|
||||||||||||||
Митрополит Тихон. О Всемирном Русском Народном Соборе и региональных отделениях ВРНСТ Е З И С Ы вступительного слова Митрополита Новосибирского и Бердского ТИХОНА на открытии второго заседания Учредительного собрания Новосибирского отделения ВРНС «О Всемирном Русском Народном Соборе и региональных отделениях ВРНС». Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) возник в мае 1993 года. Глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Рождение ВРНС состоялось в трудный период национальной истории, когда русский народ остро нуждался в консолидации. На протяжении долгих веков русские проживали на территории одной страны, были объединены общей государственностью и общими духовными ценностями. Начиная с 1991 года русские стали разделенным народом, о чем былопрямо сказано уже в одном из самых первых заявлений Собора. В этот период инициативу объединения всех русских людей, независимо от страны проживания и политических взглядов, взяла на себя Русская Православная Церковь. Вдохновителем, духовным вождем Собора стал митрополит Смоленский и Калининградский, ныне Глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заместителями Главы ВРНС являются председатель Правления Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев и председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. В Президиум и Совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. В работе VI ВРНС, состоявшегося в декабре 2001 года и посвященного теме «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох», принял участие Президент России Владимир ВладимировичПутин. Также в работе Соборов принимают участие спикеры Совета федерации и Государственной думы ФС РФ, члены Правительства Российской Федерации. 21 июля 2005 года Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано представительство ВРНС при ООН. Будучи на протяжении многих лет всероссийской трибуной общественной мысли, в последние годы ВРНС переживает процесс преобразования в мощный гражданский форум, призванный стать во главе коалиции нравственно ответственных и патриотически ориентированных сил гражданского общества. * * * Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) — международная общественная организация, представляющая интересы русских по всему миру. На протяжении многих лет ВРНС обеспечивал диалог различных идейных и политических сил России в поисках интегрального пути развития нашей цивилизации. Сегодня наступает момент принципиального цивилизационного выбора. С одной стороны, мы видим пробуждение гражданской энергии, свидетельствующей о том, что наш народ возвращает веру в собственные силы. С другой стороны, мы видим потенциальные очаги нового общественного кризиса, который готовы использовать в своих интересах наши геополитические конкуренты. Приближается историческая развилка, на которой возможно как утверждение России в качестве самостоятельного субъекта мировой истории, так и превращение нашей страны в глобальные задворки, чреватое бесповоротной духовной и национальной ассимиляцией. Всемирный Русский Народный Собор сознает себя естественным носителем цивилизационной идентичности России. Цивилизация (культурно-исторический тип) создается группой близких по мировоззрению народов, объединенных устойчивой исторической взаимосвязью. Каждое из таких сообществ имеет собственные ценности и идеалы, собственную историческую хронологию (не совпадающую с классической европейской схемой: античность — средневековье — новое время) и собственный путь в будущее. Каждая из цивилизаций вносит свой неоспоримый вклад в общемировую сокровищницу знаний, технологий и культурных достижений. В каждой из цивилизаций существуют ведущие этносы (англосаксы, хань, хинди, арабы, русские), вносящие решающий вклад в формирование ее культурного кода. Поглощение цивилизационного разнообразия единственным обществом-лидером, установление глобальной монокультуры означало бы тупик в развитии человечества. Расхожее отождествление Западной цивилизации с общемировой, а ее ценностей — с общечеловеческими, является очевидным заблуждением. Каждая цивилизация развивается согласно своим общественным закономерностям. Попытки «пересадить» духовные ценности и социальные отношения от одной цивилизации к другой либо заканчиваются неудачей, либо приносят результаты, неадекватные результатам «материнского» общества. Каждая цивилизация может реализовать свой творческий потенциал при условии, что составляющие ее страны обладают политическим суверенитетом и экономической независимостью, не являются колониями чужих цивилизаций. В современных условиях огромное значение приобретает также гуманитарный суверенитет, предполагающий самостоятельное утверждение духовных идеалов и культурных ценностей. Необходимо сохранить на нашей планете культурное и социальное разнообразие, являющееся залогом ее дальнейшего поступательного развития. Лучшим вкладом в сохранение этого разнообразия является утверждение независимого и творческого пути нашей родной Российской цивилизации как одного из ведущих полюсов многополярного мира. Россия как страна-цивилизация Нашей цивилизации принадлежит внушительный ряд заслуг, имеющих всемирное значение, в частности: — неоднократный разгром агрессоров, претендовавших наглобальное доминирование; — создание общепризнанной художественной культуры; — выдающийся вклад в мировую науку; — приоритет в освоении космоса; — верность православному христанству. Мы пережили ряд серьезных цивилизационных кризисов, порой угрожавших самому существованию России, но всякий раз находили силы для возрождения и нового подъема. Сегодня мы переживаем очередной кризис, важными причинами которого являются ослабление собственной идентичности и притягательное воздействие наших геополитических конкурентов. Нам необходимо освободиться от их цивилизационного гипноза. Не духовная капитуляция, а мобилизация внутренних сил — путь к преодолению всякого цивилизационного кризиса. Рождением нашей цивилизации мы считаем 988 год — год Крещения Руси. Тогда проживавшие на нашей территории разрозненные славянские, финно-угорские, тюркские и балтские племена обрели центр духовной консолидации и включились в процесс цивилизационного строительства. В 988 году завершилась наша предыстория и началось целеустремленное историческое бытие, скрепленное единством нравственных координат, общностью национальных героев и непрерывностью летописной хроники. Киевская Русь приняла цивилизационную эстафету у Византии, унаследовав в неповрежденной православной чистоте учение Христа, но заменив косность восточно-римской социальной структуры на русскую энергию и динамизм. Россия победила фашизм и тем самым изменила ход мировой истории. До 1945 года на планете господствовало представление о «высших» и «низших» народах, являвшееся краеугольным камнем всех европейских колониальных империй. Напротив, Россия всегда являла пример общества национального равноправия. Фундаментальным принципом нашей цивилизации была христианская заповедь о братстве людей всех языков и рас. Победа нашей страны над гитлеровским Рейхом предопределила глобальный крах доктрины господствующих рас и культур. 1945 год ознаменовал необратимый поворот от эры колониальной эксплуатации к эре многополярного мира. Это величайшая заслуга Российской цивилизации, не допустившей установления планетарной монокультуры. Россия первой открыла дорогу в космос, указав человечеству новые горизонты развития. Приоритет был достигнут несмотря на то, что наши конкуренты располагали значительно большими материальными ресурсами для такого эпохального прорыва. Космическому первенству способствовала принятая русскими бескорыстная модель прогресса, когда творческий поиск ценится выше ожидаемой прибыли. Российская модель прогресса может рассматриваться как альтернатива прогрессу хищническому и агрессивному. Духовным ориентиром для нашего народа всегда было и остается Православное христианство. Православие является культурообразующей религией России Православие подарило русскому народу дух подвижничества и нестяжательства, позволивший вопреки материальным расчетам освоить суровые просторы степей, тайги и тундры. Исполнение заповеди о любви к ближнему дало возможность обеспечить равноправие всех народов многонациональной державы, исключая концепцию «высших» людей и рас. Наше национальное богатство создано не путем финансовых манипуляций и разбойного грабежа, осужденных христианской моралью, а честным трудом на родной земле. Христианская жертвенность нашего народа помогла выстоять в самых жестоких испытаниях. Верность наших народов своему духовному выбору была подтверждена в годы религиозных гонений ХХ века. Невиданные богоборческие репрессии не превратили сознание соотечественников в «чистый лист», а Россию — в чистое поле для прозелитизма. Даже в социалистическом обществе, формально ведущем непримиримую борьбу против религии, все общепризнанные нравственные ценности и принципы имели исключительно христианскую природу. Теперь, пережив атеистическую эпоху, мы последовательно возвращаемся к своей религиозно-нравственной традиции и попрежнему видим ее воплощение в Православной Церкви — духовной Матери народов России. Мы также видим, что в современном христианском мире одна Православная Церковь остается последовательным оплотом защиты вечных нравственных ценностей, в то время как конфессии Запада одна за другой капитулируют перед напором агрессивного аморализма и готовы ревизовать до неузнаваемости Священное Писание, лишь бы примириться с осужденными христианством извращениями человеческой природы. Сегодня традиционное братолюбие в сочетании с нашим цивилизационным пониманием терпимости, позволяют Православию выступить в качестве лидера, формирующего совместный фронт традиционных конфессий в защиту общечеловеческих нравственных ценностей от разрушительной аморальной агрессии. Русский народ — государствообразующая нация России Становым хребтом нашей многонациональной цивилизации является Русский народ. Он сыграл ключевую роль в ее формировании и развитии. Русский народ продемонстрировал в ходе своей истории уникальную военную стойкость, творческую активность и социальное бескорыстие. Разделившись на три ветви — собственно русских, украинцев и белорусов — русский национальный мир сохраняет выдающуюся языковую, культурную и духовную близость, что мы именуем до ныне Святой Русью. Русский народ является государствообразующим народом Российской державы, вокруг которого объединились народы, исторически связанные с ним общей судьбой. Прочность такого объединения была обусловлена справедливостью русского характера, стремившегося к установлению подлинно братских, равноправных межнациональных отношений: как в быту, так и на государственном уровне. Стратегическим условием сохранения динамичного и самостоятельного развития нашей цивилизации является эффективная и последовательная поддержка ее системообразующего народа, его творческих и духовных энергий. В настоящее время критическим препятствием для полноценной самореализации русского народа является почти полное отсутствие культурно-цивилизационной инфраструктуры. Первостепенной жизненной необходимостью является поддержка культурных, экологических, досуговых, бытовых, потребительских, спортивных, туристических, семейных, образовательных проектов и общественных инициатив, направленных на сохранение цивилизационной идентичности. Полнота и культурное богатство цивилизации достигается при условии поддержки и развития всех ее этнокультурных начал. Неиссякаемым источником развития нашей цивилизации стало ее этническое разнообразие, вобравшее в себя национальный потенциал севернойи восточной Европы, Кавказа и Причерноморья, центральной и северной Азии. Угро-финские, тюркские и кавказские народы, народы Севера и Сибири, объединенные с русскими общностью исторической судьбы, стали полноправными участниками цивилизационного строительства. Настоятельной потребностью для наших народов является создание относительно автономного рыночного пространства, с согласованной тарифной, ценовой, эмиссионной политикой. Чтобы выстоять в мировой конкуренции и достичь необходимой пороговой величины экономического потенциала для формирования суверенного рыночного пространства, нам необходимо взаимовыгодное объединение наших ресурсов и возможностей с ресурсами и возможностями близких народов в рамках Евразийского Союза. На мировой арене этот союз должен стать равноценным партнером таких самодостаточных экономических субъектов, как США, Китай, Евросоюз. Наконец, настоятельной потребностью социальной политики государства является преодоление недопустимого разрыва в уровне жизни. Духовные ценности нашей цивилизации с ее архетипическим стремлением к справедливости находятся сегодня в вопиющем противоречии с фактическим распределением доходов, когда сверхприбыли олигархического класса возникают за счет сверхэксплуатации большинства граждан, а также благодаря монопольному доступу к общенациональному достоянию: бюджетным или природным ресурсам. Ответственна я национальная элита Ключевую роль в развитии всякой цивилизации играют национальные элиты. Понятие национальной элиты далеко не тождественно правящему слою. Сюда относится только та совокупность интеллектуальных, духовных, политических лидеров, которая разделяет базовые ценности данной цивилизации, развивает лучшие традиции ее прошлого и борется за ее творческое, независимое будущее. Таким образом, причастность к национальной элите определяется не столько статусным положением личности в обществе, сколько ее вкладом в достижение общенационального и общецивилизационного успеха. Судьба национальной элиты неразрывно связана с судьбой своего народа. Если правящий слой любого государства не соответствует подобной миссии — он превращается в проводника воли чужих национальных элит. Трагические последствия может иметь как отказ правящего слоя от исполнения национальных задач, так и противопоставление узконациональных задач общецивилизационным. И утрата национальной идентичности, и вычленение отдельной нации из контекста своей цивилизации, ее противопоставление с ближайшими по духу и общественному устройству соседями, ведет, в конечном итоге, к культурной и этнической ассимиляции такого народа внешними силами, превращает его в «удобрение для других народов» (П. А. Столыпин). Главной задачей текущего исторического периода должно стать формирование ответственной национальной элиты, способной преодолеть кризис и обеспечить цивилизационное возрождение. На это должны быть нацелены усилия государства и гражданского общества. Стремление внести свой вклад в становление подлинной национальной элиты, обеспечивающей стратегический успех Российской цивилизации, должно считаться высшим достоинством для молодого поколения соотечественников. Национальная идея Каждая цивилизация формирует свой набор механизмов общественной интеграции. В российской цивилизации уникальное интегрирующее значение приобрели Государство и Церковь. Это связано с тем, что наши соотечественники в малой степени готовы жертвовать индивидуальной свободой ради групповых интересов, но значительно чаще демонстрируют готовность отказываться от личных амбиций во имя более высоких целей — патриотических или духовных идеалов. Отношение не только к Церкви, но и к государству в нашем обществе носит почти сакральный характер. Критическое ослабление государства и Церкви влечет катастрофические последствия. При формировании интегрирующего мировоззрения в российской цивилизации исключительную роль играет целеполагающая идеология. Ее утрата в России порождает такой же социальный хаос. Поэтому потребность в национальной идее у русских выражена гораздо острее, нежели у народов других культурно-исторических типов. При этом национальная идея не сводится к банальному этническому эгоизму, а приобретает общецивилизационное значение. Мобилизация творческих сил всех народов нашей цивилизации может быть осуществлена только при реализации долгосрочного общественного проекта, отвечающего идее такого масштаба. В Российской цивилизации ключевую роль в определении вектора развития играет интеллектуальный класс, вырабатывающий общественно-политические идеи, а овладевшие умами социальные проекты рано или поздно неизбежно претворяются в жизнь. На переломных рубежах истории российский интеллектуальный класс действует более решительно, чем хозяйственная или военная элита, увлекая за собой остальные слои общества. В конечном итоге будущее России и близких ей народов зависит от того, какие идеи будут приняты ее творческим, креативным слоем. Опасным для развития страны оказывается внутреннее духовное капитулянтство, выражающееся в добровольном отказе от ценностей собственной цивилизации. Ослабление национального самосознания, размывание национальной элиты, выдвижение слоя лидеров, ориентированных на идеалы других цивилизаций — вот регулярно повторяющаяся в истории первопричина российских катастроф. Иностранное влияние в подготовке таких событий носит скорее косвенный, нежели прямой характер, хотя внешние силы являются очевидными благополучателями в результате каждого нашего цивилизационного кризиса. Все попытки радикально реформировать Российскую цивилизацию по заимствованному образцу заканчиваются неизменной неудачей, которая сопровождается бедствиями нашего народа, утратой нашего геополитического влияния и усиливающейся иностранной эксплуатацией наших ресурсов: как в материальной, так и в гуманитарной сфере. Подобной цивилизационной катастрофе обычно предшествует возникновение в ключевых центрах страны выраженного «контрцивилизационного слоя», противопоставляющего себя русскому обществу и его традиционным ценностям. Идейной атаке со стороны этого слоя подвергаются базовые институты и символы общества: Армия, Семья, Русская история, Русское национальное самосознание. Но наиболее сильные удары наносятся по государственным и религиозным ценностям, так как Государство и Церковь имеют в жизни нашей цивилизации совершенно исключительное значение. Стратегической задачей является сохранение авторитета этих интегральных структур российского общества. Вместе с тем, необходимо совершенно ясно понимать, что процессы эрозии общественных основ носят двусторонний характер. Уникальная роль Государства и Церкви в русском обществе налагает особую ответственность на государственных служащих и священнослужителей, поскольку их несоответствие возложенным задачам угрожает подрывом самих устоев нашей цивилизации. В нашем обществе снижение доверия к важнейшим интегрирующим институтам выступает бо’льшим дестабилизирующим фактором, чем снижение уровня жизни, и не может быть компенсировано никаким ростом материального благосостояния. Базисные ценности — фундамент строительства новой России Доминантой нашего мировоззрения является стремление к устроению человеческих отношений на ценностной основе. В его основе — вера, справедливость, единство, нравственность, достоинство, патриотизм, солидарность, милосердие, семья, культура и национальные традиции, стремление ко благу человека, трудолюбие, самоограничение и жертвенность. В 2011 году на XV Всемирном Русском Народном Соборе эти ценности были провозглашены фундаментом общенациональной идентичности. Мир вступает в эпоху, когда стремительный научно-технический рост и накопление материальных благ вступают в опасный диссонанс с тенденциями духовной деградации. Под угрозой оказались право на жизнь, семейные ценности, общественная мораль и сама сущность человека как личности, обладающей высшим достоинством. Очевидно, что подлинный прогресс не может сопровождаться этическим регрессом, отказом от фундаментальных нравственных норм. Всем, кто не утратил ориентиры добра и зла, необходимо противостоять духовному одичанию наших современников. Сегодня именно Российская цивилизация в лице Русской Православной Церкви предложила Учение о достоинстве, свободе и правах человека, основанное на сохранении нравственной цельности человеческой личности. Мы намерены защищать и отстаивать эту концепцию в глобальном масштабе, и убеждены, что правовая доктрина будущего должна обеспечить полноценную религиозную, культурную и материальную жизнь каждого человека. Не может получить общественного и юридического одобрения право на грех. Научно-технический прогресс обязан не противоречить, а содействовать раскрытию духовного потенциала людей. Историческим призванием нашей цивилизации является cоздание условий для полноценной культурной, творческой, религиозной, политической и материальной жизни наших народов на основе общенациональных базисных ценностей. Этот принцип мы должны использовать также и в международных отношениях. Все общественные преобразования должны быть посвящены не удовлетворению корыстных интересов отдельных социальных групп, а достижению этой великой задачи. Содержанием общественных реформ в нашей стране не может быть дальнейшее разрушение социальных связей, атомизация общества, внедрение социал-дарвинистских поведенческих моделей в интересах узкого квазиэлитарного слоя. Перемены в нашей стране и странах близкого цивилизационного типа должны быть прежде всего нацелены на выработку солидарных форм существования, ориентироваться на настроения народного большинства. Мы убеждены, что поиск оптимальных форм общества, в основе которого лежит ценностный идеал солидарности, является глобальной тенденцией. Новые, современные формы экономической, коммуникативной и социальной солидарности возникают и развиваются во многих странах Востока и Запада. Россия имеет бесспорные основания, вытекающие из ее цивилизационного опыта, чтобы стать мировым лидером на этом пути. Мы призываем всех мыслящих людей России поверить в самоценность нашей цивилизации, осознать свою личную роль в судьбе нашей страны и принять на себя ответственность за ее будущее. Наступает время выбора в пользу нашей цивилизации. * * * В настоящее время ВРНС ведет активную работу по созданию региональных отделений на местах. Особое значение предается открытию региональных отделений в центрах федеральных округов и региональных центрах, имеющих важное культурно-историческое значение, с целью распространения соборного опыта на большие группы регионов. Новосибирское отделение ВРНС — первое региональное отделение Собора за Уралом. Среди направлений деятельности региональных отделений ВРНС наибольшее значение имеют следующие: — поддержка инициатив Русской Православной Церкви по укреплению нравственности, духовному просвещению, защите традиционной семьи, этнокультурному развитию русского народа; — защита гуманитарного суверенитета и государственного единства России, укрепление межрегиональных связей, укрепление единства русского народа, противодействие региональному сепаратизму, конструированию псевдоэтносов (в том числе «поморского», «сибирского» и.т.д «народов») с целью разрушения государственного единства РФ; — формирование благоприятной социально-психологической среды, содействующей этнокультурному развитию русского народа, сохранению общерусских и региональных традиций через создание многофункциональных Русских культурных центров, выполняющих культурно-просветительские, образовательные, досуговые функции; — создание эффективно действующих каналов взаимодействия гражданского общества и органов власти через участие представителей ВРНС в общественно-консультативных органах региона, общественных советах при региональных управлениях федеральных министерств и ведомств; — создание на базе региональных отделений ВРНС интеллектуальных центров, анализирующих и разрабатывающих предложения по вопросам стратегии социально-экономического развития регионов, кадровой работы, брендирования регионов и региональных центров, развития регионального туризма; — создание на базе региональных ВРНС общественных советов, координирующих деятельность патриотических, женских, ветеранских объединений, творческих и профессиональных союзов, объединений предпринимателей; — создание на базе региональных отделений ВРНС информационных центров, координирующих взаимодействие с электронными и печатными СМИ, интернет-сайтами, ведущими блогов, стоящими на позициях защиты государственного единства и территориальности целостности РФ, поддержки Русской Православной Церкви; — создание на базе региональных отделений ВРНС молодежных центров, координирующих взаимодействие со спортивными, военно-патриотическими, молодежными историко-краеведческими, поисковыми объединениями и т.д.; — создание на базе региональных отделений ВРНС филиалов Правозащитного центра ВРНС, координирующих взаимодействие с объединениями и группами юристов, общественными деятелями, стоящих на позициях защиты нравственности, традиционной семьи, права родителей на воспитание детей, национального равноправия в РФ. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл неоднократно указывал на важность создания региональных отделений ВРНС. В своем выступлении 24 августа 2013 года в здании выставочного комплекса «Новосибирск-Экспоцентр» на встрече с участниками учредительного собрания Новосибирского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Считаю, что на сегодня Всемирный Русский Народный Собор — это самый эффективный, самый значительный инструмент гражданского общества в России. И дай Бог, чтобы в регионах создавались отделения, чтобы эти отделения помогали, в том числе и власти, развивать диалог с народом, с обществом. Для властей очень важен Собор, потому что это место доброжелательного диалога с властью. Это ведь не оппозиционное собрание. Где еще можно услышать идеи, мысли и, может быть, поделиться собственными мыслями и идеями с представителями элиты, в том числе интеллектуальной и культурной элит? Собор предлагает такие возможности».
"Вестник Новосибирской Митрополии" № 12 октябрь 2013 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3015 |