Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 15.12.2013 в рубрике  Живоносный Источник » Публикации ЖИ
 

Алексей ЧИСТЯКОВ.  Хеврон. У Дуба Мамврийского


Алексей ЧИСТЯКОВ, посол России в отставке, почетный член Императорского православного палестинского общества (Председатель ИППО в 2000 — 2003 гг.), кандидат политических наук.


 

Первый объект «Русской Палестины», восстановленный в собственности и владении Московского Патриархата на территории Палестинской национальной администрации.

Хеврон — город с 4-тысячелетней историей и на сегодня с 200-ми тысячами жителей — один из городов «святого треугольника» (Иерусалим, Вифлеем, Хеврон) в Палестине, в 30 км. к югу от Иерусалима. Здесь жил Авраам. Хеврон он избрал местом упокоения своей жены Сары, здесь же Авраам впоследствии был похоронен и сам, как и его дети, Исаак и Иаков, и их жены. Край это благодатный. Чего только ни выращивают на доброй земле Хеврона! Но, пожалуй, наиболее знаменит он своими виноградниками. Далеко за пределами города и Палестины известны и изделия хевронских гончаров. Столетиями, из поколения в поколение передаются трудовые навыки и секреты мастерства. Горны горят, не гаснут...

В то время (последняя треть XIX — начало XX вв.), когда русские приобретали на палестинской территории земельные участки, строили храмы, монастыри, гостиницы для паломников, школы и больницы, т.е. когда создавалась «Русская Палестина», сама эта территория входила в состав Оттоманской империи. С окончанием Первой мировой войны и до 1948 года она находилась под английским мандатом. После создания государства Израиль в 1948 году и в результате арабо-израильской войны Западный берег р. Иордан, где расположен город Хеврон, был оккупирован Иорданией, а в итоге конфликта 1967 года — Израилем.

Так случилось, что русская недвижимость на этих территориях, в том числе и хевронский участок, оказалась после Первой мировой войны и с тех пор находилась во владении Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). Статус этих территорий как оккупированных, т.е. отсутствие на них законной суверенной власти, не позволял Советскому Союзу, а потом и России, требовать восстановления своих прав на принадлежащее им имущество.

Инок Авраам и А. Ф.Чистяков, автор статьи, в храме Живоначальной Троицы в Хевроне. Апрель, 2009 г.

Это стало возможным после того, как с Мадридской конференции (1991 г.) начались мирные переговоры между израильтянами и палестинцами и был последовательно заключен ряд соглашений, в соответствии с которыми в 1994 г. была учреждена Палестинская национальная администрация (ПНА) с юрисдикцией сначала в секторе Газа и Иерихоне, а затем, в 1995—1996 гг. — и в других основных городах Западного берега р. Иордан, в т. ч. в Хевроне.

В феврале 1997 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II обратился с посланием к Главе ПНА Я.Арафату с просьбой о перерегистрации на Русскую Православную Церковь (Московский Патриархат) ряда объектов на территориях ПНА. Среди них был и участок в Хевроне с Дубом Мамврийским.

Сам Хевронский участок сложился из двенадцати разновременных приобретений в 1868— 1889 гг. архимандрита Антонина (Капустина) — тогдашнего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которого по праву называют создателем «Русской Палестины». На участке находились двухэтажный дом для паломников, построенный Антонином в 1874 г., сторожевая башня на верхней точке холма (1890 г.) и храм во имя Святой Живоначальной Троицы и Святителя Чудотворца Николая (сооружен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Кавелиным) в 1906—1914 гг.).

Хевронский участок был и остается в перечне самых значительных владений Русской Церкви в Палестине. Во-первых, потому что на нем находится Мамврийский Дуб — одна из великих христианских святынь.

Дуб Мамврийский сегодня.

При этом дубе Бог явился Аврааму в образе трех ангелов (Бытие, Глава 18). Во-вторых, поскольку в Хевроне в то время, когда архимандрит Антонин приобретал эту землю, не было ни православного, ни иного христианского присутствия. И по сей день участок с Дубом Мамврийским остается единственным христианским владением в Хевроне.

В июне 1997 г. Предстоятель РПЦ совершал визит в Святую Землю, приуроченный к празднованию 150-летия учреждения в Иерусалиме Русской Духовной Миссии. Это в наши дни воссоединение Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви стало нормой русской церковной жизни и нормой для восприятия этой жизни обывателем. Тогда же конфликта избежать не удалось. Руководство Елеонского (Вознесенского) монастыря в Иерусалиме (центра РПЦЗ) отказалось допустить на территорию обители Иерусалимского Патриарха Диодора с Патриархом Алексием II — его гостем. Так бы и остался этот случай эпизодом в межцерковных отношениях, но следующим в маршруте Предстоятеля РПЦ был Хеврон, участок с Дубом Мамврийским, куда Его Святейшество и отправился после обеда у Ясера Арафата. Представители РПЦЗ, находившиеся на участке, попытались помешать Патриарху Алексию II. И только благодаря заступничеству палестинских властей эта попытка не удалась. В качестве Представителя России при ПНА мне довелось вступить на участок в числе лиц, сопровождавших Его Святейшество. Я.Арафат был взбешен.

Ведь палестино-израильское Временное соглашение по Западному берегу и полосе Газа, известное как Соглашение «Осло—2» (подписано 28 сентября 1995 г.), предусматривало, что «ответственность за места религиозного значения (далее — «Святые места») переходит к палестинской стороне» (Ст. 32, п. 1). Обе стороны (т. е. палестинцы и израильтяне) должны были обеспечивать свободный доступ к Святым местам и свободу религиозных отправлений (п. 2). В этом соглашении, а также в заключенном 15 января 1997 г. Соглашении по Хеврону Святые места конкретизировались, и среди них — участок с Мамврийским Дубом. Таким образом, действия «зарубежной» Церкви означали прямой вызов палестинским властям в первые даже не годы, а только месяцы ее становления на палестинской земле. Под вопросом оказывалась способность этих властей выполнять свои договорные обязательства.

И ответ не заставил себя ждать. Палестинские власти решили передать хевронский участок Русской Православной Церкви. 2 июля мне и Начальнику РДМ в Иерусалиме архимандриту Феодосию (Васневу) (ныне епископ Тамбовский и Мичуринский) сообщили об этом решении. Вместе мы согласовали дату — 5 июля. Утром того дня я приехал в Хеврон из Газы, где тогда размещалось Представительсто РФ при ПНА, а архимандрит Феодосий, и с ним иеромонах Гурий (Данилов) (ныне игумен Гурий — Благочинный III округа Чебоксарско-Чувашской епархии настоятель Храма Новомучеников и Исповедников Российских в городе Чебоксары) — из Иерусалима. Ворота от дороги на участок нам открыли послушник Александр (ныне инок Авраам), который к тому времени уже высказал пожелание перейти под юрисдикцию Московского Патриархата, и сторож, местный, из коренных хевронцев араб Анвар Заблях. Мы прошли мимо Мамврийского Дуба, мимо монастыря и расположились на холме неподалеку от храма в виду дома для паломников, где находились наши оппоненты из «зарубежной» Церкви. Какое-то время нам пришлось ждать представителей палестинских властей. Ближе к полудню они прибыли, передали нам полученные от представителей РПЦЗ ключи. «Зарубежные» представители все же не удержались, шуметь начали, один их них, уже в храме, даже попытался напасть на отца Гурия, прижимавшего к груди коробку с ключами. Пришлось вмешаться полицейским. Кто-то вознамерился вынести икону из храма. Бдительность проявил сторож Анвар. Наконец, представители «зарубежной» Церкви с участка выехали.Это событие получило очень большой резонанс, и в Палестине, и вовне. Патриарх Московский и Всея Руси направил послание (датировано 10 июля 1997 г.) Я. Арафату с особой благодарностью за содействие в возвращении монастыря Живоначальной Троицы в Хевроне его законному владельцу — Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Предстоятель РПЦ отметил, что «ныне, после того, как, при Вашем участии, русский монастырь в Хевроне возвращен Русской Православной Церкви, доступ к Дубу Мамврийскому и другим святыням, находящимся в монастыре, будет открыт для всех без исключения паломников»1.

Специальное заявление было сделано от имени Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, которое тогда возглавлял Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне — Предстоятель Русской Православной Церкви: «Передача монастыря в Хевроне законному владельцу — Русской Православной Церкви — стала подтверждением признания руководством Палестинской Автономии прав Московского Патриархата на собственность, созданную за счет Русской Церкви, Российского государства и народа»2.

Синод РПЦЗ попытался мобилизовать «все имеющиеся в его распоряжении средства для удержания контроля над монастырем»3. Была развернута информационная кампания, были инициированы обращения в госдепартамент США и к американским сенаторам. Из «практической инструкции верующим на этот счет»: «И самое важное — пожалуйста, свяжитесь с сенатором от Кентукки Макконнелом с просьбой внести поправку в законопроект об иностранной помощи

1            Цитируется по тексту из архива автора.

2            Сообщение ОВЦС МП для органов информации от 10.07.1997 г. Цитируется по тексту из архива автора.

3            Срочная директива всем священникам и верующим Президента Синода Епископов Русской Православной Церкви за Рубежом от 29.07.1997 (текст из архива автора).

 (С955), автором которого он является, и попросите его сделать так, чтобы финансовая помощь США Палестинской Автономии зависела от возвращения нам нашего незаконно конфискованного монастыря». Специальная делегация РПЦЗ высокого уровня срочно отправилась в Палестину, и 12 июля 1997 г. была принята Я. Арафатом. В письме на имя Я. Арафата (от 14 июля), после выражения признательности за эту встречу, Митрополит Виталий, тогдашний глава РПЦЗ, просит Я. Арафата принять извинения за «непослушание» некоторых членов Духовной Миссии в Иерусалиме, обещает их наказать и проследить, чтобы подобное поведение «никогда не повторилось»4. Правда, эти слова почему-то касались случая на Елеоне в Иерусалиме, юрисдикция Палестинской Администрации на которой не распространялась. От Хеврона, значит, отказываться не хотели.

Свое веское слово сказал Иерусалимский Патриархат — главная инстанция по всем вопросам Православной Церкви на территории Святой Земли. Его позиция была изложена и опубликована 17 июля 1997 г. Митрополитом Лиддским Тимофеем, тогда — Генеральным Секретарем Иерусалимского Патриархата (ныне — Митрополит Вострский5) и стала важнейшим фактором в поддержку Палестинской Администрации и Русской Православной Церкви. Было заявлено, что Иерусалимская Православная Церковь признает в качестве единственно законной Русской Православной Церкви только Московский Патриархат во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Единственным законным владельцем и собственником русских монастырей и храмов и всего недвижимого имущества в Святой Земле является Московский Патриархат. Безосновательны обвинения в адрес руководства ПНА о незаконности передачи монастыря. (Аналогия — в 1948 г. государство Израиль передало Московскому Патриархату не один, а целых пять монастырей и другое недвижимое церковное имущество на территории Израиля6). Последний тезис был очевидно адресован правительству Израиля, которое в своем заявлении (от 9 июля

4            Цитируется по тексту из архива автора.

5            О нем см.: Анны Бычкова. Интервью с Митрополитом Тимофеем // «Православный Паломник» — № 7-8 — 2010 г.

6            Цитируется по тексту из архива автора.

1997 г.) квалифицировало действия палестинских властей как нарушение палестино-израильских соглашений1.

С этого «стояния» у Дуба Мамврийского минули годы. Русские паломники и туристы, посещая Святую Землю, все чаще едут в Хеврон. С тех пор и мне довелось не раз побывать на русском хевронском участке. Многое изменилось. Прежде запущенный участок вниманием Священноначалия РПЦ и усилиями русских людей приведен в идеальный порядок, отреставрирован Храм, не узнать некогда обветшалый дом для паломников.Только дуб усох. Но под его охваченными железными скрепами стволами вовсю зеленеет молодая поросль: корни остались живыми. Ключарь подворья святых Праотцев в Хевроне сейчас — иеромонах Алексей (Елисеев), уже не первый после отца Гурия, не уступившего угрозам и не выпустившего из рук старый короб с ключами от Храма. Но, как и прежде, спешит открыть ворота навстречу гостям сторож Анвар. Как и много лет назад, вас встретит инок Авраам, пришедший к Церкви долгим и трудным путем. Недавно некто из России, бизнесмен, за разговором с ним, поинтересовался: «Пятнадцать лет служишь, и все еще инок?» Авраам улыбается той же доброй и чуть застенчивой улыбкой, которую я помню с первого дня нашего знакомства, когда по его звонку я приехал в Хеврон защищать рос

1 Заявление Пресс-бюро Правительства Израиля от 9.07.1997 г.

сийского гражданина от притеснений тогдашних «зарубежных» хозяев: «два мира в Русском Мире (...), служение понимают по-разному».

О том, что в июле 1997 года в событиях на хевронских холмах вершится история, знаю по себе и уверен, их участники и не думали. Также уверен, не помышляли они и о том, чтобы самим в историю войти. Помыслы были простые. Делали каждый свое дело, убежденные в его правоте, заботясь о восстановлении исторической справедливости. Сегодня, по прошествии времени, значение тех событий уже можно попытаться оценить в полной мере. Восстановлен, воссоздан не только сам хевронский участок. Русской Православной Церкви возвращены участок в Иерихоне (известный как «антониновский», также полностью восстановлен) и земельный участок «Эль-Атн» в Вифлееме, на котором построена гостиница. А ведь именно с Хеврона началось возвращение Русской Православной Церкви недвижимости, а правильнее сказать — русского наследия, на территориях под юрисдикцией ПНА ее законному владельцу с признанием РПЦ в этом качестве Палестинской Национальной Администрацией. И именно в Хевроне впервые на палестинских территориях, что называется, «на земле», проявились новые отношения Русской Православной Церкви и государства, поддержавшего Церковь. Так пошло и потом. Возможно, высказанное здесь окажется полезным для тех, кто соберется отправиться в Святую Землю, познать «Русскую Палестину», и на их пути окажется Хеврон.

В трапезной хевронского монастыря святых Праотцев. В верхнем ряду четвёртый справа — ключарь подворья святых Праотцев в Хевроне иеромонах Алексей (Елисеев), пятый справа — инок Авраам. Ноябрь, 2010 г.

Информационная справка

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 4267

Ключевые слова: Живоносный Источник №2 (3) 2010

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930