|
||||||||||||||
Игорь БЕНЕВАЛЕНСКИЙ. Мир денег: как взаимодействовать с ним, не разрушая себяПо роду деятельности я уже 20 лет постоянно имею дело с капиталами, своими и наших клиентов, сберегая и выращивая их, общаюсь с обладателями этих сбережений. Последнее время я изучаю отношение христианства к деньгам и капиталу, поэтому постараюсь ответить на несколько наиболее распространенных вопросов с позиций христианства:
Конечно, здесь лишь мое скромное понимание ответов на эти вопросы, которое я вынес из знакомства с духовными книгами, на которые мне любезно указал мой хороший знакомый батюшка, настоятель одного из храмов, из скромности попросив не называть его имени, а также из ряда материалов, которые я нашел в сети Интернет. Это тексты и выступления митрополита Иллариона, протоиерея Ткачева, профессора Осипова, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского). Многие слышали выражение из Священного Писания о том, как трудно богатому войти в Царство Небесное, труднее, чем верблюду пройти через игольные уши (Мф. 19:24). Игольные уши в Иерусалиме Что же, богатство – это грех? Если богатство – это грех, то и любая деятельность, которая ведет к его возникновению и росту, также будет греховной. Предприниматели, чтобы избежать конфликта со своей совестью, вынуждены гнать от себя этот вопрос, делать вид, что его нет, и становиться циниками. Поэтому ответ важен. Предприниматель, организовавший успешное дело, затративший на него массу усилий и времени, шедший ради него на риски, на которые большинство никогда бы не решились, и которое принесло ему доход и капитал, вряд ли согласится с мыслью о греховности его трудов. И он прав, в том числе с позиции христианских взглядов на деньги и капитал. Христианство считает, что земное время дано человеку для творения добра, для возвышения его души на пути добра. Человеку от рождения дается круг физической жизни, душевных способностей, духовных возможностей. Дается не для закапывания, не разбазаривания, но для разрабатывания. Каждому также при рождении дано окружение, в котором он растет, а с ним и определённое социальное положение, подчас – даже собственность и благосостояние. Всем нам даются те возможности, которые могут позволить наилучшим образом раскрыть потенциал качеств нашей души. И каждому дается та ноша, которую ему по силам унести. Сможет человек осознать и реализовать эти возможности и свое предназначение или свернет на путь эгоизма, зависит лишь от него самого. Это выбор его свободной воли. Всё в жизни, её обстоятельства и события, происходит в соответствии с текущим духовным состоянием человека. Если у человека внутри мир, обстоятельства жизни будут содействовать его возвышению, прежде всего духовному. Если внутри осуждение, пренебрежение, зависть, то это он будет встречать и во внешнем мире. Деньги, собственность, амбиции, стремление прославиться или возвыситься способны захватить человека. Тогда он старается заполучить ещё больше денег и возможностей, что значительно подкрепляет его самоощущение своей успешности и величия. Неизбежный итог – пресыщение и утеря понимания смысла дальнейшей жизни. Другой путь саморазрушения – накопительство богача. Но богач обладает своими миллионами часто лишь «в мыслях». На деле же они обладают их владельцем, который ими связан, привязан к определенному образу жизни и кругу людей, вынужден иметь вокруг себя ложь, лесть, зависть, даже покушения на свою жизнь. Это особое рабство, каторга, нарастающая по мере роста состояния. Существо христианского духа – это свобода от всякого пристрастия к мирскому богатству, свобода как от скупости, так и от зависти. В чисто земном смысле богатство, власть, положение всегда для христианского сознания связаны с принципом служения. Христианин – это трудящийся на ниве помощи другим в реализации их жизненного назначения. Самое большое чудо – быть в жизни других, быть им полезным. Служение материально богатого человека может выглядеть обычным экономическим хозяйствованием, созданием промышленного, сельскохозяйственного или иного предприятия, но по внутреннему содержанию оно же будет служением обществу и миру. Оттого богатые люди, как писал наш современник, архиепископ Иоанн Сан-Францисский, творчески употребляющие свое богатство и сами скромно живущие, являются истинными христианами, несмотря на свое «большое имение». И христианин, владеющий имуществом, даже если он получает от него ренту, всегда вместе с этим занят созидательным делом, полезным другим. Если он не труженик, он и не христианин. В разных фазах нашей жизни капитал работает по-разному. Когда мы молоды, стараемся находить всё новые дела, бизнесы, где он может быть применён. В основе каждого такого дела лежит энергия самого предпринимателя, а капитал является, пусть и очень важным, но лишь одним из ресурсов. Здесь деньги, капитал без энергии самого предпринимателя не работают. Но с возрастом наша энергия ослабевает, и мы уже не можем действовать с той же силой, что и раньше. Что теперь делать с накопленным нами капиталом? Многие слышали фразу из Священного Писания, что человек приходит в мир нагим, нагим и уходит. Тогда зачем копить? А наших детей, если они это состояние сами не зарабатывали, большие деньги могут даже развратить и сломать им жизнь. Капитал – это овеществленный в деньгах и других активах прошлый труд человека. Это труд ваш и тех, кто был до вас, возможно, целого ряда поколений людей, который должен дальше продолжать работать. А вы, раз вам доверили распоряжение им, должны найти достойную судьбу его дальнейшему применению. С годами мы обретаем особое достояние – житейскую мудрость. И теперь у нас новые важные задачи. Это передача опыта и жизненных смыслов новым поколениям, в том числе нашим потомкам, детям и внукам, кого мы должны научить жить «по правде», достойно и сохраняя себя. Если мы с ней справимся, будет кому и для чего передавать накопленный капитал. При этом мы не должны забывать свои семьи, тех кто, пусть и косвенно, помогал нам создавать наш капитал. И мы должны формировать страховые фонды, которые позволят детям и внукам получить качественное образование и дадут им старт в жизни, а вам и вашим близким – достойно жить дальше на доходы от капитала этих фондов. Возможен и такой путь: работа капитала в целевых эндаумент-фондах, нацеленных на благотворительность и социальные задачи. Подобные фонды были распространены в России до революции 1918 года, на доходы от управления ими финансировались частные больницы, школы, картинные галереи. Капитал дают тем, кому по силам правильно распорядиться им. Есть те, кто не пользуются своим богатством. Кто спрятали его от всех, «зарыли», вывели из оборота жизни. Христианство и другие религии этого не одобряют. Деньги, капитал должны жить и работать. Если воду из реки накапливать в водоеме, из которого она не будет вытекать, она в нем или закиснет, или, в конце концов, плотина прорвётся где-нибудь в самом неожиданном месте, и вода из водоема убежит. Не менее важна обязанность делиться частью своего дохода с другими, более слабыми или нуждающимися. Это может быть и реализация социальных проектов, без прибыли. В христианстве считается, что десятина, 1/10 часть дохода, которую вы направите на благие дела помощи другим, освятит остальную часть вашего дохода и капитала, открывая им дорогу к дальнейшему росту. Если же ты делиться не готов, или будешь делать это неискренне, не от души, или будешь делать это с корыстными побуждениями, будь готов к тому, что высшие силы как дали тебе твое состояние, так могут его у тебя и забрать. Нужно ли объединять свои усилия с другими людьми, когда и для чего? Стив Джобс в одном из его последних выступлений говорил: «Если вы просто хотите идти быстро, идите в одиночку. Но если хотите уйти далеко, идите вместе». В мире конкуренции и капитализма главными являются доход и прибыль, которые приходится делить между контрагентами – участниками сделок. Критерием успеха здесь является максимизация собственной прибыли, и чем меньше получат остальные, тем больше получишь ты. В этих обстоятельствах все участники, какими бы хорошими и благожелательными они не выглядели, вынуждены все время ожидать подвоха. Настоящее глубокое доверие между людьми в такой среде затруднительно. Эта среда формирует индивидуализм, а индивидуалист не способен проявлять полноценно милосердие и любовь даже к своим близким. Итог – серьёзная проблема недоверия людей друг к другу. Уходят не только доверие, но даже и сама способность к нему. Предприниматели чаще всего действуют в одиночку. Это люди, которые берут на себя риск неудачи, к которому остальные обычно не готовы. Вместе с тем, человек существует лишь тогда, когда он видит себя, отражение своей деятельности в глазах других людей. Увидеть в себе лучшее ты сможешь тогда, когда будешь в среде людей деятельных, щедрых, близких тебе по духу. Поэтому первое, для чего необходимо объединяться, это формирование среды единомышленников. Понять, что есть благо, а что нет, понять, то ли ты делаешь, непросто. Нужны другие люди – единомышленники, нацеленные на те же вопросы, что и ты. Такая среда необходима, чтобы получать поддержку своим начинаниям, понимать, что мы в нашей линии поведения, нашей нацеленности на служение людям не одиноки. И видя, как другие движутся на этом пути, черпать опыт и обретать вдохновение. По предложению одного из членов правления Российского дворянского собрания, мы сейчас работаем над концепцией Клуба друзей Российского дворянского собрания, который будет направлен на объединение людей, уже реализующих на свои доходы благотворительные и социальные проекты. Клуб является естественным развитием действующей Ассоциации владельцев исторических усадеб России, как одного из проектов Российского дворянского собрания. Ассоциация совместно с Министерством культуры РФ вручает премию «Культурное наследие» за вклад в восстановление наследия нашей страны. Область наград этой премии будет расширена. Хотя многие, кто занимаются благотворительностью, избегают огласки их благих дел, но такие награды необходимы. Они будут служить общественному признанию значимости благотворительной деятельности и вовлечению в нее все новых людей. Нам с вами выпало родиться и продолжать жить в России. И каким бы конкретным делом мы в этой жизни не были заняты, если у нашей страны есть свое назначение в мире, мы не сможем отстраниться от него, так как всё равно будем втянуты в него самими обстоятельствами нашего происхождения и жизни. Православные старцы считают, что современный мир находится в глубоком духовном кризисе, и место и назначение России в нём – сохранять его от саморазрушения, восстанавливая в нём духовность. Принять посильное участие в этом – достойная задача. «Живоносный Источник» №2 (21) 2022 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 857 |