|
||||||||||||||
Свщмч. Фаддей (Успенский) архиепископ Тверской: православное воспитание и образование на рубеже XIX – XX и вначале XXI вв.В статье ставится задача рассмотреть вопросы, которые ставили о развитии православного воспитания и образования Отцы Церкви. На примере священномученника Фаддея (Успенского) и его работ по дидактике. Особое внимание обращается на сущность духовного наследия и актуальность его применения в современной системе образования, а так же в деле воспитания. На основе анализа трудов священномученника Фаддея разъясняется смысл и способы духовно – нравственного воспитания и образования. Вопрос о православном воспитании и образовании является главным моментом в развитии и становлении человеческого общества. В обществе на протяжении веков взгляды на православное образование складывались по-разному: - одни люди предписывают следовать детям семейной традиции; - другие не видят в этом необходимости; - но есть и те люди, которые независимо от своего религиозного убеждения одобряют получение детьми религиозного воспитания. Для верующих людей воспитание детей в духе своей религии должно быть выполнением религиозной обязанности и долга. Общая вера, единство религиозных представлений являются гарантом прочности, благополучия, как семьи, так и общества в целом. Наше обращение к творчеству священномученика Фаддея (Успенского), к особенностям его педагогической мысли обусловлено теми задачами, которые стоят перед современной православной педагогикой. Это необходимость изучения духовного наследия, оставленного христианскими просветителями, а так же возможности его применения в современной системе образования, что сегодня приобретает особую актуальность, поскольку это способствует включению его в современное культурно-образовательное пространство. Среди представителей русской педагогической мысли священномученику Фаддею (Успенскому) принадлежит особое место. Ученый-богослов, доктор и магистр богословия, архиерей Русской Православной Церкви, святитель приобрел широкую известность и как педагог, всю свою жизнь посвятивший воспитанию подрастающего поколения. Особое внимание следует обратить на его жизненный путь и преподавательскую деятельность. Окончив Московскую духовную Академию, он 25-ом году жизни он принимает монашество, и с 1897 года начинает свою преподавательскую деятельность в разных духовных семинариях. А в 1902 г. он в сане архимандрита занимал должность инспектора Уфимской духовной семинарии, и спустя полгода - ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1908 г. начинается его архипастырская деятельность. Он занимал Владимиро-Волынскую (с 1908 по 1916гг), Владикавказскую кафедру (1916 г.), Волынскую кафедру (с 1917 г). В 1926 г. в связи с арестом патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Фаддей был вызван в Москву, чтобы приступить к выполнению обязанностей по управлению Русской Православной Церковью в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя. На пути в г. Кузнецке Самарской губернии он был задержан без права дальнейшего следования. В 1928 году владыка – в Тверской епархии, своем последнем месте служения. 20 декабря 1937 года последовал арест. 31 декабря 1937 года в Тверской тюрьме оборвался земной путь архиепископа Фаддея. И спустя полвека 26 октября 1993 года в день праздника Иверской иконы Божией Матери, были обретены мощи священномученика Фаддея. Ныне они находятся в Вознесенском соборе города Твери. Дидактика владыки Фаддея подробно описывает отношение Иисуса Христа к детям, как относиться к воспитанию…Фаддей описывает Христа, как совершеннейшего учителя и воспитателя. Он даровал и вечный идеал для воспитания: каждый христианин должен, с учетом врожденных способностей, стараться уподобиться Христу, то есть победить в себе своекорыстную природу и образовать из себя свободную личность, стоящую в сознательных и разумных отношениях к Богу, людям и природе. Это требование Христос осуществил в своей жизни и утвердил примером как истинный Учитель и Воспитатель. Он открыл миру, что Бог есть Дух, которому и поклоняться необходимо духом и истиною, возвестил истину, что Бог живет в человеке по мере подчинения и согласования его воли с волею Бога. В учении и делах Совершеннейшего Учителя заключаются все вечные основы педагогики, которые нам следует, развивая, применять на практике. Исусс Христос в отношении детей требует высокого уважения и признания их личного достоинства. "Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, возложил руки на них и благословил их" (Мк. 10, 15-16). И Он сказал: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море" (Мк. 9, 42). Дети с их преданностью и покорностью, с их беспритязательной простотой, с их чистосердечием и любовью, с их откровенной прямотой и восприимчивостью ко всему прекрасному и божественному являются в глазах Христа образцом высочайшего совершенства, какого может достигнуть взрослый человек только сознательно, тогда как дети обладают этим совершенством бессознательно. Поэтому Он взывает к Своим ученикам, чтобы они опять сделались, как дети, освободились от всякого тщеславия и честолюбия. На вопрос о том, кто будет из них больший в царстве Божием, Он отвечает: "Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Мф. 18,4). Владыка Фаддей обращает внимание и на тех людей, кто дает им воспитание с самого рождения, то есть родителей. Христос проповедует о преданной любви в деле воспитания своих детей и указывает на отца, который даже блудного сына по его возвращении принимает радостно в свои объятия. В своих трудах священномученнник много говорит и о воспитании через Таинства Церкви. Cозидавшееся на евангельских началах новое общество отличалось не столько внешними формами жизни, сколько более глубокими ее внутренними основами. Выражения "новый человек", "новое творение Божие", "добрая ветвь", "храм Духа Святого" и другие были точным определением многообразных сторон нового мира, восстановленного Иисусом Христом. Преображение родителей Святым Духом побуждало их скорее вести детей в наследие блаженства. Отсюда происходило настоятельное желание покрестить своих младенцев, и ввести их в Церковь. Допустив крещение младенцев, Церковь совершила великий акт христианского воспитания. Дитя не только находилось под внешним попечением христиан, принявших на себя обязательство воспитать по-христиански малых сих, но на крещеных детях сверх того почивала благодать Святого Духа, совершавшая таинственное охранение младенческой души от зла и укреплявшая ее на началах правды, мира и радости во славу Божию. Из всего вышеизложенного можно сказать, что роль в христианском воспитании детей занимает Церковь. То есть, крестившись в раннем возрасте человек, получал благодать Святого Духа в сохранении своей души от зла. Священномученник Фаддей в своих трудах много уделял воспитанию в начальной школе. О том, что учитель должен быть и воспитателем. Учитель должен научить детей быть готовыми к новой, взрослой жизни. - задача учителя состоит в том, чтобы научить детей читать, писать, считать, вообще дать детям первоначальное образование. И многие учителя действительно останавливаются на подобном решении вопроса без какого-либо дальнейшего размышления. Однако неправильно было бы думать, что на обязанности учителя лежит лишь первоначальное научение чтению, письму и счету и что, исполнив эту обязанность, он может быть спокойным. Учимся мы, как говорит известная всем пословица, не для школ, а для жизни. Быть может, для некоторых людей, ученых по призванию, и следует заниматься только наукою, но нельзя одним учением ограничиться в начальной школе. - Способности детей только еще начинают развиваться, и если бы во время школьного учения все заботы воспитателя направить только на изучение наук, развитие душевных способностей подрастающего поколения было бы односторонним, – даже более, развитие одного ума могло бы вредно отразиться на развитии сердца и воли. А между тем развитие добрых качеств сердца и правильное развитие воли не только не менее, но даже более важно, чем развитие ума. - Мы ценим человека не столько за его ум, сколько за его доброе сердце или твердую волю и характер. - Воспитание продолжается всю жизнь и никогда не оканчивается, тогда, как учение может прекратиться в определенное время. Самая жизнь с ее различными переменами, радостями и горестями не есть ли своего рода постоянная воспитательная школа, в которой Верховным Воспитателем является Сам Бог? Если воспитание должно продолжаться постоянно, то понятно, что тем более не должно оно прекращаться в школе. Напротив, учитель, постоянно обращаясь с детьми и пользуясь особенною восприимчивостью детского возраста, тем, что в дитяти сильно не укрепились еще различные дурные навыки, которые впоследствии полагают иногда непреодолимое препятствие к исправлению, прямо обязан не только учить детей, но и воспитывать их. Нередко с поступлением в школу дети удаляются из-под постоянного надзора родителей, и место их должна заступить в таком случае школа. Мало того, не потому ли и вверяют многие родители детей своих школе, что считают собственные силы недостаточными для того, чтобы дать детям вполне правильное воспитание? Они ожидают, что школа научит детей уму разуму, и если школа не заботится о воспитании, упрекают за различные проступки детей своих самую школу, говоря: «Чему же вас в школе учили? Значит, толку от этой учебы никакого нет». Наконец, следует заметить, что без воспитания не имело бы успеха и самое обучение. Так, для успешности обучения необходимо приучить дитя к вниманию. Всем вообще детям свойственна рассеянность, они увлекаются всяким новым впечатлением и благодаря этому не могут усвоить многого из того, что говорит учитель: одного они не слышали, другое не постарались запомнить. -Ученье может идти успешно только тогда, когда дети научится сосредоточиваться или быть внимательным к словам учителя. А все это требует не только работы ума, но и напряжения воли, следовательно, к чисто умственным занятиям является необходимость присоединить и воспитание воли. Затем, мы дольше помним то, что для нас интересно, что живо затрагивает наше чувство и волю. Впечатления детства долго помнятся именно потому, что в детстве человек более живет сердцем, чем умом: всякая игра, всякая деятельность непосредственно увлекает дитя, потому что не подвергается еще постоянному действию строгого и подвергается еще постоянному действию строгого и холодного соображения. Так и при занятиях в школе: даже то, что кажется трудным для умственного соображения, перестает казаться трудным, когда умственная работа привела в движение известные чувства. Все это свидетельствует о том, насколько необходимо учителю быть вместе с тем и воспитателем. О необходимости воспитания в школе говорил и святитель Иоанн Златоуст. «Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училища, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За то-то сами мы и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Мы не щадим ни трудов, ни издержек на то, чтоб обучить детей светским наукам, чтобы выучить хорошо служить властям земным. Безразлично для нас одно знание святой веры, одно служение Царю Небесному. Мы позволяем им посещать зрелища; а чтобы они не убегали Церкви, чтобы не стояли в ней не благоговейно, о том мало заботимся. Мы заставляем их давать отчет в том, что они выучили в своих светских училищах; почему же не требовать от них отчета в том, что они слышали в доме Господнем? Не говори: "Это слушание Писаний – дело монахов; ужели мне сделать дитя монахом?" Сделай его христианином. Ибо и мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся в Писании. Как при снаряжении корабля нужен, бывает кормчий и полное число пловцов не тому, кто всегда стоит на пристани, но тому, кто постоянно занимается мореходством, точно то же должно сказать и относительно монаха и мирского человека. Первый, как бы находясь в необуреваемой пристани, проходит жизнь неозабоченную и устраненную от всякого волнения; а последний постоянно обуревается и плывет среди моря, сражаясь с множеством треволнений. Но для чего, скажешь, нашим детям нужно любомудрие и строгое поведение? Вот это-то самое и сгубило все – дело, самое необходимое и служащее опорою нашей жизни, считается излишним и ненужным. Так что же, скажешь, – станем мы все любомудрствовать, а житейское все погибнет? Нет, почтеннейшие, не любомудрие, а уклонение от него погубило и расстроило все. Ибо кто, скажи мне, расстраивает настоящее положение дел – те ли, которые живут воздержно и скромно, или те, которые изобретают новые и беззаконные способы наслаждения? Те ли, которые стараются захватить себе все чужое, или те, которые довольствуются своим? Первые – не то же ли в обществе человеческом, что опухоли на теле и бурные ветры на море? А последние – не так ли, как яркие светила среди глубокого мрака, призывают бедствующих среди моря к своей безопасности? Так они (т.е. первые) низвращают порядок общественный и губят общее благо, они-то причиняют бесчисленные бедствия и другим. Для них-то судилища, и законы, и взыскания, и различные виды наказаний». В деле православного воспитания и образования в наше время следует оглядываться на опыт предыдущих поколений. Учить и воспитывать в духе религиозной веры. Воспитание и образование должны идти в ногу со временем. Необходимо развивать в детях любовь к Родине, к ее культуре, традициям, языку и т.д.
Ключевые слова: священномученик Фаддей, архиепископ, православное воспитание, образование, Тверская земля, дидактика, ученье, школа.
Бобинина Валентина Николаевна Тверской государственный университет кафедра теологии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4824 |