Ассирийская Церковь Востока (АЦВ), или Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока, ранее Церковь Востока, входит в число древневосточных церквей. АЦВ отделилась от Вселенской Церкви после Вселенского собора в Эфесе (431 г.), на котором был осужден патриарх Константинопольский Несторий и его учение, с которым связывают вероучение АЦВ Последователей АЦВ традиционно также называют несторианами, хотя это не совсем верно, т.к. в действительности вероучение АЦВ основано прежде всего на трудах богословов Диодора Тарсийского (ум. 390 г.) и Феодора Мопсуестийского (350–428 гг.).
История. АЦВ зародилась в Сирии, где соединялись культуры эллинского мира и древнего Ближнего Востока. По преданию, христианская община в Эдессе, одном из крупнейших центров сирийской культурной жизни, была основана Св. Фаддеем (сир. Мар Аддай), апостолом из числа 70. Предание связывает христианизацию Сирии также и с именем Св. апостола Фомы, одного из 12 учеников Христа. В этом регионе периодически бывали гонения на христиан, напр. при императорах Деции (середина III в.) и при Диоклетиане (конец III – начало IV в.); гонения прекратились после Миланского эдикта 313 г.
Этнически сирийцы (самоназв. турайя или атурайя) являются семитами, потомками арамеоязычных жителей Месопотамии. Регион их расселения сравнительно рано оказался поделен сперва между Римской империей и Ираном, затем между Византией и Ираном. Среди сирийцев было много торговцев и ремесленников, которые много путешествовали и создавали диаспоры в разных регионах. Диаспора стала благоприятной средой для распространения христианства. В Иране христианство встретило серьезный отпор со стороны царей династии Сасанидов, исповедовавших зороастризм и проводивших жесткую религиозную политику, однако гонения на сирийских христиан не смогли препятствовать распространению сирийской письменной культуры на Ближнем Востоке.
Основой сирийской христианской культуры был классический сирийский язык, на котором написана богатая литература. Многие философские и научные труды, в частности античные, переводились на другие языки с сирийских переводов. Было сделано несколько переводов Библии на классический сирийский язык, самый распространенный из них — это Пешитта (сир. «распространенный» либо «простой, ясный»), повлиявшая на традицию перевода Писания и на некоторые другие языки, например на армянскую версию. Существовали образовательные центры при церквах и монастырях. Одним из крупнейших центров на территории Византийской Империи была Эдесса, связанная с именем Св. Ефрема Сирина (сир. Мар Апрем, ок. 306–373 гг.). В сирийских общинах развивалось богословие. В 431 г. учение Нестория (ум. ок. 451 г.) было осуждено на вселенском соборе в Эфесе, и император Зенон (ум. 491 г.) в 489 г. закрыл школу в Эдессе. Преподаватели и студенты бежали в иранский Нисибин, где была создана сирийская академия, получившая название «школы персов». «Школа персов» и восстановленная впоследствии школа в Эдессе соперничали между собой.
Не все сирийцы принадлежали к Церкви Востока; некоторые из них принадлежали к Сирийской православной церкви, и большинство из них проживали в Византийской империи. Между сирийскими церквами шла борьба за сироязычную паству, которая оказалась перенесена также и в среду арабов-христиан.
Иерархическое деление Церкви Востока было слабым. Прихожан и клириков возглавлял епископ, однако единый глава Церкви не избирался. В некоторых городах было по два епископа. Канонические постановления Церкви Востока не доводились должным образом до сведения прихожан и низшего клира, особенно после гонений IV в. Сирийскую церковь на территории Ирана удалось реорганизовать епископу Мейферкатскому Маруте (начало V в.); в качестве модели он выбрал организацию византийской Церкви. Епископ Марута также способствовал принятию Символа веры 318 отцов Никейского собора и избранию католикоса Церкви Востока
Церковь Востока вела широкомасштабную миссионерскую работу, в том числе и в Индии, Китае и Восточном Туркестане. По преданию, апостол Фома прибыл на Малабарское побережье Индостана уже в 52 г., однако подтверждения тому нет. В V-VI вв. сирийское христианство проникло в Согдиану. Миссия активизируется в XI-XII вв., когда в Азии возникают крупные государства кочевых народов. К XIII в. Церковь Востока окормляет самую большую территорию в мире среди всех христианских церквей. В VIII в. патриарх Тимофей I (ум. 823 г.), как показывает его переписка, хотел назначить митрополита в Тибет, что говорит о существовании в этом регионе серьезных церковных структур. Проповедь велась и среди монголо- и тюркоязычных народов. В X в. Церковь Востока в Индии стала патриархатом.
В период Арабского Халифата христиане подвергаются притиснениям со стороны властей. Богослужение, как правило, совершалось свободно, но были ограничены все явные проявления христианского богопочитания, выходящие за пределы церковных приходов, напр. крестные ходы и шумные похоронные процессии.
С XIV в. Церковь Востока приходит в упадок, территория ее влияния сокращается. Патриарший престол в 1497 г. из Мосула переносится в Гзирту, в XVI в. — в монастырь Раббана Хормиза рядом с Алкошем (Курдистан). В Курдистан стекаются последователи Церковь Востока, ищущие спасения от преследований, усилившихся с приходом османских завоевателей. Миссия к другим народам Церковь Востока была завершена; в дальних странах сирийское христианство было побеждено господствующими в тех регионах религиями. За пределами Сирии и Курдистана Церковь Востока сохранилась лишь в Индии.
В первой половине XV в. католикосат Церкви Востока становится наследственным. Поскольку духовенство Церкви Востока соблюдало целибат, престол переходил от дяди к племяннику. Недовольная этим нововведением, часть духовенства заключила унию с Римом, создав таким образом Халдейскую католическую церковь.
В XIX в. после распада Османской империи к Ближнему Востоку начинают проявлять пристальное внимание страны Запада. В регионе появляются католические, англиканские, лютеранские и русские православные миссионеры. Сирийцев, компактно проживающих в районе озера Урмия (современный северный Ирак), англичане стали называть ассирийцами, считая их потомками жителей древней Ассирии. Тогда же и появилось наименование «Ассирийская церковь Востока».
В 1915 г. происходит геноцид ассирийцев со стороны турок, и начинается активная эмиграция ассирийцев в страны Запада и в Россию. С 1930-х гг. ассирийский католикос проживает в Англии, затем переезжает в США.
В 1969 г. в АЦВ происходит раскол по причине перехода на григорианский календарь, а также из-за перемещения резиденции католикоса за границу. Раскол привел к образованию Древней АЦВ, созданной митрополитом Индии. В 1975 г. после гибели католикоса Мар Шимуна, незадолго до этого низложенного по причине вступления в брак и нарушения целибата, католикосат перестал быть наследственным.
Центром современной духовной жизни АЦВ является Бет Нахрейн. Нынешний католикос Мар Гиваргис III заступил свой престол в 2015 г. В России АЦВ начала свое существование с момента появления первых ассирийских беженцев с Ближнего Востока в 1915 г. В СССР у ассирийцев долгое время не было своего храма, и они посещали русские православные церкви.
Московская община АЦВ возникла в 1982 г.; подчиняется митрополиту Ирака, Ирана и стран СНГ. Общине принадлежит церковь Мат Марьям (Девы Марии) на Дубровке (Москва). У прихода есть веб-сайт (http://www.assyrianchurch.ru/). Настоятелем прихода является отец Самано Одишо.
Церковь Мат Марьям построена из красного кирпича в виде базилики, с двумя квадратными в поперечном сечении башни над входом и позолоченным шлемовидным куполом над алтарной частью, похожим на купол мечети. Церковь ориентирована алтарем на юг. С восточной стороны расположена ассирийская трапезная. Церковь является точной копией ассирийской церкви в Багдаде, которая была разрушена в 2005 г. в ходе бомбардировок. Внутри есть прихожая и молитвенный зал (асир. храм), наверху три этажа. Изображения в храме отсутствуют.
В приходе существует библиотека. Ранее были также курсы новоарамейского языка для детей, но в последнее время преподаватели не могут регулярно проводить занятия, и дети в основном учатся дома.
Прихожане. Богослужения постоянно посещает около ста пятидесяти человек, практически все они ассирийцы, есть и русские, имеющие ассирийских предков. Формального запрета на принятие представителей других национальностей в АЦВ нет, однако АЦВ соблюдает соглашение с Русской православной церковью об отказе от прозелитизма и фактически является национальной конфессией. Большинство прихожан-мужчин старше шестидесяти лет, молодых мужчин мало, не более пятнадцати человек. Среди женщин распределение по возрастам более равномерное. Среди прихожан много пожилых людей, поэтому в приходе стоят лавки — вопреки традиции АЦВ совершать богослужение стоя.
Большинство прихожан говорят между собой по-русски, лишь некоторые общаются на ассирийском (новоарамейском) языке. Литургия проходит на новоарамейском, проповедь произносится на русском, Библию в ходе службы читают сперва на новоарамейском, затем тот же отрывок на русском языке. Причина в том, что большинство прихожан не знают новоарамейского и плохо понимают классический сирийский.
В приходе распространяется бесплатная газета ассирийской диаспоры на русском языке «Ассирийские новости» («Хабре д’атураи»).
Богослужение. АЦВ практикует халдейский обряд, относящийся к восточно-сирийской общности антиохийской обрядовой семьи. Мессы в храме Мат Марьям совершаются по воскресеньям в 10.00 и продолжаются 2 часа. Есть церковный хор, песнопения исполняются под синтезатор.
Литургический год в АЦВ делится на девять периодов, именуемых шавуэ. АЦВ использует григорианский календарь, однако ассирийцы России живут по юлианскому календарю по причине календарного единства с Русской православной церковью.
Уникальной практикой храма Мат Марьям является обычай детям подходить за «shlom» (сир. «мир, благодать») к клирикам и передавать «shlom» остальным прихожанам. Эта практика введена с целью приучить детей к участию в литургии через особую функцию, которую не выполняют взрослые. К Евхаристии в приходе фактически допускают не только последователей АЦВ, но и всех крещеных, пришедших натощак.
Литература:
Зая И. История ассирийцев с древних времен до падения Византии. — М.: ООО «ИПЦ «Маска»», 2009.
Пападакис А., Мейендорф И., прот. Христианский Восток и возвышение
папства: Церковь в 1071-1453 гг. — М.: Православ. Св.-Тихонов.
гуманитар. Ун-т., 2010.
Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в Средние века. — М.: Наука, 1979.
Селезнев Н.Н. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. — М.: Ассирийская Церковь Востока, 2001.
Селезнев Н.Н. Несторий и Церковь Востока. — М.: Путь, 2005.
Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока, Москва — Россия, режим доступа: http://www.assyrianchurch.ru/
Holy Apostolic Catholic Assyrian Church of the East, Official News Website, режим доступа: http://news.assyrianchurch.org/