Авторское право. Урок высшего пилотажа
Воровство – это всегда воровство. Как бы мы его не назвали: экспроприация или нарушение авторских прав. Плагиату и его последствиям было посвящено очередное занятие в Школе начинающих авторов. Его провел Андрей Марусов, начальник юридического отдела группы компании НГС.
Андрей Марусов профессионально занимается защитой прав авторов и журналистов уже не первый год. В его практике: судебные иски, случаи исправления ошибок, допущенных из-за неверной правки материала, переработки цитат или бездоказательного размещения информации. Поэтому для начинающих авторов Андрей подготовил ценную информацию, основанную на нормативно-правовых документах и личном опыте. Он признался, что авторское право является высшим пилотажем и требует особого мастерства и юридической подготовки.
Немного истории и теории
Основополагающим международным документом для защиты авторских прав служит Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, принятая 9 сентября 1886 года. Цель конвенции - обеспечение взаимного признания авторских прав государствами и установление международных норм для их защиты. Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. Первыми её участниками стали Бельгия, Германия, Франция, Испания, Великобритания, Тунис и Швейцария. Российская Федерация присоединились к конвенции 13 марта 1995 года.
Согласно Бернской конвенции «термин «литературные и художественные произведения» охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры … лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения…» (1). Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
Это должен знать каждый автор
Автор при создании произведения сталкивается со сложностями, которые обусловлены двойственной природой интеллектуального продукта. С одной стороны, произведение - это «продукт труда», объект гражданского оборота, а с другой стороны – часть души самого автора, средство реализации его творческого потенциала и отражение личностных характеристик.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации закреплено две группы прав авторов: личные неимущественные и имущественные права. К личным неимущественным правам относятся неотчуждаемые права личности: исключительное право на произведение; право авторства; право на имя; права на неприкосновенность и на обнародование произведения (2). Эти права естественные и бессрочные, поскольку даже после смерти авторов творения будет издаваться под их именем (например, стихотворения А.С. Пушкина, поэмы М.Ю. Лермонтова, картины Сальвадора Дали и др.)
Имущественные права рассматривают произведения как объект гражданских правоотношений. Эта группа прав защищает интересы авторов в области получения гонораров за труд. И здесь возможны различные ситуации. Во-первых, можно создать произведение, но не обладать правами на него, например, при заключении с организацией авторского договора заказа. Во-вторых, создание произведения может стать предметом трудового договора, и в этом случае созданные материалы будут принадлежать работодателю.
Штатный журналист или свободный автор?
Андрей Марусов также объяснил различия в правах и обязанностях штатных журналистов и вольных авторов. "Штатник" обязан согласовывать материалы с редактором и нести ответственность за их достоверность. Андрей рассказал о практике серьезных организаций: журналисты записывают интервью на диктофон и получают обязательное согласие респондента на публикацию его фотографии. Если журналист сделает ошибку или исказит информацию, его будет защищать корпоративный юрист, а свободный автор должен сам позаботиться о защите своих прав. Поэтому начинающим авторам очень важно научиться точно отражать полученную информацию.
Журналист, работающий по договору, имеет преимущества перед свободными авторами. Он может воспользоваться правом получения официального ответа от государственных и муниципальных учреждений. Журналист может получить аккредитацию для участия в закрытых мероприятиях и конференциях. Автор же – лицо частное и таких прав не имеет. Однако он обладает большей творческой свободой и независимостью: может написать любую статью и положить её в дальний ящик стола, или самостоятельно выбрать сайт и журнал для публикации.
Но главным для всех авторов является внимательное соблюдение авторских прав, уважение к чужому творческому труду. Надеемся, что эту мысль твердо усвоили начинающие журналисты и писатели - участники встречи с юристом Андреем Марусовым.
___
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г., и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г, измененная 28 сентября 1979 г. - статья 2 пункт 1.
2. Гражданский кодекс (ГК РФ). Часть четвертая. Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Глава 70. Авторское право, статья 1255, пункт 2.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|