Опубликовано 08.09.2012 в рубрике  Новости Митрополии, Материалы НЕВ
 

Отечественная война 1812 года в русской истории и поэзии


«металися смущенные народы»: французская революция 1789-1793 гг.

Рубеж XVIII-XIX веков был бурной и судьбоносной эпохой в истории Европы. Европейский континент в те годы был охвачен войнами и революциями. Именно об этом времени Пушкин написал знаменитые строки:
 

Игралища таинственной

игры,

Металися смущенные

народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы,

то Свободы,

То Гордости багрила

алтари.

Смятение народов, о котором говорит поэт, началось с французской революции 17891793 годов. Французская революция была не просто изменением общественно-политического строя Франции, но своего рода «тектоническим сдвигом» мировоззренческих основ европейской цивилизации. Идеал «естественного человека», выношенный, выпестованный философами-просветителями, революция выразила на языке политики и общественной борьбы, сделала своим знаменем и путеводной звездой. Если в дореволюционной Европе человек жил традицией и верой, мерил себя христианской мерой, то раскрепощенный революцией «естественный человек» сам стал мерой всех вещей, освободив себя от традиции и обычая, от веры и доверия всему, кроме своего рассудка. Рассудок отныне понимался как высшая и лучшая человеческая способность. С помощью разума революционеры хотели перестроить общество, создать его заново, как бы на пустом месте; перевернуть страницу в истории человечества, а на следующей, новой и совершенно еще не заполненной, написать: «Права человека и гражданина», «Свобода, равенство, братство». Но вместо этого она оказалась залита кровью.

«Век разума», как часто называют XVIII век, закончился бурным взрывом иррационально жестокого революционного насилия и террора. «Красное колесо» французской революции, начавшее свое вращение с почти бескровного взятия Бастилии, стремительно набрало обороты, увлекло в воронку убийств и жестокости десятки тысяч людей. До этого в истории Европы кровь лилась во время войн, в том числе религиозных, но никогда еще она не лилась во имя идеологии. И никогда еще кровопролитие не было столь технологически выверенным.

«Сущность республики — уничтожение всего, что ей противодействует. Виновны те, кто не хочет добродетели. Виновны те, кто не хочет террора», — наставлял Максимилиан Робеспьер кровавым летом 1794 г., когда за один только июнь в одном только Париже казнили 2000 человек, и казни продолжались по 6 часов в день. Но великий террор стал пожирать своих «родителей». 27 июля 1794 г. (9 термидора второго года республики по революционному календарю) уставший от постоянных репрессий Конвент при поддержке Национальной гвардии арестовал Робеспьера и его сторонников. На следующий день они были гильотинированы. Радикализм революции пошел на спад, а звезда нового ее героя — молодого бригадного генерала Наполеона Бонапарта — на подъем.

«сын революции»: наполеон бонапарт и его путь к власти

Выходец из недавно присоединенной к Франции Корсики, Наполеон приобрел известность еще осенью 1793 г., когда он проявил свои способности полководца при взятии Тулона. 5 октября 1795 г. Наполеон помог термидорианцам подавить роялистский мятеж, и после этого его карьера не знала спадов до самого 1815 г. Завоевание Италии, военные действия в Египте, захват власти в Париже 5 ноября 1799 г., провозглашение себя первым консулом республики, затем пожизненным первым консулом и, наконец, в 1804 г. императором французов, новые завоевания — вот ее ступени. К 1812 г. Наполеон поднялся на вершину могущества. Он был всевластным монархом не только своей страны, но и почти целой Европы. Фигура Наполеона вызывала изумление, восхищение и преклонение у многих его современников. Гениальный дар полководца сочетался в нем с холодной расчетливостью математика; неукротимая энергия политического борца — с предусмотрительностью государственного деятеля; широкий кругозор законодателя — с невероятной работоспособностью управленца. Качеством, цементировавшим его характер, концентрировавшим все его способности для достижения одной цели, была всепоглощающая жажда власти. Современникам Наполеона, казалось, в лицо пахнуло ветром истории. В Европе XIX века вдруг воскрес Александр Македонский или Цезарь.

Ф.И. Тютчев писал:

Сын Революции,

ты с матерью ужасной

Отважно в бой вступил —

и изнемог в борьбе...

Не одолел ее твой гений

самовластный!..

Бой невозможный,

труд напрасный!..

Ты всю ее носил

в самом себе...

Для того чтобы понять эти строки, нужно иметь в виду, что Тютчев считал революцию не просто политическим движением, добивающимся социальных преобразований, но особым мировоззрением, особой духовной силой, антихристианской по своей сущности. «Революция же прежде всего — враг христианства, — писал он, — антихристианский дух есть душа революции, ее сущностное отличительное свойство». В противоположность «христианскому смирению и самоотвержению» революция основана на «гордости и превозношении», на убеждении в том, что «всякая власть исходит от человека, все, провозглашающее себя выше человека, — либо иллюзия, либо обман».

Противоположными революции началами Тютчев считал Церковь и Империю. Он исходил из известной библейской концепции Книги пророка Даниила, согласно которой ход истории определяется сменой всемирных монархий — Вавилона, Персии, Македонии, Рима, последовательно передающих друг другу вселенскую власть. Империя, согласно этой концепции, есть некая геополитическая константа. «Империя не умирает, она передается», — пишет Тютчев. Но передается она легитимно, законным порядком. Законными преемниками римских императоров были византийские василевсы. В Византии империя, освятившись союзом с Церковью, стала «христианской» и «окончательной». После падения Византии легитимная христианская империя продолжает существовать в России.

Наполеон, подобно Карлу Великому, попытался возродить империю на Западе. Но его империя ложна, потому что нелегитимна, своевольна. Наполеон уже одним фактом самопровозглашения и узурпации власти нес в себе родовое проклятие своей матери — революции, ее «гордости и превозношения». Гордость способна вознести человека на жизненную высоту, но лишь затем, чтобы он оттуда упал, разбившись насмерть, как это и произошло с Наполеоном. Об этом Тютчев говорит в другом своем стихотворении.

Два демона ему служили,

Две силы чудно в нем

слились:

В его главе — орлы парили,

В его груди —

змии вились...

Ширококрылых

вдохновений

Орлиный, дерзостный

полет,

И в самом буйстве

дерзновений

Змииной мудрости расчет.

Но освящающая сила,

Непостижимая уму,

Души его не озарила

И не приблизилась к нему...

Он был земной,

не Божий пламень,

Он гордо плыл —

презритель волн, —

Но о подводный веры

камень

В щепы разбился

утлый челн.

Попытка Наполеона узурпировать верховную власть и воцариться над фактически всемирной империей была причиной того, что его фигура в русском общественном сознании первой половины XIX века вызывала устойчивые апокалиптические ассоциации. Его подчас считали антихристом (здесь играло роль исходное значение этого греческого слова: Христос — в буквальном переводе с греческого означает 'царь, помазанник', приставка «анти-» означает 'вместо'; следовательно, антихрист — это тот, кто пытается подменить собой Христа или, в другом значении, подменить собой царя, императора). Поэтому Тютчев считал, что столкновение между Наполеоном как олицетворением гордости и своеволия революции и Россией как легитимной христианской империей было неизбежно. Он писал: «Примечательно, личным врагом Наполеона была Англия, а между тем, разбит он был в столкновении с Россией, ибо именно она была истинным его противником. Борьба между ним и ею была борьбой между законной империей и коронованной революцией ». Такой подход во многом объясняет невиданный, несоразмерный чисто экономическим или политическим причинам, масштаб событий, развернувшихся в 1812 г.

«гроза двенадцатого года»: нашествие наполеона на россию

Стремление Наполеона к установлению гегемонии в Европе привело в 1805 г. к возникновению антифранцузской коалиции, в которую входила и Россия. Однако в ходе войн 1805 - 1807 гг. и эта, и последующая коалиция были разбиты. Александр вынужден был подписать Тильзитский мир. Мир этот не был унизителен для России. Несмотря на то, что Россия являлась проигравшей стороной, Наполеон не потребовал от нее никаких территориальных уступок или контрибуций, но стремился лишь к тому, чтобы заключить с Россией союз. Однако союз, в который наша страна входила на правах младшего партнера, не мог снять фундаментальных противоречий между Россией и Францией. Новое столкновение было неизбежно.

12 (24) июля 1812 г. французские войска перешли пограничную реку Неман и вторглись на территорию Российской империи. Наполеон вел за собой неслыханно громадную армию, насчитывавшую (включая войска второго эшелона) 610 тысяч человек. В составе этой армии были не только французы, но и прочие народы — немцы, литовцы, поляки, австрийцы, португальцы, испанцы, швейцарцы, итальянцы и другие. Недаром на Руси вторжение Наполеона стали называть нашествием галлов и двадесяти язык (то есть двадцати народов).

Тютчев в одном из своих стихотворений описывает переход наполеоновской армии через Неман:

Победно шли его полки,

Знамена весело шумели,

На солнце искрились

штыки,

Мосты под пушками

гремели.

И с высоты, как некий бог,

Казалось, он парил над ними,

И двигал всем, и все стерег

Очами чудными своими...

Лишь одного он не видал...

Не видел он, воитель

дивный,

Что там, на стороне

противной,

Стоял Другой —

стоял и ждал...

И мимо проходила рать —

Все грозно-боевые лица,

И неизбежная Десница

Клала на них Свою печать...

И так победно шли полки,

Знамена гордо развевались,

 Струились молнией штыки,

И барабаны заливались...

Несметно было их число —

И в этом бесконечном строе

Едва ль десятое чело

Клеймо минуло роковое...

Подсчет Тютчева даже можно уточнить. Он говорит, что едва ли десятый из перешедших Неман вернулся обратно на родину. На самом деле из числа перешедших тогда реку войск первого эшелона (ок. 450 тысяч человек), обратно предстояло вернуться всего лишь примерно 23 тысячам измученных, раненых, обмороженных...

Дальнейшие события всем хорошо известны. Отступление русских армий, битва под Смоленском, кровопролитное Бородинское сражение, оставление Москвы. Казалось, Наполеон одерживает лишь победы, но все эти победы обернулись для него катастрофическим поражением. Обескровленная после Бородина французская армия надеялась найти в Москве отдых, провиант и продовольствие, но вместо этого оказалась ввергнута в море бушевавшего четыре дня московского пожара.

Пожар был столь страшен и велик, что Наполеон не мог оставаться в Кремле. Воздух настолько раскалился, что невозможно стало дышать. С большим трудом император прорвался через пелену пламени и огня к Москва-реке и, двигаясь вдоль нее, смог добраться в Петровский дворец, который и стал на два дня его резиденцией. Именно об этом дворце А.С. Пушкин писал в знаменитой строфе из «Евгения Онегина»: Вот, окружен своей

дубравой,

Петровский замок.

Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем

упоенный,

Москвы

коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник,

не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный

пламень он.

6(18)сентября в связи с начавшимся дождем пожар пошел на спад. Весь город превратился в одно большое пепелище, сгорело более трех четвертых городских построек. Сгорели все продовольственные припасы и военные склады, брошенные при поспешном отступлении русской армии.

Московский пожар разрушил все планы и надежды Наполеона. После пожара пребывание французской армии в Москве стало почти невозможным и бессмысленным. Чем дольше она оставалась в Москве, тем более разлагалась. Французы мародерствовали, грабили сгоревшие и оставленные москвичами дома, грабили храмы и монастыри, пьянствовали, и никакие усилия Наполеона восстановить дисциплину не приносили успеха. Попытки французского императора вступить с Александром I в переговоры о мире не помогли: царь ни откликнулся ни на одно предложение Наполеона (всего во время войны 1812 г. их было пять), поклявшись, что не подпишет мирного договора, пока нога хотя бы одного французского завоевателя остается на русской земле.

изгнание наполеона из россии

В результате Наполеон решает оставить Москву. Как известно, Наполеону пришлось отступать к Смоленску по разоренной дороге через Можайск. Отступление французов превратилось в катастрофу. Хотя тогда еще температуры не опускались сильно ниже нуля, в основном держались в пределах -4 -5°C, но французы страдали от голода и бескормицы, падеж лошадей привел к тому, что кавалерия превращалась в пехоту, из-за нехватки лошадей приходилось бросать пушки. После Вязьмы ударил первый по-настоящему зимний мороз, сразу в -18°C, и прибавился еще один враг великой армии — зима.

Параллельно отступающей армии Наполеона двигалась русская армия, которая постоянно беспокоила французов набегами, нападениями на арьергард и истощала их силы. Когда к 12 ноября Наполеон подошел к реке Березине, он располагал всего лишь 30-40 тысячами боеспособных людей и 35-40 тысячами отставших, больных, безоружных. Переправа через реку осуществилась, но при этом Наполеон потерял еще 20 тысяч строевых солдат и офицеров и примерно столько же безоружных и больных. Русские войска, завершив изгнание Наполеона из России, торжествовали победу. 24 декабря 1812 года император Александр I издал манифест, в котором объявил о том, что нога последнего французского солдата покинула территорию Российской Империи, и дал обет построить Храм Христа Спасителя в память победы над Наполеоном.

Началась заграничная кампания русских войск. Русская армия входила на территорию Европы. В 1814 году, после победы над Наполеоном в «Битве народов» под Лейпцигом русские воска вошли в Париж. В Париже росс!

Где факел мщенья?

Поникни, Галлия, главой!

Но что я вижу — росс

с улыбкой примиренья

Грядет с оливою златой.

Еще военный гром

грохочет в отдаленье,

Москва в унынии, как степь в полночной мгле,

А он несет врагу не гибель,

но спасенье

И благотворный мир земле.

Это строки из знаменитого стихотворения Пушкина «Воспоминания в Царском Селе», в котором поэт подчеркивает высоконравственное поведение русских войск в Европе, которые действительно несли не разрушение, а «мир земле».

В других своих известных строках Пушкин спрашивает:

Гроза двенадцатого года

Настала — кто тут нам

помог — Остервенение народа,

Барклай, зима

иль русский Бог?

Действительно, почему России удалось одержать победу над Наполеоном, которого не могла победить ни одна европейская держава? Что помогло этой победе?

Наполеон был склонен винить в своих неудачах исключительно погоду, как некую природную катастрофу, перед которой любой человек будет бессилен. Но на самом деле источники свидетельствуют, что почти на всем протяжении отступления Наполеона, кроме последних дней, зима не была не только более холодной, чем в другие годы, но даже более мягкой. Кроме того, ранее, во время Прусской кампании или в горах Испании французам приходилось вести военные действия при более низких температурах, и от этого их армия не приходила в расстройство. Значит, сама по себе зима, вопреки тому, что говорил Наполеон, не могла уничтожить его Великую армию.

Армия Наполеона была полностью разгромлена и изгнана из России благодаря тому, что произошло единение народа России, когда и дворяне, и духовенство, и крестьяне, и купцы, представители всех сословий общества, соединились вокруг одной идеи, одного стремления, стали плечом к плечу — единство и любовь к Родине и родным святыням и стали главной причиной победы над Наполеоном.

Гавриил Романович Державин в своем «Гимне лиро-эпическом на изгнание французов» писал:

О росс! О добльственный

народ!

Единственный

великодушный,

Великий, сильный,

славой звучный,

Изяществом своих доброт.

По мышцам ты

неутомимый,

По духу ты непобедимый,

По сердцу прост,

по чувству добр,

Ты в счастье тих,

в несчастье бодр,

Царю радушен, благороден,

В терпенье лишь себе

подобен.

Красуйся ж и ликуй, герой,

Что в нынешнем ты

страшном бедстве

В себе и всем твоем

наследстве

Дал свету дух

свой знать прямой.

Священник

Димитрий долгушин,

к. филол. наук

Вестник Новосибирской митрополии №5 (101) август 2012 г

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие

Читайте также:

03.01.2013 - РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Митрополита Новосиб ...

13.09.2012 - Молебен в память об избавлении России от нашествия Наполеона и престольный ...

12.09.2012 - В краеведческом музее открылась выставка «200 лет Отечественной войне 1812 ...

14.01.2012 - «Гроза двенадцатого года» и ее отголоски в русской истории

29.05.2011 - Архиепископ Тихон: "Кирилл и Мефодий - это первые отечественные святые, ко ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 4309


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031