Опубликовано 12.05.2010 в рубрике  История ППЦ » Новости ППЦ
 

Религиозный портрет Африки


Где живут самые религиозные люди на планете? — в Африке. Таков результат полномасштабного социологического исследования, проведенного американским The Pew Forum on Religion and Public Life. На основании статистических данных, полученных специалистами исследовательского центра, мы постараемся описать портрет среднего африканского христианина и мусульманина. Кто знает, может быть именно это лицо будет представлять обе крупнейшие конфессии через несколько десятилетий.
 
За последние сто десять лет, по данным Pew Forum, число христиан, живущих между пустыней Сахарой и мысом Доброй Надежды, увеличилось с 7 млн до 470 млн человек. В свою очередь численность мусульман в том же регионе возросла с 11 млн до 234 млн. С учетом Северной Африки на континенте проживает примерно равное число христиан и мусульман, не превышающее в совокупности 1 млрд человек. Представители двух крупнейших конфессий на сегодняшний день составляют 86% населения субсахарской Африки, в то время как в 1900 году 76% населения придерживалось традиционных языческих верований.
Сотрудники Pew Forum выбрали для своего исследования 19 стран с различной колониальной историей, уровнем жизни, национальным составом и религиозной структурой. Ими было опрошено 25 000 человек, представляющих более 60 языков и диалектов.

Особенности африканской религиозности

Распростронение христиан и мусульман в Африке
Практически 90% опрошенных африканцев считают религию очень важной составляющей своей жизни. По этому показателю Африка заметно опережает другие регионы мира. Для сравнения эта цифра в четыре с лишним раза превышает подобную же цифру для России (21%) и почти в два раза отличается от США (57%) – самой религиозной из развитых индустриальных стран.

Несмотря на то, что подавляющее большинство жителей региона исповедует ислам или христианство (в среднем более 90-95% населения), часть из них также придерживается и традиционных африканских языческих взглядов. 27% африканцев верят в защитную силу жертвоприношений духам и предкам. Среди христиан в силу языческих обрядов верит 25%, среди мусульман – 30%. По данным исследования, число «чистых» приверженцев традиционных африканских верований очень мало, однако сами опрашиваемые рассказали Pew Forum, что их родственники являются приверженцами африканского язычества. Таким образом, каждый четвертый христианин в регионе является двоеверцем.

Вместе с тем, исследование отмечает одну интересную особенность. Уровень эсхатологической напряженности в субсахарских странах очень высок. Так в среднем 61% (!) христиан верит в то, что Иисус придет еще при их жизни, причем разброс в цифрах оказывается не таким уж и большим: от 50% в Нигерии до 69% в Демократической Республике Конго. В свою очередь в среднем 52% мусульман верит в воссоздание при их жизни Всемирного Халифата и наступление нового Золотого века ислама. Здесь разброс оказывается большим: от 29% в Сенегале до 69% в Мозамбике.

Кроме того, в исследовании отмечается высокая степень харизматиков среди христиан. Так четверть христиан Эфиопии, Ганы, Либерии и Нигерии принадлежат к пятидесятническим общинам. Еще в восьми странах пятидесятником является один из десяти христиан. Исследователи Pew Forum находят распространенными и среди других африканских христиан, не связанных с пятидесятниками, такие явления как чудесные исцеления, экзорцизм и прямые откровения от Бога.

Также эксперты Pew Forum считают, что дальнейшая экспансия как христианства, так и ислама в Африке уже невозможна. Континент поделен между этими двумя религиями. Этот вывод основан на цифрах, отражающих интенсивность прозелитизма в исследуемых странах. В большинстве из них индекс равный разнице между общим числом верующих и количеством урожденных приверженцев одной и двух религий не превышает 2-3%. Исключением является Уганда, где число христиан выросло на 4%, а число мусульман снизилось на 5%. В остальных странах прозелитизм на межконфессиональных переходах оказывается незначительным. Таким образом, вера распространяется в основном в соответствии с естественным ростом населения.

Терпимость и религиозные конфликты

Большинство опрошенных африканцев оказались весьма терпимы по отношению к иноверцам, причем мнение христиан и мусульман практически совпадают. Так в своем большинстве сторонники ислама считают христиан толерантными, честными, относящимися с уважением к женщинам. А больше половины христиан в большинстве стран считают таковыми мусульман.

В половине стран большинство населения говорит, что доверяют людям, исповедующим иную веру. Также большинство людей расценивает право иноверцев свободно исповедовать свою религию положительно – здесь цифры колеблются от 54% в Джибути до 90% в Сенегале. Отрицательно настроены в среднем не более 4% населения рассматриваемых стран. В отчете также сообщается, что, по мнению опрошенных, они вообще-то мало что знают о вере своих соседей-иноверцев.

Однако терпимость не означает принятия. 43% опрошенных христиан считают мусульман жестокими. В Чаде это число достигает 70%, а в Гвинее-Биссау опускается до 20%. В среднем 20% мусульман – аналогично настроены по отношению к христианам, здесь крайние позиции занимает Джибути – 40% и Сенегал – 2%. Большинство опрошенных отрицательно относится к межконфессиональным бракам. Участники исследования рассказали, что не желали бы женить или выдавать замуж за иноверцев своих детей.

Что касается своей собственной религии, то более 40% людей во всех странах, участвовавших в исследовании, признают наличие экстремизма в их религиозном сообществе. При этом цифры показали, что в странах, где численность мусульманской общины превышает 10% населения страны люди знают об исламском экстремизме, а в странах с преимущественно христианским населением – о христианском. При этом межконфессиональные конфликты для трети участников опроса представляются очень серьезной проблемой, сравнимой с безработицей, коррупцией и преступностью. В таких странах как Нигерия, Руанда и Джибути – это более половины опрошенных.

В Руанде еще свежа память о геноциде 1994 года, когда экстремистами народа хуту было истреблено более 700 тысяч представителей народа тутси. Этот конфликт преимущественно этнический, но известны факты активного участия в геноциде священников Римско-Католической Церкви из народа хуту, призывавших свою паству очистить Церковь от засилия тутси.

А в Нигерии, самой крупной стране континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами и мусульманами. В последнее время стали открываться факты массовых убийств христиан мусульманами. Правда, некоторые христианские лидеры страны исключают религиозный фактор из конфликтов, сводя их к бытовому уровню.

Что касается экстремизма, то в Африке распространен не только исламский экстремизм, но и христианский. В Уганде действует повстанческая группировка Господня армия сопротивления (ГАС), которая борется за установление в стране теократического режима, основанного на библейских заповедях. Помимо Уганды ГАС проводит свои акции в Южном Судане и Демократической Республике Конго.

Религия и государство

Религиозный портрет АфрикиДругим показателем, отражающим важность религии в жизни африканцев, согласно исследованию, стала поддержка участниками опроса Священного Писания в качестве правовой основы жизни в стране. В среднем 60% опрошенных христиан назвали Библию источником права в стране. В Замбии, Нигерии и Гане таковых оказалось более 70%. Среди мусульман результаты опроса оказались такими же – 63% опрошенных называют шариат, основанный на Коране, Сунне и местных исламских правовых традициях, в качестве основного закона. В Джибути этот показатель достиг 82% — в этой стране по данным Pew Forum 97% населения — мусульмане. В семи странах больше трети населения поддерживают смертную казнь за выход из ислама.

Отметим, что в Нигерии 71% мусульман высказались за шариат. В этой же стране, где христиан и мусульман примерно поровну, один из самых высоких показателей обеспокоенности религиозными конфликтами. Возможно, приверженность своим религиозным законам в общем государстве становится источником напряжения между людьми. Напротив, в такой стране как Танзания за признание Священных книг высказалось менее 40% опрошенных, и показатель обеспокоенности конфликтами здесь один из самых низких – 24%. Правда, и в Танзании

Портрет религиозного африканца

Каким же на основании исследования проведенного Pew Forum будет выглядеть африканский христианин и мусульманин? Итак, африканец как правило христианин или мусульманин, и религия занимает в его жизни очень важное место. Он верит с детства – вера ему передается от родителей, и он не склонен ее менять на протяжении всей жизни и не сторонник смешанных браков. Нередко, не переставая исповедовать свою религию, он прибегает к языческим обрядам, веря в их защитную силу.

Африканец терпимо относится к иноверцам и считает их честными. Он их именно терпит и иногда считает жестокими. Но при этом признает за ними право свободно исповедовать свою религию, но мало знает об их вере. Наличие экстремизма в своей собственной религии для него не новость. И конфликты на религиозной почве волнуют его не меньше, чем безработица, преступность и коррупция. Он довольно консервативен и считает Священное Писание источником права, регулирующим его жизнь. Африканец живет эсхатологически напряженной жизнью и верит, что его эсхатологические чаяния сбудутся еще при жизни. На основании других источников известно, что его консерватизм также заключается в том, что он нетерпимо относится к гомосексуализму.

Низкий уровень жизни гонит африканцев в более благополучные страны. Немалый процент оседает в Европе, где они постепенно становятся доминантой в местных религиозных общинах. Например, во Франции на католических приходах чернокожий священник встречается все чаще, а мусульманские общины многих французских городов составляют выходцы с Черного континента.

Напряженность религиозной жизни африканца делает его более пассионарным, а низкий уровень жизни заставляет действовать. Африка превращается из спящего континента, сдавшегося некогда на милость колонизаторам, в бушующий котел. Мы видим перед собой совершенно непривычный и даже пугающий нас образ религиозности. Африканец – эсхатологически настроенный консерватор-фундаменталист, терпящий до поры до времени своих соседей-иноверцев.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 4326


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930