|
||||||||||||||
Духовные и нравственные основы образования и воспитанияВо все времена и у всех народов присутствовало понимание того, что духовно-нравственное воспитание лежит в основе процветания любого государства. «Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи» — утверждал Аристотель. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества», — предупреждал Теодор Рузвельт. Если же мы постулируем первостепенную значимость воспитания, то важно четко определить его конечные цели; понять, каков должен быть успешный итог воспитательной деятельности, к чему она должна быть направлена. А для этого необходимо истинное знание об устроении человеческой природы. То есть все педагогические цели обусловлены антропологически, — учением о человеке. Прежде всего, педагоги и родители «должны ясно представлять себе, с чем придется им иметь дело: какова природа человека сама по себе, вне всяких сторонних влияний на нее, в каком состоянии, с какими задатками является человек на свет?». Существует ложная теория, которая предполагает, что «в сердце человеческом нет никакой изначальной порчи, нет ни одной природной порочной склонности: человек является на свет существом совершенным». Истинный ответ на вопрос о сущности природы человека мы находим в учении святых отцов. «Святые отцы не теоретически, но практически, опытно познали человеческую природу с ее немощами и страстями, научились побеждать духов злобы, глубоко постигли путь благочестия и спасения и этот богатый духовный опыт зафиксировали в своих писаниях». По учению святых отцов воспитание необходимо, поскольку человек рождается на свет несовершенным. «Кто чист от греха пред Тобою (Господи)? Никто, хотя бы и один день жития его был на земле». «Губительные следствия первородного греха распространились на весь род человеческий», в том числе и на младенцев. «Передача склонностей людей ко греху осуществляется путем естественного рождения». «Уже в той жадности, с какою грудной младенец набрасывается на свою первую пищу, можно видеть некоторые признаки греховности природы человеческой». Но есть тому и более ясные и убедительные доказательства. Блаженный Августин пишет: «Нельзя упрекать и винить младенцев за слабость их членов; но их душевные свойства подлежат упрекам. Например: со слезами требовать чего-нибудь вредного, сердиться и досадовать на неподвластных себе, на старших себя, даже на родителей своих и других, имеющих уже смысл и разум, за то, что они не слушаются младенческих причуд; царапаясь и кусаясь, стараться по мере сил вредить за то, что не выполняют вредоносных требований? Я видел сам завистливого ребенка: он еще не говорил, а между тем бросал взгляды на своего молочного брата с какою-то злобною горечью и досадою». Итак, сами свойства природы ребенка свидетельствуют о том, что он нуждается в исправлении и совершенствовании. Таким образом, воспитание — объективная необходимость. «Ясно, что при таком состоянии детской природы, воспитатель не имеет никакого права предоставить ребенка, даже на самых первых порах, самому себе». Он должен «сразу выдвинуть на первое место в душе ребенка силы и наклонности добрые, отодвигая, и, по возможности, подавляя начала злые». «Первые впечатления особенно сильно врезываются в душу ребенка, еще ничем не занятую, чрезвычайно нежную и на все отзывчивую. Пусть же эти первые впечатления будут непременно добрые, пусть, благодаря старанию и умению родителей, этот первый слой их, — основной, самый крепкий, нередко в течение всей жизни человека стойко выдерживающий многочисленные влияния противного характера, — будет непременно здоровый, чистый, нравственный». Самые яркие впечатления детства не стираются. «Греческая история рассказывает, что Александр Македонский, будучи могущественным царем, долго не в силах был освободиться от недостатков в характере и в походке учителя своего Леонида, которыми заразился еще в детстве». Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что «Возраст нежный скоро усваивает себе то, что ему говорят, и как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. <...> Если в самом начале отклонить их от порока и направить на лучший путь — то на будущее время это уже обратиться им в навык и как бы в природу и они уже не так удобно по своему произволу будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым». Таким образом, детей необходимо воспитывать и приступать к этой цели весьма рано — уже в младенческом возрасте. Все святые были выдающимися педагогами: достигнув определенного уровня совершенства собственной природы, они получали особую возможность помогать другим на пути совершенствования самих себя. Собранное воедино, систематизированное учение святых отцов о центре человека — душе, о законах и принципах ее развития, не обходимы для любой области знания. Они жизненно необходимы современной педагогике. Таким образом, необходимо специализированное системное изложение педагогических аспектов святоотеческого учения о человеке. В настоящее время готовится к изданию учебное пособие для педагогов д.п.н. Н.В. Маслова «Духовные и нравственные основы образования и воспитания». Пособие составлено на основе систематизации и обобщения педагогических аспектов учения святых отцов. В нем будут освящены основные понятия, цели, задачи, правила, логика, принципы и методы педагогики; системно изложено понимание объекта педагогики, подробно освящены все аспекты предмета педагогики: образование ума и всех его сил (рассудка, разума, памяти, внимания, воображения, слова и пр.), образование чувств, образование воли; раскрыты особенности патриотического, трудового, воинского, эстетического воспитания, особенности правильного подхода к талантливым детям; освящены вопросы воспитания добродетелей и искоренения пороков; подробно описаны особенности педагогической деятельности трех основных субъектов педагогической деятельности — семьи, Церкви и государства, а также условия успешности образовательного процесса. Отдельно хотелось бы коснуться истинного смысла и взаимосвязи понятий образования и воспитания. Итак, образование человека — это восстановление в нем искаженного после грехопадения образа Божия. Святитель Николай Сербский пишет: «Кто знает, кого скорее можно назвать образованным: какую-нибудь городскую даму или стыдливую деревенскую пастушку? Здесь трудно будет прийти к общему мнению, пока мы не определим понятие образованности и не скажем вместе с народом, что образован тот, кто несет образ. А иначе никто, образованным быть не может, где бы он ни жил, какое бы положение ни занимал, сколько бы знаний ни скопил». В то время как воспитание — это питание души в процессе образования. Чтобы душа правильно образовывалась, ее нужно правильно питать. Если растущее, развивающееся тело не будет получать здорового и правильного питания, оно вырастет больным. Также и душа. Ей жизненно необходимо правильное питание духа в процессе ее роста, ее развития. Какое же питание души является правильным? То, которое соответствует цели жизни человека, заключающейся в «нравственном совершенствовании и вечном спасении». Осознание человеком цели жизни очень важно. «Каждый, делающий что-нибудь, должен непременно иметь цель и знать, для чего он это делает», — пишет преподобный Авва Дорофей. «Если главная цель действования — цель жизни - выпускается из виду, — пишет Иоанн Кронштадтский, — является множество частных целей, почти столько же, сколько есть у каждого человека страстей и прихотей. В душе происходит странная работа, следствием которой, концом всего выходит — ничто». Необходимо понимать, что цель педагогики совпадает с целью жизни человека на земле, ведь задача педагога заключается в том, чтобы подготовить человека к достижению цели его жизни. В соответствии с этим положением, святитель Тихон Задонский оставил нам правило, которым должен руководствоваться каждый педагог; «Учитель так должен учить людей, чтобы себя и их спасти». Формулируя задачи воспитания, также можно обратиться к словам глинского иеромонаха Порфирия (Левашова): «Богатые средства воспитания должны: - противодействовать растлению человеческой природы, - искоренять недостатки, - облагораживать нравы и чувства, - пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу». Правильно Сформулированная цель и соответствующие ей задачи педагогической деятельности определяют: - сущность воспитания (правильного питания души), заключающегося в воспитании в Вере, - главный принцип воспитания: «Прежде всего, научить вере, потом другим наукам». Для повышения эффективности педагогической деятельности полезно обратиться к словам святителя Феофана Затворника: «Что значит просветить ум? Значит дать здравые понятия о всем сущем. Понятия о том, что есть Бог, какие Его свойства; что такое этот мир, откуда он, чем держится и куда ведется; что мы сами, зачем мы здесь, на этой земле, что значит это полусветлое и полумрачное наше состояние, что ожидает нас в будущем и прочее. Совокупность таких познаний и составляет мудрость, которой всегда так деятельно искал и ищет человек. И кто знает все это истинно, тот справедливо именуется просвещенным, как видящий все в ясном свете. Что значит образовать сердце? Значит — возбудить сокрытые в естестве нашем требования, преобразовать чувства и расположения, возвесть в начала и правила жизни, чтобы потом о всяком обладающем ими можно было сказать: «Вот совершенный человек!». Вот и вся программа воспитания! Напечатлевать истины веры в уме, поставляя их распорядителями всех других познаний и понятий, и вести питомцев неуклонно по указанию Церкви, и выйдут дети, крепкие умом и добрые сердцем, добрые добротою прочною и непоколебимою. Где в какой-либо отрасли познания допускаются понятия, противные истинам веры, там омрачают ум воспитываемых и обессиливают его примесью лжи, а где сверх того каким-нибудь образом отчуждают от Церкви, там портят и сердце, дозволяя раскрываться в нем и крепнуть противоестественным страстным чувствам и расположениям». «Что ж остается просветителям ума? Не изобретать, а брать уже готовые Божественные истины и напечатлевать их в умах детей и потом на них, как на основаниях, строить всю совокупность наук. Какую твердость, какое мужество приобретает ум, просвещенный таким образом! Как прочна в нем вся сумма познаний, проникнутая единым духом и единым началом!». Таким образом, правильно простроенная педагогическая деятельность, направленная к истинной цели, исходящая из истинных основании и стоящая на истинных принципах, позволяет достигнуть значительных результатов: - Формирование правильного мировоззрения — системы представлений о Боге, о мире, о самом себе; Формирование умений принимать решения; - Целенаправленность (умение подчинять жизнь ее главной цели, соотнесение с этой целью всех текущих задач); - Совершенствование в добре и непрекращающаяся борьба со злом; - Умение согласовывать все стремления и действия с нравственной нормой (интересно, что данный результат был отмечен как одна из целей воспитания еще в Манифесте 1874 г). Социальные последствия правильной педагогической деятельности сформулированы святителем Иоанном Златоустом: «Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания». И, напротив, «отсутствие правильного воспитания — причина всех беспорядков, от которых стонет общество» (святитель Иоанн Златоуст).
Н.В. Маслов, президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского, магистр богословия, доктор педагогических наук
"Вестник Новосибирской митрополии" №8 (104) ноябрь 2012 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5231 |