте. Убрать это местоимение с первого места. Тогда мы обретаем смирение. Посмотри на англичан. Они пишут „я” с большой буквы, и в середине предложения. „Я” – с большой буквы. Мы это местоимение пишем не с маленькой буквы, а с большой буквы, когда оно находится в начале предложения.[5]Англичане постоянно пишут его с большой буквы. Ну, что это такое? Затем он объяснил мне эту богословскую трактовку, о которой я уже сказал. - И скажу тебе нечто очень серьезное - через самопознание. Человек приобретет смирение, когда он видит себя. Давайте, братья, смиряться в жизни! И когда ты не доволен собой, когда ты видишь свои недостатки, не отчаивайся, а смиряйся! И когда чувствуешь, что ты не хороший муж, плохая жена, не хороший ученик, плохая студентка, не успешный в своей профессии, в спорте, в каком-то твоем даровании, который у вас есть, но который не развиваешь должным образом, и тебя охватывает печаль, это не проблема, смиряйся и не говори себе: „Я такой! Я не горжусь, а не такой, что они говорят, что я хорошо делаю, что я такой, пусть я буду таким, это мне нравится!” – Это не правильно. А говори: - Я такой, грешный, немощный! Смирись, смирись с собой, воспринимай себя таким, какой ты есть, увидь огромную благодать и силу Бога и скажи: - Боже мой, такой, я не могу! Если посмотришь на свое окаянное состояние, как эгоист, то твой эгоизм еще больше тебя будет раздражать, и ты не станешь лучше. Поэтому, ты должен на это посмотреть смиренно, в надежде на то, что Бог знает, поможет мне, что я изменюсь, и когда я увижу какого-то человека, буду себя вести так, как должен себя вести, буду снисходительнее к нему. Иногда Бог допускает быть нам очень грешными, чтобы это увидеть, а затем быть терпимее к людям. Мы можем увидеть свежие жизненные ситуации проищедшие с нами и сказать: - Ну, я не совершенен! А что нам делать? Мы всенервничаем, все устаем в этом в этой не спокойном мире, мучаемся, один должен укрепляться и утешать другого. Разве это не прекрасно? Наша греховность объединяет нас, наша болезнь, боль, и общий Лекарь - Целитель Господь, Лекарь наших душ и тел Иисус Христос. Он объединяет нас, Он является нашей надеждой и должен быть нашей радостью и опорой...
Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар.
[1] В русском переводе настоящей беседы слова автора курсивом процитированы согласно евангельскому тексту, см.: Матф. 5:14, http://www.days.pravoslavie.ru/Bible/B_mf5.htm – Справка русского переводчика. [2] В русском переводе настоящей беседы слова автора курсивом процитированы согласно евангельскому тексту, см.: 1 Кор. 15:53, http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor15.htm – Справка русского переводчика.
[3] Синтагма – центральная площадь в Афинах. – Справка болгарского переводчика. [4] В греческой грамматике личное местоимение „я” (εγώ) - мужского рода, единственного числа и всегда находится на первом месте. – Справка болгарского переводчика. [5] Несомненно, автор настоящей беседы говорит о применении личного местоимения „я” в греческой грамматике, но это правило применяется и русском языке. – Справка русского переводчика.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2739 |