|
||||||||||||||
Мы с вами ответственны перед детьми, перед обществом, перед историейЮлия ПЕТРОВА По благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона и епископа Искитимского и Черепановского Луки 10 декабря в рамках IIIИскитимских Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Наследие преподобного Сергия Радонежского в культурно- педагогических традициях системы образования». «Основная цель проведения этого мероприятия — поиск ответа на те вопросы, которые стоят сегодня перед системой образования, потому что никакими нормативно-правовыми актами эти проблемы не решить, — сказал во вступительном слове глава Искитима В.Г. Пфейфер. — Чтобы достичь результата, который мы ждем от образования, нужна консолидация усилий педагогов, родителей, общественности и Русской Православной Церкви». Идея проведения такого мероприятия принадлежит областному Союзу православных женщин. Тема круглого стола выбрана неслучайно — в 2014 году мы будем праздновать 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Этот святой по праву является одним из самых любимых и почитаемых в России. Своим подвигом он положил начало духовному возрождению Руси и консолидации русских земель после тяжелых лет монголо-татарского ига и княжеских междоусобиц. Радонежский Игумен не оставил после себя письменных поучений, но сегодня мы говорим о школе преподобного Сергия, потому что основанные им и его учениками православные обители стали центрами, с которых началось развитие русской культуры. Приветствуя собравшихся, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон сказал: «Почему сегодня мы обращаемся к Сергию Радонежскому? Преподобный Сергий смог возродить Россию — и духовно, и политически, и экономически. Нужно очень внимательно всмотреться в личность этого святого. В чем была его политическая заслуга? Он сумел поднять с колен и вдохновить свой народ, вдохнуть в него нравственную силу. И сам преподобный Сергий, и его ученики основывали новые монастыри на северных землях. Это были духовные центры, вокруг которых возникали новые поселения. Тем самым Сергий придал мощный импульс культурному и экономическому развитию этих территорий. Но самое главное — это возрождение русской духовности. По словам священника Павла Флоренского, Сергий Радонежский прикоснулся к самой огненной вершине Византийского православия — исихазму, который был привит преподобным на русскую почву и дал обильные всходы. Школа преподобного Сергия — это монашество на самом пике своего развития». Главной отличительной чертой Сергия Радонежского является любовь — к Богу, к людям, к своей Родине. В наше время тоже много говорится о любви. Организаторы круглого стола провели небольшой социологический опрос учителей и учеников. Один из вопросов был такой: «Нужно ли учителю любить своих учеников?». И дети, и взрослые единодушны в том, что учителя должны любить детей. Но какой смысл вкладывает современный человек в это понятие? Зачастую истинный смысл слова «любовь» заменяется суррогатом. Как справедливо заметил митрополит Тихон, невозможно вести дискуссию, не определив критерии понятия, потому что каждый будет вкладывать в него свой смысл, иногда прямо противоположный истинному. «В христианской культуре любовь — союз нравственных совершенств, — сказал владыка. — Это понятие включает в себя и самопожертвование, и терпимость, и уважение, и сочувствие, и многое другое». Пример истинной христианской любви мы видим в Сергии Радонежском. В последнее время все чаще говорят о том, что необходима национальная идея, без которой невозможно преодолеть пагубные процессы, разъедающие наше общество, а главное — невозможно воспитать достойных граждан. Митрополит Тихон указал, что одно из исследований, проводившихся по заданию правительства России, выявило очень тревожный симптом — многие подростки не идентифицируют себя в качестве русских и тем более православных, они видят только свою принадлежность к различным субкультурам или сектам. И если оставить эту ситуацию без внимания, мы придем к еще большей раздробленности общества. В своем докладе «О значении преподобного Сергия для восстановления единства в обществе на основе возрождения личности человека» к.ф.н., проректор Новосибирской Православной Духовной Семинарии, профессор Сибирского Независимого Института иеромонах Платон (Флах) показал те необходимые условия, без которых невозможно преодоление социальных тупиков. Только возродив личность человека, мы создадим прочную основу жизнеспособного общества. Но воспитание и образование человека невозможно без идеала. И жизнь преподобного Сергия показывает нам, каким образом человек, еще будучи на земле, может достичь святости. Интересным и эмоциональным было выступление доктора филологических наук, зав. кафедрой древних языков, декана гуманитарного факультета Новосибирского Государственного Университета Л.Г. Панина, который сделал акцент на том, что каждый человек, находясь на своем месте и не дожидаясь указаний сверху, может совершить очень многое, и начинать надо с себя. «Часто приходится слышать, что наш русский язык исчезает, уходит, — сказал Леонид Григорьевич. — Но русский язык не портится, он остается прежним, а испорчены мы. Вот нам и нужно внутренне меняться». Большая ответственность лежит на учителях — они должны научить детей давать правильную нравственную оценку поступкам и событиям, и богатый материал для этого дает нам русская литература. Но учителю необходимо самому усвоить верные нравственные критерии, которые даны в христианстве. Ведь наша великая литература — это плод именно христианского осмысления жизни. «Часто меня спрашивают, что нужно делать, — продолжил мысль Леонид Григорьевич. — Не знаю, что должно делать правительство, что должно делать министерство, но я знаю, что должен делать я. Я должен прийти в университет и выказать свою точку зрения на культуру, на те процессы, которые происходят в нашем обществе. Я прихожу в православную гимназию и учу детей русской словесности, даю свое видение. Это в моей власти. Думаю, что это во власти каждого педагога. Мы с вами ответственны перед детьми, перед обществом, перед историей, пред памятью великих учителей, среди которых преподобный Сергий Радонежский». Священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором вглядеться в основателя ее, признанного святым еще при жизни, «чудного старца, святого Сергия», как свидетельствуют о нем современники». Этой теме был посвящен доклад «Преподобный Сергий Радонежский и исторический путь России» к.ф.н., доцента кафедры литературы XIX-XX вв. и кафедры истории культуры гуманитарного факультета Новосибирского Государственного Университета протоиерея Дмитрия Долгушина. Подводя итоги мероприятия, начальник отдела образования администрации Искитима О.А. Прасолова сказала: «Такие встречи, как сегодняшняя, нужны для того, чтобы помочь нам понять свое место в мире, помочь найти ответы на вопросы «кто я?», «как мне с собой справиться?», «зачем я живу?». Если учителя будут иметь верные нравственные ориентиры, они укажут их и своим ученикам. Нам нужно сделать все, чтобы из человека не ушла духовность». Вопросы, поднятые на круглом столе, жизненно важны для нашего общества. И хочется надеяться, что все идеи, здесь высказанные, получат практическое применение и принесут добрые плоды.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1919 |