|
||||||||||||||
За Христом пойдешь — добрый путь найдешьДля спасения души Христианство за тысячелетия своего служения человеку выработало немало форм духовного подвижничества: монашество, старчество, юродство во Христе, странничество, паломничество и другие. Православное паломничество занимает среди них особое место. Для спасения души Христианство за тысячелетия своего служения человеку выработало немало форм духовного подвижничества: монашество, старчество, юродство во Христе, странничество, паломничество и другие. Православное паломничество занимает среди них особое место. Слово «паломник» произошло от слова «пальма». Широкие листья пальмы приносили с собой домой путешествующие по святым местам Иерусалима. Паломничество — это время для познания опыта святых, для осмысления жизни, покаяния и духовного прозрения человека. На протяжении всей христианской истории русский народ любил и чтил Православные Святыни, оберегаемые в обителях, стремился к ним. Афонский старец Паисий говорил: «Бог желает видеть некоторые старания и с нашей стороны. Недостаточно молитвы другого человека». Вот и тянулись веками в монастыри и другие святые места люди самых разных возрастов и сословий. Их называли пилигримами, каликами перехожими, странниками, поклонниками, богомольцами, паломниками. А сами хождения, путешествия к духовным святыням — странничеством, богомолием, паломничеством. Паломничество в Православии — это, прежде всего, стремление к стяжанию Духа Святого. Поэтому с зарождения Христианства богомолье всегда было составной частью жизни церкви и верующего человека. Паломничество всегда было сродни христианскому подвигу. Странствия всегда сопряжены с большими трудностями и лишениями. Чем труднее было путешествие, тем с большей радостью приходили паломники к святым местам, достигая цели своего путешествия, тем усерднее молились они Богу за Его милость и благодать. Собираясь в поездку по святым местам, нужно иметь в виду, что не одно доброе дело без испытаний не бывает. А паломника ожидают многие искушения уже при сборах в путешествие, при подготовке и в ходе самого паломничества. Паломничество существенно отличается от простого, и даже от религиозного туризма. Туристическая поездка предполагает активный или пассивный отдых, общение с другими людьми, испытание своих физических и психологических возможностей, удовлетворение во время экскурсий своих интеллектуальных запросов: культурных, познавательных, образовательных. Религиозный туризм направлен на ознакомление с памятниками истории, живописи и архитектуры Церкви. Православное паломничество — это, прежде всего, немалый труд и духовный подвиг, т.к. предусматривает молитвенное общение с Богом, Богородицей и святыми. Отправляясь на богомолье, самим необходимо иметь решимость изменить свою жизнь. Наша группа к поездке тщательно готовилась в течение года. Мы старались соблюдать правила поведения в воскресной школе, принимать активное участие в жизни прихода. Одной из целей поездки было практическое закрепление теории пройденного курса «Святые Православной Церкви». Накануне поездки каждый изучил советы православному паломнику. Время путешествия было продумано с учетом Православных праздников. В поезде мы готовили сообщение об одном из Святых мест нашего маршрута. Приветливо открыл нам свои двери Покровский Хотьковский монастырь. Свято-Покровский монастырь «на Хоткове» в излучине реки Пажи на Оборской горе был основан при князе Московском Юрии Даниловиче Долгоруком и святителе Петре, митрополите Московском, в начале XIV века. Близость к Радонежу обусловила связь обители с великим Радонежским святым, преподобным Сергием. В Хотькове принял постриг брат Сергия, Стефан. Так как обитель была смешанной — т.е. здесь подвизались как монахи, так и монахини — в монастыре сообща приняли постриг, а затем почили родители преподобного Сергия, святые Кирилл и Мария. После Куликовской битвы, на которую преподобный Сергий благословил русское войско, в Хотьковской обители были захоронены павшие в бою радонежские воины. Наконец, в некоторых источниках указано, что и сам преподобный Сергий принял монашество в Хотькове «у Покрова». В день празднования Владимирской иконы Пресвятой Богородицы мы побывали на престольном празднике Сретенского монастыря. Монастырь насчитывает более 40 насельников; Литургия в соборе совершается ежедневно. Среди прихожан монастыря половина — моложе 40 лет. При монастыре организованы катехизические курсы, которые посещаются недавно вступившими в церковную жизнь людьми. Мы восхищались пением сретенского хора во время Литургии, приложились к иконе Плащаницы Иисуса Христа, рассматривали старинные иконы и побывали на праздничной трапезе. В Покровском ставропигиальном женском монастыре мы увидели, сколько людей — молодых и старых, детей, здоровых и немощных стояли в огромной очереди к мощам святой праведной Матроны Московской, к ее чудотворной иконе. Приложившись к мощам святой, помолившись, испив воды из святого источника, мы продолжали свой путь. В день памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских нам посчастливилось побывать на патриаршей службе в Храме Христа Спасителя. Это крупнейший храм в Русской Церкви, рассчитанный на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет 105 м. Во время Литургии состояние было неземное. Сотни верующих и участвующих в Литургии разных национальностей — все это радовало, убеждало в торжестве нашей Православной веры. Недалеко от Храма Христа Спасителя мы посетили старинный храм святого Илии Пророка. Долго рассматривали множество чудотворных икон, молились и прикладывались к святыням. Медленно — долгим был путь нашей группы к Красной площади. Уже издалека открывающийся вид впереди, (который раньше мы видели только на открытках и в кино) восхищал, ошеломлял всех нас. Наша группа увидела красоту Москвы-реки, проплывающих мимо пароходов и маленьких уточек. Берега реки своим великолепием долго не давали нам тронуться с места. С трудом добрались до Красной площади, т.к. она была обнесена высоким ограждением, и попасть на нее можно было только через соседние улочки. Свернув вправо, мы с восторгом обнаружили, что здесь совсем рядом друг к другу ютятся старинные храмы: великомученицы Варвары, целителя Пантелеимона, Иоанна Предтечи. Сожалели, что не могли подойти поближе к Храму Василия Блаженного и сфотографироваться. А на площади было праздничное шоу. Наши мальчики, да и все мы с удивлением наблюдали за бесстрашными байкерами, взмывающими в небо. Вот мы и в Кремле! Экскурсовод ведет нас из храма в храм, из зала в зал. Трудно передать то состояние, которое переполняло нас во время экскурсии. Чувство любви к нашей Родине, имеющей такую святую историю, чувство гордости за нашу веру Православную, чувство благодарности за то, что все эти святыни сохранены, и что есть возможность посетить эти святые места и почувствовать связь поколений. Мы были благодарны экскурсоводу за ее интересную, богатую речь и настоящую любовь к нашей Родине, нашей культуре. Москва провожала нас множеством разноцветных ночных огней. Все мы - вдохновленные, чуть уставшие от впечатлений, прикоснувшиеся к святыням, испытавшие заботу, любовь окружающих и увидевшие огромный интерес к нашей Родине иностранных туристов. Мы зажглись желанием продолжить изучать историю Родины, историю святынь и готовиться серьезно, осознано и тщательно к новой паломнической поезде. А в этой поездке мы убедились, что есть еще много того, над чем надо поработать, исправить. Каждый увидел свои недостатки.
Образование и Православие / Арина Кунгурцева, |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 9 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3522 |