Опубликовано 25.09.2009 в рубрике  Новости Митрополии, Материалы НЕВ
 

Протоиерей Борис Пивоваров: Зачем школьнику духовность и нравственность?


В конце августа в нашем городе прошел съезд работников образования Новосибирской области, посвященный обсуждению основных направлений реализации национальной инициативы «Наша новая школа». По благословению архиепископа Тихона на пленарном заседании съезда с докладом «Актуальность духовно-нравственного воспитания в школе» выступил руководитель епархиального Отдела религиозного образования протоиерей Борис Пивоваров.
 
В своем выступлении он, в частности, сказал:

«Позвольте кратко осветить три вопроса. Первое: почему в школу вводится какое-то новое, незнакомое u непонятное духовно-нравственное воспитание; второе: кто будет учить школьников духовно-нравственной культуре; третье: как, то есть каким путем, каким методом следует преподавать духовно-нравственную культуру в школе?

Всем вам известно, что 21 июля на совещании у Президента Российской Федерации было принято решение о начале эксперимента в российской школе по преподаванию основ религиозной культуры, истории мировых религий и основ светской этики. Поэтому в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом - образовательным стандартом нового поколения - в последней четверти наступающего учебного года начнется апробация новой школьной дисциплины - «Духовно-нравственное воспитание».

О цели и задачах этого нового учебного предмета в некоторой степени можно судить по проекту «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», в начале лета опубликованному на сайте Министерства образования и науки и напечатанному в №23 «Учительской газеты» от 9 июня сего года.

Концепция призвана стать частью Федерального образовательного стандарта общего образования: разработана она в соответствии с Законом «Об образовании», подготовлена светскими специалистами.
Это принципиально новый для российской школы документ, в котором прописаны духовно-нравственные принципы, духовно-нравственные ориентиры, общие представления о которых и делают нас единым народом России.

Итак, первый вопрос: «Зачем нужен какой-то новый предмет, когда учебная программа так перенасыщена?»
И не навязывают ли или, как иногда говорят, «не спускают ли» высшие власти, министерство образования российской школе какой-то совершенно новый, непонятный и чуждый ей учебный предмет?

Нет, не навязывают! И учебный предмет этот - не новый для российской школы.

Внутри новой образовательной области «Духовно-нравственное воспитание», по словам министра образования, предполагается три модуля:

l-й модуль - это история и основы Православия, или мусульманства, или иудаизма, или буддизма, - по выбору учащихся и (или) их родителей, если речь идет о детях до 14 лет.
2-й модуль - история мировых религий.
3-й модуль - основы светской этики.

Причем, добровольности никто не отменяет и принуждения никто не предписывает. Оба принципа - свобода и альтернативность - сохраняются.

Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается «особая роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Этим же законом признается культурная самобытность и историческая значимость таких традиционных для части граждан России религиозных верований как магометанство, иудаизм и буддизм.
Почему последовало согласие в этом вопросе государства и лидеров наиболее многочисленных религиозных общин России? На этот вопрос дал исчерпывающий ответ на Поместном Соборе Русской Православной Церкви нынешнего года Святейший Патриарх Кирилл. Он сказал:

«Да, у нас и у представителей нехристианских религий - разные представления о Боге и о Его отношении к человеку, разные традиции, отличающийся образ жизни. Но основные нравственные представления традиционных религий во многом близки, что позволяет им сообща противостоять вызовам морального нигилизма, агрессивного безбожия, межнациональной, политической и социальной вражды. Не случайно участники межрелигиозного диалога совместно осуждали терроризм, высказывались в поддержку традиционной семьи, выступали за возврат нравственности в экономику, критиковали порочную политику некоторых средств массовой информации, отстаивали интересы религиозных общин в дискуссиях с государственной властью».

Чтобы понять, для чего так необходимо изучение духовно-нравственной культуры в школе, хорошо бы уяснить само понятие «культура».

«Культура, - по словам академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих огромное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».

Культура великой России - это не только и не столько многочисленные удивительные памятники архитектуры, изобразительного, музыкального искусства и народного творчества. Духовно-нравственная культура России – это, прежде всего, наши просветители, герои, подвижники, святые земли Русской, а также их твердые нравственные устои, патриотические заветы, жертвенное служение своему Отечеству и людям.

Поэтому на вопрос «Как воспитать нравственного школьника?», академик Лихачев, которого еще при жизни наименовали «совестью нации», отвечал:

«Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть, прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую - религия, а более сложным путем - музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)».

Второй вопрос: «Кто же будет учить школьников духовно-нравственной культуре?»

Совсем недавно, 18 августа, в №33 «Учительской газеты» под заголовком «Каждому по его вере» напечатаны материалы круглого стола, на котором обсуждался проект «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников».

Одна из участниц этой дискуссии - Алла Курбатова, директор муниципальной гимназии «Дмитров» города Дмитрова Московской области, директор «Школы школ России 2005 года», признанный на всероссийском уровне лидер образования - сказала следующее:

«Об учителях. Был задан вопрос: готовы ли они к воспитанию духовно-нравственной культуры? Хотя большинство учителей воспитывалось в советское время, но, если взять Центральную Россию, они как были, так и остались русскими православными учителями. Поэтому не надо спрашивать, готов или не готов учитель. Он кровью своей готов, тем уже, что он в школе. Мне кажется, что Владимир Путин был прав, когда сказал года два назад: «У нас единственный путь развития - русский. Мы живем не в Китае, не в Иране, не в Израиле, не в Египте, а в России» (конец цитаты из «Учительской газеты»).

А насколько правомерно преподавание в школе духовно-нравственной культуры?

Здесь уместно напомнить важнейший демократический принцип, согласно которому свободное волеизъявление пользующихся своими правами граждан предопределяет обязанности государства. Если в России большинство людей - люди верующие, если многие родители желают, чтобы их дети в рамках общего образования получали и духовно-нравственное воспитание, соответствующее их собственным религиозным и нравственным убеждениями, то государство должно предоставить им такую возможность.

Так гласит принятая еще в 1960 году «Международная конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования». Наша страна подписала эту Конвенцию еще в начале 1960-х годов прошлого века. Пора уже ее выполнять!
И вся суперсветская Европа в общеобразовательных и муниципальных школах имеет обязательный учебный предмет на выбор: религия и этика.
Знание основ веры своих предков способствует гражданской консолидации. А незнание истоков своей культуры ведет к ксенофобии и другим страшным делам.

Изучение в общеобразовательной школе духовно-нравственной культуры России - это веление времени. Если мы этого не услышим, то разговоры о необходимости нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи останутся разговорами, а кризис воспитания будет только усиливаться.

Третий, последний, вопрос: «Какова должна быть методика преподавания духовно-нравственной культуры в общеобразовательной школе?»

Формированию высокой духовности и крепкой нравственности российского школьника веками способствовали летописи, сказания, предания, произведения литературы, изобразительного и певческого искусства, в которых любовь к Родине, родителям,. согражданам, а также подвиги самопожертвования во имя любви к Родине и народу своему отождествлялись с верностью добродетелям Православия - вере, надежде и любви. Защита Родины, родных, соотечественников воспринималась не иначе как величайший религиозный долг. А милосердие к ближнему - как норма жизни.

Через преклонение перед такими качествами героев, подвижников, просветителей как верность Родине, верность долгу, верность семье, мужество, доброта, бескорыстие и любовь осуществлялось нравственное воспитание детей и молодежи, а следовательно, и всех граждан России.
Теперь для школьников как-то померкло величие подвигов великого князя Александра Невского, Ивана Сусанина, патриарха Ермогена и многих других героев нашей славной российской истории. На смену им пришли терминатор, Гарри Поттер, «бибигоша». Но «бибигоша» - это, скорее, для развлечения. А ученье и развлеченье - не одно и то же, как считал К.Д. Ушинский.

Вот почему необходимо освоение духовно-нравственной культуры России в школе. Вот почему так важно не откладывать начало тщательному и систематическому освоению школьниками духовно-нравственной культуры России.

В заключение позвольте привести мнение известного русского поэта Василия Андреевича Жуковского о том, что такое образование.

Как-то однажды, начав писать свой дневник как учитель, он первыми словами начертал:

«Образование - это воспитание для добродетели». Дай Бог, чтобы все наши школьники получили добротное духовно-нравственное воспитание и воспитывались нашей родной российской школой для добрых дел.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / НЕВ №5 (85) 2009 - www.orthedu.ru

Читайте также:

23.11.2012 - Круглый стол в Ордынске: «Духовно-нравственное воспитание школьников».

17.10.2011 - Главная задача – объединение российского общества

01.03.2011 - Программа проведения I конференции «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ...

23.01.2011 - Слово Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Архиепископа Новосибирского и Бердско ...

29.12.2010 - Предмет Основы православной культуры» находит свое достойное место в учебно ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 6276

Ключевые слова: Протоиерей Борис Пивоваров, Духовная жизнь, нравственность

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031