|
||||||||||||||
Сибирская Голгофа белорусского священникаПубликуем статью об отце Василии Гоголушко, пострадавшем от "красного террора" в декабре 1920 г. Написана внучкой священника Верой Венскович. Впервые опубликована в газете "Гродненские епархиальные ведомости". Семейная хроника. Истоки Василий Митрофанович Гоголушко, будущий о.Василий, родился средь западных пределов земли белорусской в 1881 году, в селе Бобры Лидского района Виленской епархии. Ныне эти места - Гродненская область и Гродненская епархия. Издавна крестьянский род Гоголушко проживал в Беларуси. Деды пахали землю и сеяли хлеб, отец - Митрофан Иванович Гоголушко - был портным. Жили очень бедно, в курной хате. В семье было четверо детей: три сына и дочь. Отец очень хотел дать детям образование, и, несмотря на материальные трудности, отдал двоих сыновей — Адама и Василия – учиться в учительскую семинарию в г.Лида Гродненской области. Село Бобры, где проживала семья Гоголушко, от г.Лиды в 25 километрах, и Митрофан пешком через день носил хлеб и еду своим сыновьям в Лиду. О жизни о.Василия в молодые годы сегодня можно сказать немного, документов не сохранилось, остались фотография тех лет и воспоминания детей о.Василия, записанные внуками. Но «по плодам их узнаете их» (Мф. 7. 20). Своим жизненным подвигом о.Василий напоминает нам, что у человека всегда остается выбор, какой путь избрать: просторный, ведущий в геену огненную, или узкий, ведущий в Царствие Небесное. О.Василий с юности мечтал посвятить себя труду духовничества, послужить Всевышнему. Июнь 1911. Отъезд После окончания учебы в семинарии Василий стал работать псаломщиком в церкви села Ласица Глубокского района Витебской области. Однако мечта стать пастырем не оставляла его. Через некоторое время Василий уехал учиться на пастырские курсы в Москву (ректор протоиерей Восторгов). Летом 1911 года семья иерея Василия Митрофановича Гоголушко запечатлелась на фотокарточку по случаю окончания главой семейства пастырских курсов и возведения его в сан иерея. Эта дата - 11 июня 1911 года - была началом отсчета времени, за которым последуют долгие годы человеческой жизни, заполненной трудами, трагическими событиями, потерями, лишениями и страданиями за тот путь, который избрал летом 1911 года о.Василий - путь со Христом. Путь мученический, крестный, но путь Спасителя - истинный путь христианина, верного своему Божественному Учителю Иисусу Христу. За учебу надо было платить, если же нет денег, то нужно было ехать отработать не менее 5 лет в какую-либо отдаленную местность, где мало или совсем не было церквей, чтобы приобщить народ к православию и вере. У о.Василия не было средств заплатить за обучение, поэтому молодой священник был направлен в Сибирский приход в поселке Дальний Долговской волости Новониколаевского уезда (ныне Новосибирск). Этот приход был в Томской епархии у железнодорожного пункта Болотная, он только открылся и нового священника не ожидали там хорошие условия: не было храма, не было дома для проживания семьи. Отец Василий с Божией помощью выстроил здесь первоначально молитвенный дом, где можно было помолиться прихожанам, а через короткое время вырос на самом красивом месте в поселке пятикупольный храм из кедра на белокаменном фундаменте. Потом уже были заботы о строительстве домов под жилье. Лес был кругом, а труды по строительству храма были всем в великую радость - народ в Сибири боголюбивый и мастеровой. Люди потянулись в церковь, батюшка безотказно помогал всем, исполняя не только свои служебные обязанности, но и врачебные, так как на курсах в Москве обучали и оказанию медицинской помощи нуждающимся. К нему приезжали за помощью и днем и ночью, никому не отказывал батюшка, беспрекословно собирался и ехал ночью, если было нужно. Апрель - Октябрь 1920. Арест В великой России в 1917-м произошел переворот, и власть ухватили цепко большевики. Дошли слухи, что казнена царская семья, полилась кровь по земле русской ручьями, по трупам шли новые хозяева народа Божьего, разрушая его вековые традиции и веру. Когда советская власть пришла и заявила о себе в 1920 году в поселке, то о.Василию Гоголушко исполнилось только 39 лет. Подрастали два сына - Петя и Шура, подтянулась дочка, родился третий сынок. Мирная жизнь семьи священника в поселке Дальнем ничем не нарушалась, в политике о.Василий не разбирался и всякую власть принимал смиренно: все от Бога. Весной 1920 года новая власть постучалась в двери священника Василия - его арестовали. Три месяца он пробыл в заключении в Новониколаевской (Новосибирской) тюрьме, после «предупреждения» был освобожден. Крест с себя батюшка не снял и не «пошел в большевики», за что был вновь заключен осенью этого же года на несколько месяцев в тюрьму как политически неблагонадежный элемент. И это «предупреждение» строптивого «служителя культа» не испугало отца Василия: он остался служить на своем приходе и церковь не закрыл. Зимой 1920-го он возвращался по улице поселка из храма, когда к нему подъехали два человека: один верхом на лошади, другой, самый главный, развалился в санях. Последний был в военной форме и представился комиссаром Ивановым. Он сказал: «Батюшка, вы два раза сидели в тюрьме, мы знаем, что вы ни в чем не виноваты, мы теперь свозим вас на допрос, а завтра привезем домой». На улице были люди, и комиссары всем показались вежливыми и предупредительными представителями новой власти. Отец Василий с ними уехал... Декабрь 1920. Смерть Несколько дней ждали дома отца Василия, но никаких вестей о нем не было. Матушка Ольга Викентьевна терялась в догадках: опять посадили в тюрьму? Держат на допросе? Ждет попутной лошади, чтобы добраться? Но он вернется, ведь комиссары обещали, ведь батюшка не виноват! Кто-то из жителей поселка прибежал домой и рассказал матушке, что на железнодорожном разъезде Чебула женщина, черпая ведром воду в речной проруби, вытащила человеческую голову... Голова, сказали ей, завернута в подрясник, сшитый гвоздями. Матушка, предчувствуя недоброе, немедленно собралась туда. Долго она ходила по разному начальству, плакала и умоляла дать разрешение показать ей голову мертвого человека для опознания. После долгих мытарств ее допустили в ледник морга. Тела там не было, отдельно на льду лежала человеческая голова, отрубленная с шеей и частью плеча. Она узнала в ней родные черты безмятежно спящего любимого человека, ее мужа, Богом данного, отца ее деток, кормильца семьи, лик мученика-священника, уподобившегося мученической кончине, как и Предтеча Иисуса Христа святой Иоанн Креститель. Путь Господу в сердце своем проложил священник Василий Гоголушко и был избран Им для принятия высшего духовного крещения - претерпеть муки и смерть за Спасителя, чтобы обрести жизнь вечную. Когда она узрела мертвую голову своего мужа, дух ее оставил. Поднявшись с пола в морге после потери сознания, матушка Ольга Викентьевна стала слезно просить отдать ей тело и голову супруга, чтобы по христианскому обычаю предать останки земле. За разрешением ее послали к местному прокурору... Подобно прокуратору Палестины Пилату местный прокурор устно обещал выполнить просьбу вдовы, но не исполнил своего прокурорского слова. Голова с обезглавленным и изуродованным казнью телом была где-то закопана самими мучителями. «Не вздумайте только искать!» - предупредили матушку палачи. Это была угроза. Тела своего мужа матушка так и не увидела. В это время народ звонил в церковный колокол, ожидая гроб с останками своего батюшки, но все оказалось напрасно... Матушка приехала с пустым гробом. Место захоронения о.Василия не известно. После 1920-го Матушка Ольга Викентьевна, продав все вещи, собрала целый мешок бумажных обесцененных в то смутное время денег, и все отдала в железнодорожную кассу за билеты, чтобы приехать домой в Беларусь. С четырьмя детьми (в возрасте 15, 11, 9 и 7 лет) она возвратилась в Западную Беларусь. Как жить дальше, чем существовать? Матушка обратилась к владыке Елевферию, епископу Виленскому, с просьбой помочь ей устроить сирот. Владыка, узнав, что с ними случилось, плакал. Двух сыновей (Александра и Михаила) взяли на воспитание в приют Свято-Духов монастырь в г.Вильно. Старшему сыну Петру, который к тому времени закончил в Томске Духовное училище, было дано место псаломщика в городе Поставы, и он с 15 лет кормил семью - мать и сестру. Как драгоценную реликвию сохраняю у себя семейную икону о.Василия. На ней лики семи святых по числу членов семьи (когда все пятеро детей были еще живы, девочка Зинаида умерла в возрасте 10 лет и похоронена в поселке Дальнем в 1917г.) и именно тех святых, чьи имена носили члены семьи. Икона написана по заказу о.Василия в период 1914-1917гг. сибирским местным художником (фамилия не известна). Икона сохранилась вопреки всем тяготам жизни, дважды пропутешествовав из Сибири в Беларусь: в 1920 году после семейной трагедии и в 1946 году после освобождения вывезенных в Казахстан семей репрессированных (средний сын о.Василия Александр был репрессирован и сослан в сталинские лагеря, вдова Ольга Викентьевна и сестра Любовь были вывезены в 1939г.). Мученическая смерть самого родного человека, своего отца, любовь к нему пробуждали одно желание - продолжать великое дело отца - служение Господу. Впоследствии все четверо детей о.Василия пошли по стопам отца. Вторая половина ХХ столетия Старший сын Петр, поработав псаломщиком после возвращения семьи из Сибири, через некоторое время был рукоположен в сан иерея и уехал к месту службы. Всю жизнь прослужил священником, скончался в чине протоиерея церкви села Лавришево Новогрудского района Гродненской области в 1971 году. Был религиозным композитором, писал ноты к церковным песнопениям, составил большую партитуру нотных записей, в т.ч. к Литургии, сам же ее переплел в большую с красивым переплетом и ценным окладом книгу, по размеру - как Большое Евангелие. Впоследствии после его смерти эта партитура была передана в Свято-Духов Виленский монастырь. Средний сын Александр поступил на учебу в Виленскую Духовную семинарию. В 1939г. в день освобождения нашего края от ига поляков советской властью был схвачен ночью активистами, жестоко избит ими и брошен в тюрьму в Столбцах. Сначала б мес. без суда и следствия в тюрьме, потом еще столько же в тюрьме в Минске. После этого -приговор: 8 лет сталинских лагерей. Этапы, пересыльные пункты, бараки...Север. Котлас. Стала одолевать болезнь, которая не оставляла будущего пастыря всю жизнь. Пять тысяч человек политзаключенных, болезни, эпидемии от скученности, клопы, смерти. В начале войны с фашистской Германией по амнистии попадает в Узбекистан, где узнает, что его мать с сестрой в Казахстане, куда их сослали после его ареста как семью репрессированного. Уже после окончания войны в 1946 им разрешают вернуться в родные места на Гродненщину. Здесь Александр Гоголушко был рукоположен в сан иерея. Гонения священнослужителей, православных верующих достигли в эти годы невиданных масштабов. И снова как приговор: выселение из дома ...или отказ от убеждений и веры. Только не испугался священник очередных устрашений, отстоял и дом свой, и церковь, и приход. В то время, когда сплошь и рядом закрывались церкви, церковь д.Раковичи, где служил о. Александр, была действующей все те тяжкие годы и действует до сих пор. У Александра еще с детских лет ярко проявился талант художника, он много рисовал, мечтал стать иконописцем и уметь написать Богородицу. Был период в жизни О.Александра, что именно этим ремеслом художника он кормил семью. Умер О.Александр в преклонном возрасте - 89 лет в сане протоиерея и был самым старым священником Гродненской епархии. Дочь о. Василия -Любовь была награждена талантом от Бога петь и прославлять Его. Обладала уникальным сильным красивым сопрано, так что люди из окрестных деревень стекались в церковь, чтобы послушать ее пение. Всю жизнь проработала в церкви - сначала пела в хоре, в т.ч. в архиерейском в г.Гродно, потом псаломщиком и руководителем хоров в нескольких приходах Гродненской области. И только отсутствие материальных средств не позволило получить в свое время надлежащее образование. Была искусной рукодельницей, ее работы художественной вышивки выставлялись для показа на выставках. Чистейшей, светлейшей, бескорыстнейшей души человек была, с очень трудной и сложной личной судьбой, собой очень красива броской красотой. Была глубоко религиозным человеком. Вера была для нее и хлебом, и водой, и богатством, и смыслом жизни, и утешением, и наградой. Вместе, неразрывно, плечо в плечо прошла по жизни со своей матерью, вдовой о.Василия Ольгой Викентьевной, поддерживая и помогая друг другу в тяжкие времена, а их было - ох, сколько предостаточно! Таких - дочерней, с одной стороны, и материнской - с другой, - любви и взаимопонимания я не встречала больше в жизни. Этого можно пожелать каждой женщине, рожденной на нашей грешной земле. Умерла в возрасте 67 лет от тяжелой болезни. О младшем сыне о.Василия сведений мало. Он закончил в Варшаве Богословский факультет университета, имел два высших образования (богословское и педагогическое), работал директором средней школы. Убит немцами в 1941 году под Барановичами. Наши дни Мы, внуки, третье поколение, хорошо помним нашу бабушку Ольгу Викентьевну, вдову о.Василия. Она проживала вместе с нами в нашей семье (семье дочери Любови Васильевны, моей матери). Мы с моей двоюродной сестрой Аллой Александровной Плавской (в девичестве Гоголушко, дочерью О.Александра Гоголушко) очень любили свою бабушку, мы свято чтим воспоминания о нашей любимой бабушке, хорошо помним ее рассказы о семейной трагедии - Сибирской Голгофе священника о.Василия Гоголушко, нашего деда. Бабушка дожила до преклонных лет - 88, а мы были тогда уже почти взрослыми -16-18 лет. Я часто беседовала и с О.Александром Гоголушко, моим дядей. Он был прекрасным собеседником, философом, художником, просто добрым и мудрым человеком, которому Господь даровал большую, непростую и интересную жизнь, и на девятом десятке лет он был так же нужен людям и причастен к их радостям и несчастьям. Помню я и рассказы и воспоминания своей матери - Любови Васильевны, дочери о.Василия. И хотя ее нет со мной уже более 30 лет, я так же ярко вспоминаю ее голос и ее руки, которые бережно перекладывали листки белой бумаги между старыми семейными фотографиями, чтобы они не потерлись и лучше сохранились. Фотографий этих сохранилось немного после всех мытарств, что пришлось пережить семье о.Василия. И я прошу у Господа мужества и сил сберечь события и даты, чтобы исполнить долг памяти. На данный момент получена такая справка: «Гоголушко Василий Митрофанович родился в 1881 г., с.Дальнее Новониколаевского уезда; образование среднее специальное; священник. Проживал: с.Дальнее Новониколаевсого уезда. Арестован 18 июля 1920 г. Приговорен: Томской губЧК 30 сентября 1920 г.; обв.: по обвинению в «контрреволюционной деятельности''. Приговор: к лишению свободы в пределах отбытого срока. Реабилитирован 28 октября 2002 г.» Скажем прямо, все изложено в очень мягкой форме - не правда ли? - и ни слова об убийстве. Взятый на небеса к Престолу Господнему о.Василий с тихой улыбкой глядит оттуда на нас, его потомков, появившихся на свет много лет спустя после мученической его смерти. А я, его внучка, вспоминаю его так, как если бы ему довелось укачивать меня на любящих руках... «Дед!» - горделиво думаю я. И чем больше проходит дней, ночей, месяцев, лет, десятилетий, - тем имя родное все выше... И я прошу его молитв ко Господу за нас, грешных. «...Господи Боже наш, славу сию мучеником от века бывшим даровавый, яко мощи их сеются во храмех обновления нашего ради, подаждь славу сию и страстотерпцам новым, аще и неведома суть места погребения их...» Очерк написан с использованием фрагментов статьи Натальи Дорош «Судьбы человеческие» --«Гродненские епархиальные ведомости». -1996. - №№ 9-10. - Стр.12-16. Фото. Отец Василий с матушкой и сыном Петром во время учебы сына в Томском духовном училище (1915г.)
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 10 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4673 |