Опубликовано 08.02.2019 в рубрике  История ППЦ
 

Христианство в Китае: с времён апостольских до XIX в.


Диакон Александр Поляк-Брагинский
Первые христиане прибыли на Китайскую землю ещё во времена апостолов. И если теперь спросить китайца, что он знает о христианстве, то он вспомнит о миссионерах, рассказывающих о Спасителе. Для китайцев эта тема стала частью их истории эпохи процветания Китайской империи, чему сохранились даже некоторые археологические доказательства, которые дополняет уже более поздняя история возникновения Русских Духовных Миссий в этой стране.

 
Содержание:
  • АпостолФома и первые христиане в Китае
  • Свидетельство Несторианской стелы
  • Деятельность Российских Духовных Миссий
  • Апостол Фома и первые христиане в Китае

    Первые века по нашему летоисчислению для Китая были очень благоприятными, империя начала стабилизироваться, расцветали производство и культура, успешными была как внутренняя, так и внешняя политика[1]. Именно в первые века христианство попало в эту цветущую империю. Суще­ствует предание, что первым христианином, прибывшим на Китайские земли, был сам апостол Фома с небольшим количеством учеников.

    «Традиционно считается, что мученичество св. Фомы имело место в Индии в Мадрасе в 53 г. н.э. Таким образом, первый контакт христианства с цивилизацией Китая должен был состояться незадолго до этого времени»[2]. Также о том, что апостол был в Китае свидетельствует «Доминиканец Гаспар да Круз, прибывший в Китай в 1556 г., который сообщал со ссылкой на армянского паломника, что армяне располагают свидетельствами, что до своего мученичества в Индии св. Фома побывал в Китае, проповедуя Евангелие. Однако, по их словам, пробыв там несколько дней и увидев, что его деятельность не дает плодов, апо­стол Фома вернулся назад, оставив в Китае трех или четырех учеников»[3].

    Есть археологическое доказательство попадания раннего христианства в Поднебесную

    Когда русские дипломаты в XVIII в. интересовались вопросом первых христиан в Китае, стало известно, «что и святой Апостол Фома или сам своею персоной, или через посланных от себя проведал китайцам благовестие Хри­стово. Сего Апостола китайцы почитают во образе идола, называя Томо Хуши, сиречь Фома первый учитель»[4].

    Известно, что попало христианство в Китай так же, как и буддизм, из Ин­дии, через горы, по шелковому пути, примерно в одно и то же время. Есть архео­логическое доказательство попадания раннего христианства в Поднебесную: одно из самых древних изображений Рождества Христова ― в провинции Цзянсу. «Вырезанные в камне библейские картины обнаружены в одной из гроб­ниц восточнокитайской провинции Цзянсу. Археологи установили, что захоро­нение относится к династии Хань (25-220 гг. нашей эры). Помимо Рождества Христова на камне запечатлены сцены мироздания, искушения Евы и странствий апостолов...»[5].

    Уже в первые века сирийцы были связующими между Римом и Поднебес­ной. И возможно, что во II веке в Китай прибыли сирийские миссионеры. Есть сведения, которые подтверждают присутствие христиан в то время: «В Китае имеется каменный крест, который можно отождествить с христианством и датировать 247 годом. Также есть мнение о наличии в Пекине христианской епархии в V веке. Несомненно, административно Пекинская митрополия подчинялась Церкви Востока, и китайцы участвовали в выборах патриархов Вавилонских вплоть до XIIIвека»[6]. Но неизвестно, были ли это еретики, или это была община, не затронутая ересью, потому что нельзя узнать об основах догма­тики той общины.

    К сожалению, у нас очень мало источников присутствия христиан в Китае до эпохи Тан, а потому утверждать, что сами китайцы приняли христианство в первые века весьма затруднительно. Достаточно затруднительно говорить и о сильном влиянии раннего христианства на китайскую культуру первых веков.

    Свидетельство Несторианской стелы

    Несторианское христианство попадает на восток из Персии. В большей ча­сти из-за прихода арабов, из-за которых многие начали эмигрировать на восток, так как на Западе несториане были объявлены еретиками еще на Эфесском со­боре. «Однако несториане, как известно, проникли в Китай еще до наступления арабов»[7]. Причина тому знаменитый шелковый путь, который связывал Китай и страны ближнего Востока через центральную Азию.

    На короткий срок несторианство попало в немилость императорскому двору, когда начала править императрица У-хоу (690-705)

    В 781 году в Сиане была сделана надпись на мраморной стеле. Данная стела является главным и самым значительным памятником проникновения христиан в Китай. Вокруг нее было много споров, ставился вопрос о том, кому из христи­анских Церквей она принадлежит и ее подлинность. Но сей­час никто не сомневается в том, что это подлинный памятник, созданный несторианами, для того чтобы увековечить память о том, когда и для чего они при­были на эти земли. Стела (ее название Несторианская) была найдена в Китае в г. Сиань во время строительных работ. Надпись на стеле сделана на двух языках: китайском и сирийском. Текст стелы содержит 70 имен, записанных на сирийском языке, и более 1756 китайских иероглифов[8]Самый верх памятника увенчан драконами, чуть ниже маленький крест, далее 9 иероглифов которые переводятся так: «Памятник распространения сияющей ре­лигии из Да-цинь в Китае»[9]. Из перевода текста, который написан на этом памят­нике, становится ясно, что в 635 году монах с учениками привозит книги из Рима. В тексте на стеле сказано следующее: «В то время как светлейший император Тайцзун во славе и блеске начал свое счастливое царствование, просвещая свой народ и мудро управляя им, в царстве Великий Цинь жил человек высокой добродетели по имени Олопён; прорицая по светлым облакам, он принес сюда священные рукописи и, наблюдая за гармонией ветров, преодолел трудности и опасности»[10].Текст разделен на 3 части: первая часть пересказывает Священное Писание, а вторая часть историческая, там было сказано: «В 9-й год Чжэн-Гу-ань Олопён прибыл в Чанъ-ань... Его рукописи были переведены в библиотеке. После того как в частных покоях учения эти были проверены, император признал их справедливыми и истинными и приказал проповедовать их и распространять...»[11]. В третьей части описывается сама вера.

    В том же году был построен несторианский монастырь Да-циньсы, по при­казу Тайцзуна, на деньги императорского дворца. Сам император в знак благоволенья сделал надпись на стене этого монастыря[12].

    Многие китайцы стали несторианами. Из надписи на стеле известно, что в каждой области были построены церкви, и всего их было 358. Возможно, цифра преувеличена. В тот период с уверенностью можно говорить об 11 несторианских церквей[13].

    На короткий срок несторианство попало в немилость императорскому двору, когда начала править императрица У-хоу (690-705), в связи с тем, что она была ревностная буддистка, а буддизм ощущал христианство острым конкурен­том. Но после того, как на престол взошел Сюань-цзун (712-756), гонения пре­кратились и начался самый благоприятный период для несториан до 781 года.

    В России в XVII веке расширилась граница с Китаем, и рядом был образован город Албазин, где стали устраиваться поселения

    Из известных китайцев того времени благоволил несторианам Цзы-и ― главнокоманду­ющий китайской армией и первый министр империи. Он жертвовал много средств на восстановление и постройку церквей, раздавал милостыню монахам и священникам[14].

    Также можно вспомнить Ису, который родился в семье несторианского священника, сам был одновременно несторианским священником и занимал высо­кий пост в армии Китая, его благотворительная деятельность и военные успехи прославили его на всю страну[15].

    Или, например, епископ Адам, по китайски Цзин-цзин, ученый миссионер, об­ладал большими знаниями в области китайской литературы и филологии, был приглашен буддистами для помощи в переводе их религиозных книг. Именно он и составил текст вышеупомянутой стелы[16].

    К середине IX в. благоволение сменилось гонением. «Когда в 845 г. импе­ратор У-цзун повелел вернуться в мир буддийским и несторианским монахам. С этого момента начинаются преследования несторианства, а также прочих ино­земных религий. В течение двух периодов ― эпохи 5-ти династий (907-959) и династии Сун (960-1279) ― несторианство практически не проявляет себя»[17]. Но важно заметить, что численность их достигает тридцати тысяч.

    Ученый-миссионер XIX века Дж. Легга считал, что «несторианство не имело перспективы широкого развития и распространения в Китае, главным образом по той причине, что китайское общество было более развито и организовано, чем то, откуда прибыли несториане»[18]. Судя по его рассуждениям, можно утверждать, что несториане к XIXвеку в Китае не давали знать о своем существовании.

    Вместе с несторианами в Китае присутствовала армянская монофизитская церковь, она была вынуждена уйти на восток после IIIВселенского собора в г. Халкидон, так как была осуждена этим собором в V веке. В том же веке армян­ская община сложилась на юге Китая[19]. В будущем армяне, жившие в поднебес­ной, помогли христианам Европы наладить контакт с Китаем. «В конце XIII ― начале XIVвека одна армянка в Гуанчжоу на свои средства построила церковь, которую завещала Францисканскому ордену. В составе направленной Папой Климентом V (1305-1314) миссии в Китай был армянин Андреас Перусаци»[20].

    Деятельность Российских Духовных Миссий

    Основание Российской Духовной Миссии в Китае тесно связано с исто­рией ранних отношений России с Китаем. Первые русские, которые появились в Пекине, были казаки Петров и Ялышев. Иван Грозный отправил их, чтобы иссле­довать страны, лежащие за Байкалом. В своих путешествиях они добрались и до Пекина, но «не были приняты китайским императором Му-цзун, так как прибыли в столицу без надлежащей свиты и подарков»[21].

    В России в XVII веке расширилась граница с Китаем, и рядом был образован город Албазин, где стали устраиваться поселения. И уже в 1654 году в Китай было отправлено «Русское Посольство под начальством Байкова, но грамота Царя Алексея Михайловича не была вручена Богдыхану Щуньчжи, так как русские отказались от земных поклонов (кэ-тоу) и других унизительных условий при­дворного церемониала»[22]. Это посольство было самым первым, отправленным из России для создания отношений, но оно не дало особых результатов[23].

    Русские границы все сильнее заселялись и расширялись. «Они стали быстро расселяться в Приамурском Крае, и в Москве решили учредить во­еводство в Албазине. Первым воеводою был назначен Толбузин, прибывший к месту службы в 1684 году»[24].

    Китай не был доволен таким сильным развитием русских границ, поэтому предпринимались попытки всех разогнать, но русские возвращались на свои пепе­лища. В конце концов, по приказу императора Кенси, Китай начал готовиться к тому, чтобы уничтожить Албазин. «...Канси не пожалел на эту цель ни сил, ни издержек. Сделаны и заготовлены были огромные запасы провианта, при помощи католических миссионеров было отлито множество пушек. Против Албазина пятнадцать тысяч отборнаго войска со ста пушками и пятьюдесятью осадными орудиями»[25]. В самом городе находилось всего 450 казаков, с 3 пушками и 300 ружьями. Такую осаду городок бы не выдержал и поэтому он был сдан. Воевода Толбузин и основная часть казаков была отпущена в Нерчинск. «После сдачи Албазинского острога 26 июня 1685 г. 50 казаков с семьями были уведены в Пекин»[26]. В их числе находился и священник о. Максим Леонтьев, взявший с собой утварь и иконы[27]. Одна из икон (свт. Николай Чудотворец), взятая о. Максимом и почитаемая казаками, сохранилась до сегодняшних дней. Казаков зачислили в знаменитое маньчжурское войско. Им была предоставлена в пользование мон­гольская кумирня, которая была переделана в православную часовню. «О. Мак­сим стал отправлять богослужения в этом первом своем маленьком храме. Эта часовня была основным камнем фундамента, на котором создана наша Миссия, которая насчитывает сейчас около трехсот лет своего существования в Китае»[28].

    Следующий виток развития православия в Китае начался после заключе­ния Нерчинского договора в 1689 году. По этому договору Россия получила право торговать в Китае. В Пекине начинают появляются торговцы из России, которые часто обращаются за помощью к албазинцам, так как не успели выучить китайский язык и изучить местные обычаи.

    Правительство России, видя заботы о наших людях и дружественное расположение, просит Китайское правительство о разрешении допуска в Пекин Ду­ховную Миссию. Китай отнесся к этому положительно. «После кончины доброго пастыря о. Максима, который отличался праведной жизнью, в 1712 году была послана в Китай первая Миссия из девяти членов»[29]. Миссию возглавил архи­мандрит Иларион (Лежайский), вместе с ним были один священник, один дьякон и шесть учеников.

    В 1732 году на Северном подворье (Бэй-гуан) была построена каменная церковь и освящена во имя Успения Божией Матери

    После смерти архимандрита Илариона, начальником Духовной Миссии был назначен епископ Иннокентий, «человек выдающихся душевных качеств и больших знаний, но он не был допущен в Китай из-за противодействия католи­ческих миссионеров и получил назначение на епископскую кафедру в Ир­кутск»[30]. «Он является, по верова­нию православных китайских и русских людей, небесным покровителем Россий­ской Духовной Миссии в Китае»[31]. «В 1725 году отправилось из России в Китай посольство Саввы Владиславовича Рагузинского, который в 1727 году заключил Кяхтинский договор. Этим догово­ром определяется правильная торговля русских купцов и официально утвержда­ется Российская Духовная Миссия в Китае»[32].

    30 декабря 1726 г. издан именной указ Екатерины I, повелевавший после окончания русско-китайских переговоров отправить новую миссию в Пе­кин. Выехала вторая миссия в 1729 году. «Новая Миссия прибыла во главе с архимандритом Антонием Платковским в составе одного священника, диакона и шести учеников. Архимандриту было дано звание мандарина пятой степени, а священнику и диакону — седьмой степени»[33]. Архимандрит Антоний провел грандиозную работу по развитию зе­мель, принадлежащих миссии в Пекине, он выкупил землю, построил келии, обла­городил территории, но, самое главное, «в 1732 году на Северном подворье (Бэй-гуан) была построена каменная церковь и освящена во имя Успения Божией Ма­тери»[34]. Церковь строилась по китайской традиционной технологии и по образцу католического храма Бэйтан, но размером в половину меньше. В начале 40-х го­дов архимандрит был вызван из Пекина, из-за интриг, и даже был лишён сана, но «вместе с прочиею братией Антоний был представлен государыне, которая обратила на него внимание и, узнав о его участи, повелела возвратить ему прежний сан. Со­гласно с ее волей Антоний был назначен настоятелем Переяславль-Залесского Данилова монастыря, где и умер 15 июня 1746 года»[35].

    Преемником о. Антония стал архимандрит Иларион Труков. Караван, с ко­торым шли члены новой Миссии, попал на Китайскую землю 9 июня 1736 года и лишь 10 ноября прибыл в Пекин. Архимандрит Иларион сразу освятил храм вместе с теми православными, которые были в Пекине. При храме основали Сре­тенский монастырь. «Караванные священник Иван и иерод. Виктор присту­пили к написанию образов в новоосвященную церковь, с каким расчетом и были они посланы в Китай»[36]. 2 марта 1742 г. коллегия иностранных дел донесла Си­ноду о смерти в Пекине начальника третьей Миссии ― архимандрита Илариона.

    Четвертая Миссия во главе с архимандритом Гервасием пробыла в Пе­кине десять лет (1745-1755), хотя назначено ей было только пять. Члены этой Миссии пользовались большим уважением среди китайцев.

    Начальник пятой Миссии архимандрит Амвросий Юматов (1755-1771) об­ладал выдающимися способностями и выказал себя как незаурядный дипломат, талантливый миссионер и хороший хозяин. Он давал Синоду подробные отчеты по своей работе, обратил внимание на заброшенное состояние албазинцев, которые утратили веру. Увещевая их и ставя в пример православных отцов, он крестил более двухсот человек и привел в должный вид и порядок церкви и все здания Миссии[37].

    «В 1756-м году русское правительство отправило в Пекин курьером Васи­лия Братищева, поручив ему выяснение вопроса о приезде в Россию китайского посольства, а также ему было поручено суметь получить разрешение на плавание русских судов по Амуру. Во всех этих переговорах архимандрит Амвросий был очень полезен Братищеву; последний послал правительству исключительно бла­гоприятный отзыв о помощи, которую оказал ему архимандрит Амвросий»[38].

    Отдельное внимание необходимо уделить архимандриту Иакинфу (Бичурину). Это одна из самых выдающихся, но при этом неоднозначных личностей в истории нашей миссии в Китае. Преподавал в Казанской духовной семинарии, был отправлен под запрет на короткий срок. В Китае он оказался после назначения его главой 9-й Пекинской духовной миссии и настоятелем Пекинского Сретен­ского монастыря. В Пекин прибывает 10 января 1808 года. Он проделал ги­гантскую научную работу. Один сделал в пять раз больше, чем те, кто был до него[39]. Уехал из Китая 15 мая 1821 года. Впоследствии его обвинили в халатном отно­шении к своим обязанностям и вновь запретили. Работал над своими трудами до конца дней, в 1853 году умер в своей келье Александро-Невской Лавры.

    После архимандрита Иакинфа был архимандрит Петр (Каменский), но на фоне предшественника его труды не были оценены по достоинству, и большая часть осталась в рукопи­сях, так и неизданная.

    По поручению Российского Министерства Иностранных Дел, с полного согласия и одобрения Китайского Правительства, Российская Духовная Миссия в Китае до 1864 года нередко служила посредницей при дипломатиче­ских и торговых сношениях России и Китая и с большим успехом выполняла все возложенные на нее поручения. За время посредничества Миссии, в течение по­чти ста пятидесяти лет, между двумя великими народами — китайским и русским ― сохранялись наилучшие отношения. В ведении Миссии находились командируе­мые Министерством Иностранных Дел ученики, для изучения китайского, мань­чжурского и тибетского языков. Из них потом вышли первые русские дипломаты и консулы на Дальнем Востоке.

    диакон Александр Поляк-Брагинский

    Ключевые слова: Китай, апостол Фома, Несторианская стела, русские, Пекин, православие, главы Китайских Миссий



    [1] История Китая: Учебник / Под редакцией А. В. Меликсетова. 2-е изд., испр. и доп. ― М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. ― С. 139.

    [2] Ломанов А.В. Раннехристианская проповедь в Китае [Электронный реусрс] // URL:

    http://chinese.orthodoxy.ru/russian/kb1/History1.htm(дата обращения: 06.04.2015)

    [3] Там же.

    [4] Цит. по: Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 17.

    [5] В Китае найдено одно из древнейших изображений Рождества [Электронный ресурс] // URL:http://www.pravoslavie.ru/news/15700.htm(дата обращения: 06.04.2015)

    [6] Цит. по: Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 16.

    [7] Кычанов Е. И. Сирийское несторианство в Китае и центральной Азии [Электронный ресурс] // URL: http://kronk.spb.ru/library/kychanov-ei-1978.htm(дата обращения: 11. 04. 2015)

    [8] Сальников С. В.К истории распространения несторианства в Китае // Вестник Челябинского университета. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. № 1 ― Челябинск, 2002. ― С. 110.

    [9] Там же.

    [10] Несторианская стела [Электронный ресурс] // URL:http://relicviyas.ru/glavnaya/91-nestorianskaya-stela.html(дата обращения: 06.04.2015)

    [11] Там же.

    [12] Сальников С. В.К истории распространения несторианства в Китае // Вестник Челябинского университета. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. № 1 ― Челябинск, 2002. ― С. 112.

    [13] Там же.

    [14] Там же.

    [15] Там же.

    [16] Там же.

    [17] Алексанян А. Г. Несторианство в Китае [Электронный ресурс] // URL: http://www.synologia.ru/a(дата обращения: 06.04.2015)

    [18] Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 18.

    [19] Армянская община в Китае [Электронный ресурс] // URL: http://www.panorama.am/ru/news/2011/05/23/china-armenian/943986(дата обращения: 06.04.2015)

    [20] Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. ― М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. ― С. 19.

    [21] Российская духовная миссия в Китае. 12 октября 1946 г. // Китайский благовестник. ― Пекин-Шанхай 1946. ― С. 18.

    [22] Там же.

    [23]Непомнин О. Е. История Китая. Эпоха Цин XVII ― начало XX века: Ин-т востоковеденья. ― М., Вост. институт,2005. ― С. 74.

    [24] Российская духовная миссия в Китае. 12 октября 1946 г. // Китайский благовестник. ― Пекин-Шанхай 1946. ― С. 18.

    [25] Там же.

    [26] Поздняев Д., свящ. Албазинцы // Православная энциклопедия. Т.1. ― М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия”, 2004. ― С. 448.

    [27] Российская духовная миссия в Китае. 12 октября 1946 г. // Китайский благовестник. ― Пекин-Шанхай, 1946. ― С. 19.

    [28] Там же.

    [29] Там же.

    [30] Российская духовная миссия в Китае. 12 октября 1946 г. // Китайский благовестник. ― Пекин-Шанхай, 1946. ― С. 19.

    [31] Там же.

    [32] Там же.

    [33] Там же

    [34] Там же. С. 20.

    [35] Медведев А. Русская миссия в Китае 1685-1745 гг. [Электронный ресурс] // URL: http://www.chinese.ortho- doxy.ru/russian/mission.htm(дата обращения: 06.04.2015)

    [36] Там же.

    [37] История Пекинской Духовной Миссии (1745-1808) [Электронный ресурс] // URL:

    http://www.orthodox.cn/localchurch/nadoratsky/2-1_ru.htm#_fitn3 (дата обращения: 06.04.2015)

    [38] Российская духовная миссия в Китае. 12 октября 1946 г. Китайский благовестник. ― Пекин - Шанхай 1946. ― С. 20.

    [39] Хохлов А. Н., свящ. Иакинф (Бичурин) // Православная энциклопедия. Т.20. ― М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия”, 2004. ― С. 428.

    Поддержите наш сайт


    Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
     
     

      Оцените актуальность  
       Всего голосов: 2    
      Версия для печати        Просмотров: 4341


    html-cсылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию

     
      Не нашли на странице? Поищите по сайту.
      

     
    Самое новое


    08.08 2023
    Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
    13.07 2023
    Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
    Помоги музею
    Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
    важно
    Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
    Памятник
    Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


     


      Нравится Друзья

    Популярное:

    Подписаться на рассылку новостей






        Архив новостей:

    Декабрь 2024 (9)
    Ноябрь 2024 (22)
    Октябрь 2024 (19)
    Сентябрь 2024 (6)
    Август 2024 (10)
    Июль 2024 (8)

    «    Декабрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031