Опубликовано 30.12.2009 в рубрике  Новости Митрополии, Материалы НЕВ
 

Подарки Запада, или герои с обличьем монстров


Чему учат наших детей комиксы? Есть ли понятия морали у современных супер-героев? Что думают об этих популярных детских изданиях профессионалы – художники и психологи? Над этими вопросами задумалась наш корреспондент Нина СОКОЛОВА.
 
Как-то раз стояла я у газетного киоска. Подходят к нему мама с ребенком лет 7-8. Он указывает на броских расцветок журнал под названием «Герои и злодеи» и требует его купить. Мать, даже не посмотрев на издание, покупает журнал, отдает сыну, и они уезжают на машине.

Удивленная и озадаченная таким странным названием для детского журнала, прошу продавца показать его. C любопытством и даже некоторой опаской беру в руки. Цена немалая – больше 120-ти рублей, краски мрачные, хотя и яркие. На обложке - страшные существа, некие монстры. Под названием «Герои и злодеи» подзаголовок: «Человек-паук».

Моей первой реакцией были брезгливость и недоумение. Кто же создатель этого, с позволения сказать, «шедевра»? Ага, вот он: учредитель и издатель - ООО «Джи Фабри Эдишинз, главный редактор Мартин Медрано, распространитель по России, Белоруссии, Украине и Казахстану - «издательский дом «Бурда». Издание имеет свидетельство о регистрации как средство массовой информации всех четырех стран. Финансирует его некто или нечто MARVEL.

Детская литература в России традиционно была высокохудожественной и высоконравственной. Возраст этой литературной традиции как минимум лет двести. Вытекала она из основ Православия, где семья – это основа жизни государства и человека, а дети – подобия ангелов. В русской народной культуре детству было отведено важное место: здесь и образцы устного творчества - всевозможные пестушки, песенки, сказки, и различные виды прикладного искусства - неизменно добрые, немного забавные игрушки из глины, дерева, ткани. Разнообразнейшая игровая культура давала возможность хорошего умственного, физического и нравственного развития ребенка. Впрочем, так было искони заведено не только в русской культуре: традициям всех народов свойственно бережное отношение к детству, охранение, ограждение его от всего жестокого, безобразного и безнравственного.

К сожалению, все это почему-то оказалось утерянным в современном, «демократическом» мире. Одного взгляда на детские игрушки в наших магазинах достаточно, чтобы понять, на каких примерах и образах сегодня воспитываются российские дети. В печатной же продукции подобные казусы просто вопиют о беде.

Вернемся к изданию, с которого мы начали разговор. В центре обложки - некое существо сиреневого цвета с выпирающими мышцами, как будто без кожи, к тому же еще и с огненной головой. За ним другое существо, красного цвета с белыми глазами, на его груди значок: паук и паутина. Видимо, это и есть «герои». Сражаются они с наипротивнейшим монстром сине-черной расцветки, из руки которого, с загнутыми в виде рожек пальцами, устремляются желтые молнии. Что характерно, рога и рожки в этом издании присутствуют постоянно.

Первый сюжет называется «Паукомания»: ей, якобы, охвачен весь Нью-Йорк. И далее начинается полный бред о демонах, силе Паука и о том, как ею хотят завладеть какие-то злодеи. Причем, природа всей этой нечисти непонятна. В сказке, особенно в русской, все обусловлено течением сказочной жизни, четким определением носителей добра и зла. Есть завязка, развитие событий, кульминация и развязка, во всем сюжете - красивая ясность мысли и целей. В свое время отношение к сочинительству для юных читателей хорошо и просто выразил С. Маршак: «Для детей надо писать так же хорошо, как и для взрослых, только лучше».

Здесь же ничего такого нет и в помине: кто герои, кто злодеи – все с одинаково страшными рожами. А само действие представляет собой какую-то дурную бесконечность злодейств монстров и побед этого самого Паука. Еще есть безликая масса статистов, изображающих людей Америки.

Второй сюжет посвящен некоему ясновидящему доктору Стреджу и злым духам, а также медиумам, экстрасенсам и телекинезу.

На развороте мы видим огромный заголовок: «Неразбериха клонов». Под ним -штук 20 летающих «человеков-пауков», слева крупно - злодейская рожа в серых затемненных очках. Оказывается, это задание детишкам: им надо отыскать десять жучков, чтобы Спайди (так зовут Человека-паука) мог следить за своими злыми копиями.

Следующий разворот называется «Каратель». Настоящее имя его Френк Кастл, некогда лучший солдат армии США. Здесь детям тоже расскажут о том, как кого-нибудь убивают.

В «академии художеств» юным читателям преподаются уроки рисования от Спайди. Надо изобразить «героев» всех сериалов комикса – то есть всех «добрых» и злых монстров.

Дальше идет сектор головоломок, «спайдиворд»; при этом головоломки на все те же «героически-злодейские» темы. В других выпусках комикса можно увидеть «паучий детектив», «паучтамт», «гостей из параллельного мира», « спайди-тест», игру «По следам зловещей шестерки» и тому подобное.
В издании порой встречаются такие перлы: «справочник, как победить всех», «Раньше спасать вселенную могли только супер-герои, теперь это можешь сделать и ты», «собери супер-коллекцию раскрасок, ребусов, головоломок, и ты сможешь победить всех супер-злодеев».

Мне захотелось узнать, как эта зловещая мешанина может воздействовать на детей. Но не покупать же «журнальчик» специально! Спрашиваю у знакомых, оказывается, что сегодня многие – даже малыши - интересуются Человеком-пауком. Прошу дать мне комикс на время и показываю его профессиональным художникам.

Живописец, заслуженный художник РФ Алексей Андреевич Хусточка размышляет:

- В этом журнале очень тяжелый, агрессивный цвет. Форма, пластика в изображении человеческих фигур (впрочем, это не люди, а монстры) непонятна, груба, вызывает отвращение. Такими рисунками, изображающими уродов, монстров, можно и воспитать нечто подобное.

Нас в детстве воспитывали на простых и понятных художественных образах, где четко разделялось Добро и зло, красивое и безобразное, то есть не имеющее в себе образа Божия. В художественных вузах учили классическому рисунку и живописи. Надо сказать, что русский народ всегда был очень чуток к идеалам Добра и сам был добр, всегда кормил нищих и странников, даже если у самого не было пропитания, хоть куском хлеба милость оказывал. А этими, с позволения сказать, рисунками что закладывается в души детей? Только злоба, путаница, неразличение доброго и злого, извращенное представление о красоте. Точнее сказать, это представление, издавна присущее людям нашей страны, у современных детей просто не вырабатывается. Честно сказать, я бы постыдился появиться среди людей с таким журналом в руках.

Примерно так же характеризует это «детское издание» и художник Ольга Раздольская, добавляя, что острые, ломаные линии рисунков, постоянные углы в очертаниях тел и физиономий создают безотчетную тревогу даже у взрослого человека. Это достигается и при помощи цвета: лилово-черного, зелено-болотного и кроваво-красного. К слову, те же самые «углы агрессии» присутствуют и почти во всех популярных американских мультиках. Они ожесточают ребенка, делая его безжалостным и злым.

Что касается текстов, точнее, коротеньких реплик «героев» комиксов, то они чрезвычайно примитивны. Словарный запас у авторов в пределах словаря Эллочки-людоедки. Бросается в глаза грубость речи, бесцеремонность, хамство в отношении друг друга. Кроме того, в этих репликах нет узнаваемого мира, это чужие реалии чужой жизни, часто нам непонятные, не вызывающие ни интереса, ни сочувствия, ни уважения.

В сюжетах всегда кто-то один борется со всеми. Борец-одиночка – это в традициях американского общества. Его девизом я бы назвала слова песни, прозвучавшей некогда в одном хорошем американском фильме под названием «Последний дюйм»: «Какое мне дело до вас до всех, а вам до меня»… Кстати сказать, в советское время, когда к нам в кинопрокат приходили лучшие американские фильмы, когда мы читали и изучали в вузах классическую американскую литературу, культура этой страны вызывала у нас интерес и уважение. Но ее невозможно сравнить с водопадом пошлости, жестокости и грубости, который обрушился на нас сейчас.

Если продолжить разговор о характере речи «героев» комиксов, то, несомненно, это речь взрослых людей. Зачастую ее даже и речью-то не назвать – одна ругань, подстрекательства, обвинения. Персонажи постоянно пикируются, они не могут и не хотят договариваться между собой. Здесь не встретишь образного яркого выражения, емкой пословицы, точного сравнения - это разговор автоматов, роботов. А вы помните, какие диалоги в русских сказках? Например, в сказке «Лиса и заяц»:

- Что, зайчик, плачешь?
- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
- Пойдем, я твоему горю помогу.
- Нет, бык, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.
- Нет, выгоню.
А лиса им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!»

Обращение же героев русских сказок друг к другу не иначе как «добрый человек», «свет мой царевич», «девица красная», «добрый молодец» и другие.

Печально, что язык комиксов - примитивный, выхолощенный, грубый – многие дети воспринимают как руководство к действию. Их речь сегодня становится похожа на диалоги «супер-героев» с обличьями монстров.

Есть и другая опасность, исходящая от таких вот заграничных изданий на русском языке. В них – кстати, в последнее время по этому пути пошли и авторы популярных российских детских журналов – навязываются вредные и опасные идеи: например, пообщаться с мертвыми, чтобы узнать о будущем. Внушаются сомнительные мысли о якобы имеющихся сверхъестественных способностях у каждого человека, усиленно вызывается интерес к разного рода предсказателям и ясновидцам. Кроме того, постоянно ведется речь о волшебниках и волшебствах, с чьей помощью можно с легкостью достичь своей цели. Куда как проще – добиваться ее не каждодневным трудом, а умением хорошо колдовать!

Детский психолог высшей категории Лидия Дмитриевна Катаева утверждает, что подобные издания создают агрессивное и в то же время депрессивное состояние у детей младшего и среднего возраста (да и вообще у всех, кто их смотрит). Содержание комиксов искажает восприятие окружающей реальности, загоняет читателей в виртуальный мир, побуждает их жить по его примитивным законам; при этом они перестают различать истинные состояния друг друга. К примеру, если кто-то из окружающих смеется, то ребенок начинает воспринимать это как смех над ним. Мгновенно возникает причина для агрессии, ругани, драки. Такая реакция – это уже психическая патология, чреватая опасными последствиями.

Вот к таким невеселым выводам привело меня желание узнать о «духовной пище» нашего подрастающего поколения. И все началось с незначительной, казалось бы, минутной сценки возле газетного киоска, где было: требование ребенка купить яркий журнал, готовность молодой мамы выполнить дорогостоящую прихоть чада и при этом полное безразличие к тому, чем именно интересуется ее малолетний сын.

Собственно говоря, все мы уже давно живем в каком-то странном, патологическом состоянии бездумного доверия – или равнодушия? – ко всему, что нам предлагается – с экранов телевизоров, со страниц журналов с яркими, броскими обложками... Вся поступающая информация поглощается без ее критического осмысления. Родители не знакомятся со школьными программами, по которым обучаются их дети, множество людей вверяют свою единственную жизнь сектам и сомнительным сообществам, ночным клубам, игорным домам, оборудованным с вопиющими нарушениями элементарных правил техники безопасности.

Особенно наглядно это проявилось в последней страшной трагедии в Перми. Как могли взрослые парни, прошедшие армию, Чечню не понимать, сколь опасно находится толпой в триста человек в помещении с низкими потолками, с наглухо замурованными кирпичом окнами - и баловаться порохом, то есть пиротехническими «игрушками»! В этой трагедии все поднимается до символов, которые показывают, какими же мы стали…

Длинная, пугающая своей бесконечностью череда безответственности - родителей в воспитании, то есть в питании душ, своих детей, доверяющих это воспитание «супер-геройским» монстрам; школьных преподавателей, учащих лишнему, но не дающих необходимого; издателей, выпускающих книжки, растлевающие умы юных и неискушенных; кинематографистов, «стряпающих» пошлые сериалы... Несть числа этим примерам.

Сон разума рождает чудовищ… Наше национальное самосознание словно заснуло, и в кошмарном сновидении видит, как придуманные где-то за границей жуткие «герои-злодеи» похищают души российских детей. Видит – но ничего не делает, так бывает во сне. Озарены сполохами огня искаженные лица. Сверкают злобой красные глаза, скалятся в дьявольской ухмылке зубы, мелькают в душной темноте уродливые тени. И вдруг – взрыв, и тех, кто только что безумно веселился, настигает уже не духовная – физическая смерть… Эй, проснитесь, пока не поздно!

P.S. В тот раз, отдавая продавцу журнал «Герои и злодеи», я спросила, часто ли покупают этот «подарок» американской цивилизации. И она ответила: «Хорошо берут, долго не залеживается».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 4659


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031