|
||||||||||||||
Священник Василий Тюдор. Рождество: Образ Христианской Семьи
Любимое время года каждого человека - это дни перед Рождеством и вплоть до Крещения, когда воздух наполнен радостью, спокойствием и надеждой. Мы благословлены, чтобы жить в стране, которая ждёт с нетерпением наступления Рождества, хотя кажется, что мы утратили некоторое его значение.
У нас есть радиостанции, непрерывно вещающие рождественские песни и восхваляющие этот период. Хотя многие из них лишь о снеге, веселых фигурах, приносящих подарки, семейном препровождении времени и других вещах, которые прекрасны, но в то же время в этих песнях теряется главный смысл праздника. Это чудесно, что все празднуют Рождество, каждый по-своему, и даже люди, неверующие в Бога, веселятся в этот период, стараясь быть "хорошим ради Бога". Один из главных составляющих предрождественского периода - это Рождественский вертеп (сцена, изображающая модель пещеры в Вифлееме с яслями и младенцем в окружении Девы Марии, св. Иосифа, с волами, ослами и поклоняющимися пастухами и волхвами), который служит украшением для большинства церковных дворов и многих лужаек наших окрестностей. При помощи этих сцен люди выражают миру истинный смысл Рождества, хотя каждый год кажется, что они являются объектом национальных дебатов, поскольку наш мир движется все больше в сторону политической корректности и все меньше в сторону взаимоуважения верований каждого человека. Возможно, я несколько уклонился от темы.... Рождественский вертеп стремится изобразить идеальную христианскую семью на фоне скромности и покорности. Идеальный "Младенец Иисус" рождается в любящей семье с Божьей Матерью и отцом, который усыновляет его с любовью, обнимающим заботливой рукой тех, которые были вызваны для защиты. Ангелы поют, волхвы приходят с дарами, пастухи восхваляют и даже животные заботятся о Новорожденном со своим теплым дыханием. Христос радушно принят в мир и окружен любовью. Всякое живое существо в полном согласии друг с другом собирается у яслей Вифлеема, чтобы восхвалять Рождение Сына Бога. Все это более чем совершенно. В поисках других источников вдохновения я вспомнил похожую традицию, которая была в моей родной стране Румынии - когда священник приносит образ Рождества Господа нашего Иисуса Христа в каждый дом и при этом поет тропарь праздника. Это, если хотите, можно назвать обратным паломничеством, когда Иисус приходит и навещает вас, тем самым представляя собой воплощение, воссоздание Своего прихода на землю, которая является нашим домом. Анализируя образ Рождества в православно-византийском толковании, мы видим, что интерпретация не такая идеалистическая, как Рождественский вертеп. Перед нами Христос, рожденный в холодной пещере, потому что никто не открыл для Него дверь. Его колыбель должна находиться вместе с животными яслями, поэтому пророчество Исайя будет осуществлено: буйвол знает своего владельца и ослица - колыбель своего хозяина, но Иаков не знает меня, и мой народ не понял. Пастухи сами не приходят, а ангелы их собирают. Сам Иосиф не изображен очень хвалебно, поскольку он находится далеко от Матери и Дитя, будто подвергая сомнению все происходящее, общаясь с темной личностью, которая не кто иной, как дьявол, искушающий его. Дева, теперь она Матерь Божья, также много раз изображается так, что ее голова обращена к Иосифу, и это говорит о ее беспокойстве касательно положения его души. Это реальный мир, в котором рожден Христос, но именно он, такой несовершенный, является истинной причиной Его появления на земле. Даже те люди, которые были очень близки с Ним, не совершенны, и они, в том числе, нуждаются в спасении души. Христос будет проповедовать и достигнет цели через Свою смерть на Кресте. Сущность Креста не утеряна с этой иконы, потому что пелёнки - это Его погребальный покров, ясли - Его гроб, пещера - Его гробница. Все запечатлено через реалистичный взгляд на необходимость спасения, без косметической хирургии и идеализации. Иисус пришел спасти грешников наряду с праведниками. Иконографические образы буйвола и осла в дальнейшем изображают эту суть. Из Закона Ветхого Завета мы знаем, что буйвол был чистым животным, в то врёмя как осёл - нет. Они являются символами избранного народа и иноверцев, тех, которые живут по Закону и тех, которые действуют вне Закона, грешников и праведников. Их присутствие на иконе еще раз намекает на то, что Христос пришел ко всем, хорошим и плохим, без предубеждения, без ожиданий, готовый принести Себя в жертву ради тех, которыми впоследствии Он же и будет распят. Отец, прости их за то, что они не ведали, что творили! Противоположный взгляд на православную икону Рождества Христова позволит постичь лучшее понимание нашего мира, совместно с теми вещами, которые приносят беды со всех сторон. Да, мы сегодня жалуемся, что мир ожидает Христа с характерным сообщением, что наши традиции лишены смысла, что мы потеряли значение и духовный смысл праздника Рождества, но когда на самом деле мир был готов к приходу Христа? Когда Он был рожден среди Своего избранного народа, а им было все равно? Когда христиане были подвергнуты гонениями римских императоров и были брошены львам? Когда французская революция триумфально кричала о том, что они повесили бы последнего короля вместе с кишками последнего священника? Когда коммунисты разрушали церкви и отправляли священников в ГУЛАГ? Мир никогда не был готов к приходу Христа так же, как он не готов и сейчас. Неготовность мира делает акцент на непостижимой любви к Христу. Эта безграничная любовь должна заставить всех нас захотеть изменить что-то в наших сердцах, чтобы сделать сердце местом, подходящим для Христа. Дать Ему необходимое пространство для рождения, чтобы Он вырос и спас каждого изнутри. Потом, и только потом, христиане истинно станут свидетелями воплощения/инкарнации. Потом, и только потом, мир будет способен понять значение чуда, происходившее в яслях Вифлеема. Христос родился! Восхваляйте его!
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2772 |