|
||||||||||||||
Турция, которую мы не знаемНеизведанная Турция. История этой страны тесно связана с летописью православной Церкви. Некогда забытые, занесенные песками христианские святыни снова притягивают многочисленные группы паломников. Возможность побывать в местах, где некогда проповедовали сами апостолы, появилась и у наших соотечественников. Пляжная Турция с рекламных туристических буклетов. Такой предстает страна только на первый взгляд. Ведь бывшая Османская империя — это территория древнейшей христианской цивилизации, Византии. С этой землей прочно связана жизнь и история Церкви с самых первых веков ее существования. Здесь жили и проповедовали святые апостолы Петр, Павел, Иоанн, Филипп, Андрей, а их последователи сформировали крупнейшие христианские общины. В древнем городе Миры Ликийские служил епископом и совершал чудеса святитель Николай Чудотворец. Именно здесь жили такие христианские святые, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Малая Азия — родина великомучеников Георгия, Пантелеимона, мученика Иоанна Русского, особо почитаемого Греческой церковью. Но когда мы говорим о православной Турции, то подразумеваем не только духовное наследие, связанное с историей Церкви. Здесь находятся и материальные свидетельства давно ушедшего времени. И с этой точки зрения, прежде всего, представляют интерес пещерные храмы Каппадокии. Каппадокийский пейзаж: причудливые узоры, сложившиеся под многовековым воздействием ветров и дождей. Это удивительный край, расположенный в самом центре современной Турции. Когда-то, миллионы лет назад, здесь кипела вулканическая деятельность: миллиарды тонн пепла, лавы и глины обрушились на землю. Время, дожди и ветра за последующие тысячелетия сформировали уникальный пейзаж. А пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, стали идеальным местом для отшельнического скита, стены и своды которого украшали разноцветными фресками. Один из пещерных храмов, представляющий интерес и для археологов, и для паломников. Сейчас невозможно установить доподлинно, в честь какого святого был освящен тот или иной храм. В путеводителях они носят причудливые имена, рожденные фантазией местных жителей. «Змеиная церковь» называется так потому, что на ее фресках запечатлены великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат в образе воинов, поражающих большого змия. Название «Церковь с сандалиями» происходит от двух выемок в форме человеческих ног, находящихся внутри храма у входа. А в «Темной церкви» действительно царит полумрак, потому что в ней нет ни одного окошка. Но турецкие гиды, наделяя церковь тем или иным прозвищем, не говорят ничего о ее прошлом потому, что эти древнейшие христианские храмы пятьсот лет были практически занесены песком. Один из храмов, построенных теми, кто укрывался от гонений римских императоров. Церковь (впрочем, как и жилище) вырубалась в скалах из очень мягкого камня, который хорошо поддавался обработке и после взаимодействия с воздухом затвердевал. И это неудивительно, ведь история этих мест складывалась драматично: сменялись правители, страна переживала войны. В результате население изменялось не только количественно, но и «качественно»: после Первой мировой войны произошел принудительный обмен населением между нынешними Турцией и Грецией. В результате чего во многих регионах греческого населения совсем не осталось. Сегодня численность христиан на этой территории, некогда христианской по преимуществу, составляет лишь 0,2% населения. Следствием этого стало медленное угасание духовной жизни там, где когда-то жили первые христиане. Но во многом благодаря русским паломникам интерес к христианским святыням на турецкой территории возродился. Потому нужно ли говорить, что материальные и духовные памятники, связанные с Православием, представляют сейчас интерес не только для ученых. И такой «туризм» приносит пользу не только самим приезжающим, но и местному населению, которое начинает интересоваться истоками собственной светской и религиозной культуры. А по мере того как растет интерес к турецким святыням, оживляется жизнь в той же Каппадокии. Фреска в храме Святого Онуфрия, на которой изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат. И один из результатов этого — договоренность между Константинопольской Православной Церковью, Русской Православной Церковью и турецкими властями. Православные паломнические группы получили возможность совершать Божественные литургии и молебны в древних византийских храмах. В их числе церкви в Мирах Ликийских, Эфесе, Каппадокии, Тарсе, Антиохии Сирийской, которые сегодня имеют статус музея. Поэтому присутствие паломников в этих местах — это, быть может, единственный способ сохранить о них память и не допустить, чтобы вера Христова исчезла там, где проповедовали сами апостолы. Ведь если прекратится паломничество в Турцию, то может последовать постепенное разрушение и забвение этих святынь. Храм святой Софии в Стамбуле. Долгое время служил мечетью, а потом был закрыт. Сейчас действует как музей. Римский амфитеатр. Руководитель паломнической группы м. Евгения читает молитвенное правило. Город Эфес: знаменит тем, что здесь проходили Вселенские соборы, проповедовали Иоанн Богослов и апостол Павел. На снимке — церковь, возведенная на том месте, где жила Богородица. Курьез из современной жизни. Ограждение перед иконной лавкой, где пишутся образы по византийской традиции. Фото Владимира ЕШТОКИНА Благодарим за помощь в подготовке материала Паломнический центр «Святая Земля».
Образование и Православие / Автор: ШАБАНОВА Юлия |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4722 |