|
||||||||||||||
Андрей Сегеда. Бывают ли плохие праздники?«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф. 12: 35) Русский человек очень любит праздники. До того, что лень в Древней Руси называлась «праздностью». До того, что князь Владимир Красное Солнышко, просветитель и креститель русского народа, даже отказался от принятия Ислама, сказав что «веселие Руси – питие еси», имея в виду важность торжеств и пиров для нашего человека. Ведь каждое торжество – это повод пригласить в гости и усадить за стол своих многочисленных родных, повод лишний раз увидеться с друзьями! Изначально, большинство праздников приходилось на окончание княжеских походов, свадьбы и крестины родственников, приезд иноземных послов или торговых гостей (купцов). То есть были нерегулярными. Со временем они становились все более конкретными. Календарь постепенно оброс датами, каждая из которых посвящена строго определенному событию и имеет свои неповторимые традиции. Но насколько велико должно быть количество праздников? Достаточно ли нам своих памятных дат? Нужно ли заимствовать праздники из культур окрестных народов? Да, наконец, бывают ли «плохие праздники»? Давайте вместе с вами найдем ответы на эти вопросы! Сколько должно быть праздников? Достаточно ли праздников в России? Исходя из самого смысла памятных дней, как дней особо торжественных, следует вывод о том, что их число не должно быть большим, чем число «серых будней». Иначе острота праздников будет притупляться, а расходы на их проведение прободят в кармане незаживающую язву.
Если же посчитать накопившиеся за века российские праздники (государственные, общественные, церковные и наиболее крупные из корпоративных), то особенных дней в году наберется 211 из 365. Это 4-е место в мире. По-моему, более чем достаточно, чтобы увеселиться до полного изнеможения! Конечно, большинство корпоративных памятных дат (День ВМФ, День торгового работника или День студента) не отмечается всеми жителями страны поголовно, но и без них у среднего обывателя на круг выходит более месяца праздников в году! Нужно ли нам заимствовать праздники других народов?
Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны да. Такие заимствования часто обогащают нашу культуру, ведь заимствовали же мы когда-то все церковные праздники из Византии. А с другой стороны вроде бы все мыслимые необходимые даты в нашем календаре уже присутствуют. День знаний – есть. День народного единства – есть. День России – есть. День мужчин (День защитника Отечества) – имеется. Женский день – так тех вообще два: коммунистическое 8 марта и церковная память жен мироносиц. День семьи, любви и верности – да пожалуйста! И зачем нам тогда какой-то «День святого Валентина»? Рассмотрим наиболее популярные в нашей стране праздники более подробно.
День Победы Вот уже 70 лет каждое 9 мая мы отмечаем День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мы чествуем ветеранов, навещая с подарками тех из них, кто не смог по слабости здоровья выйти на традиционный парад. Мы поем с ними песни о той великой войне, в коей полегло 20 миллионов наших предков. Мы, даже если провели весь год в делах и заботах, наконец-то вспоминаем о своих дедах и прадедах, молимся о них и заказываем панихиду в храме.
Своим детям в этот день мы показываем старые фильмы о войне, и они примеряют на себя роли тех титанов воли, что сражались за нас в Великую Отечественную. Они хотят быть похожими на своих пращуров, которые знали что такое честь и стыд, и играют в воинов, защитников.
Может ли в этом быть что-нибудь плохое? Едва ли. День семьи, любви и верности День памяти святых Петра и Февронии, который приходится на 8 июля, широко отмечается россиянами совсем недавно, но уже полюбился большинству наших сограждан. Почему? Да все просто. Святые супруги Петр и Феврония всю жизнь нежно любили друг друга и считаются покровителями брака. Поэтому день их памяти и отмечается, как День семьи, любви и верности. В этот день принято быть особенно внимательными к своим вторым половинкам, уделять больше времени семье: сказать жене доброе слово, подарить какой-нибудь небольшой пустячок, сводить ее на театральную премьеру. Поиграть с детьми, рассказать им дополнительную познавательную историю или сказку, посетить секцию танцев дочери или сводить на рыбалку сыновей. Помириться с родителями, с которыми поругался. Позвонить двоюродному дяде из Урюпинска. И в этом также нет никакого вреда, кроме пользы. День народного единства День народного единства, который отмечается 4 ноября, призван воскресить в памяти народа события 400-летней давности. Призван напомнить о великом подвиге сплоченности и патриотизма, которым запомнилось нижегородское народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободившее столицу от иноземных захватчиков и остановило смуту в русском народе. Этот день также связан с самыми лучшими традициями русского народа – взаимовыручкой, волей к победе, стремлением к порядку. И также выпадает на весьма значимый церковный праздник – День Казанской иконы Божией Матери. Хэллоуин В принципе, здесь можно было бы не писать ничего. Настолько этот иностранный «праздник» контрастирует со всей русской культурой. Он настолько же мерзок и аморален, насколько чужероден и бесполезен! И, несмотря на это, активно навязывается русскому народу средствами массовой информации и некоторыми политическими и общественными силами. Что же такое Хэллоуин и с чем его едят? Может быть, в нем нет ничего страшного, одно простое баловство? К несчастью, с таким утверждением трудно согласиться!
Во-первых, этот праздник – Новый год древних кельтов (в древности «Самхейн», а после христианизации народа и наложения на эту дату дня всех святых «All Hallows Eve» – «Хэллоуин»), то есть принадлежит он Англии, Ирландии и Северной Франции. Ни с Новолетием славян (сентябрь), ни с привычным январским праздником, установленным Петром Великим не коррелирует. Разве нам надо праздновать Новый год по 10 раз в году? Почему бы тогда не отмечать Новый год по-инкски, по-эскимосски и по-туарегски? Во-вторых, в отличие от наших традиционных праздников, он не напоминает ни о каком положительном событии и не учит ничему хорошему. По довольно жутким поверьям кельтов в этот день исчезала граница между мирами живых и мертвых и последние могли добраться до первых и овладеть их телами. Чтобы «обмануть» демона, надо им нарядится и вести себя соответственно – авось за своего примет. В-третьих, Хэллоуин аморален, так как игра для ребенка всегда является мини-версией жизни. В ней он примеряет на себя какой-либо из будущих статусов, приобретает поведенческие навыки, которые будет потом использовать в реальной жизни. Если ребенок играет в мушкетера, рыцаря или принцессу, можно надеяться, что он учится быть благороднее, великодушнее или мужественнее. А если он играет в ведьму, беса или убийцу? Как говорится, комментарии излишни… В-четвертых, этот «праздник» просто мерзок. Психически здоровому человеку неприятно взирать на разлагающиеся трупы, насилия и убийства. Адекватный человек не смотрит даже фильмы ужасов, ибо происходящего вокруг достаточно для трезвых содроганий. А тут по улицам ходят люди, размалеванные под скелетов, висельников, ведьм и бесов. Что тут может быть хорошего?! И наконец, последнее по счету, но не по значению. Подобные заигрывания с нечистой силой, когда человек добровольно хочет к ней приблизиться, как по внешнему виду, так и по душевному расположению, могут привести к очень нехорошим духовным последствиям. Тот, кому доводилось видеть одержимых, поймет, о чем я говорю… А главная опасность Хэллоуина состоит в том, что его активно продвигают в массы. В школах он крайне широко рекламируется (при этом родителей зачастую никто не предупреждает) и чуть ли не вменяется в обязаловку. Различные издания объявляют конкурсы на лучший рассказ или лучший костюм. Вопрос – зачем? Сам по себе Хэллоуин, конечно, не сделает из человека морального урода, но, как говорится, капля камень точит.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2640 |