|
||||||||||||||
Марина Панина. Из варваров в ангелы: становление христианской Церкви Древней Англии
«Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.» Ранняя британская церковь, во многом разделившая судьбу гонимой Древней Церкви, имеет свою уникальную историю подвига, мученичества и возрождения. Согласно Бéде Достопочтенному, автору «Истории английской Церкви», христианство пришло на остров уже во втором веке, когда Британия была частью Римской Империи. Король бриттов, Луций, услышал о Спасителе от римлян-христиан и захотел принять святое крещение. Около 170 года от Р. Х. Луций отправил письмо римскому епископу Елевферию с просьбой прислать в Британию миссионеров. Благочестивое намерение короля встретило сердечную поддержку в Риме, и с поручением проповеди Евангелия среди язычников-островитян были посланы монахи Фугатий и Дамиан. Их миссия не встретила сопротивления местных жителей и скоро принесла добрые плоды: вслед за своим королём крестились сотни бриттов. В начале четвёртого века остров стал прибежищем для христиан, бежавших из Рима от преследований императора Диоклетиана. Христиане Британии не испытали таких массовых гонений, как их братья и сёстры на континете, но своей доли страданий они не избежали. В 305 году первый из бриттов, Албан, принял венец мученика за Христа. Албан был представлен на суд язычников за укрывательство священника и после длительных пыток, которые не смогли заставить его отречься от Господа, казнён мечом. Благодатные для христиан времена наступили с приходом к власти св. императора Константина. В Британии развернулось строительство церквей, появились свои епископы. Трое из них – Лондонский, Йоркский и Линкольский – в 314 году по указанию императора приняли участие в работе Синода в Арле. Однако мирное развитие британской церкви вскоре было прервано чередой трагических событий. Рим страдал от набегов германских племён вестготов и вандалов, и к концу четвёртого века не мог поддерживать строгого контроля над Британией. Император Гонорий (384 – 423) отправил губернатору Британии официальное письмо, в котором объявлялось, что британцы уже не зависят от римлян и должны защищать себя сами. Местным жителям отныне разрешалось носить оружие – этого права раньше они были лишены. Британцы более не обязывались платить императорских налогов; представители римской государственной бюрократии постепенно отзывались на континент.К 410 году последние римские легионеры покинули остров. Бритты вначале были рады такой свободе, но скоро оказалось, что они не были к ней готовы.Находясь 400 лет в составе Империи, они разучились защищать себя и править страной самостоятельно. С выходом римлян города стали беднеть и приходить в упадок, приостановилась торговля с другими странами, прекратился выпуск монет. Без действующей системы налогов многие римские достижения – дороги, бани, фабрики по производству стекла и глиняной посуды – были утрачены полностью. Набеги на остров диких племён англов, саксов и ютов становились всё регулярнее и кровопролитнее. В конце 440-х годов британцы обратились с письмом к Флавию Аэцию (396-454) – полководцу, вошедшему в историю под именем «последний из римлян». Они озаглавили своё письмо «Стоны бриттов» и писали в нём: «Варвары стесняют нас к морю, а море выбрасывает нас снова к варварам, нам остаётся лишь выбирать – от меча ли погибнуть, или от волн.» Но у Аэция не было возможности помочь: он в это время сражался с варварами в западной территории Империи. Нашлись два выдающихся лидера, которые создали в Британии армии сопротивления. Одним из них был римлянин из знатной семьи, бывший генерал римской армии, Амвросий Аврелиан. Св. Гильда Премудрый писал о нём: «достойный муж, единственный уцелевший из всей римской нации в смятении того жестокого времени.» Некоторые фразы, которые Гильда использует для описания этого человека, дают возможность предположить, что Амвросий был христианином: « и побеждал он с Божией помощью.» Другим был Герман (378 - 448), епископ из Осера (город на территории современной Франции). Герман прибыл в Британию, чтобы вдохновить жителей и повёл их в битву с возгласом «Аллилуйя!» Но силы были неравны, и выступление бриттов не ослабило соперника. К концу пятого века бóльшая часть острова была захвачена полностью. Англо-саксы истребили коренное население почти до основания. Оставшиеся в живых не успевали хоронить и оплакивать мёртвых. Матери пытались спасти детей в церквях, но, не зная христианского сострадания, захватчики убивали людей и там. Многие священники приняли мученическую смерть у алтаря. Все церкви на захваченных территориях были разрушены; крошечные островки христианства уцелели только в Уэльсе и Корнуолле. Местное население, живущее в отапливаемых домах с окнами из стекла и говорящее на латыни, было истреблено. Люди, воспитанные на христианских заповедях неприятия насилия, оказались беспомощными перед племенами дикарей, не имеющих понятия о милосердии.Британия, бывшая частью мировой цивилизации, стала страной варваров. Хорошо спланированные города с храмами, городскими рынками, школами, развитой юридической системой, населённые ремесленниками и купцами, учителями и поэтами – всё было уничтожено. Уже через сто лет после нашествия варваров св. Гильда Премудрый (умер ок. 570 года) писал в летописи «Погибель Британии»: «Наши города пустуют, как и раньше, даже сегодня они остаются мрачными и покинутыми развалинами.» Саксы были смешанным племенем древних германцев и голландцев, англы – южных датчан, юты – северных датчан. Предание сохранило имена двух главных лидеров завоевателей – Хенгист и Хорса. По названию самого большого племени, англов, остров стал называться Англией. Юты заняли небольшую территорию на юго-востоке Британии (современное графство Кент), саксы расположились в восточной части, а англы – на центральных и северных территориях. Самая северная часть острова осталась непокорённой: независимые пикты, не расслабленные лёгкостью жизни при римлянах, умели воевать и представляли для англо-саксов серьёзного противника. Перед захватчиками устояли Уэльс и Корнуолл. В течение двух веков после завоевания острова англы, саксы и юты не оставили о себе никаких письменных источников. Люди этих племён были русоволосы, голубоглазы и не знали грамоты; многие из них были пиратами. Римская цивилизация их не коснулась совсем. Из всех германских племён самыми жестокими были саксы. Само их имя, как предполагают, происходило от названия оружия, сакса, – короткого меча, который наносил страшные колющие удары. Мечь протыкал даже кольчугу. Главной частью социальной структуры у англо-саксов считался род, и верность родубыла превыше всего. Если один член рода был убит кем-то из другого рода, то сородичи считали своей обязанностью отомстить за смерть или взять высокую плату золотом.Если кто-то обвинялся в преступлении и над этим человеком совершался суд, то на суд приходили члены рода, чтобы заступиться и поручиться за своего. Большинство англов и саксов после завоевания острова жили как племенные группы крестьян, которые выбирали отдельных лидеров. Постепенно из этих лидеров образовалась знать, появились короли и королевства, и англо-саксы стали осознавать себя не только как представители определённого рода, но и как подданные короля, жители единого королевства. Больше всего они ценили преданность. Неверность своему королю, нежелание пожертвовать для него жизнью считались у воинов бесчестием. Германские племена принесли на остров закон, не практикуемый бриттами, согласно которому за любое преступление можно было откупиться. Главным правом среди саксов считалось право собственности, и воровство относилось к самому тяжёлому виду преступления, вслед за отказом принять участие в военном походе. У саксов существовал оперделённый «тариф» на жизнь. За убийство свободного человека виновный должен был выплатить вергельд – денежную компенсацию семье убитого. Жизнь князя стоила 1500 шиллингов (за один шиллинг в Кенте, например, можно было купить корову), жизнь эрла (титул высшей аристократии) ценилась в 300 шиллингов, керла (свободного земледельца) – в 100 шиллингов, крестьянина – в 40-80 шиллингов; жизнь раба не стоила ничего. Жили англо-саксы в небольших деревнях, а земли между деревнями считались общей собственностью: каждый мог вывести туда овец, свиней и коров на пастбище. Англо-саксы имели более крепкое сложение, чем бритты, поэтому их орудия обработки земли были мощнее, и они не боялись возделывать тяжёлые почвы. К остаткам римских строений англо-саксы относились с изумлением. Они могли лишь обрабатывать дерево и делать кирпич. Здания из мрамора, огромные римские бани и аквадукты, как думали англо-саксы, были произведены не людьми, а богами. «Творения гигантов» – так в литературе более позднего периода англо-саксы описывают римскую архитектуру. В бывших римских городах они не селились. Есть предположение, что происходило это из-за суеверного страха: англо-саксы считали, что те места населены духами. Лишь к концу седьмого века города, построенные римлянами, стали вновь заселяться. Но даже и тогда крупные города, такие, как Йорк и Лондон, имели население лишь в несколько тысяч: большинство англо-саксов предпочитали жить в деревнях. Христианская жизнь продолжалась в Уэльсе и Корнуолле. Благодаря миссионерской деятельности св. Патрика (387- 493 или 460), свет Евангелия дошёл до ирландцев, а в 563 году святой монах Колумба крестил шотландцев и пиктов. На этих территориях создавались церкви и монастыри, монахи переписывали священные книги, в монастырях велось обучение молодых людей чтению и письму. С завоевателями, занявшими основную часть острова, христиане старались не иметь ничего общего, поэтому цивилизованное влияние на дикие народы пришло не извне, а снаружи. К счастью для будущего острова, англам и саксам не долго ещё оставалось пребывать в темноте язычества. В последнее десятилетие шестого века, как говорит летопись праведного Беды, римский папа св. Григорий Двоеслов(540-604), вспомнил о потерянной римлянами христианской провинции Британии. Св. Григорий происходил из набожной семьи, которая хранила традиции христианства уже более века.Согласно преданию, св. Григорий пришёл однажды на рынок, чтобы выкупить юношей, продаваемых в рабство, и оправить их на учёбу в монастырь. Он остановился, увидя необычную группу детей. Дети были белокожи, белокуры и голубоглазы. Григорий спросил их, кто они и откуда. «Мы англы», – ответили дети. Святой в задумчивости промолвил: «Non Angli sed angeli.» («Не англы, а ангелы.») В 596 году он отправляет миссию в Кент, чтобы крестить короля кентов, Этельберта. Этельберт был женат на христианке из рода франков, Берте. Когда Берту сватали за короля, она попросила своего будущего мужа позволить ей исповедовать свою религию.Вместе с Бертой в Англию отправился священник Людгард. В уцелевшей церкви восточной части столицы Кента, Кентербери, королева и её духовный отец ежедневно молились. Благодаря стараниям Берты, церковь была восстановлена и освящена именем св. Мартина. Такой добродетельной была жизнь королевы-христианки среди языческого окружения, что и муж, и весь его двор глубоко её почитали. Ко времени прибытия миссионеров Англия уже давно утратила административные системы римского управления и была поделена на отдельные территории, на которых жили племена. Племена возглавляли местные короли, которые враждавали с соседями и либо захватывали новые земли, либо становились зависимыми от других, более сильных, правителей. К концу седьмого века на территории острова установилась гептархия (семицарствие), куда входили Сассекс, Кент, Эссекс, Восточная Англия, Уэссекс, Мерсия и Нортумбрия. Миссия состояла из сорока монахов, возглявлял её Августин. В 597 году монахи прибыли на о. Тэнет, не зная, какого приёма ожидать. Этельберт был почитаем своими соплеменниками: его называли «бретвальда» – англосаксонский термин, означающий «повелитель Британии». Такие титулы использовались племенами в отношении правителей, которые распространяли своё влияние за пределами собственного королевства. Если Этельберт примет христианство, то за ним последуют его подданные, а потом, по примеру правителя Кента, крестятся и короли соседних территорий. К группе прибывших монахов Этельберт отнёсся с любопытством: они не имели при себеоружия, одеты были в тёмное облачение из грубой ткани, поверх которого носили большие кресты. Суеверный, как все язычники, Этельберт принял их за волхвов и опасался, что странные пришельцы наведут на него порчу, и поэтому согласился принять гостей только на открытом воздухе – с условием, что они останутся на островке Тэнет и не попытаются продвинуться дальше. Наблюдая монахов в течение некоторого времени, Этельберт перестал относиться к ним с недоверием. Гости были скромны, немногословны, охотно помогали крестьянам. Королю они привезли в подарок Библию, украшенную драгоценными камнями. Вскоре Этельберт разрешил им продвинуться в Кент и участвовать в богослужении вместе с королевой. Король был под большим впечатлением от грамотности пришельцев: те умели свободно читать и писать. Рассказ миссионеров о том, что Божий Сын дал людям вечную жизнь, поразил Этельберта настолько, что он решил креститься. В течение того же года более 10 тысяч его подданных, следуя примеру своего правителя, приняли святое крещение. Так, спустя 150 лет, христианство вернулось в Британию. Под влиянием миссионеров, впервые за историю саксонского периода, был составлен код законов. Законы защищали духовенство, давали ему право на строительство церквей и монастырей, освобождали от налогов. Этельберт отдал Августину свой дворец, который был перестроен в церковь и стал знаменитым Кентерберийским собором. В 602 году, по распоряжению главы римской церкви, в Англии был введён чин архиепископа. Первым архиепископом стал св. Августин Кентерберийский, который почитается как «апостол англичан». Устойчивость веры людей во многом зависела от примера правителя, и в первые годы христианства языческие традиции порой брали верх. Королева Берта умерла раньше мужа, и Этельберт женился вновь.Его второй женой была язычница. В 616 году умер и сам Этельберт, и на трон вступил его сын Эдбальд. Новый король, продолжая племенные обычаи, совершил действие, отвратительное для христианина: женился на своей мачехе. Появилась опасность возвращения Кента к старым языческим традициям; обрели силу группы, противившиеся крещению саксов с самого начала. Растерянные миссионеры, опасаясь за свои жизни, решили покинуть Кент и отплыть во Францию. Однако случиться этому не было суждено. К св. Лаврентию (? - 619), новому архиепископу Кента, в видении явился апостол Пётр и сурово, с розгой в руке, наущал его не оставлять паствы, напомнив притчу о заботливом пастыре.Испуганный Лаврентий остался и призвал других священников не покидать заблудшее стадо. После бесед с архиепископом Эдбальд возвратился в христианство. Королеву-мачеху он оставил, а позднее женился на христианке. Менее чем за столетие, благодаря старанию миссионеров, Англия отвернулась от язычества полностью и преобразилась внеше. Появились мощёные улицы, стены домов богатых людей украшались золотыми тканями. Возродилось искусство цветного орнаментального стекла, которое стало широко применяться для украшения церквей. С 660-х по 820-е годы были построены сотни монастырей и красивейших церквей. Появилась традиция украшения священных книг искуссными иллюстрациями с разными оттенками золотого цвета; страницы создавали впечатление светящихся. Евангелия украшались драгоценными окладами. Но самые главные изменения произошли в душах людей. Христианство преобразовало диких англо-саксов удивительным образом. Из мстительных воинов население превратилось в образованных людей, умеющих читать и писать, стремящихся жить по библейским заповедям. Подражая монахам, миряне начали поститься по средам и пятницам; знать помогала бедным. Среди богатых англо-саксов считалось почётным давать большие суммы на постройку церквей во славу Господа. Благочестием, щедростью и заботой о бедных прославились многие английские правители. Король Нортумбрии, Освальд, в праздник святой Пасхи сам разносил бедным угощения и подарки на серебряном блюде. Во времена правления Эдвина королевство было таким благополучным, что люди не опасались нападения разбойников: «Мать и дитя могли пройти через весь остров, от моря до моря, ни от кого не встретив вреда.» Король так заботился о своём народе, что велел очистить родники вдоль проезжих дорог и поставить у них столбы, на которых подвешивали медную посуду для удобства путешествующих. Сотни английских святых миссионеров, мучеников, подвижников восславили подвигами единую Православную Церковь. Из 35 английских епископов, служивших до раскола церкви, 22 почитаются в лике святых. Английская церковь была в каноническом общении с Востоком 450 лет.
Семицарствие к концу VII века
Библиография: 1. Bede.History of the English Church and People. Dorset Press, New York, 1955. 2. Campbell, James. The Anglo-Saxon State. Hambledon and London, 2000. 3. Churchill, Winston. S. The Birth of Britain. Barnes and Noble, 1956. 4. Crossley-Holland, Kevin. The Anglo-Saxon World. The Boydell Press, New York, 1982. 5. Deen, Edith. Great Women of the Christian Faith. Harper & Brother Publishers, New York, 1959. 6. Fraser, Rebecca. The Story of Britain from the Romans to the Present: A Narrative History. W. W. Norton & Company, New York, London, 2003. 7. Lingard, John, Rev. Antiquities of the Anglo-Saxon Church. Philadelphia: Published by M. Fithian, 1848. 8. McCullough, David Willis, editor. Chronicles of the Barbarians. Firsthand Accounts of Pillage and Conquest, form the Ancient World to the Fall of Constantinople. Random House, 1998. 9. Mayr-Harting, Henry. The Coming of Christianity to Anglo-Saxon Engand. The Pensylvania State University Press, 1972. 10. Swanton, Michael, editor. The Anglo-Saxon Chronicle. Routledge, New York, 1998.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 17 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 15615 |