|
||||||||||||||
Воспитание словомТрёхчасовое общение Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона с журналистами дало представление о сегодняшней деятельности Русской Православной Церкви. Облегчая участь бездомных и заключённых Владыка Тихон сразу напомнил, что церковь занимается проповедью, вероучительными, социальными вопросами, но не участвует в политических баталиях. «Церковь не может предоставлять свои помещения политическим организациям. Она не участвует в предвыборных гонках, никого из политиков и политических течений не поддерживает, не ведёт никакой агитации и пропаганды. Каждый человек, каких бы он политических взглядов не придерживался, может быть членом церкви. Церковь — для всех людей». Благодаря деятельности православной церкви в Новосибирске открыто два комплексных социально-реабилитационных центра. Один для бездомных инвалидов, другой для тех, кто имеет более или менее нормальное здоровье, но нуждается в крове и моральной поддержке. Деятельность центра охватила около 300 человек. Людям предоставлены тёплые помещения и трёхразовое питание. Кто может работать, трудоустраиваются, в основном дворниками. «Мы стараемся лечить бездомных, потому что болезней у них много, — рассказал владыка Тихон. — Зачастую у них нет документов, никто их не может направить в поликлинику. Но мы договорились с врачами. Их лечат. Одновременно мы помогаем им восстановить документы и вернуться в общество к нормальной жизни». Работа православной церковью ведётся по многим направлениям. Действует 17 реабилитационных центров и социальных гостиниц для возвращения к нормальной жизни наркоманов. Православные приходы ведут большую работу с государственными учреждениями, где содержатся дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В тюрьмах, в армии сегодня также востребовано слово православного священника. «При хороших взаимоотношениях с руководством исправительных колоний очень много можно сделать по воспитанию самых трудных и неблагополучных людей, — поделился владыка Тихон. — Думаю, то, что произошло недавно в Копейске, в колониях нашей области просто невозможно. В ИК-18 мы проводили неделю храма. Некоторые осуждённые говорили: «Это не тюрьма, а мужской монастырь». Теперь наших заключённых — активных членов тюремных приходов — рассылают по другим колониям по всей стране, чтобы они прививали духовность в этой среде. За 20 лет у нас накоплен очень большой опыт такой работы». Менять жизнь к лучшему Большую работу церковь проводит с детьми. В области организовано 18 летних лагерей, в оздоровительно-воспитательном процессе которых деятельное участие принимает православная церковь. Это оздоровительные и военно-патриотические лагеря. «Работаем мы и по защите детства и материнства, — сказал Владыка. — Общественные организации сами начинают влиять на свою жизнь, пытаются донести проблемы до правительства, до чиновников. За последнее время организовались «Союз православных педагогов», «Союз православных врачей», «Союз православных женщин»… Позавчера только приходили женщины, которые хотят создать «Союз православных юристов». Все они хотят помогать обществу, рассказывать о правах верующих людей — чем они могут заниматься, чем не могут. И поскольку они сами граждане России и члены церкви, они хотят помогать обустройству нашей новой России и нового общества. Я думаю, очень важно, когда сам народ организуется и пытается свою жизнь менять к лучшему». Задачу проводимых в Новосибирске и области в эти дни Рождественских чтений владыка Тихон определил в первую очередь как просветительскую. «Многие люди не знают, что это за праздник. Знают, конечно, что наше летоисчисление начинается от Рождества Христова, а о том, что это за событие, осведомлены далеко не все. Советская власть в основном с церковью боролась через невежество, через отсутствие духовной литературы. Сейчас мы восполняем этот пробел. И поскольку воспитание — в руках педагогов, мы проводим педагогические конференции и разъясняем учителям не только смысл и содержание этого праздника, но и тот тысячелетний опыт воспитания людей, который имеется у религиозных организаций. В том числе у русской православной церкви. Тема наших Рождественских Чтений — нравственное воспитание. В учительской среде нередки разговоры об оборудовании классов, о зарплате. А как же дети? Вот мы и стараемся напоминать работникам образования, что невозможно у учителя «покупать» только знание. А кто воспитанием будет заниматься? Все ведь говорят сегодня о духовно-нравственном воспитании. Президент обращался к Федеральному собранию и говорил об этом. Посмотрите, сколько у нас на Красном проспекте книжных магазинов! А где можно купить духовно-нравственную литературу? А раз проблема существует, надо чтобы были какие-то пособия, через которые человек получал бы образец правильной жизни». Русскому языку ничего не грозит «В дни Кирилла и Мефодия мы стараемся раскрыть наследие этих просветителей, — говорит Владыка. — Современный русский язык имеет славянские корни. Язык, на который Кирилл и Мефодий перевели священное писание и первые богослужебные книги — церковнославянский. Причём интересно, что они начали перевод с Пасхального Евангелия, с фразы: «Вначале было слово». Символично, что для славян они первыми перевели именно эти строчки. Мы напоминаем, что есть проблема русского языка, который засоряет слэнг. Некоторые говорят, что русский язык умирает. Мы считаем, что русскому языку ничего не грозит. Это что-то происходит с духовным миром». Рассказал митрополит Тихон и об опыте проведения крестных ходов, которые бывают весьма масштабными. В этом году в крестном ходе участвовало около 20 000 человек. В них принимают активное участие ученики и преподаватели школ. Во многих школах проводят мероприятия, посвящённые Дням славянской письменности и культуры. К примеру, в школе № 132 ученики разрабатывали тему «Апостола». Речь идет о книге, которая была напечатана ещё при Иване Грозном диаконом Иваном Фёдоровым. Православие и казачество «Столкнулись мы с казачеством с самых первых дней перестройки, — ответил Владыка Тихон на вопрос о новой волне в казачьем движении. — Нашлись люди, которые принадлежали к казачьему роду, и казачьи организации начали возрождаться. Но сразу вмешались какие-то деструктивные силы, которые попытались расколоть казачество. Этим занимались и прежде. Было белое казачество — монархисты, было казачество в войсках Временного правительства, было красное казачество, которое перешло на сторону советской власти. И тогда-то казачество было неоднородно, а в наше время тех казаков, которые участвовали в революции и в гражданской войне, вообще не осталось. Это уже либо их потомки, либо просто офицеры, вышедшие в отставку и одевшие казачью форму. В своё время в Куйбышеве мы столкнулись с тем, что приехали так называемые белые казаки и захватили храм. И не на пользу это пошло. Но как-то удалось это выправить. Многие казаки стали обращаться к нам с просьбой окормления. С просьбой, чтобы на казацких кругах присутствовали священнослужители. И сейчас у нас отец Дмитрий Полушин окормляет наших военных, в том числе и казачество… Разное есть казачество. Есть общины и землячество, есть реестровое казачество, которое признано государством. Мы всех стараемся держать в поле зрения, потому что раз они себя объявляют православным воинством, мы пытаемся как-то на них влиять. Плохо или хорошо, что возрождается казачество? Я думаю, хорошо. Потому что в свободном обществе все имеют право на существование. Хочет он быть казаком — пожалуйста. Но мне кажется, надо возрождать казачество в тех традициях, которые были. Берите землю, обрабатывайте. А позовут вас что-то охранять или за родину повоевать — будет видно. Сейчас надо быт казачества возрождать, традиции и обычаи». Куда идут приходы? «Храмов сейчас много, слава Богу, — рассказал Владыка о приходской жизни. — Но есть актив прихода. Одну прихожанку я в связи с восьмидесятилетием награждал. Она 61 год ходит в наш Вознесенский собор. Все её знают. Она врач. Я ей вручил церковный памятный знак, медаль. Что касается актива, то, учредители прихода — десять или двадцать человек, и они непосредственно участвуют в жизни прихода. Это певчие, клир, чтецы церковные, звонари, преподаватели воскресной школы или гимназии, активные верующие. В каждом храме даже штат свой. В кафедральном соборе 200 человек штат. Они же и являются активными прихожанами. И те, кто постоянно приходит. Некоторые состоят в молодёжном движении при храме. Другие — учащиеся церковной воскресной школы. Есть те, кто на содержании прихода, есть те, кто приходит просто помолиться. Каждый наш приход несёт ещё какую-нибудь социальную нагрузку. В приходе Вознесенского кафедрального собора есть центр великомученика Пантелеймона по окормлению нескольких больниц. Активисты центра ходят по больницам, помогают больным. Или, допустим, храм Михаила Архангела на улице Большевистской. Там плодотворно работает центр по реабилитации осуждённых. Центр окормляет 16 колоний. Любой освободившийся из заключения человек, оказавшись в трудной жизненной ситуации, может к ним прийти — они помогают деньгами, одеждой, помогают добраться до места, обращаются к властям по его проблемам. И самое главное — они работают с семьями осуждённых. Ведь человек, который освобождается из заключения, должен попасть в благоприятную семейную обстановку...»
Образование и Православие / Юрий ГОРБАЧЕВ, Фото Валерия ПАНОВА Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3151 |