|
||||||||||||||
Социальная среда бездомных и её взаимоотношения с окружающим миром. Пути реинтеграции и социальной адаптации людей, оставшихся без жильяДоклад прочитан Вениамином Вячеславовичем Деменко, руководителя Епархиального Комплексного Центра социальной помощи гражданам, оставшимся без жилья, на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях. Лица без определенного места жительства или бездомные люди для истории России не являются новым социальным явлением. Это фиксировала даже художественная литература, достаточно вспомнить. Отношение к бездомному в нашем обществе неоднозначное, я бы даже сказал отрицательное. И это в обществе, где от сумы и от тюрьмы испокон веков, как известно, не зарекаются. Общество не желает замечать существующую мировоззренческую прореху, желая переложить ответственность за ситуацию вокруг бездомных на государство. А государство в свою очередь перекладывает всю ответственность на самого бездомного. Вот такая юла. Из-за отсутствия внятной и целенаправленной социальной защиты бездомных граждан со стороны государства (патерналистическая модель социального устройства) эту пустоту заполнили разные негосударственные структуры, заняв свою нишу в социальной сфере. О чистоплотности многих таких фондов, общественных и псевдорелигиозных организаций я говорить сейчас не стану. Это отдельная тема, а упомяну только одну из проблем в этой области вопроса. В системе НКО работа с бездомными людьми чаще всего носит характер разовых экстренных мероприятий по раздаче еды и одежды, организации медицинских обследований, помывки и т.п. Проведение разовых акций силами местного сообщества (НКО, волонтерами, общественными движениями и т.д.) и освещение их в СМИ полезно с целью привлечения внимания общества и государства к проблеме бездомности, но как система социальной защиты она нулевая. Современный этап радикальных экономических и политических реформ в России, сопровождающийся кардинальными преобразованиями всей социальной структуры российского общества, произвело на свет новое «творение», я бы сказал новейшую социальную группу, которую можно назвать «люди, которых нет». Сегодня в Новосибирской области постоянно проживают по разным подсчетам от 5 до 15 тысяч людей, лишенных крова и возможности к социализации. Однако, это число возрастает в геометрической прогрессии тогда, когда в данную проблему включаются не фактические маркеры характеризующие некий показатель «человек без определенного места жительства», ассоциативно воспринимаемый нами как «бомж», а человек, реально столкнувшийся с проблемой отсутствия жилья и документов, удостоверяющих личность. Социальное положение таких людей делает необходимым рассмотрение их как особой группы общества в законодательстве – люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Ежедневно на телефон горячей линии Епархиального комплексного центра в городе Новосибирске поступает до 50 звонков, которые можно охарактеризовать простым словом — «помогите». Помогите! «Мы лишились жилья, потеряли документы, не можем уехать в связи с кражей денег и прочее, прочее». Можно посчитать, сколько реально людей могут стать представителями той социальной группы, от которой наше общество и государство пытается отмежеваться? Цифры просто пугают… А армия бездомных пополняется новыми «рекрутами». Все же, основной проблемой для бездомного представляется утрата связей и отношений с прежним окружением и с миром небездомных людей вообще. По понятным причинам отношения эти достаточно сложно восстановить, поэтому сохранение прежнего круга общения, родственных связей и т.п. имеют большое значение для оценки возможностей бездомного вернутся в общество. В противном случае формируется асоциальный тип личности, уже сознательно отказывающийся от контактов с обществом, негативно относящийся к социальному окружению и зачастую не чувствующий никаких моральных обязательств по отношению к другим. Таким образом, бездомность можно представить как нарушение связей и взаимоотношений человека с внешним миром, социальным окружением и отсутствием духовно-нравственных ориентиров. Это нарушение может быть задано изначально, как, например, в случае с бездомными — бывшими детдомовцами. Общеизвестно, что молодой человек, воспитывающийся в интернате, по степени адаптированности к внешней среде значительно отличается от своего ровесника, вопитывающегося в семье. И, выходя из детского дома, человек зачастую имеет искаженные представления о мире, его нормах и правилах поведения, оказывается неприспособленным к жизни на социально-бытовом уровне. Прибавив к этому отсутствие родственных и дружеских связей в социуме и слабую социально-правовую защищенность, мы получим своеобразное «социальное предопределение» к ситуации бездомности у данной категории людей. Люди, отбывшие срок заключения, оказываются в похожей ситуации. Во-первых, обычно пребывание в местах лишения свободы сопровождается разрывом связей с семьей и родственниками, во-вторых «на зоне» существуют свои нормы и правила, усваивая которые, человек не всегда может адаптироваться к жизни социума. Немаловажным является также тот факт, что в настоящее время социально-экономические и политические условия жизни очень динамичны, ситуация меняется очень быстро, и человеку, выпадающему из жизни государства и общества на год или более, требуется специальный курс адаптации к изменившимся условиям. Человек может сам разрушить свои социальные связи. Развод с супругом или конфликты с родственниками, чрезмерное употребление алкоголя, переезд в другой город для начала «новой жизни» — все это создает предпосылки для практически полной социальной изоляции. Сопутствующим фактором бездомности, сопровождающим процесс ослабления связей и отношений с социальным окружением является снижение социальной активности человека. Как правило, со временем снижается мотивация к труду, основная часть бездомных все меньше надежд возлагает на социальное окружение и продолжает вращаться только в кругу себе подобных. В случае нужды человек, как правило, пытается справиться сам, что, конечно, является позитивным фактором, но, с другой стороны, социальные ресурсы бездомного очень невелики, соответственно, самопомощь здесь предполагается тоже своеобразная, как правило, асоциальная. В 1964-1966 годах два психолога Марк Селигман и Стив Майер взбудоражили профессиональное сообщество психиатров открытием, которое сегодня известно под термином learned helplessness — Приобретенная беспомощность. Синдром приобретенной беспомощности является крайне интересным психологическим феноменом, с которым в своей профессиональной практике каждый день сталкиваются психиатры, психологи и практикующие психотерапевты. Вкратце, в упомянутых годах, упомянутые выше люди поставили один зверский эксперимент, который заключался в следующем: собак помещали в клетки, после чего без всякой последовательности и предупреждения начинали бить током. Надеюсь, что не все психологи такие… Так вот, несчастные собачки вырывались как могли, до… наступления определенного момента смирения, когда реакция на боль переходила с активной в пассивную, тогда животные просто сидели и терпели, поскуливая, терпя удар за ударом. Но это не самое важное в эксперименте. Самое интересное начиналось, когда, дождавшись реакции пассивности Селигман и Майер открывали клетки и повторяли удары током. Угадайте реакцию собак? Правильно, они оставались в клетках и продолжали терпеть боль. В результате у них была отмечена клиническая депрессия, но это уже результаты других исследований. Трудно не узнать в этих собачках людей? Да-да, люди ведут себя абсолютно точно так же. Синдром приобретенной беспомощности возникает после серии не контролируемых человеком событий, имеющих явно негативную окраску (в психологии — аверсивные события). Далее все получается точь-в-точь как у собачек — смирение, пассивное терпение боли и неустраивающих обстоятельств. Приобретенная беспомощность является благоприятной почвой для развития любого вида зависимостей и социальной деградации личности, а также для появления хронических депрессий и социальной апатии. Классический пример… Рассказ о бездомном, который сломал ногу. Два года тому назад в городе Новосибирске стартовал первый целенаправленный проект, носящий звучное название «Сотвори Милость». Идеей, я бы сказал, миссией проекта стало простое и понятное действие – помощь ближнему. В то недалекое время, нашими ближними, к счастью, стали бродяги, нищие, бездомные, которых по еще советской традиции мы называли «бомжи», то есть, людьми без определенного места жительства. А помощь сводилась к простому, и также вполне понятному действию, – подачи горячего питания, то есть пищи для жизни. Увы, в наше цивилизованное время, в частности в городе Новосибирске, как бы не пытались мы себя убеждать в обратном, нищих и голодных столько, что если их собрать всех вместе, можно организовать целую дивизию. Конечно, тогда мы об этом даже не думали, да и не знали просто, мы всего лишь хотели организовать пункт мобильного питания и просто кормить этих несчастных людей. Были закуплены все необходимые к этому действу приспособления: большие армейские термосы, разные предметы кухонного обихода, огромное количество одноразовой посуды и продукты питания. По некоторой печальной иронии, в недалеком прошлом, по-моему, в 2004 году, некие борцы за права человека, выступили с требованием, упразднить и вывести из правового обихода уничижающую человеческое достоинство аббревиатуру «БОМЖ». И получилось истинно по-чеховки или по-гоголевски или просто по-русски: упразднив аббревиатуру, наше правительство упразднило и людей, которые в свою очередь и совсем не протестовали и не пытались отстоять свои права. И после 2004 года жизнь наших бомжей резко изменилась, и совсем не к лучшему: обретя права человека, эти люди потеряли права граждан РФ, т.к. отныне они стали никто. Со временем из правового механизма исчезло все, что могло бы напоминать слово БОМЖ, убрали комиссии, профилактические осмотры, статистику и вскоре, через 5 лет, бомжей больше не стало. Чиновники с гордостью заявляли, что на улицах Новосибирска бомжей нет, а те, которые грязные и пьяные, сидящие у храмов на папертях, те непременно люди церковные, и ими пусть занимаются церковники. Так церковники стали в ответе за тех, кого невольно приютили. Констатация факта состоит в том, что зачастую людям, которые оказались на социальном дне, кроме церкви помочь никто не может. Хотя парадоксальным является то, что помощь людям без определенного места жительства и работы, согласно федеральному законодательству, гарантирована. Почему этого нет на деле? Не знаю. Хотя понимаю, что причина не в законе, а в нашей ментальности, просто удобно не замечать этих людей и не помогать им. Так проще… Прошло два года с того времени, как мы стали кормить бездомных. В начале 2011 года мы еженедельно предоставляли пищу 200-там человекам. Нам удалось наладить сотрудничество с государственным учреждением, которое оказывало срочную социальную помощь людям, оставшимся без жилья. Также мы организовали выезды на городские свалки, теплотрассы, помогая этим людям, давая им питание и оказывая медицинскую помощь. Эту службы мы назвали «социальный патруль». Вскоре нам удалось запустить еще одно направление в городе Бердске, там по аналогичному пути наши коллеги из Преображенского кафедрального собора выезжали к бездомным на свалки и кормили их. Однако, и мы, и наши бердские коллеги отмечали особую специфику наших нищих – нежелание возвращаться в социум. Это было поразительным: почему-то эти люди, хлебнувшие горя и лишения, не хотят жить нормально, т.е. как все мы! Почему? Ответ на этот вопрос я получил однажды от одного бездомного, с лохматой и грязной бородой и с синюшно-подбитым глазом. Хрипя, он спросил меня: «А что вы можете предложить?». И действительно, что мы могли предложить, кроме еды и антисептиков? Из-за того, что в государственной системе социальной защиты образовалось такое безобразие, оттого, что общество стало антагонически воспринимать падших людей, оттого, что система здравоохранения не предусматривает никакого профилактического наблюдения за людьми, которые нешуточно болеют, оттого получилось так. «Только причем здесь мы?» — вертелось у меня в голове. Смотря на неухоженного и грязного бездомного, я не мог не видеть его очевидной ущербности, он был несомненно болен. А как тут не болеть-то? Сибирь - это не Португалия и даже не Европа. Сибирь - это морозы до -40, тут и обморожения, ампутации ног, рук. Сибирь – это и замечательная благодатная почва для туберкулеза. Сибирь – это и нищета, и загубленная деревня, и очумелые крестьяне, стекающиеся в города, подобно сбегающим с корабля крысам, в надежде спастись. Город манит людей своими нереальными перспективами, а приезжая в город, эти люди оказываются в жерновах капитализации, где правит не мировой капитал, а жажда наживы полубандита или полукомерсанта. Эти люди вынуждены наниматься на работу без социальной и медицинской страховки, а приобретая болезнь или получая увечья, они списываются как отработанный материал и вышвыриваются на улицу, где их ждет мороз и туберкулез, а также жалкое существование возле мусорных бачков в поисках протухшей еды. Потом эти люди, зачастую трудоспособное и репродуктивное население, превращаются в зомби, утерявших человеческий облик и разум. Эти люди несчастны только лишь потому, что государство ничего не может предложить им в качестве альтернативы, а они, пробуя выбраться из пропасти тотальной безысходности, превращаются в жалких людей, никому не верящих и ничего не знающих. Что я мог предложить тому деду с лохматой бородой? Тогда-то и возник новый проект организовать для этих людей приют. Велосипед изобретать не стоило, достаточно было обратиться к историческим данным и вспомнить, что в дореволюционной России святой праведный Иоанн Кронштадтский, мучимый нищетой мещанства портового города, создал дом трудолюбия, который стал оплотом новой формы социального попечения о труждающихся и обремененных. В мае 2011 года, совершенно случайно, разглядывая фотографии на сайте городсткого аукциона, я увидел, что выставлено некое новое здание бывшего детского сада. И тут бац! Это оно, тут будет приют для наших бездомных. Еще два года тому назад мы просто попытались кормить бездомных, оказывать им помощь в виде социального патроната. Сегодня при Новосибирской Епархии создана целая отдельная служба – Учреждение «Комплексный центр социального облуживания граждан, оставшихся без жилья». 1. Учреждение представляет собой двухэтажное отдельно стоящее здание общей площадью 613 кв. м. с прилегающей территорией и подсобными помещениями (гаражный бокс 221,2 кв.м. и погреб 31,3 кв.м.). В здании расположен круглосуточный стационар для обеспечения социального обслуживания людей, оставшихся без жилья, рассчитанный на 50 койко-мест. В помещении стационара расположены столовая, медицинский кабинет, санпропускник, часовня, офисное помещение, библиотека, палаты-общежития. В настоящее время в помещении проживают 50 человек, из них 22 человека пожилого возраста и инвалидов. 2. С 20 декабря 2011 года на территории ЕКЦ действует Пункт срочной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее Пункт), располагается он на территории Учреждения и является мобильным передвижным пунктом для предоставления срочной социальной помощи гражданам, оставшимся без жилья в зимние и холодные сезонные периоды. Пункт представляет собой утепленные палатки (для мужчин и для женщин) армейского образца – 3 палатки общей площадью 100 кв.м. Цели и задачи Пункта: оказание первой доврачебной, санитарной и психологической помощи; предоставление помещений для бытового обслуживания и обогрева(койко-места или сидячего места), предоставления места для обогрева в холодные периоды; обеспечение горячим питанием. В процессе реализации мероприятия Пункт стал использоваться как временное место пребывания поступающих на социальное обслуживание в учреждение до момента прохождения медицинского обследования и определения в учреждение. В настоящее время в помещении проживают 22 человека, из них 13 человек пожилого возраста и инвалидов. 3. С 14 февраля 2011 года в рамках Соглашения между Новосибирской Епархией Русской Православной Церкви и Министерством социального развития Новосибирской области была разработана Благотворительная программа социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Сотвори Милость». Программа разделяется на два направления. 1. Акция «Социальный патруль»; 2. Акция «Сотвори милость». Акция «Социальный патруль» представляет собой представляет собой совокупное мероприятие, состоящее из мобильной бригады по предоставлению срочных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (выезды социальной бригады быстрого реагирования, профилактика бродяжничества и бездомности с еженедельным посещением мест скопления людей без определенного места жительства и занятий), раздачи гуманитарной помощи, оказания санитарной помощи и др. Акция «Сотвори милость» представляет собой специализированное мероприятие по раздаче полноценного горячего питания и духовно-нравственной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемая на базе ГКУ СЗН НСО «Областной центр срочной социальной помощи». Основной методикой работы Акции — является работа двух подотделов 1 – организация горячего полноценного питания клиентов ГКУ СЗН НСО «Областной центр срочной социальной помощи», 2 - духовно нравственная поддержка клиентов ГБУ СЗН НСО «Областной центр срочной социальной помощи». 4. 14 мая 2012 года Департаментом земельных и имущественных отношений города Новосибирска в безвозмездное пользование Новосибирской епархии Русской Православной Церкви было выделено здание общей площадью 993,70 кв.м. под организацию Богадельни для людей пожилого возраста и инвалидов. Целью Богадельни является оказание социальных услуг и благотворительной помощи следующей категории граждан: престарелым гражданам РФ, инвалидам, людям, оставшимся без попечения и не способным к самообслуживанию (самостоятельному уходу за собой), страдающим онкологическими заболеваниями и др. В настоящее время в помещении проживают 58 человек, из них 25 человек пожилого возраста и инвалидов. 5. Запущена служба координации, статистики и информационного сопровождения «Епархиальный гуманитарный центр», который функционирует ежедневно с понедельника по пятницу с 11. 00 до 17.00. Главная задача центра — сбор информации по всей Епархии о социальных возможностях наших храмов. Любой обратившийся человек сможет получить информацию, где ему могут помочь и какие службы существуют в Православной Церкви нашей Епархии. Также в центр будут поступают заявки от тех, кто хочет помочь и тех, кому нужна помощь. Принимаются продукты, вещи, бытовая техника и мебель, координируются дальнейшие действия и распределяются пожертвованное между нуждающимися, службами Епархии и храмами. 6. В настоящее время в разрабатывается новый проект «Автобус Спасения», целью которого станет создание мобильной службы обогрева, питания и первой доврачебной помощи на базе переоборудованного автобуса КАВЗ для людей, оказавшихся в экстремальных жизненных обстоятельствах в зимний период. Предполагается еженощная работа автобуса на привокзальной площади «Новосибирск-Главный» в период с 01 декабря по 01 мая. 7. Ведется работа по созданию хозяйственного общества (ООО «Центр трудовых ресурсов») при ЕКЦ для обеспечения клиентов учреждений трудовыми местами и ведения трудовой ресоциализации. В настоящее время данное хозобщество взяло на обслуживание 60 объектов придомовой территории (услуги дворников) в Ленинской районе. После апробации и получения положительных результатов данная деятельность предельно расширится. Жизнь на улице — это постоянная борьба за существование, поэтому от того, насколько человек смог приспособиться к экстремальной ситуации бездомности, зависит его выживание. Следующей после отсутствия крыши над головой бездомные называют проблему отсутствия работы. Замкнутый круг — без прописки или регистрации не берут на работу, не работая, невозможно зарегистрироваться — для многих бездомных представляется невозможным разорвать. Но, переставая регулярно трудиться, бездомный зачастую утрачивает и желание работать. Представитель данной категории, живущий только собирательством и за счет средств других, как правило, утрачивает мотивацию к труду. Возвращаясь все к тому же социологическому опросу, можно отметить, что на вопрос: «Сколько раз за последние три месяца пытались устроиться на работу?» ответили «ни разу» 45% респондентов. И 30% ответили, что не могут работать. Для поиска работы прибегали к услугам службы занятости 1-2 раза 9% бездомных, до 5 раз 9%, чаще — 7%. Остальные бездомные (около 70% опрошенных) ее услугами не пользовались. Таким образом, бездомный, утверждая, что хотел бы найти постоянную работу, по большей части, серьезных усилий для ее поиска не предпринимает и в саму возможность найти работу не очень верит. Мы решили эту проблему достаточно оригинально, создав своеобразную биржу труда при ЕКЦ. Любой трудоспособный бездомный, приходящий в структуру ЕКЦ получает возможность трудиться. Рассказ о Центре трудовых ресурсов. 8. Также в настоящее время ведется работа по организации санитарного пропускника на территории ЕКЦ. В работу санпропускника будет включена первичная санитарно-гигиеническая обработка людей, дезинфекция одежды и прочее. Самая первая преграда к социализации — это отсутствие для бездомных санпропускников и банно-прачечных пунктов (в Новосибирске есть только один дезинфекционный пункт на 10 тыс. среднего числа бездомных и один специализированный центр «Областной центр срочной социальной помощи», а также одна государственная ночлежка, рассчитанная на 50 мест). Для сравнения, одна обработка максимум пяти человек длится около часа, поэтому в среднем можно посчитать, сколько этот пункт может пропустить человек в день. И это учитывая, что данный пункт принимает бездомных только по направлениям Областного центра срочной социальной помощи. Без направления никакой помощи. Поэтому людям живущим, например, в Октябрьском или Дзержинском районе пешком придется преодолевать до 10 км, что бы только помыться, а Первомайским или Советским бездомным мыться и обрабатываться предусмотрено только в реке Иня. Вторая проблема - это отсутствие у бездомных (до 70% из общего числа) паспорта. А без паспорта бездомный не может получить ни медицинскую (кроме экстренной) помощь, ни социальную. Без паспорта невозможно попасть во многие здания, его необходимо предъявлять в поликлинике, в больнице, в отделе социальной защиты и т.д. Паспорт нужен, чтобы оформить инвалидность и пенсию, зарегистрировать в загсе брак/развод, рождение ребенка, трудоустроиться, снять квартиру, купить билет на поезд, поселиться в гостинице, подать заявление в суд, заключить договор с оператором мобильной связи и во множестве других ситуаций. В настоящее время силами Новосибирской Епархии разработана целевая программа помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Сотвори Милость». За прошлый год в рамках программы было освоено около 15 млн. рублей, которые пошли на помощь бездомным. В настоящее время на попечении Новосибирской Епархии (учреждения, о которых мы говорили выше,) находятся 130 человек, из них 35 человек пожилого возраста и 30 человек, утративших способность к самообслуживании, т.е. инвалидов. Через ЕКЦ за прошедший год прошло около 1000 человек. Было оказано свыше 70 000 услуг, соответствующих Государственному стандарту социального обслуживания населения Новосибирской области (предоставление койко-места, питание, обеспечения гуманитарной помощью, средствами гигиены и одеждой, мягким инвентарем, правовых услуг, услуг по трудоустройству, транспортных услуг и пр.). Приблизительная стоимостная оценка 70 000 услуг равняется 5 млн. рублей. К данной деятельности привлечено 25 добровольцев. Приблизительная стоимостная оценка труда добровольцев и добровольческого труда клиентов Учреждения Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви «Комплексный центр социального обслуживания граждан, оставшихся без жилья» в рамках осуществления проекта «Сотвори Милость» составляет 680 000 рублей. Консолидированный годовой бюджет вышеуказанных служб и учреждений в настоящее время составляет (с учетом затрат на ремонт и реконструкцию) 12 млн. рублей. При учете ежесуточного обслуживания 130 человек ежедневная стоимость обслуживания одного человека составляет 256 рублей. В целом, если говорить предметно, то в нашем законодательстве просто нет такого понятия — бездомный. Конечно, в ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения» есть такое понятие как трудная жизненная ситуация, где бездомность признается таковой, но этот термин размыт. Нет того критерия, по которому можно определить, попал тот или иной бездомный в трудную ситуацию и может ли он стать объектом для обеспечения или выдачи некоего пособия. Хотя, согласитесь, если человек без жилья, он уже в трудной ситуации. К сожалению, ничего внятного в законе нет. А вот вопросы, требующие внятных ответов, существуют: Является ли бездомность трудной жизненной ситуацией? Может ли бездомный получать бесплатно медицинскую, социальную помощь? Если да, то как и какую, какие механизмы работы с данной категорией граждан в НСО? Может ли получить какую-либо помощь и поддержку человек, не имеющий документов, удостоверяющих личность? Может ли бездомный получить временное место жительства и работы до восстановления своей социальной дееспособности? Какую помощь оказывают бездомным государственные службы социальной защиты населения? Следует обратить внимание на тот факт, что в настоящее время, к сожалению, отсутствует правовой механизм для ресоциализации бездомных. Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. отменил Указ от 2 ноября 1993 г. «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества», создававший правовую основу для принудительного временного содержания этих лиц в приемниках-распределителях.
Образование и Православие / В.В. Деменко, Благотворительный проект "Сотвори милость" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6965 |