Современное позиционирование педагога в реализации программ духовно-нравственного воспитания
Приветственное слово начальника управления образования администрации г. Искитим О.А. Прасоловой к участникам образовательных Рождественских чтений в г. Искитиме.
Уважаемые участники первых городских Рождественских чтений!
Управление образования города проводит сегодня Рождественские образовательные чтения совместно с приходами РПЦ города Искитима при поддержке Общеепархиального духовно-просветительского центра. Основная задача нашего собрания совпадает с главной задачей Новосибирских Рождественских образовательных чтений, которые проходят в настоящее время в Новосибирске, - налаживание конструктивного взаимодействия Церкви и государственной системы образования.
В этом направлении в 2011 году была проведена определенная работа. В целях координации действий администрации города и приходов РПЦ при подготовке и проведении совместных городских мероприятий (конференция по проблемам духовно-нравственного воспитания, День славянской письменности и культуры, Дня памяти Новомученников и Исповедников Российских в Новосибирской Епархии) при заместителе главы города по социальным вопросам создан городской организационный комитет.
В целях формирования у обучающихся целостного мировоззрения, представления о православной культуре, как о важнейшей составляющей российской и мировой культуры, развития духовно-нравственного просвещения и культурно-педагогических традиций в системе образовании Управлением образования и местными православными религиозными организациями города Искитима Новосибирской области: Приходом во имя святителя Николая, Приходом в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», Приходом в честь иконы Пресвятой Богородицы Владимирская подписано соглашение о сотрудничестве в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
Это поддержка в решении вопросов обеспечения прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к ценностям и традициям православной культуры в школах.
Это сотрудничество при разработке и реализации городских целевых программ по духовно-нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию;
сотрудничество в решении организационных вопросов, связанных с преподаванием предметов по православной культуре в муниципальных общеобразовательных учреждениях, развитием их учебно-методического обеспечения и получением рекомендаций педагогами, желающими преподавать данные предметы;
сотрудничество в организации деятельности воскресных школ, интеграции воскресных школ в систему образования города Искитима;
сотрудничество в проведении научно-практических и просветительских конкурсов, конференций и других мероприятий для обучающихся и педагогических работников;
анализ и обобщение опыта совместной работы в области образования, духовно-нравственного просвещения обучающихся, размещение информации о сотрудничестве в средствах массовой информации;
содействие родителям и педагогическим работникам в организации занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание детей и молодёжи.
В итоге такой совместной работы произошли изменения в организации преподавания основ религиозных культур и светской этики в школах города. Около 20% обучающихся 4 классов выбрали Основы православной культуры. Если об этом можно говорить как о результате, то только как о результате промежуточном. Ведь достижение главной цели – развития духовно-нравственных начал личности – связано с качеством преподавания и светской этики и основ православной культуры. Основным риском в данном случае считаю педагогическое целеполагание. Когда учитель в плане урока ставит задачи познакомить с основными догматическими положениями вероучения Православной Церкви, познакомить с основными событиями Ветхого и Нового Завета, сообщить некоторые события из истории Православной Церкви, деятельность и педагога, обучающихся понятна, в педагогической практике отработана, как преподносить информацию и отрабатывать ее запоминание все знают. Сложнее становиться, когда слова «познакомить» и «сообщить» заменяются на слово «приобщить», и как цель появляется «развитие нравственных чувств». Курс сразу становится сложным. Общаясь с учителями, часто слышу о том, что преподавать неподготовленному учителю курс ОПК тяжело, не хватает понятийного аппарата, понимания философских категорий. «Хорошо бы было, чтобы преподавали этот курс священники» - говорят учителя. Если педагог находится в таком беспокойстве, то это очень хорошо. Значит, человек относится к своему делу неформально. Но, уважаемые коллеги, мы должны с вами понимать, что священники в школу не придут и урок за нас не проведут. Это наш хлеб. В такой ситуации видится следующий выход:
педагогическое совершенствование в вопросах преподавания Основ православной культуры через самообразование и сотрудничество с приходами Православной церкви в совместном проведении занятий и мероприятий, организацию экскурсий.
В любом случае очень важна позиция самого учителя. Что происходит с педагогом, с его личностью, когда он открывает учебник основ православной культуры, светской этики, готовясь к урокам, обращается к учебно-методической и православной литературе? Претерпевает ли изменения его жизненная позиция, отношение к ближним, отношение к Богу? Чувствует ли учитель поддержку, или ощущает одиночество в решении нравственных вопросов? Если ответы на данные вопросы положительны, то человек находится в поиске, и, следовательно, увлечет за собой в этот поиск своих учеников.
Поэтому основной в 2012 году будем считать работу с педагогами в организации преподавания основ православной культуры в школе, обеспечивая педагогическое взаимодействие всех заинтересованных сторон. Уверена, что мы будем встречаться с участниками сегодняшних Рождественских чтений на открытых занятиях, семинарах, обсудим педагогические проблемы на августовской конференции.
Уважаемые коллеги!
Поздравляю Вас со светлым праздником, Рождеством Христовым! Пусть все, что вы начинаете в этом году, завершится удачно. Пусть у вас будет все для полноценной работы, главное, конечно, здоровье, любовь близких и благодарность детей.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|