Православная Африка: христиане из племени масаи
В настоящую африканскую экспедицию отправился корреспондент "НС", чтобы встретиться с христианами из племени масаи и помолиться в православном храме на границе Кении и Танзании, у подножия горы Килиманджаро:
Православные Масаи
Масаи — африканское племя проживающее в саванах на юге Кении. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, за последнее столетие, под воздействием греческих миссионеров, многие масаи приняли православие, в то время как католицизм и протестантизм так и остались религией "белых" жителей страны. Человек в черном — кенийский священник окормляющий масаев.
Богослужение в православном африканском храме
Африканское богослужение выглядит очень непривычно, в том числе и благодаря языку суахили, звучащему равно как и масайский весьма экзотично. Вместо привычного запричастного стиха масаи поют собственный гимн религиозного содержания.
На территории Кении расположены 59 национальных парков. Какие-то гениальные люди придумали и внедрили систему природоохранных зон еще в колониальные времена и это позволило сохранить уникальную флору и фауну страны в ее первозданном виде
Зебры, слоны, жирафы, антилопы, носороги, львы — спокойно разгуливают по паркам, ничего не опасаясь, так как люди приезжают сюда только для фотоохоты, на сафари
Сафари — это туристическая поездка на джипе по саванне в поиске диких животных. Выходить из джипа строго запрещено — за это даже полагается серьезный штраф. Каждую машину сопровождают рейнджеры с ружьями, чтобы защитить туристов от диких зверей
Как правило, выезды в саванну происходят рано утром и поздно вечером, в то время, когда животные выходят из своих укрытий и в поисках еды переходят с места на место
Большой удачей считается встретить за время сафари всю большую африканскую пятерку: слона, носорога, буйвола, льва и леопарда. Раньше про охотника добывшего хотя бы по одному представителю всей пятерки говорили, что он собрал "большой шлем" африканских трофеев. Но сегодня охота практически полностью запрещена и белые туристы довольствуются шампанским в окружении дикой природы, наслаждаясь колониальным бытом и африканским гостеприимством
На территории национальных парков есть комфортабельные лоджи для европейцев, они окружены забором с электрическим напряжением - то ли от диких зверей, то ли от местных жителей - масаев
Масаи — это полукочевой африканский народ, живущий в саванне. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится все труднее с каждым годом. Они живут общинами-деревнями на территории национальных парков. Когда в Кении развернулся туризм, масаи не смогли воспользоваться выгодой своего контроля над саваннами. Находящиеся у власти племена охотно признали за масаями традиционное «владение» всеми животными и передали им также функцию охраны заповедников, в то время как ограниченная группа менеджеров из "цивилизованного" мира взяла в свои руки индустрию туристских сафари. В итоге, туризм практически не улучшил благосостояние масаев — они не участвуют в разделе высоких доходов от "белого сафари" и живут в большой нищете практически в резервациях
Вместе с православным священником отцом Марком Мванги (настоятелем храма свв.Константина и Елены в городе Илласит) мне удалось съездить в такую деревню
И к моему большому удивлению оказалось, что большинство масаев — христиане. Среди них есть даже и православные. Как рассказал мне отец Марк, он знает как минимум четырех православных священников из племени масаев. На фото: масайская женщина дарит отцу Марку нагрудный крест, который они сплели из бисера к его приезду
Внешне масаи очень отличаются от других африканцев - они худые, высокие, с тонкими чертами лица. Одеваются в традиционные одежды - накидки красного и синего цвета, украшают себя плетеными из бисера браслетами и ожерельями. На ногах масаи носят сандалии из автомобильных покрышек
Группа женщин, которые собрались на беседу с отцом Марком расселась под деревом и батюшка сказал им проповедь. "Масаи — по большей части уже христиане, — рассказал мне позже отец Марк, — и их очень легко привести в православие. Дело в том, что мы с масаями очень похожи. И они и мы - православные - крепко держимся традиции. Они понимают почему это важно. Они видят, что я пришел к ним в подряснике, что для меня важна даже эта, казалось бы, мелочь и очень ценят это. Масаи очень простые, добрые, искренние люди, не испорченные цивилизацией"
Старейшина провел нас по деревне, показал как они живут. Несмотря на репутацию масаев как свирепых воинов, в центре их культуры находится скот. Одна из их легенд говорит, что весь скот принадлежит народу масаи, и поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаи. Это не раз приводило к серьёзным конфликтам с другими племенами, когда масаи пытались вернуть «свою собственность»
Хижины масаи построены из высушенного навоза
Обстановка крайне скудна. Пол в хижинах земляной. Окон нет. Еду готовят на открытом огне непосредственно на полу. Электричества никакого нет, конечно. Но обратите внимание, что старейшина подсвечивает себе путь мобильным телефоном — его заряжают в специальных киосках в городе
В отличие от многих других племён, у масаи женщины занимают важное место в культуре и жизни племени. Их легко отличить по выбритой голове, ярким одеждам и бусам. На фото: девушки дезинфицируют дымом сосуды из тыквы для молока. После такой обработки молоко в них хранится два-три дня при температуре на улице 27-30 градусов
Масаи пьют не только молоко, но и кровь коров и коз
Кроме того, для обоих полов практикуется удаление одного из нижних зубов и обрезание. Обрезание выполняется старшими того же пола, при этом мальчики обязаны перенести процедуру без единого звука, а для девочек таких требований нет. Попытки кенийского правительства уничтожить эту практику не увенчались успехом. "Мы с матушкой, — рассказывает отец Марк, — ездим в племя, проводим с масаями разговоры о здорвье, уговариваем отказаться от обрезания или хотя бы дезинфицировать нож, иначе массовые обрезания приводят к распостранению ВИЧ/СПИДа среди молодежи"
Традиции масаев чётко регламентируют их жизнь. Дети воспитываются по возрастным категориям, между которыми установлены традиционные отношения. Юноши и девушки проходят церемонии инициации. Жениться в юном возрасте категорически запрещается, прежде мужчины должны проявить себя в войне и охоте. До недавних пор, чтобы получить право стать воином (мораном) молодой масай должен был убить льва. Официально эта практика больше не применяется, хотя, по некоторым сведениям, она продолжает существовать
Красивые одежды и бусы — это не маскарад ради нашего с отцом Марком приезда. Масаи действительно постоянно ходят, ездят на велосипеде в магазин и пасут стадо именно в такой одежде. Кроме того, мужчины обычно носят при себе нож и палку
Храм свв.Константина и Елены на границе Кении и Танзании, где отец Марк настоятель — местный церковный социальный отдел. При храме отец Марк организует массовый бесплатный медицинский прием (медицина в Кении платная, поэтому далеко не у всех есть возможность встретится с доктором), окормляет 60 сирот, устраивает встречи групп взаимопомощи для больных СПИДом, миссионерствует среди масаев, которые с радостью по его приглашению приходят на воскресную службу
Храм отца Марка построен из гофрированного железа, пол земляной, электричества нет
Русское золотое облачение мы привезли батюшке из Москвы — оно было куплено в том числе на пожертвования читателей журнала "Нескучный сад". Отец Марк очень благодарил, сказал, что будет молиться за всех жертвователей! И даже признался, что никогда в жизни такой красоты не видел: "Как у Патриарха!" В Кении очень трудно купить православное облачение — нет подходящих материалов, мало кто умеет шить фелони. Обычно священник десятилетиями служит в одном и том же облачении, пока оно не износится до дыр
Отец Марк читает Евангелие на местных языках - на суахили, масаи и кикуйю
Прихожане сами поют службу. Хора нет. Все знают слова наизусть
На доске написаны отрывки из Евангелия, которые будут прочитаны на литургии
Масаи в храме
Одна из наиболее важных частей православного богослужения в Африке - проповедь
Литургия и Священное Писание пока что переведены только на суахили, поэтому отцу Марку приходится переводить и растолковывать смысл прочитанных отрывков для масаев - на их язык, для кикуйю - на их
Масаи выглядят несколько экстравагантно в православном храме, но слушают проповедь с большим интересом, кивают священнику, соглашаются с ним
В православных храмах в Африке есть стулья и скамейки на которых можно сидеть во время проповеди и чтения Апостола
Отца Марка поразило известие о том, что в России в храмах нет скамеек. Он просил нас рассказывать об этом на всех встречах, дополняя эту мысль тем, что вот, дескать, в России верующие люди, стоят в храме, перед Богом! Вот это вера, вот это православие! Не то, что мы здесь расслабленные совершенно... На фото: земляной пол в алтаре храма
Жертвенник
Великий вход по греческой традиции совершается по периметру всего храма
Подростки и дети в храме ведут себя очень спокойно, не бегают, не шумят, даже не плачут. А молодежь следит за службой по книгам
После окончания службы мы раздали всем прихожанам иконочки и крестики, которые были куплены на собранные в Москве пожертвования
Оказалось, что практически ни у кого из православных прихожан нет нательных крестиков — их просто негде взять и не на что купить. Мы все-таки очень недооцениваем имеющееся у нас Софрино...
Тем временем, приходские активистки приготовили для всех угощение
После трапезы старейшина масаев поблагодарил батюшку за приглашение в храм
Гора Килиманджаро — самая высокая гора в Африке. Ее прекрасно видно в Кении, хотя гора расположена в соседней стране — в Танзании. Ученые не верили путешественникам, что ее вершина покрыта снегом до тех пор, пока не были сделаны первые фотографии. Невиданное дело — снег на экваторе!
Екатерина СТЕПАНОВА
http://www.nsad.ru/articles/pravoslavnaya-afrika-hristiane-iz-plemeni-masai
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|