|
||||||||||||||
Преподаватель Школы звонарей принял участие в фестивале «Хрустальные звоны – 2012» в Каргополе (Архангельская область)В Каргополь из Сибири можно приехать несколькими путями. Омские звонари, например, поехали через Ярославль. Я поехал через Москву. С нашими друзьями из школы звонарей при московском колокольном заводе «Литэкс», которые приезжали в Новосибирск в сентябре прошлого года мы договорились о встрече с московскими звонарями. Эта встреча прошла в храме в честь Сорока Севастийских мучеников собрались ученики Николая Завьялова, представители московского колокольного центра Виктора Шарикова и выпускники школы звонарей при заводе «Литэкс». Беседа длилась около двух часов. Мы говорили о статусе звонаря, о необходимости возобновления работы по созданию Чина благословения звонаря, о необходимости создания полного Устава колокольного звона, обменялись опытом учебного процесса. Московским звонарям был представлен новый номер «Сибирской звонницы». Я предложил коллегам принять деятельное участие в создании газеты – писать отклики и статьи в это пока единственное в России печатное издание по колоколам и звонам. Из Москвы в Каргополь я отправился на газели с московскими звонарями. Совершенно неожиданно для меня Господь привел нас в Ростов Великий, где так же «совершенно случайно» на месте оказался старший звонарь Успенской звонницы Ростовского кремля Дмитрий Смирнов. Его статья о балансировке и звонах опубликована в последнем номере «Сибирской звонницы». Исторический ансамбль поражал своим величием, наверное, каждого путешественника и паломника, который оказывался вблизи этих колоколов. Сысой, Полиелей, Лебедь, Голодарь, Баран, Козел… Какой звонарь не знает имена этих колоколов, не помнит их звучания? Но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Прикосновение к этим святыням «привязало» меня к Ростову. Мы уехали, а колокола остались в памяти, в сердце. Они стали звать меня к себе. Не знаю, когда доведется побывать в тех краях, но, думаю, обязательно туда вернусь. И вот Каргополь. Он входит в гильдию древних городов России. Известный с 1380 года, когда каргопольский князь Глеб со своей дружиной участвовал в Куликовской битве. Во времена Ивана III сюда свозились семьи пленных татарских ханов. В 1612 г. город отбил приступы «польских и литовских людей и русских воров». На рубеже XIX-XX веков в городе имелась земская больница на 45 кроватей, богадельня для 30 человек и детский приют с ремесленным классом, для обучения мальчиков переплётному и столярному ремёслам. Главную промышленность составляла выделка беличьих мехов, которые сбывались на Нижегородской ярмарке в 70-х годах XIX века выделывалось белки до 2 миллионов штук. За городом располагались 2 монастыря, основанные, по преданию, в XIV веке: женский Успенский и Спасский мужской. Каргополь был традиционным иконописным центром, иконы, написанные в Каргополе отличались особым «северным письмом». Программа фестиваля включала в себя международный симпозиум «Звуки небес. Колокольные звоны в палитре музыкальной культуры России», фестиваль колокольного искусства, концерт на терменвоксе в традициях Льва Термена «Музыкальные миражи» от Олеси Ростовской (г. Москва), многочисленные экскурсии, мастер-классы, выезды с просветительскими колокольными концертами на передвижных звонницах в села Каргопольского района. Новосибирск на симпозиуме был представлен тремя участниками. Заочно свои доклады представили доктор искусствоведения, кампанолог Сергей Геннадьевич Тосин («Карильон и композиторское творчество в России») и кандидат искусствоведения, руководитель Школы звонарей НСМПБИ Лариса Дмитриевна Благовещенская («Колокола: ландшафт, быт, время в православной литературе»). Я поделился опытом использования передвижных звонниц на территории исправительных учреждений Новосибирской области. Симпозиум продлился два дня, кампанологи и звонари говорили в основном о колокольных звонах на территории музеев и в рамках городских праздничных мероприятий, о звонах в звуковом ландшафте города и села, о карильонах и колокольной музыке, делились опытом проведения колокольных фестивалей и использованием передвижных звонниц. Вместе со звонарем из Каргополя Антоном Крехелевым и руководителем школы звонарей при заводе «Литэкс» Екатериной Головизниной нам посчастливилось принять участие в концерте заслуженной артистки России Аллы Сумароковой. Ее прадед отливал колокола, и она дала концерт, посвященный звонарям. Публика тепло принимала песни архангельских композиторов, исполненные просто и душевно, спетые сердцем. Колокольный звон, исполненный на передвижной звоннице и вплетенный в музыку, создал дополнительные краски, придал особую эмоциональность всему концерту. В фестивальной колокольной программе приняли участие звонари из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Каргополя, Вологды, Петрозаводска, Омска, Новосибирска. Соборная колокольня имеет два яруса звона, но колокола расположены только на одном – верхнем. Относительно самого здания это небольшой подбор из двенадцати колоколов, отлитый на заводе в Каменск-Уральском. Я слушал выступления звонарей и думал о том, сколько звонарей было на этой колокольне за всю историю этого города, как они звонили, какие тут были колокола… И вдруг понял, что раньше, для того, чтобы послушать московский, вологодский, петербургский, омский звон, надо было посетить все эти города. А сейчас такая возможность представилась, и мы можем услышать друг друга, перенять манеру и приемы звона, развести по своим городам что-то новое, интересное… Особое впечатление оставила поездка в Ошевенск, туда, где служил Господу и людям святой преподобный Александр Ошевенский. Старинные деревянные северные дома, деревянные храмы, древний полуразрушенный, но живой монастырь… Монастырская дорога, проложенная, как по линейке, тянется девять километров. Ее строили монахи, и наместник лично проверял качество покрытия. Он ехал в повозке, опустив на дорогу посох. В том месте, где он подскакивал, делали остановку и заделывали ухаб. До сих пор это одна из лучших трасс в округе. К сожалению, в Ошевенске много брошенных домов, несмотря на то, что даже весьма приличный дом можно приобрести за 30 000 рублей. Фестиваль закончился. Подведены итоги. Звонари разъехались по своим городам. Нам нужно постараться проанализировать опыт этого фестиваля, взять для себя что-то лучшее, учесть ошибки организаторов. Я возвращался через Москву. В восьмилетнем возрасте я впервые увидел Царь-колокол. Тогда я не мог знать, что жизнь моя будет связана с колоколами. И вот, спустя четверть века, я снова пришел в Московский кремль и снова прикоснулся к самому большому русскому колоколу. А в самом конце этого путешествия Господь сподобил посетить Свято-Данилов монастырь, познакомиться со старшим звонарем иеродиаконом Романом (Огрызковым), (кстати, его статья опубликована в последнем номере «Сибирской звонницы»). Мы поднялись на надвратную колокольню с историческим подбором колоколов, в ансамбле звонили к вечернему богослужению. Наверное, по каждому фрагменту этой поездки можно написать отдельный рассказ, но вряд ли возможно описать всё. Да и не улеглись еще впечатления, многое еще не осознанно. Новосибирскую Школу звонарей пригласили на московский Пасхальный фестиваль звонов, организуемый Храмом Христа Спасителя, мы приняли участие в мастер-классах, концертах и звонах, мы представили Новосибирск на симпозиуме. Наша задача сегодня – продолжать работу по возрождению колокольной традиции в Сибири, развивать музей колокольного звона, продолжать миссионерскую работу, готовить наш Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири, готовить не просто церковных звонарей, но звонарей-миссионеров, звонарей сотрудников. Только общими усилиями мы сможем решить те задачи, которые сейчас поставлены перед нами. Надеемся, что в скором времени Школа звонарей будет преобразована в Сибирский центр колокольного искусства и сибирские звонари смогут выйти на новый уровень работы для людей и во славу Божию.
Образование и Православие / Преподаватель Школы звонарей НСМПБИ Алексей Талашкин Новосибирск-Москва-Каргополь |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 7 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5049 |