|
||||||||||||||
Протоиерей Всеволод Чаплин. Вера и Власть в контексте праздника святого равноапостольного князя Владимира15/28 июля Русская Православная Церковь вспоминает Крестителя Руси - святого равноапостольного князя Владимира. С 2010 года этот праздник вышел и на государственный уровень, подобно Дню славянской письменности и культуры. Но отношение к данному событию в обществе не однозначно. Попробуем разобраться в том, какова же роль князя Владимира в истории нашего государства на самом деле и как связаны между собой религия и власть в обществе. нашим читателям мы представляем вниманию текст выступления председателя Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и Общества в рамках круглого стола "Князь Владимир", прошедшего 23 июля в пресс-центре "Россия сегодня". В российских СМИ принято упрекать праздник святому равноапостольному князю Владимиру в политизированности. Я не думаю, что это так. Конечно, есть публицисты, которые хотели бы оспорить саму возможность празднование памяти князя Владимира, справедливо видя в нем одну из символически значимых в смысловом отношении фигур нашей истории и для нашего будущего. Понятно, что данная историческая личность может быть не всем по душе. Но она дорога, как православным верующим, так и большей части нашего общества как человек, определивший исторический путь России. Кому-то может не нравиться этот путь сам по себе. Но он таков, каким его сделал, благодаря сформировавшейся воле народа, князь Владимир. В этом человеке объединились Вера и Власть. Многим бы хотелось, чтобы нынешняя власть была без веры, без идеологической составляющей и осуществляла только функции менеджера. Но история России показала, что такого быть не может.
Власть и идея, а в случае с князем Владимиром власть и вера - всегда шли в России рука об руку. И это для нас естественно, нормально. Это основа стабильности нашего государства. Святой равноапостольный князь Владимир был человеком религиозно ищущим. Он думал о том, как обрести веру самому и как обрести веру для народа.
Он сделал выбор, и это выбор, как бы люди не спорили относительно его праведности, обеспечил России тысячелетнее бытие.
Представим себе будущее языческой России. Её постигла бы та же участь, что и Египет, Римскую империю. Сегодняшние разговоры некоторой части интеллигенции и общественно-значимых фигур о том, что Россия могла бы оставаться языческой не имеют под собой почвы. Здравомыслящий человек не может считать, что Россия сохранилась, если бы осталась языческой. Все языческие народы были или завоёваны окружающими народами, которые исповедовали монотеизм, или просто исчезли с исторической арены. Поэтому выбор князя Владимира — это выбор, который создал Россию, который обеспечил России долгое, весьма долгое историческое бытие. Это выбор, который весьма значим для нашего будущего.
Да, князь Владимир был верующим властителем. Вера сделала его милосердным, помогла ему отказаться от тех греховных сторон его личности, которые разрушают любого человека и народ, если властитель грешит. И в тоже время, как верующий человек, князь Владимир не переставал быть главой государства. Он отстаивал его интересы. Если верить историкам, он усмирил белых хорватов, тогда когда они представляли угрозу для Древней Руси. Он даже собирался усмирить собственного сына, когда тот проявлял лояльность по отношению к центральной власти. Все эти вещи князь осуществлял будучи христианином.
Это значит, что вера и решительное государственное действие не противоречат друг другу. Как бы нас не пытались убедить, что христианин не может быть патриотом своего Отечества, не может быть человеком, осуществляющим государственную власть. Вся эта реальность, которая имеет отношение к князю Владимиру, задает нам очень важное послание на будущее. Русь не может быть языческой. Русь не может остаться без веры. Русь не может сохраниться, если она поклоняется идолам, каким бы то ни было, в том числе модным и современным— потребления и без идейности.
И власть, это второй урок, не должна себя исключать из идейной сферы, из сферы духовности. Если она в ней отсутствует, значит, народ оказывается без руля и без ветрил. И значит, он оказывается очень уязвим перед лицом любых внешних опасностей. Как оказались уязвимы и потеряли свое место в истории те народы, которые упустили свою идейную, духовную сферу, не сочтя её важной.
Праздник ожидается как народный — на фестиваль "Русское поле" приглашено множество людей, будут выступать исполнители как традиционные, так и современные. При этом праздник является церковно-государственным. Указом Президента создана рабочая группа под председательством Александра Дмитриевича Беглова (полпред Президента России в ЦФО), действует церковный оргкомитет во главе с митрополита Волоколамского Иллариона (председателем ОВЦС). Эти две группы работают вместе. Большую поддержку оказывает правительство Москвы. Церковь и государство это разные институты. Церковь не должна сливаться с государством, не должна брать на себя полномочия власти. Власть не должно нести религиозных функций. Но Церковь и государство работают для одних и тех же людей. Поэтому они не могут не сотрудничать.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 7 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2587 |