|
||||||||||||||
Епископ Феодосий (Чащин). Доклад - «Духовное становление личности»7 ноября 2013 года епископ Каинский и Барабинский Феодосий принял участие в работе III межрайонного педагогического форума «Модернизация воспитательного процесса: инновации и опыт», который состоялся вгороде Куйбышеве на базе МБОУ СОШ № 3.
Работа форума была направлена на актуализацию проблем воспитания и повышение социального статуса педагогических работников. Современная школа требует от педагога повышения профессионального мастерства, новых знаний, нового содержания, новых методов и подходов в решении нелегких задач воспитания детей.
В своем докладе перед педагогическим сообществом Куйбышевского, Барабинского, Каргатского, Убинского, Северного, Татарского районов владыка Феодосий акцентировал внимание на том, что в детях надо воспитывать добродетели, насаждая их в сердца детей настойчиво и терпеливо, подавая добрый личный пример искренности, правдивости и большой любви.
Доклад епископа Феодосия ( Чащина ) на «III межрайонном педагогическом форуме» Тема: «Духовное становление личности»
«Уважаемые учителя и работники образования, я благодарен за приглашение на эту учительскую конференцию и возможность выступить перед Вами с небольшим докладом. Тема моего выступления: Духовное воспитание в семье.
Прежде чем говорить о воспитании следует обратиться к понятию семья. Если открыть первую книгу Библии – Бытие, мы найдем там такие слова: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. (Быт. 2:22-24).
Эти строки, помещенные в начале первой книги Священного писания, показывают, что семья, как союз мужчины и женщины есть Богом установленный порядок жизни человеческого рода.
История развития человечества, да и сами книги Ветхого завета знают не только моногамные, но и полигамные семьи. Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затрудненно. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. В нашем российском обществе понятие семьи, ее главные функции, структура и организация неразрывно связано с христианским пониманием семьи. Так как наша русская цивилизация неразрывно связанна с христианством, в течение тысячи лет определявшим культурный, общественный и государственный вектор развития нашего общества, следует обратиться к Новому завету, что бы понять, что христианство вкладывает в определение семьи.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. (Еф. 5:22-29)
Этот отрывок из послания апостола Павла к христианам малоазийского города Эфеса читается во время совершения таинства венчания, когда Церковь дает благословение на создание новой семьи и в молитвах и песнопениях дает молодым людям наставление и ориентиры в правильной организации совместной жизни. Так вот, как видим из этого отрывка, в христианстве семейный союз мужчины и женщины сравнивается с союзом Церкви и Христа. Мужчина должен показать, прежде всего, жертвенную любовь к своей избраннице, как и Христос, пострадал за нас, пролив Свою Кровь на кресте, а жена, в свою очередь должна всем сердцем любить своего супруга и быть послушной ему, подобно тому, как Церковь любит Христа и послушна Ему. Эта высота и святость семейных взаимоотношений многие века определяла эталон семьи, ячейки нашего общества.
Современная западная культура, не смотря на то, что так же имеет многовековые христианские корни, пытается разрушить этот идеал путем введения так называемых «однополых браков», института ювенальной юстиции и другими методами.
На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в начале 2013 года, был принят документ об отношении Церкви к ювенальной юстиции. В нем говориться: «Современному подходу ряда стран к ювенальной юстиции (включающему правоприменительную практику, а также формируемую правовую и социальную культуру) свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит библейским основам семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других. Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение».
Не секрет, что основы воспитания и поведения ребенка закладываются в семье, еще в дошкольном возрасте. Словами одного древнего нехристианского учителя (Квинтилиана): «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собою в школу. Они перенимают их обыкновенно у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны быть знакомы. Все это обращается у них в привычку, а потом и во вторую природу, и злосчастные малютки становятся порочными прежде, чем они начинают знать, что такое порок».
С рождением ребенка в дом к родителям ребенка приходит большая радость. Мама и папа души не чают в своем чаде, всячески оберегая и защищая его. Это вполне объяснимо и понятно, но порой неправильное понимание родителями своей ответственности в деле воспитания, целей и задач воспитания ребенка, приводит к плачевным последствиям, которые приходится решать в школе, а порой и в полиции.
Говоря о духовном воспитании нужно понимать, что речь идет о душе ребенка. В современном обществе потребления, когда главный критерий успешности или правильности является материальное благополучие, когда все действия и затраты и результаты мы пытаемся представить в денежном эквиваленте, мы забываем очень важную вещь. У человека есть бессмертная душа и эта душа, созданная по образу и подобию Божию, требует гораздо больше внимания при своем взрослении. Христианство ставит ценность человеческой души гораздо выше материальных достижений всего видимого мира.
В середине ХVIII столетия во Франции одним ученым по имени Руссо было предложено учение, которое и теперь занимает умы многих родителей и приносит большой вред в воспитании детей. Он учил, что ребенок появляется на свет совершенно добрым и не испорченным. И стоит только дитя предоставить самому себе, и оно непременно останется цельным, неповрежденным, добрым. Только через воспитание, говорит Руссо, то есть воздействие взрослых, приходят в душу ребенка все дурные наклонности и страсти. Но ежедневный опыт решительно опровергает это утверждение. Так уже грудные, совершенно маленькие дети, которые никем не могли быть испорчены, уже имеют свои недостатки и дурные качества. Они уже бывают иногда и самолюбивы, и упорны, и капризны, и вспыльчивы. Есть дети, которые от природы имеют наклонности к лености, другие – ко лжи и обману, одни – к изнеженности и чувственности, иные – к лакомству и воровству. С этим согласуется и Божественное Откровение, которое учит нас, что человеческое естество, после грехопадения прародителей Адама и Евы стало удобопреклонно ко греху, требует очищения от первородного греха и внимательной духовой жизни. Из этого следует, что необходимо заниматься воспитание своих детей. Греховные наклонности следует подавлять, а доброе в ребенке поощрять и укреплять.
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. (Прит. 22:6) Это наставление Священного писания как никогда актуально в наше время. Забывая о воспитании своих детей, не прививая им четких нравственных правил, равнодушно относясь к внутренней жизни своего ребенка, мы приносим вред прежде всего своему чаду, которое вырастая, попадая в водоворот современной жизни, не может справиться с искушениями и впадает в различные грехи.
Сердце ребенка подобно чистому, не засеянному саду, в который попадают как нужные и полезные растения, так сорняки и мусор. Мы должны внимательно смотреть и возделывать этот сад, что бы уничтожать сорняки и растить то, что принесет добрый плод. Не следует откладывать это на будущее. Начинать воспитание следует уже с самых малых лет. То, что родители вложили в ребенка в самом раннем возрасте, послужит основой для его будущего роста.
Всем известна одна из десяти заповедей Закона Божия о почитании родителей: Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Втор. 5: 16). Все мы хотим, что бы наши дети нас слушались, заботились о нас и почитали нас. Мне, как епископу приходится иногда выслушивать престарелых матерей, со слезами на глазах, жалующихся на своих непослушных чад. Когда начинаешь разбираться, оказывается, что и сама эта женщина в юности своей не почитала и не слушалась своих родителей.
Если родители желают иметь поистине послушных детей, которые не выходили бы из послушания и тогда, когда они бывают вне непосредственного родительского надзора, когда они не ожидают никакой награды за свое послушание и не боятся никакого наказания за непослушание, то они с самых ранних пор должны приучать детей своих повиноваться родителям ради Бога. Пример самого Иисуса Христа, который был в послушании у своих родителей до совершенного возраста самый лучший пример для подражания. Это самое действенное средство для воспитания послушания.
С самого раннего возраста ребенок что-то требует от нас и дело благоразумных родителей не потакать абсолютно всем желаниям своего любимого ребенка, но и в чем-то его ограничивать, говорить ему «нет» и не менять своего решения из-за его капризов и упорства. И нет сомнения, что детям полезно отказывать не тогда только, когда они просят чего-нибудь вредного, невозможного, но и тогда, когда они просят чего-либо позволительного. Дитя должно учиться побеждать свою собственную волю и привыкать к воздержанности, лишениям и самоотвержению. В непослушании наших детей во многом виноваты мы сами. Вот, например, что может вызвать совершенное отторжение этой важной добродетели и порождает в детях неуважение к своим родителям:
Среди добродетелей, которые насаждать в сердцах детей следует с особенной настойчивостью, важное и коренное значение имеет правдивость, или чувство любви к истине и отвращения ко лжи. После послушания этой добродетели нужно предоставить второе место. Если ложь — корень всякого порока, то правда — начало и основание почти всех добродетелей, а посему на воспитание и насаждение правдивости в детях должно быть устремлено по преимуществу внимание родителей. Каким же способом родители должны и могут воспитывать в душах детей своих эту добродетель?
Что бы воспитать в детях любовь к правде, нужно, что бы дитя любило истину, правду, потому что Бог, Который есть вечная и неизменная Истина, хочет, чтобы и мы говорили истину, и потому, что Он ненавидит всякую ложь. Только та любовь к истине выдерживает всякую пробу, которая основывается на вере в Бога, на глубоком благоговении к Нему.
Так же родители должны относиться к своим детям с полнейшею откровенностью и искренностью, и показывайте, что вы имеете к ним полное доверие. Верьте им на слово до тех пор, пока вы не заметили в них никакой лжи. Не требуйте от них для подтверждения сказанного ими клятвы, довольствуйтесь в обращении с ними евангельскими «да, да», «нет, нет». Если же вы имеете достаточное основание сомневаться в словах их, то не давайте на первый раз им заметить, что вы им не верите, но постарайтесь с точностью убедиться, действительно ли они солгали. И только потом с благоразумностью обличите ребенка, стараясь в нем вызвать раскаяние в его лжи. И сами мы должны быть в своей жизни правдивы и не двоедушны, говоря на словах одно, а делая другое. Перед друзьями или сослуживцами проявляя лицемерие, а дома осуждая своих близких. Похваляясь дома тем, что мы кого-то обманули, мы даем очень плохой пример своим детям.
Воспитывая, с одной стороны, любовь и благоговение к истине, с другой стороны, вы неумолимо должны бороться против лжи и неправды. Для достижения этой цели могут быть полезны следующие четыре правила.
а) Приучайте детей ненавидеть ложь из религиозных оснований, с обращением их внимания на Бога. Ваши дети должны избегать лжи не из боязни подвергнуться наказанию в случае уличения в ней, но из основания того, что Бог запретил лгать, что каждая ложь пред Богом грех.
б) Второе правило говорит: не допускайте в ваших детях ни малейшей лжи. Если дитя сделало ошибку и сейчас же добровольно и чистосердечно созналось в ней, то прости ему на первый раз или если ошибка значительная, то смягчи ему наказание, но при этом скажи ему, что ему сделано снисхождение за то, что ребенок так скоро сознался. Впрочем, не следует при этом снисхождении заходить далеко, чтобы не дать дитяти возможности при наклонности ко лжи пользоваться этой снисходительностью.
в) Третье правило гласит: никогда не лгите, не обманывайте сами, не терпите, чтобы малютки были обманываемы старшими братьями, сестрами или кем-нибудь еще. Как часто случается, что для того, чтобы заставить замолчать плачущего ребенка или успокоить его, прибегают к обману: или запугивают его, или дают разные обещания, которые никогда не исполняются. Какой великий вред получается отсюда!
г) Четвертое правило говорит: не вынуждайте ваших детей намеренно или ненамеренно ко лжи сами. Намеренно может делаться это тогда, когда отец или мать в известных случаях строго и сердито, а то и с ремнем в руках, подступают к ребенку, говоря: «Скажи, кто это сделал!» Или: «Я изобью тебя, если ты это сделал!» и т.п. Не удивительно, если оробевшее дитя солжет? Но что сказать о том, если родители еще хохочут над ложью своих детей, если они даже похваливают их за то, что они остроумно и хитро умеют лгать? Или что подумать о тех родителях, которые подучивают даже детей лгать, помогая им в обмане, например, начальствующих или учителей, чтобы выпутаться из затруднительного положения и избежать наказания? Такие родители, если они еще заслуживают этого названия, суть соблазнители своих собственных детей. Что удивительного, если такие дети впоследствии будут и клеветать, и обманывать, и воровать? Ибо опыт показывает, что, кто легко лжет, тот не задумываясь украдет.
В ряду добродетелей, которые должны быть присущи всякому благовоспитанному дитяти, не последнее, а одно из первых мест занимает чувство стыда, или стыдливость. Она требует особых забот и особенного внимания со стороны родителей, обязанных ее воспитывать в своих детях.
К сожалению, не все родители придают должное значение таким, на первый взгляд, мелочам, как внешний вид в домашней обстановке. У мамы возникает недоумение, почему ее четырнадцатилетний сын так пристально на нее смотрит? А удивляться нечему. Посмотрите на внешний облик этой мамы — халат ее застегнут лишь наполовину: верхняя часть застежек испорчена. От этого сильно обнажается грудь. А у папы очень небрежно застегнуты его домашние брюки. «Подумаешь! — скажут эти папа и мама.— Мы ведь дома!». А дома — дети. Видя это, они и сами с возрастом становятся неаккуратными, теряют чувство стыда.
О борьбе духовного начала с телесным в своей работе «Оправдание добра: Нравственная философия», пишет известный философ В. С. Соловьев: «мне стыдно подчиняться плотскому влечению, мне стыдно быть как животное, низшая сторона моего существа не должна преобладать во мне» Вот несколько советов по воспитанию стыдливости, которые дает итрополит Владимир Богоявленский в своей работе: Беседы о православном воспитании детей.
«Предохраняйте детей от всего, что растлевает святое чувство стыдливости». Как ни труден этот совет для исполнения, его необходимо выполнять. Особенно это касается прессы и телевидения, увлечение которым все более приобретает характер болезни. Главный принцип здесь — отбор и строгая дозировка просмотра телепередач. Школе в этом вопросе (так же, как и родителям) необходима твердая и последовательная позиция.
Кроме того, чтобы не разжигать в детях чувственности, необходимо закалять их с самого раннего детства, приучать стойко, переносить нужды и скорби, заниматься посильным трудом, предохранять от изнеженности. Что касается полового воспитания, то, в отличие от мало продуманных современных концепций, св. Отцы советуют как можно больше держать детей в совершенном неведении относительно этого вопроса. На их расспросы следует отвечать осторожно и уклончиво, не открывая им всей истины, но и не прибегая к обману и выдумкам. Относительно места школы в этом вопросе можно заметить, что ей не стоит брать на себя главную роль. Ее надо оставить семье, проводя разъяснительную работу с родителями учащихся.
«Остерегайся, чтобы тебе самому не быть причиною растления детей». К этому совету трудно что-либо добавить. «Внимательно наблюдайте за поведением детей,. чтобы они не имели никакого повода к соблазну». Отцы церкви и опытные педагоги настоятельно рекомендуют родителям ни при каких обстоятельствах, и ни под каким видом, не позволять детям различного пола (если даже они братья и сестры) спать на одной постели. Необходимо также следить за тем, чтобы в руки детей не попадали такие книги, журналы, которые могут осквернить их чувства и воображение. И педагоги, и особенно родители должны следить за кругом общения детей и ограждать своих чад от детей испорченных и грубых.
Последний совет сводится к следующему. «Воспитай в сердцах детей стыдливость и целомудренность из религиозных соображений, а не из каких-либо других». Этот совет связан с воспитанием в детях страха Божия. Память о Божьем вездеприсутствии и всеведении будет лучшим охранителем их невинности, целомудрия, стыдливости. Понятие стыда охватывает всю область отношений человека к самому себе, поэтому необходимо воспитывать у ребенка воздержание или самоограничение в широком смысле этого слова. В деле духовного воспитания важно не только насаждение добродетелей, но и борьба с пороками. На что здесь следует обратить внимание в первую очередь. При внимательном рассмотрении детей мы замечаем, что одни из них особенно склонны к гордости, другие к скупости и жадности, третьи к чувственности, иные к лености и праздности и т.п. Если не обращать внимание на эту особенность ребенка эта главная страсть, постепенно укореняясь и укрепляясь в его душе становиться определяющим мотивом в его поведении, жизненном выборе, в отношениях с учителями и сверстниками.
В Ветхом Завете есть история о Давиде и Голиафе. Когда однажды войска филистимское и израильское расположились одно против другого, выступил надменный Голиаф, начал смеяться над израильтянами и с самонадеянною гордостью вызывал кого-либо из них на поединок. Никто не осмеливался противостать необычайному исполину, сразиться с ним, пока юный пастух Давид, в надежде на помощь Божию, не выступил против него с одною пращою и не сразил его до смерти одним ловким и с силою нанесенным ударом. И вот, увидев, что сильный великан умер, филистимляне тотчас разбежались (См.: 1 Цар. 1: 51). Так же и в духовной жизни, поразив и победив главный порок в сердце ребенка мы, сможем исправить и остальные пороки, которые зачастую служат порождением главной страсти. Как же нам определить этот главный порок в нашем чаде?
Надо стараться определить, прежде всего, свой собственный главный недостаток. Дети являются маленькими копиями своих родителей, копируют их слова и дела. И вместе с хорошими сторонами, равным образом копируют и наши недостатки. Родитель, который внимательно следит за своим внутренним миром, легко сможет увидеть свои недостатки в родных детях. Работа над своей душой, осознание своего греховного поступка или навыка является центром духовной жизни христианина и называется покаянием. Об этом говориться во многих местах Священного писания, система борьбы человеческой души с главными страстями и их порождениями подробно разработана в творениях святых отцов церкви и называется Аскетикой.
Если мы сами не можем определить главный порок в своем ребенке, можно прибегнуть к совету наших близких или друзей. Ведь со стороны порой яснее видны недостатки наших детей, а для некоторых родителей свойственна некая ослепленность любовью к своему чаду. Следует внимательно относиться к замечаниям школьных учителей, которые имеют опыт воспитания и видят Ваших детей в отличных от домашних условиях. Совместными усилиями родителей и учителей легче исправить поведение ребенка и направить его душу к добру.
Внимательно наблюдайте за своими детьми, что бы определить их главную страсть и начать с ней бороться до того, как она захватит все сердце ребенка.
Закончить свое выступление хочется словами Святейшего патриарха Кирилла: «От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. От того как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей».
Используема литература:
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2271 |