|
||||||||||||||
Иеромонах Платон (Флах). Духовные причины жизненных проблемИеромонах Платон (Флах) – кандидат философских наук, первый проректор Новосибирской Православной Духовной Семинарии, профессор Сибирского Независимого Института. С данным докладом иеромонах Платон выступил на семинаре «Милосердие и современность», прошедшем в Искитиме 30 мая 2013 г. Тема настоящего выступления придумана не мной – ее предложили мне организаторы нашего семинара. Первая моя реакция на нее была не очень хорошей, но в процессе работы над докладом я пришел к выводу, что должен быть благодарен тому, кто ее придумал. Дело в том, что в предложенном названии – «Духовные причины жизненных проблем» – есть два слова, которые настолько неопределенны и многозначны, что мы попадаем в ситуацию, когда можно будет говорить о чем угодно и в то же время ни о чем. Я имею в виду термины «духовные» и «проблемы». Начну с употребления слова «проблема». Сразу хочется отметить, что это слово широко распространено и очень часто используется в нашей речи. Все привыкли употреблять его для определения таких ситуаций, в которых мы сталкиваемся с чем-то нежелательным, с тем, что приносит нам какое-либо страдание. Когда у нас все хорошо, мы говорим, что нет проблем. И наоборот, когда в жизни появляется что-то нежелательное, скорбное, тогда мы говорим, что у нас появились проблемы. На самом деле, зачастую нежелательные, негативные ситуации в нашей жизни, по сути, не являются проблемами. Давайте попробуем разобраться с этим. Термин «проблема» заимствован нами из западной культуры, вернее, из науки, которая зародилась в Европе в эпоху Ренессанса и окрепла в эпоху Нового времени. В широком смысле «проблема» – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением опыта. Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения, то есть характеризующийся той или иной степенью неопределённости. Неопределённостью проблема отличается от задачи. Проблема отличается от обычной задачи еще тем, что для её решения недостаточно собственных ресурсов. Проблема решается с привлечением ресурсов со стороны. А теперь давайте подумаем о том, с какими ситуациями мы сталкиваемся в жизни, какие вообще жизненные задачи мы решаем. Совершенно очевидно, что в процессе жизни человек решает бесчисленное множество различных задач. Но давайте посмотрим на них с точки зрения их сложности. Типы задач с точки зрения их сложности. Вообще в жизни встречаются задачи трех типов. Первый тип – это технические задачи, то есть такие ситуации, в которых мы применяем стандартный алгоритм действий и при этом у нас имеются все необходимые ресурсы для достижения цели. Такие задачи можно назвать задачами с достаточным объектом. То есть действующий субъект, это может быть отдельный человек или организация, находится в условиях, когда для решения задачи имеются все необходимые условия. А именно: действующему субъекту понятно, что конкретно нужно делать. Иначе говоря, есть определенная технология и умения, позволяющие ее использовать, и в наличии имеются все необходимые для решения задачи ресурсы. Эти задачи могут быть простыми или сложными. Сложные задачи можно свести к некоторому набору простых задач, как это, например, делается в организации с помощью распределения функций. Задачи такого типа имеют место в большинстве ситуаций, возникающих в нашей бытовой стороне жизни и в сфере производства. Второй тип задач – это собственно проблемы, то есть такие ситуации, в которых нет четкого алгоритма действий, имеется существенная неопределенность. И еще в таких ситуациях недостает некоторых необходимых ресурсов. Такие задачи можно назвать задачами с недостаточным объектом. При практическом решении таких проблем применяется творческий (эвристический) подход, который часто предполагает некоторый прорыв в области знаний и открытия ранее неизвестных ресурсов, необходимых для решения задачи. Задач такого типа в практической жизни намного меньше, чем задач первого типа, и их решение требует большой концентрации интеллектуальных и материальных ресурсов. Проблемные ситуации встречаются как в частной жизни отдельных людей, так и в обществе в целом. Известны многие проблемы современного общества, такие как ухудшение экологии, экономические кризисы и т. д. И, наконец, третий тип задач – это такие ситуации, в которых вообще непонятно, есть ли какое-либо решение или его нет. Их еще можно назвать жизненными или экзистенциальными в отличие от двух предыдущих видов задач, которые являются задачами целенаправленной деятельности человека и целевых социальных систем (целевых организаций). Это задачи не только с недостаточным объектом, но и с недостаточным субъектом. По сравнению с другими типами задач экзистенциальных совсем немного. Но зато они настолько важны, что без их решения вся остальная деятельность становится бессмысленной. Имеются в виду такие факты нашей жизни, как сама необходимость выживания, неизбежные страдания и смерть. Традиционно решение экзистенциальных вопросов жизни было в компетенции религии. И хочется подчеркнуть, что существование религии обусловлено присутствием в нашей жизни упомянутых экзистенциальных задач. Именно поэтому религия всегда будет существовать в человеческом обществе. Мы видим, что эти три типа задач могут быть сведены к двум. Первые два вида задач направлены на выживание. Третий тип задач имеет принципиально иной характер. Это вопросы не выживания, а жизни (существования). Это экзистенциальные вопросы. Именно на важность этих вопросов мне хотелось бы обратить особое внимание. Еще с древних времен в греческой философии цель человеческой жизни чаще всего определялась как искусство избегать страданий (зла) и достигать наслаждения (блага). И этот закон с тех пор еще никто не отменял и не сможет отменить, так как он вытекает из самой природы человека. Для того чтобы достичь успехов в решении задач жизни и деятельности и добиваться как личного, так и общественного благополучия, необходимо уметь, во-первых, распознавать, к какому типу задач относится та или иная жизненная ситуация, и, во-вторых, понимать, каким способом их можно решать. Мы должны уметь понять, где мы имеем дело с задачами выживания, а где – с экзистенциальными вопросами жизни. Типы организаций. Для решения задач и проблем (1 и 2 тип), то есть для решения проблем выживания, в обществе создаются целевые организации, начиная с государства как аппарата управления и заканчивая небольшими предприятиями, относящимися к категории малого бизнеса. Целевых организаций много, и каждая из них направлена на достижение тех или иных задач, а некоторые создаются для решения проблем. Наибольший интерес для нас представляют организации, предназначенные для решения экзистенциальных жизненных задач. Государство, понимаемое в широком смысле как народ (Россия, Германия и т. д.), обеспечивает устойчивость жизни народа. Это форма существования народа. Любой народ существует не для чего-то. Его существование само по себе самоценно. Семья обеспечивает продолжение жизни рода. Семья, как и народ, не целевая организация. Она также самоценна. Церковь служит, если можно так выразиться, для спасения индивида, личности. Именно в Церкви содержится высшая степень самоценности. Если существование народа и рода имеет ценность благодаря причастности более высокой ценности – жизни человека, то Церковь – организация, в которой решается задача спасения каждого человека, каждой отдельной личности. Эти организации: народ, семья, Церковь – не могут создаваться так, как создаются целевые организации. Они имеют естественную, а лучше сказать, Божественную причину для своего бытия. Источник появления этих организаций – это воля Божия. Народы, как мы знаем из Библии, возникли в результате вавилонского смешения языков. Еврейский народ появился как плод Завета Бога с Авраамом. Семья – благословение Божие, данное Адаму и Еве еще в Раю. Мы знаем также заповедь о том, чтобы оставил человек отца и мать и прилепится к жене. Церковь появляется в результате сошествия Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы. Народ, семья и Церковь составляют основу жизни человека на земле. Они имеют экзистенциальную, жизненную природу в отличие от остальных организаций, имеющих целевое предназначение. В семье формируется личность человека, в национальной жизни и культуре она раскрывается и расцветает, а в Церкви получает бессмертие, обретает вечную жизнь. Именно этот процесс становления и спасения личности оправдывает, наполняет смыслом всю остальную деятельность человечества. Но, к сожалению, в современном мире поставлена под сомнение ценность этих базовых «экзистенциальных» организаций. Целевые организации в лице мощных транснациональных корпораций, по природе своей вторичные и служебные, сейчас хотят управлять миром. Они хотят навязать свои цели всем. Из служебных организаций они превращаются в господствующие субъекты истории. Такое положение противоречит природе вещей, противоречит Божественному порядку устроения мира. О проблемах и скорбях. Мы привыкли к термину «проблема» и постоянно употребляем его в повседневной жизни. Мы называем проблемами всевозможные жизненные ситуации, которые содержат что-то плохое, нежелательное для нас. Очень часто мы называем проблемой то, что на самом деле таковой не является. В итоге мы попадаем в ситуацию, когда оказываемся как бы перед неразрешимыми проблемами, что само по себе невозможно. На самом деле проблемная ситуация должна быть осознана как экзистенциальная задача. В христианской культуре для обозначения этих ситуаций употребляется другой термин – скорбь, искушение. Скорбные моменты не разрешаются, а переживаются. Когда человек оказывается бессильным перед пришедшей бедой, необходимо отнестись к ней не столько как к проблеме, которую нужно решать, столько как к ситуации, которую нужно пережить. К сожалению, культура творческого продуктивного переживания скорбей совершенно утрачена в современном обществе. А ведь именно эта культура так необходима для того, чтобы научиться быть по-настоящему счастливым. Именно к таким ситуациям можно отнести слова Божии, обращенные к апостолу Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор: 12; 9). Самым большим заблуждением человечества является иллюзорная вера в то, что с помощью решения проблем можно избежать скорбей и достичь счастья. Была забыта истина: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф: 6; 33). В этой истине устанавливается приоритет задач, позволяющий двигаться к счастью, а не в противоположную сторону. Когда скорбь становится источником радости и счастья? Греческие философы были мудры, чтобы понимать цель человеческой жизни как стремление избегать страданий и достигать благополучия. Но их мудрости не хватало, чтобы понять, что неизбежное страдание при определенных условиях может становиться источником радости. Несметное число христианских святых свидетельствует о том, что источником великой радости были их скорбные обстоятельства жизни, и ни за какие сокровища мира они не хотели бы освободиться от этих скорбей, источающих неизреченную радость. Они на деле убеждались в истинности слов Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.: 11; 28). Условием, которое переменяет скорбь на радость, является вера во Христа и деятельное следование за Ним, сознательное несение своего жизненного креста. Понимания тайны этого чудесного преображения скорби в радость так не хватает нам сегодня. Не хватает его не только людям неверующим, но и многим, кто уже пришел в храм. Еще мы должны понимать, что не всякое страдание спасительно, а лишь то, которое есть выражение воли Божией. Человек, который безрассудно мучает себя, страдает из-за действующих в нем страстей, никакой пользы не получает. Только страдания, сопряженные с верой во Христа и с покаянием, становятся источником благ. О ситуации в современной жизни. В мире, то есть в светском обществе, все усилия направляются на решение вопросов выживания, и это оборачивается полным безразличием к вопросам жизни и спасения. Экзистенциальное одиночество является следствием погружения в процесс выживания. Отсюда все современные проблемы, бездуховность, безнравственность и преступность. Современный человек хорошо научился решать различные задачи и проблемы, связанные с выживанием, то есть с временным пребыванием на земле. Но он становится совершенно беспомощным перед лицом неизбежных скорбей, сопровождающих процесс жизни, и перед лицом смерти. И поэтому при всем своем техническом могуществе он становится все более и более несчастным.
Живоносный Источник № 1 (7) 2013 год |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 11 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6368 |