|
||||||||||||||
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Воспитание историей9 января 2012 года вышел указ Президента Российской Федерации о том, что нынешний год будет Годом Российской истории, поскольку на этот год выпадает целый ряд очень важных исторических дат для нашего государства: 1150 лет Российской государственности, 400 лет преодоления Смуты 1612 года, 200 лет Победы в Отечественной войне 1812 года.
На повестке дня нового периода жизни нашего общества и государства прежде всего стоит необходимость выработки четкой государственной стратегии и гражданской позиции в области культуры, воспитания и образования. К сожалению, порой бытует представление, что трудности экономических задач не дают возможности в полную силу заняться делом нравственного и культурного воспитания детей и молодежи, чтобы своевременно уделять решению этой важнейшей проблемы такие меры и средства, какие она заслуживает. Но давайте вспомним: как была выстроена предвыборная Программа партии «Единая Россия»? Какие ценности в этой Программе поставлены на первом месте? Программа была опубликована в «Российской газете» 8 февраля 2012 г. На первом месте обозначены «духовность и единство российского народа». Сказано также, что «на новые вызовы времени верный ответ может дать только нравственно-здоровое общество». А достигнуть этого возможно благодаря воспитанию семейных ценностей и сотрудничеству с традиционными религиями — «поддержке работы традиционных религий в системе образования и просвещения». (Все это в Программе представлено в качестве основания обновляемой государственной политики России. Потом уже перечисляются проблемы самоуправления, ЖКХ, экономики, инновации, села, Вооруженных сил и так далее.) Одно из отрадных явлений последних лет — возрождение церковно-государственных праздников. Теперь не только день Рождества Христова является нашим общим праздничным днем. Двадцать лет тому назад был возрожден праздник нашей родной словесности — День славянской письменности и культуры (24 мая), связанный с прославлением наших первоучителей, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В конце XX — начале XXI века мы видим постепенное возрастание числа церковно-государственных праздников. Самые значительные из них — День народного единства (4 ноября), День Крещения Руси (28 июля). Кроме того, в Российском историческом календаре имеется немало дней воинской славы России, а также памятных дат, празднование которых носит церковно-государственный характер, так как эти праздники неразрывно связаны как с отечественной историей, так и с российской православной традицией. Это — День победы на Куликовом поле (21 сентября), День российского студенчества, или Татьянин день (25 января), День семьи, любви и верности (8 июля) и другие праздники. Возрождаемые церковно-государственные праздники, во-первых, являются реальным отражением отечественной истории, в которой невозможно отделить гражданскую историю России от церковной, во-вторых, они наглядно показывают, что воспитывает история и чему она учит. Добросовестно преподаваемая родная история способствует воспитанию любви к Родине, высокой гражданственности, патриотизма, желания посвятить жизнь свою служению Отечеству, родной земле, своему народу. Если же отделять высокой преградой церковную историю России от гражданской истории государства, то полноценного изучения отечественной истории не получится, потому что именно Православию «принадлежит особая роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года). Десятилетиями светскость понималась таким образом, что Церковь фактически ущемлялась в правах. Теперь же, как сказал на встрече с Патриархом Кириллом и другими религиозными лидерами В.В.Путин, должен устанавливаться совершенно другой режим взаимоотношений между государством и Церковью режим партнерства, взаимной помощи, поддержки и сотрудничества. «Нам нужно деятельное, прямое, эффективное, ежедневное участие религиозных организаций в жизни общества и государства», — сказал нынешний Президент. И как на особо важное направление этого сотрудничества указал на сферу образования, воспитания и просвещения. «Здесь еще сохраняется целый ряд проблем, которые искусственно сдерживают деятельное участие религиозных организаций в образовательной сфере». Итак, духовность провозглашается первейшей национальной ценностью, а на новые вызовы времени верный ответ может дать только нравственно-здоровое общество. А кто же должен созидать это нравственно-здоровое общество? — Только ли Церковь? Почему отмалчиваются деятели культуры и образования? Почему не слышны голоса учителей и работников культуры против безнравственности — наглой, пошлой, унижающей вообще достоинство человека, независимо даже от того, религиозный он или нет? У учителей, у работников культуры, конечно, очень много проблем. Но воспитание подрастающего поколения граждан России в доброй нравственности — разве это их не касается?! Неужели им все равно, какими вырастут школьники и студенты? Неужели и им нужны только потребители развлекательных услуг? Культура не должна быть деструктивной и демонической. Культура должна облагораживать человека. Закрывая глаза на разрушение нравственности, общество подрывает основы своего бытия и благоденствия. Церковь же ясно различает добро от зла и прямо говорит: вот это добро, а это зло. И призывает человека: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15). Чтобы противостоять негативным тенденциям, «всякого рода мусору, который носит деструктивный характер... мы должны находить в себе достаточно энергии и воли, чтобы продвигать традиционные для нашего государства ценности. Особо это важно в сложном и быстро меняющемся мире, в глобальном информационном пространстве, которое создает не только преимущества, но и очень серьезные вызовы... Хранителем же непреходящих ценностей для нашей страны, непреложных истин выступает Православие», — сказал Президент Дмитрий Анатольевич Медведев на открытии X Выставки-форума «Православная Русь» в День народного единства 4 ноября 2011 года. В связи с темой церковно-государственных праздников, памятных исторических дат следует особо отметить события, которые произошли в Новосибирской области в прошлом году. В 2011 году впервые на нашей земле в городе Искитиме совершилось общеепархиальное празднование в честь новосибирских новомучеников Николая и Иннокентия, расстрелянных в 1937 году за веру православную и прославленных в лике святых в 2002 году. Это празднование, сопровождавшееся Крестным ходом, вдохновило многих наших земляков обратиться к нашей недавней многострадальной истории, к страшным, но поучительным страницам новосибирского краеведения. Во время этого празднования проводилась конференция, посвященная памяти новомучеников новосибирских, на которой присутствовали родственники этих подвижников веры и благочестия. Участники конференции, в том числе работники образования, с трепетом слушали свидетельства о самых трудных временах нашей недавней истории. Мы обратились к главам администраций г. Новосибирска и п. Ордынское с просьбой назвать улицы именами святых новомучеников. Недалеко от города Искитима есть Святой источник, куда направлялся упомянутый Крестный ход. Этот Святой ключ пробился на месте страданий узников, погибших здесь. Ныне там воздвигается храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Святой источник посещает очень много молодоженов. Недавно там была сооружена часовня во имя святых Петра и Февронии Муромских, покровителей российских семейств. Для чего молодые семьи приезжают на это святое место, где невинно пострадало множество наших соотечественников? — Чтобы соприкоснуться со святыней, с родной историей, прикоснуться к своим духовно-нравственным истокам. Я думаю, это очень правильно, что молодежь наша, приезжая на это святое место, получает благословение у святых покровителей семейной жизни. Это очень хорошее начало семейной жизни. В этом году 24 мая Новосибирская Митрополия вместе с мэрией установили памятник святым Петру и Февронии в Нарымском сквере у Вознесенского собора. Общецерковное и общенародное празднование памяти новосибирских новомучеников и Крестный ход по случаю этого празднования — все это вдохновляет людей и побуждает обращаться к своей истории, начиная с семейных традиций. История воспитывает, может быть, даже очень жестоко, но такое историческое воспитание необходимо, чтобы мы не забывали своих корней и учились извлекать уроки из истории. Забвение своей истории приводит к нравственному разложению и повторению ошибок. Хранение исторической памяти имеет исключительно важное значение для постановки воспитания в школе. Иначе мы и дальше будем сталкиваться с проявлениями вандализма, подобными устроенному школьниками на кладбище, с примерами оскорбления учителей своими учениками, с развитием криминала в школьной и молодежной среде, со случаями группового суицида среди молодых людей. Повторяю: как гласит Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», православие имеет «особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Эти слова действующего законодательства не должны быть для учителей пустым звуком. Если Православие имеет особую роль в истории России и становлении и развитии ее духовности и культуры, значит, в школе необходимо изучать основы православной культуры, содействовать тому, чтобы родители школьников от носителей этой культуры получали сведения о цели и задачах этого нового учебного предмета. Выступая в прошлом году на педагогическом форуме в Адыгее, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «В следующем году мы будем отмечать один из юбилеев зарождения государственности. Я дал поручение провести в 2012 году олимпиады по истории России, по истории, соответственно, регионов России. И более того, нам нужна современная, адаптированная для наших школьников разного возраста пропаганда исторических знаний. Конечно, здесь очень многое зависит от самих учителей. Надеюсь, что новые общеобразовательные стандарты дают неплохие возможности для того, чтобы учитывать региональные и этноконфессиональные особенности разных территорий». Если говорить об этноконфессиональных особенностях Новосибирска, то ясно, что абсолютное большинство жителей — 90% — русские, православные. За 20 лет мы крестили около 1 миллиона человек. Если мы желаем слышать голос руководителей страны и готовы учитывать этноконфессиональную особенность нашего города и региона, значит, необходимо содействовать введению в общеобразовательную школу учебного предмета «Основы православной культуры». И этим не ущемляются права тех наших сограждан, которые воспитывают своих детей в своих национально-религиозных традициях. У нас много с ними общего в духовно-нравственных принципах. Это отношение к старикам, к деторождению, к милостыне и другим добрым делам. Только такие духовно- нравственные принципы помогут сохранить мир и братскую дружбу народов, составляющих Российское государство. Наша общая задача — научить школьников принимать правильные решения в жизненно важных ситуациях, научить ребенка отвечать за последствия своих слов и поступков, научить прощать, заботиться друг о друге. Всего этого невозможно достичь, если в школе не будут прививаться основы духовно-нравственного воспитания — не так называемой «светской этики», у которой нет твердого основания для нравственного развития и совершенствования, а именно - традиционной тысячелетней российской духовно-нравственной культуры, возрождающей совесть человека. Задача государства, правительства — пресекать зло и давать дорогу добру. Зло агрессивно, активно и быстро распространяется, захватывая общество. К примеру, если современный молодой человек уже не может ни на минуту оторваться от компьютера, если пределом его желаний является автомобиль, новая модель мобильного телефона, то он — машинопоклонник. Находясь же в полной зависимости от машин, от безжалостных информационных технологий, он забывает даже о реалиях жизни, а не только о почитании родителей, об уважении к учителю, о священных обязанностях перед Родиной. Он уже не понимает, почему Россию мы называем «священной нашей державой», «хранимой Богом родной землей» (слова из Государственного Гимна России). Такой человек становится игрушкой в руках тех, кто целенаправленно вкладывает в эти машины, в свои проекты и программы только жажду развлечений, тем самым воспитывая в молодом человеке не гражданина, а потребителя. В день великомученицы Варвары в своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл сказал, что сейчас миром правит не Божья правда, а информационные технологии. В настоящее время мы часто встречаемся не просто с отсутствием этических установок, с безразличием к идеалам, с моральной безответственностью, к величайшему сожалению, мы имеем дело с особым явлением — с воинствующей безнравственностью. Такая безнравственность не довольствуется небрежным, неблагоговейным отношением к тому, что для большинства людей дорого. Ей надо это дорогое, священное, святое оскорбить, унизить: растоптать, разорить могилы, оскорбить слух граждан скверным словом, унизить учителя, осмеять честного человека. У тех, кто так себя ведет, отсутствие духовно-нравственного воспитания перешло в наличие установок на злые поступки и дела. Вот почему отсутствие у человека духовно-нравственного воспитания является социально опасным. В Москве на заседании общественного совета одного из элитных районов столицы мне пришлось столкнуться с людьми, которые приняли решение о выгуливании собак на кладбище героев Первой мировой войны. А недавно на конференции педагогов в Доволенском районе, когда я сказал, что аборт — это убийство, аморальное и противоестественное, одна учительница громко засмеялась и сказала: «Учите губернаторов и мэров, а нам мало платят». В прошлом году Новосибирской епархией совместно с Администрацией области, руководством Западно-Сибирской железной дороги, а также работниками образования, здравоохранения и культуры было совершено несколько больших социально-благотворительных акций по Новосибирской области. За время движения по области автопоезда и Поезда памяти «За духовное возрождение России», в районных центрах проводились педагогические конференции, встречи с руководителями образования, педагогами и старшеклассниками общеобразовательных школ. Научить школьников и молодых людей совестливости, доброте, порядочности, честности, ответственности не менее важно, чем обучить профессиональным навыкам. Воспитать достойных граждан России — вот ради чего вводится новый учебный предмет «Основы православной культуры». Предмет этот последовательно раскрывает идею возможности духовного возрождения человека на основе исторической памяти и трезвого осознания современности, дает ориентиры для поиска человеком своего места в мире — все это в конечном итоге способствует возрождению всего российского общества. Мы переживаем сложное, противоречивое время, но земля Российская не оскудела людьми неравнодушными к нашим духовно-нравственным ценностям и культурно-историческому наследию прошлого. И я надеюсь, что среди этих людей будут сотрудники Администрации области, учителя наших школ, призвание которых — учить разумному, доброму, вечному, а не только оказывать услуги населению. В прошлом году мы провели по области и городу 50 преподавательских конференций. Основные выводы, которые можно сделать, неутешительны: сами учителя не хотят меняться; указание же на проблемы и недостатки самих учителей вызывают недовольство, а иногда и истерику. Исследования показали, что в шкале нравственных ценностей понятие «добро» у учеников — на первом месте, а у учителей — на последнем. Ф.М.Достоевский сказал: «Диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца человеческие». Если его перефразировать, то можно понять, почему сегодня мы так много говорим о школе: диавол с Богом борется, а поле битвы — школа. Если мы не уберем атеистическую парадигму из образовательных учреждений, то мы не сможем воспитать ответственного и совестливого гражданина. Именно на это сейчас направлены усилия Правительства России. Когда недруги нашего народа пытаются нас перевоспитать, то они сталкиваются с Церковью. Без доброй нравственности не может быть воспитания, а начинается духовно-нравственное воспитание, по словам академика Д.С.Лихачева, с усвоения основ отечественной религиозной культуры. «Культура — это святыни народа, святыни нации». Если мы верим, что наше общее благоденствие вверено нашим общим усилиям, нашему взаимодействию и сотрудничеству, то совместные усилия Церкви, общества и государства должны быть направлены прежде всего на решение духовно- нравственных проблем в среде российской молодежи. Важно помнить, что защищая Русскую Православную Церковь, каждый человек защищает себя, свою страну, свою самобытность, свою свободу, свое будущее и будущее своего народа. Вестник Новосибирской митрополии №5 (101) август 2012 г
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3133 |