|
||||||||||||||
Этико-правовые вопросы медицины подняла профессор Силуянова в НовосибирскеНовосибирское региональное отделение Общества православных врачей России по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона пригласило в Новосибирск члена Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата РПЦ, члена исполнительного комитета Общества православных врачей России, заведующую кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова профессора, д.ф.н. Ирину Силуянову. Первая встреча профессора с медицинской общественностью Новосибирска прошла 22 мая в Большом Зале мэрии. Профессор говорила об актуальных этико-правовых вопросах современной медицины. Послушать и задать вопросы Ирине Силуяновой пришли не только медицинские работники, но и депутаты, а также представители общественных организаций города. На следующий день в Международном выставочном комплексе «Новосибирск Экспоцентр» состоялось открытие XXIII международной медицинской выставки «МедСиб 2012» и XXV специализированной выставки медицинских учреждений и услуг «Здравоохранение Сибири 2012». Здесь Ирина Силуянова также выступила перед медицинским сообществом. Встречу в мэрии проводил руководитель местного отделения общества православных врачей к.м.н. Дмитрий Индинок. Он напомнил, что 22 мая Русская Православная Церковь празднует память святого Николая Мирликийского, который является небесным покровителем Новосибирска (в прежние времена – Новониколаевска, названного так в честь святителя Николая Чудотворца – небесного покровителя Государя Николая Александровича). Дмитрий Индинок поздравил всех с праздником, и представил аудитории «замечательного, всеми уважаемого и яркого человека – Ирину Васильевну». «Тема очень актуальная, - предупредил коллег Дмитрий Иванович, - вопросы морали и права во врачебной практике зачастую отходят на второй план, но сейчас у каждого из нас появилась возможность обсудить эту проблему, которая на самом деле является чрезвычайно важной и актуальной». Ирина Силуянова призналась, что она очень рада этой встрече, на которой хотела бы поделиться с врачами «информацией по значимым этическим вопросам отечественной системы здравоохранения». В частности, она предложила разобрать с этической точки зрения два закона о здравоохранении: нынешнего «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который действует с 1 января 2012 года, и закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» 1993 года. «Попытаемся провести сравнительный анализ двух законов, чтобы понять, для чего вообще нужно было принимать новый закон», - предложила профессор. По словам Ирины Силуяновой, любой закон обладает серьезной силой, которая влияет на сознание людей и формирует стандарты поведения. Она напомнила присутствующим о заповедях Божиих, являющихся нравственным Законом, который существует тысячи лет и остается незыблемым. В свою очередь юридические законы, не имеющие такой силы, со временем требуют изменений, существенных дополнений. Это связано как с непрекращающимся развитием медицинской науки, так и с происходящими изменениями в самом обществе. То есть все происходит согласно крылатому изречению: «меняются времена, и мы меняемся вместе с ними». К сожалению, мы меняемся далеко не всегда в лучшую сторону. А если наше пошатнувшиеся мировоззрение и, как следствие, морально-нравственное поведение «укрепить» законом, то таким образом в обществе могут крепиться и аморальные принципы. Одним из таких серьезных шагов в сторону, противоположную от морали, можно считать легализацию суррогатного материнства. В Основах социальной концепции РПЦ четко говорится, что ««Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо… Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности». Но нынешнее время диктует свои условия, свои законы. Легализация суррогатного материнства выгодна прежде всего фирмам-организаторам, которые будут зарабатывать на этот большие деньги. В обществе потребления все идет на продажу: и честь, и совесть, и… дети. «Отношение матери к своему ребенку – это всепоглощающая жертвенная любовь. Это подлинная нравственная ценность, а мы ее превращаем в суррогатную форму!» - возмущена Ирина Силуянова. Огорчают и те изменения, которые коснулись применения репродуктивных технологий. Их список серьезно расширился. Если по старому закону, искусственное оплодотворение разрешалось только при согласии супругов, но теперь это возможно и при желании лиц, не состоящих в браке. Более того, сегодня о своем праве на указанную процедуру могут заявлять даже одинокие женщины. «Процесс разрушения традиционной семьи идет полными ходом, - констатирует профессор Силуянова, - И это в наше-то время, когда каждая третья семья – неполная». Но теперь может быть еще хуже! Суррогатное материнство и «новости» репродуктивных технологий создают предпосылки для легализации гомосексуальных семей. «Гомосексуализм поднял голову только потому, что возникли технологии искусственного оплодотворения, - уверена Ирина Васильевна. - Ранее культура более или менее эффективно противостояла гомосексуализму – ведь это биологическая тупиковая форма семейных отношений. А теперь – никаких тупиковых форм!» Предметом купли-продажи становятся человеческие органы. Раньше живым донором мог стать только родственник пациента-реципиента. В новом законе такого запрета уже нет, и для трансплантации достаточно «информированного добровольного согласия» любого человека. И машина уже заработала! «В нашем медицинском университете им. Н.И. Пирогова очень скоро появились объявления, предлагающие студенткам продавать свои яйцеклетки! А ведь это очень непростая, часто опасная операция, чреватая серьезными осложнениями», - говорит профессор. К сожалению, находятся люди, которые за деньги соглашаются на это. В законе игнорируются и такое понятия, как «уважение достоинства человека». А должно быть четко прописано, как, к примеру, во французском кодексе здравоохранения. Врач всегда должен помнить не только о своем профессиональном долге, но и о достоинстве пациента, какой бы образ жизни он не вел. «Недавно я предложила студентам тему: «Мой пациент – бомж», - говорит профессор. – Неожиданно аудитория распалась на два лагеря. Одни говорили, что они не для того учились столько лет, чтобы «помогать бомжам», другие категорически заявляли, что если те «так рассуждают, то им нужно уходить из профессии». «То есть проблема такая существует, и о ней нужно говорить, ее нужно решать», - уверена профессор. В то же время профессор Силуянова призналась, что в новом законе есть и положительные моменты. К примеру, если раньше женщина имело законное право на искусственное прерывание беременности, то теперь слово «право» убрали. Потому что аборт с морально-нравственной точки зрения - это убийство, и тогда – по закону! - женщины имеют право убивать собственных нерожденных детей. Впрочем, вместо «имеет право» поставили другую, более мягкую формулировку: «каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве». Ну хоть слово «право» убрали! Было введено также понятие «неделя тишины» - периода с момента обращения женщины к врачу с целью искусственного прерывания беременности до принятия ею окончательного решения. Дело в том, что решение сделать аборт приходит порой спонтанно, в помраченном состоянии; после аборта такие женщины начинают остро переживать случившееся. Если за эти 48 часов с женщиной поговорят психолог, сестра милосердия или священник, то вероятность, что она откажется от детоубийства, в определенной степени повышается. Важно и то, что теперь врачи могут отказываться от проведения абортов по религиозным соображениям, моральным принципам. Ирина Силуянова рассказала историю доктора, акушера-гинеколога, которая в советское время много лет выполняла такие операции. Но после того как она пришла в Церковь и начала воцерковляться, перед ней открылся весь ужас содеянного ею (Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы»). И тогда она нашла для себя выход – начала заведовать отделением. Операции она уже не делала – делали другие. Но подпись свою в договоре на согласие пациента на аборт, она продолжала ставить. А это означала, что она все равно причастна ко греху. И доктор ушла из профессии, прекрасно понимая, что после этого ее будущее в материальном отношении будет очень непростым. «И тем самым она совершила нравственный подвиг», - подчеркнула Ирина Силуянова. Ирина Силуянова затронула и тему развивающейся медицинской науки. В СССР наука представлялась как главная производительная сила, и все делалось ради нее. Ситуация сейчас мало изменилась. Научные интересы нередко превалируют над моралью и нравственностью. Пример – клеточные технологии, предполагающие использование эмбриональных клеток. Многие российские ученые уверены, что работы в этом направлении необходимо продолжать ради «светлого будущего на земле». В то время как в развитых странах «к эмбриону даже подходить близко запрещено». Ирина Силуянова напомнила врачам разговор двух братьев – Ивана и христианина Алеши из «Братьев Карамазовых», - во время которого Иван спрашивает брата, согласился бы он стать архитектором «здания судьбы человеческой», чтобы в конце концов осчастливить весь народ, но при условии, что для этого ему сначала будет необходимо «замучить ребеночка». По словам профессора Силуяновой, христианин Алеша отвечает устами всей русской религиозной философии: «Нет, не согласился бы». А ученые во имя науки готовы закрыть глаза на уничтожение нерожденных детей. Еще одним положительным моментов профессор назвала сохранение запрета на эвтаназию. Больше того, теперь запрет распространяется и на бездействие врача, что отныне будет рассматриваться как пассивная эвтаназия. При этом Ирина Силуянова заметила, что нынешний год в этом отношении юбилейный для Голландии – вот уже десять лет, как в этой стране разрешена эвтаназия – врачам разрешено уничтожать не только нерожденных детей, но и стариков, и тяжелобольных! Логично предположить, что в скором времени и у абсолютно здоровых голландцев появиться право «легко» умереть под присмотром опытного доктора. Завершая свое выступление в мэрии Новосибирска, Ирина Силуянова напомнила слова Владимира Путина, сказанные им еще в 2006 году: «Закон не может быть не моральным; закон всегда морален, иначе это плохой закон». Однако сравнительный анализ двух законов, проведенный профессором Силуяновой, показывает постепенное «выхолащивание морального смысла медицинской деятельности». «В США, - сказала профессор, - существует профессиональная медицинская ассоциация, в Кодексе которой записано, что если юридический закон противоречит нормам морали, то врач обязан бороться за изменение юридического закона, выстраивая его в соответствии с моральными нормами». «Цель моего приезда к вам – не только познакомиться, но и заручиться вашей поддержкой, когда мы будем вырабатывать поправки к действующему закону», - заключила Ирина Силуянова.
Образование и Православие / Дмитрий Кокоулин, АНН |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2746 |