|
||||||||||||||
Митрополит Лимасольский Афанасий (Николау). Молитва – это великая наукаПервая часть беседы митрополита Лимасольского Афанасия (Николау) посвященного молитвы.
Фото: www.sokrovennik.ru Молитва – это целая наука, это великая наука, и человек должен ее изучить, потому что это пространство огромного удивления. Молитва скрывает большое удивление для человека, потому что она открывает ему Бога и духовное пространство внутри него, о котором не думал, что Он существует. Сначала это пространство неизвестно нам и поэтому человек должен ознакомиться с ним, чтобы слышать, чтобы исследовать, чтобы научиться этому от людей, которые пережили тайну молитвы, которая является огромной силой для человека. Кто-то спросит: - Что нам дает молитва? Говорим, что надо молиться, но почему? Молиться Богу, чтобы у нас было все хорошо? Скажу вам правду, я считаю, что это кощунственно и оскорбительно для Бога и для нашего интеллекта, чтобы говорить, что я молюсь Богу, чтобы у меня было все хорошо. Это я должен сказать Ему? Он разве об этом не знает? Что я скажу Ему: - Боже мой, прошу Тебя, пусть у меня будет все хорошо! - Ладно! – Он скажет мне. - Большое спасибо! Я хочу, чтобы Он это мне сказал. То есть, чтобы какой-нибудь ребенок своему отцу или своей матери - Мама, очень тебя прошу, заботьтесь обо мне, чтобы у меня было все хорошо! Нет необходимости это говорить своей матери. Не это будешь своей матери, своим родителям. Так мы оскорбляем Бога, когда молимся о таких вещах. К счастью, Бог не имеет комплексов и терпит нас, что Ему остается делать? Терпеть нас. Но мы не можем просить у Бога о том, что Он Сам делает и радуется, когда позволяем Ему вмешиваться в нашу жизнь, и делать нам благодеяния. Отношение Бога к нам является постоянным благодеянием. Христос говорит в Евангелии: - Будьте осторожны, когда вы молитесь, не говорите лишнего, как язычники или люди, которые не знают Бога, потому что Ваш Отец Небесный знает, что в чем вы в этом нуждаетесь. Но когда молитесь в первую очередь, ищите Царствия Божьего, а все остальное Сам Бог даст вам. Поэтому, говорю, что обидно, чтобы наши молитвы ограничивались на том, чтобы у нас все было хорошо, Бог заботится о нас, чтобы наши дела увенчались успехом, чтобы мы были здоровы. Говорим такие вещи, и кто-то спрашивает: - А те, кто не здоров? То есть, кто они? Иногда мы действительно, как и язычники, которые молимся Зевсу, Афродите и Посейдоне о подобных вещах. Бог имеет целое сокровище и отцовской любви, которое хочет дать нам, а мы просим незначительные вещи и не ищем от Него не существенное, не ищем то, в чем мы в действительности нуждаемся. Но необходимо, чтобы ты жил, чтобы превозмочь смерть, чтобы чувствовать в себе отцовскую любовь к Богу. Прежде всего, ты в этом нуждаешься, и все остальное Бог даст тебе его в огромном изобилии, потому что Он богатый, а не бедный, не злосчастный. Он богатый и благородный, раздает щедро все Свои блага. Он не скряга и скупой, чтобы сказать: - Послушай, Я дам тебе мало, ты не нуждаешься во многом. Как мы говорим! Он богатый, раздает всем щедро свои богатства. Поэтому, в молитве, прежде всего, в молитве мы должны научиться искать Царствия Божьего. Что это значит? – Сказать: «Господи, забери меня в рай»? Это напоминает мусульманскую молитву: «Аллах, забери меня в рай, чтобы там хорошо проводить время! Чтобы получать наслаждения!» Нет. Что такое Царствие Божье? Царствием Божьем является Сам Бог. В молитве мы ищем Бога, самого Христа - когда мы говорим: - Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Это означает – Господи Иисусе Христе, дай мне свою милость! И эта милость является всем, в чем мы нуждаемся, чтобы Тебя встретить, чтобы Ты жил во мне, чтобы жить так, как Ты хочешь, и что Ты отдыхал во мне. Это является Божьей милостью Божьей, это является Божьей любовью, молим Бога, чтобы Он помог нам возлюбить Его. Он любит нас, это является реальностью, мы не говорим Ему: - Боже мой, пожалуйста, возлюби меня! Он не нуждается в том, чтобы возлюбил нас, если Он любит нас. Поэтому, Он прощает нас и не таит злобу к нам, тут нет нервов, не нервничает, не сердится на нас. К нам Бог полон любви и мира, полон всеми отцовскими чувствами, но мы должны исцелить себя, чтобы чувствовать эту любовь Божью. Мы являемся проблемой в этом отношении, а не Бог. Следовательно, мы просим Бога, чтобы Он нас помиловал и исцелил, чтобы Он мог отдохнуть в твоем сердце, чтобы дать Ему возможность совершить наше единение с Его любовью. Это мы ищем в первую очередь. Если человек это ищет, то Бог действительно сделает все. Тогда Он дает тебе то, в чем больше всего нуждаешься. И вместе с этим получаешь и все остальное, в чем ты видишь, что ты не очень сильно нуждался, а раньше этого искал. Но сейчас тебе безразлично, существует ли оно или нет. Имеешь то, что тебе нужно. После того, как ты нашел Бога, больше не чувствуешь необходимости искать все те мелочи, которые раньше тебя прежде терзали и мучили. Ища милость Божью, это первая и наибольшая благодать, которую мы чувствуем в нас, заключается в том что мы начинаем правильно функционировать. Наш ум и сердце начинает функционировать, так как их создал Бог. Молитва, которая действует в нас, это наша естественная функция: так мы функционируем, что единственным является не забывать о Боге и единение с Ним. Человек уходит в себя, молитва – это вход в наше существо, как сказал Христос: -Ты же, когда молишься, войди в комнату (ταμείο)[2] твою и, затворив дверь твою.[3] Все евреи имели кассу, они не были похожи на нас, которые не имеем ее – может быть, они не имели дома, но имели кассу! Это самая маленькая комната в доме, и самое безопасное, маленькое и тихое место, о котором никто не знает. Итак, пойди туда и закройся там. Христос не имеет ввиду, чтобы ты вошел в чулан с пылесосом и метлой. Войди в свое сердце, углубись глубоко в себя, приложи все усилия, войди в свое внутреннее я. И освободившись от внешних раздражителей взывать высоким голосом к Богу. Со всей внутренней болью, чувствуя отсутствие Бога, давя на страсти, на трагедию греха, которая терзает нас, на тысячи вещей, которые исходят от нашего окружения, людей вокруг нас, от самих нас – объединяя все в силу, которая помогает нам взывать к Богу высоким голосом. но не кричать, чтобы тебя услышал весь квартал, а голосом глубоко внутри в нас, чтобы проникнуть в тайную комнату сердца. Это имеет сильное и благотворное действие, потому что, сегодня, чаще всего живем в обществе, которое разрушает нас как личности, утомляет нас. Мы постоянно находимся среди людей, но в то же время не общаемся с ними, как будто эта людская машина перемалывает, утомляет нас, и мы мучаемся. Мы почувствуем усталость и хотим найти покой, но не знаем, как это сделать, и думаем, что если построим дачу, уйдем в горы, то найдем покой. И что делаем? – Мы поступаем, как несчастные люди, которые строят дачи, чтобы отдохнуть, но пятнадцать человек каждые выходные идут в горы и берут с собой телевизоры, ноутбуки, видеоплееры, чтобы разжечь барбекю и им становятся хуже, чем когда они были в городе. И, кстати они строят дачи для отдыха, но устают в два раза больше, потому что мы не знаем, что такое тишина, что такое мир и поэтому мучаем и себя, мучаем и тишину, потому что превращаем горы в шумные места. Мы нуждаемся от этой тишины, чтобы найти спокойствие внутри себя. Но это спокойствие не внешнее событие и поэтому не ищите его в мирской суете. Он стоит на первом месте в этом движении внутрь, чтобы задвигаться внутрь, в себя, но не как индусы, где ты входишь внутрь, чтобы стать безразличным к другим людям, так как те, кто занимается йогой, пытается собрать свой ум, отдаляются, изолируются от всех. Эти восточные методы полностью отличаются от молитвы. Молитва – это вхождение внутрь человека и там искать Бога; мы знаем, что наш мир не нирвана, а не апатия, а отношение с Богом, это именно то, чего нам не хватает. Углубляться в наше сердце и там не впадаем в бесчувствие, как это происходит при нирване, что означает почувствовать, что ты капля, которая падает в океан и исчезает. Представь себе, что ты капля, которая падает в океан и исчезает. Это не так. Молитва – это совершенно другое движение, которое сохраняет человеческую личность. Медитация уничтожает личность человека, в нее ты капля, которая впадает в океан; в то время как в молитве тебя забирает океан, ты уже личность уже, и не уничтожает тебя. Церковь – это не безличный сбор, масса людей, Церковь Христова сохраняет каждого человека в его личных отношениях с Богом. Когда ты входишь в это внутреннее пространство, внутри тебя, молясь, находишь свою уникальность, чья полнота это не внешние события, а отношение с Богом. Я верю, что особенно, сегодня, единственным сопротивлением, которое человек может оказать современному обществу, которое обезличивает человеческую личность в одиночестве городов и людской толпы является именно молитва. В ней человек может сохраниться как личность. Человек это очень сильно чувствует в каком-нибудь монастыре со многими монахами. Ты приходишь в монастырь с 50 – 80, 100 – 200 монахами и произносишь: - Пресвятая Богородица! Эти люди здесь потеряют себя! Однако, когда поживешь некоторое время в таком монастыре, то видишь, что они в действительности не теряют себя, а находишь, реально находишь свое я, которое не только не теряешь его, а находишь в себе силы для своей личности. Личность – это возможность общения с Богом и с другим человеком и никогда не заблудиться в духовном смысле. Когда живешь в каком-нибудь мегаполисе, где царит хаос, никого не знаешь, и тебя никто не знает, если начнешь молиться, то реально почувствуешь себя уютно. Входя в пространство своего сердца, первое, что встречаешь там – это все свои внутренние сопротивления. Как будто ты заходишь в какую-то комнату, входишь внутрь и видишь, что в течение многих лет, в этой комнате никто не входил – тут много пыли, старой одежды, которая разбросана по полу. На мгновение тебя обхватает отчаяние, и ты говоришь себе: - Пресвятая Богородица! Как я буду жить в этом месте?! На месте, где все старое, где полно тараканов, крыс и змей! Но ты должны жить там. Это первое чувство, которое у тебя возникает, сказу же когда ты входишь в свое сердце. Поэтому, сегодня человек не хочет оставаться сам, не желает входить в свое сердце, потому что он боится и ужасается. Ужасается, или от пустоты, которую он испытывает в себе, или от этих неприятных вещей, которые он видит в себе, от нечистот страстей, он трудностей сопротивления мы имеем в нас. Там человеку действительно необходимо бороться, во-первых, чтобы не отчаяться, и, во-вторых, чтобы подвизаться, моля Бога, чтобы Он явился и все уладил. Как будто, ты выходишь на балкон и зовешь соседей: - Придите, помогите мне! Я не могу сам убраться в этой комнате! И приходят пять-десять человек и начинают приводить ее в порядок – избавляются от тараканов и от других вещей, подметают, моют пол, красят, открывают окна, чтобы проветрилась комната, чтобы здесь можно было жить. Так происходит и с нами. Начинаешь взывать к Богу, чтобы очистил твое сердце, твое собственное я. И именно это беспокойство превращается в молитву, которая чаще всего сопровождается слезами, как говорят Отцы Церкви.
(Окончание следует).
[1] При составлении визитной карточки Лимасольского митрополита Афанасия (Николау) использованы тексты из следующих Интернет ссылок - http://bg.wikipedia.org/wiki/Атанасий_Лимасолски и http://www.agionoros.ru/docs/1410.html [2] Ταμείο – с греч. – тайная комната, касса – справка болгарского переводчика. [3] Матф. 6:6.
Образование и Православие / Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 13 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2799 |