Опубликовано 13.12.2016 в рубрике  Интернет-журнал
 

Диакон Артемий Сильвестров. Только отказ от абортов позволит нашему обществу называться человеческим


Все мы знаем, сколько различных споров и дискуссий вызвала поддержка Патриархом Московским и всея Руси Кириллом общественной инициативы о выведении абортов из области ОМС (Обязательного медицинского страхования). Мотивация верующих людей (православных христиан, в частности) в аспекте критики абортов вполне понятна: верующие люди считают аборт убийством. Однако подобная точка зрения вызывает у достаточно весомой части нашего общества недоумение, буквально неприятие и раздражение.
 

Диакон Артемий Сильвестров. Только отказ от абортов позволит нашему обществу называться человеческим Источником и первого и второго и третьего являются непонимание и незнание очень важных аспектов христианского мировоззрения. Современное сознание раздражается, когда с ним говорят языком заповедей и запретов, современный человек требует разъяснений, простых и понятных. Однако в христианском вероучении присутствуют такие существенные понятия и положения, которые не выразить «модным», «простым» языком «целевой аудитории. Христианское учение дает уникальное в истории мировой религиозно-философской мысли понимание человека, которое не позволяет дифференцировать людей по степени их физической ущербности, умственной составляющей и биологической полноценности, а так же соображениями экономической или политической «целесообразности».

Главными «научными» аргументами сторонников абортов являются те положения, что у эмбриона на ранних стадиях беременности (когда дозволено производить аборты) не сформирована кровеносная и нервная система, не бьется сердце, а соответственно, данный эмбрион еще «не человек», «не совсем человек», «не полноценный человек». Христианское мировоззрение вполне трезво указывает на то, что употребление подобных прилагательных («неполноценный») в отношении человека недопустимо. Человек – всегда человек. Христианство указывает на то, что человек не сведом к своей биологии и открывает нам тайну личного бытия человека, личности (как образа Божия). Когда человек осознает, что в нем живет не просто эмбрион, не просто биологическое человеческое существо, но уникальная личность, то таковое осознание само по себе не позволит ему уничтожить своего ребенка.

Европейская наука и культура в основах своей аксиоматики и этики имеет именно христианское мировоззрение, христианскую антропологию. Скажем, принцип ответственности в сфере уголовного и гражданского права усвояется исключительно человеку и объясняется наличием у последнего феномена свободы. Наш мир (включая материю и живых существ) «связан» цепями необходимости и детерминации (законами физики, химии, биологии, психофизики), у каждого явления имеется каузальность(причинность), все происходит «потому что…» И человек живет в этом мире, однако он не может оправдать некий свой сознательный плохой поступок действием законами Ньютона или Ханди-Вайберга. Принцип ответственности в сфере права рождается из очевидного факта способности и обязанности вменяемого человека нести полную ответственность за совершаемые им поступки. Т. е. человеческая личность не сводима к своей биологии, к своей психологии, к жизненному опыту и даже мировоззрению. Точнее сказать: у человека всегда есть некий промежуток, некое пространство свободы, когда личность человека (и только она) принимает некое ответственное решение.

Эммануил Кант говорил, что человек разрывает в себе цепи детерминации и пролагает новые пути, иные векторы движения, и никто кроме него из обитателей физического мира подобного совершить не может. Свобода не рождается из детерминации и необходимости, а соответственно, человеку доступен иной уровень бытия, уровень свободы и любви, а соответственно, человек – это не физиология и биология. Известный в нашей стране сторонник эвтаназии и абортов А. П. Зильбер в своих трудах обрушивается с жесточайшей критикой именно на философию Э. Канта и самого философа. По мнению Зильбера, именно Кант внес в европейскую культуру такое понимание человека, которое не дает спокойно совершать аборты и акты эвтаназии.

Итак, христианская антропология (учение о человеке) подразумевает, что в человеке присутствует несколько уровней бытия. Самый первый (или нижний) – это материальный, физический уровень, в котором человек полностью «связан» цепями детерминизма. Закон всемирного тяготения или закон сохранения вещества действуют на молекулы человеческого тела по тому же принципу, что и на любой иной предмет физического мира. Второй уровень – уровень жизни, биологический уровень. Данный уровень, несомненно, являет нам качественный переход (от нежизни к жизни, которая является уникальным явлением), однако в мире биологии человек не уникален, ибо физические процессы в его клетках протекают абсолютно по тем же законам биологии, что и в клетках иных живых существ. Третий уровень – уровень психики, некое начало поведенческих реакций и высшей нервной деятельности. Данный горизонт бытия имеется и у животных (в более простой форме, чем у человека). Четвертый уровень – уровень рассудочности (не путать с разумом и умом!), способность к построению простых логических операций. У высших животных в некоей примитивной форме такая способность также имеется.

Далее начинаются уровни уже собственно человеческого бытия. Пятый уровень – уровень разума, т. е. способность рефлексии (осмысления, аналитики) человека в отношении окружающего мира и себя самого, а также способность выражения данного осмысления посредством символов (язык, наука, философия, искусство). В этом отношении сознание человека конгениально миру. Шестой уровень – нравственный уровень, позволяющий формировать понятия добра и зла и волевым усилием определять себя относительно первого и второго. Следует особо подчеркнуть, что нравственный уровень (некая направленность человека к добру) фиксируется и в том случае, если предыдущий уровень разума (по какой-то причине) поврежден. Седьмой уровень – духовный уровень, религиозный горизонт бытия, подразумевающий чистоту души от грехов и страстей, которая дает возможность человеку находиться в общении с Самим Богом.

Христианское мировоззрение утверждает, что в результате грехопадения человеческая природа глубоко повредилась и наглядным примером последствий этой онтологической катастрофы является как раз таки беспорядочное и самостоятельное функционирование внутри человека различных бытийных «фракций» человеческого естества. Другими словами, внутри человека постоянно идет борьба различных желаний, устремлений, страстей, убеждений и т. д. При этом человек не является шизофреником и способен (всякий раз) выступить от себя, как единое ответственное лицо. Кто это лицо? Современная наука (биология) утверждает, что физический состав человека в течение времени претерпевает изменения, так тело человека абсолютно обновляется каждые 7 лет (это касается и клеток головного мозга), при этом нечто позволяет сохранять человеку самотождественность его сознания на протяжении всей его жизни. Что это? Наконец, что побуждает человека вступать в общение, быть открытым для окружающих и быть способным принять в себя чужую (разумную, нравственную и духовную) природу (супружеская любовь, материнская любовь)?

Христианское Откровение имеет ответ на все эти вопросы, оно утверждает, что в человеке помимо природы (бытийных «этажей») присутствует личность. Именно личность имеет то пространство свободы (о котором говорилось в начале статьи) и презумпцию свободного выбора. Собственно грех (с точки зрения христианства) заключается именно в личности человека, точнее сказать в устремлении этой личности к ложной (греховной) цели (в терминологии прп. Максима Исповедника λόγος φαντασtikos). Личность в первую очередь характеризуется несводимостью человека к его природе (т. е. совокупности всех сил и способностей человека). Подобное учение о личности человека имеет прямое основание в Евангелии – «Слово стало плотью» (Ин. 1: 14), Божественная Личность воспринимает в Себя человеческую природу.

Можно сказать иначе: личность человека заключается в нередуцируемостичеловека к проявлениям его природы. Если же некто пытается отождествить человека с его природой неминуемо начинает «работать» закон сегрегации. Т. е., если некто заявляет, что «человек – это высокоразвитое животное», «человек – это разум» или «человек – это волевое начало», то соответственно, подобный заявитель де факто сводит феномен человека не к личности, а к некому свойству природы человека. Согласно данной логике, если некий человек не обладает неким (выше обозначенным) свойством, то соответственно этот человек – не человек и таких можно уничтожать. Скажем, Ф. Ницше утверждал, что «больные люди это паразиты общества и в таком состоянии им неприлично жить», т. е. для «сверхчеловека» больные люди – не люди.

Именно на таковой «философии» сегрегации строились и строятся все тоталитарные политические модели. Скажем, идеология фашизма строилась на сегрегации по расовому и национальному признаку – кто не является представителем «чистой» расы – тот не человек и его можно убить. Идеология большевизма 30-х гг. строилась на основе социальной и имущественной сегрегации – кто не является бедным рабочим или нищим крестьянином – тот не человек и его можно убивать. При этом советское «мировоззрение» рассматривало человека исключительно, как материал, а личность – как плод социальных взаимоотношений. На Западе в это же время возникает идеология, построенная тоже на социальной и имущественной сегрегации, только с иным знаком – человек это тот, у кого есть деньги, а у кого денег нет – не человек и таких нужно уничтожать. Правда, «сексуальный просветитель» Европы, феминистка М. Сэнгер придумала «цивилизованный» способ уничтожения бедных людей – программы планирования семьи. Она прямо писала: «Самое милосердное, что большая семья может сделать для своего младенца— это убить его». В отличие от современных сторонников абортов родоначальник «сексуального просвещения» прямо и честно признает в эмбрионе младенца, а в аборте убийство.

Полагаю, что мы постепенно подошли к пониманию того, что оправдание абортов целиком и полностью строится именно на идеях сегрегации человека, когда человек редуцируется к кровеносной системе или легочной ткани, к первому сердцебиению, к способности самостоятельной жизни без матери и т. д. Совершенно очевидно, что в биологии и медицине нет строго научного понятия личности, которое в мир привнесла христианская вера. Однако данная реалия не отрицает фактор личности, а скорее говорит о несовершенстве, неполноте и недостаточности методов грубого научного познания. Более того, современная наука не имеет единого ответа на вопрос – когда же начинает жизнь человека. Одни полагают, что жизнь начинается с формирования дыхательной системы, другие полагают началом жизни формирование сердечнососудистой системы, третьи – с формированием центральной нервной системы (с началом функционирования ствола мозга).

Однако в настоящее время из всех естественнонаучных гипотез наибольшую популярность приобретает мнение о том, что жизнь начинается с момента слияния гамет, т. е. с момента зачатия. Сторонники данной позиции утверждают, что только лишь образование уникального и неповторимого генетического материала (генома) является единственным качественным преобразованием (переходом) при формировании зародыша. Влияние клеточного микроокружения является условием для его осуществления (развития) и важно не само по себе, а только в качестве «фона» предназначенного для реализации генетической программы. Именно эта форма существования уникального генетического материала может рассматриваться, как реальная иллюстрация целостности, как онтологической особенности человека – в 46 хромосомах представлена вся совокупность сущностных черт и свойств человеческого естества (и прямохождение и разум). Во «Всеобщей декларации о геноме человека и правам человека» ЮНЕСКО 1997 г. одном из основных документов международного права, регулирующих генетические исследования прямо говориться о том, что «телесность составляет существенный компонент реальности человеческого бытия и генетический код рассматривается, как основная глубинная структура телесности»[i].

Пожалуй, следует еще раз повторить, что природа человека (все сферы его бытия от материи до духа) в реальном положении является больной и разрушенной как в нравственном, так и в физическом смысле. Однако как бы ни была умалена, ущербна или даже уничтожена та или иная сфера человеческой природы (допустим, рассудок), общечеловеческая этика не позволяет относиться к нему как к куску мяса. В любом состоянии человек – личность – и умирающий старик и нерожденный младенец. Согласно христианской антропологии люди при жизни в той или иной степени неполноценные (в том числе и эмбрион, не имеющий кровеносной, сердечнососудистой и дыхательной системы) при всеобщем воскресении восстанут полноценными людьми. Их недуги будут восполнены той благодатью Христовой, которая немощнаяврачуетиоскудевающаявосполняет.

В связи с этим именно христианская традиция положила начало столь трепетному отношению к человеческой жизни. Врачебная этика (базирующаяся преимущественно на христианских принципах) предполагает, что врач будет бороться за жизнь пациента до последнего момента и в случае, если какие-то органы пациента будут «отказывать», то врач обязан использовать соответствующую медицинскую технику для временного замещения «утраченных» функций организма. Отказывают почки – человека «садят» на искусственную почку, отказывают легкие – к человеку применяется искусственная вентиляция легких, отказывает сердце – «ставят» искусственное сердце, поддерживается жизнь даже в состоянии запредельной комы, когда фиксируется смерть мозга.

К чему все эти примеры? Дело в том, что с чисто медицинской точки зрения эмбрион можно уподобить тяжело больному человеку, но с одной очень важной оговоркой. Если тяжело больной человек (в привычном смысле этого понятия) как правило, постепенно движется к кризу, то эмбрион с каждым днем делает шаги навстречу выздоровлению. Выше было сказано, что все способности, силы и свойства человека (кровеносная, сердечнососудистая и дыхательная системы) в потенции уже содержатся в эмбрионе и с течением времени начинают себя раскрывать, формироваться. В связи с этим возникает вопрос: как можно назвать врача, который убивает своего пациента на стадии активного выздоровления?

К этому нужно прибавить некоторые юридические и этические аспекты. Сторонники абортов часто аргументируют свои позицию неким «правом женщины распоряжаться своим телом». Именно «неким правом», ибо ни один документ международного права непосредственно связанный с проблемой прав человека подобного «права» не фиксирует. Этого «права» или даже близкого к нему положения нет ни в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) ни во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.), ни в «Конвенция о защите прав человека и основных свобод Совета Европы» (1950 г.), ни в «Международном пакте о социальных и культурных правах» (1966 г.), ни в «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966 г.). Во всех вышеперечисленных документах имеется как раз обратное – право на жизнь рассматривается, как первое основное фундаментальное право. «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.) утверждает, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижении 19 летнего возраста»[ii]. Американская конвенция о правах человека (1978 г.) настаивает на том, что «каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защищается законом (и, как правило) с момента зачатия. Никто не может быть произвольно лишен жизни»[iii].

С медицинской точки зрения апология абортов в стиле «женщина сама вправе распоряжаться своим телом» не выдерживает никакой критики. Новый человек, растущий в теле женщины, строго говоря, не является ее телом. Более того этот организм отличается от организма матери по всему спектру биохимических и физиологических параметров (новый геном всегда уникален и отличен от генома беременной женщины). В половине случаев новый организм является даже представителем другого пола, нежели женщина. Но даже если согласиться с тем, что эмбрион – это тело женщины, то аборт невозможно рассматривать, как терапевтическую (излечивающую от болезни) процедуру. В этом случае аборт – членовредительство. Если некий человек самостоятельно отрубает себе руку, то таковой несомненно попадает под наблюдение психиатров.

К сожалению, наш падший мир знает достаточно примеров, когда человек вынужден лишиться тех или иных органов или частей своего тела (начиная от случаев травматизма и заканчивая походом в парикмахерскую). Однако вследствие стрижки или удаления папиллом женщина не впадает в депрессивное состояние, а в случае с абортом такое случается достаточно часто и именуется «постабортный синдром». Увы, но абортный геноцид это не только опустелые детские сады и школы, но и опустелые души тех, кто по собственному желанию лишил жизни своих детей. В половине стран мира аборты запрещены (в Европе это Польша, Ирландия, Португалия), однако в этих же странах нет законов, защищающих «жизнь» волос, ногтей или аппендикса. В тех странах, где аборты легализованы, существуют многочисленные общественные антиабортные движения (особенно в США), однако никаких общественных движений в защиту «жизни» гланд или раковых опухолей найти невозможно. Другими словами мы имеем факт наличия в нашем мире миллиардов людей, для которых различие между телом женщины и ребенком в ее утробе очевидно. Нравственное сознание неминуемо и четко разграничивает тело матери и то пространство новой жизни, которое защищает заповедь «Не убий».

Сторонники совершения абортов иной раз прибегают к следующему утверждению: «Уж лучше сделать аборт. Зачем плодить нищету?» Все мы помним этот слоган из суровых 90-х гг. Часто можно было услышать такой вопрос: «Неужели нужно рожать ребенка, чтобы потом сдать его в детдом?». Христиане на такой вопрос отвечают: «Да!» Во-первых, у христианина нет права апеллировать к социальной сегрегации и считать кого-то (в данном случае воспитанника детского дома) человеком второго сорта, которому лучше не жить. Во-вторых, наши оппоненты (возможно ненамеренно) совершают серьезную логическую подмену – на каком основании мы можем считать, что жизнь в детском доме для человека хуже, чем смерть и небытие? Есть крылатое испанское выражение - Amamos La Vida – мы любим жизнь. И действительно большинство из нас даже в самых тяжелых жизненных ситуациях не расстаются с жизнью, а иной раз и хватается за нее изо всех сил. Да и среди воспитанников детских домов не наблюдается какой-то повальной суицидальной тенденции. Наконец, в-третьих, не стоит судьбу ребенка решать за него – что для него лучше – видеть небо и солнце или умереть. Наконец, в-четвертых, на каком основании некто может считать, что жизнь детдомовца - «сплошной ад»? Почему нельзя предположить, что этого ребеночка усыновят добрые и любящие родители, и он вырастит в хорошей семей в любви и ласке и станет достойнейшим человеком?

Есть еще один библейский аргумент в пользу того, что на самой ранней стадии эмбрион – это человек, это личность. В самом начале Евангелия от Луки Архангел Гавриил, предрекая рождение святаго Иоанна Предтечи, говорит священнику Захарии следующие слова: «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1: 15). Через шесть месяцев после этого Архангел благовествует Деве Марии о рождении от Нее Христа Спасителя. Сразу после Благовещения Пресвятая Богородица «с поспешностью пошлав нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету (Лк. 1: 39-40).. Современные библейские исследователи отмечают, что расстояние, пройденное Богородицей с поспешностью сразу после Благовещения Гавриила, составляет около 100 миль и молодая женщина способна преодолеть соответствующее расстояние за 3, 4, максимум 5 дней. 4 дня – это стадия эмбрионального развития человека. Читаем далее: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1: 40-43).

Данный евангельский отрывок, демонстрирует нам, что младенец Иоанн «взыграл», т. е. откликнулся на присутствие Господа. Данное своеобразное общение Господа и Предтечи, несомненно, есть личностное общение, т. е. общение личностей. Поэтому, все те, кто исповедует, что Иисус Христос воспринял подлинную человеческую природу (кроме греховных наклонностей), должны признать, что на данной эмбриональной стадии (4-5 дней) Богочеловек Иисус Христос уже присутствует в лоне Приснодевы, как Человек, как Личность. В связи с этим нужно вспомнить, что именно Христос являет нам подлинный образ истинной человеческой жизни. А соответственно, если Ипостась Божественного Логоса от момента Благовещения соединяется вначале с одной, а позже по мере возрастания и со всеми иными клетками человеческого тела, соответственно и в обычном человеке личность (лицо, ипостась) присутствует с момента формирования генома (правда в случае с обычным человеком его личность не является нетварной, как у Христа).

В заключении необходимо сказать следующее. Люди бывают разным: родившимися и не родившимися, молодыми и пожилыми, здоровыми и больными, богатыми и бедными, белыми и черными. И это все люди! И существует только один фактор, который может предоставить нам убедительное основание относиться к любому человеку, как к человеку. Этот фактор – признание личностного бытия человека с момента его зачатия. Митрополит Антоний Сурожский говорил так: «в той стране, где аборт узаконен, никто, начиная с правительства и кончая обыкновенным обывателем, не имеет права говорить о том, что жизнь человека является святыней, потому что аборт - это убийство». Нравственный уровень того или иного общества всегда характеризуется принципом отношения к личности. Человеческий эмбрион является абсолютно беззащитной формой существования личности и в морально-этическом плане отношение к эмбриону является эталоном нравственности общества.

Если мы выбираем идеал человечности и собираемся ориентироваться на него в аспектах нашего поведения, то нам необходимо признать право на жизнь ребенка до его рождения. Нашему обществу предстоит заново учиться называть вещи своими именами – грех грехом, убийство убийством, человека человеком, любовь любовью и соответствующая смысловая аннотация и профилактика должны начинаться со школьной скамьи и продолжаться в университетах, в том числе и медицинских. Безусловно, необходима масштабная и всесторонняя государственная поддержка материнства (этого на сегодняшний день не наблюдается), а также культура общественного внимания к матерям. Последнее относится к сфере СМИ, т. е. государственной пропаганды. Однако и этого мы не наблюдаем. А наши власть имущие должны понять, что наше общество получит право на жизнь только в том случае, если оно утвердит право на жизнь неродившегося человека. Это возможно только в том случае, если мы перестанем жить в эпоху «военного коммунизма» и вернемся к нашей традиционной культуре оберегающей жизнь человека с момента зачатия.



[i] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/human_genome

[ii] Международные акты о правах человека. Сборник документов., М., - 1999, с. 307

[iii]Международные акты о правах человека. Сборник документов. М. 1999, с.721

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 2335

Ключевые слова: диакон Артемий Сильвестров, Церковь и общество, запрет абортов

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (19)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930